Главная страница
Навигация по странице:

  • СОСТАВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Общие сведения о реле ЖАТ, назначение, классификация

  • 1.2 Маркировка и условные графические обозначения в схемах СЦБ реле и их контактов

  • ДИПЛОМ (5). Пояснительная записка Ю. В. Архипова Разработал М. Ю. Калинин дп 27. 02. 03 000 000 006


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеПояснительная записка Ю. В. Архипова Разработал М. Ю. Калинин дп 27. 02. 03 000 000 006
    Дата05.04.2018
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДИПЛОМ (5).docx.docx
    ТипПояснительная записка
    #58518
    страница1 из 3
      1   2   3

    Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО государственного БЮДЖЕТНОГО

    образовательного учреждения высшего образования

    «сибирский государственный университет путей сообщения» - томский техникум железнодорожного транспорта


    ПРОЕКТИРОВАНИЕ, МОНТАЖ И РЕГУЛИРОВКА СТЕНДА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЛЕ КМШ

    Пояснительная записка


    Руководитель: Ю. В. Архипова

    Разработал: М.Ю. Калинин
    ДП 27.02.03 000 000 006

    студенту заочной формы обучения специальности

    27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте

    (железнодорожном транспорте)»

    Калинину Максиму Юрьевичу

    1 Тема проекта: Проектирование, монтаж и регулировка стенда для исследования электрических характеристик реле КМШ

    утверждена приказом № 13-ст/з от 10 февраля 2016 г.

    2 Задание выдано «21» марта 2016 г.

    3 Срок сдачи законченного проекта «03» июня 2016 г.

    1. Исходные данные:

    4.1 Типы реле предназначенные для испытания на стенде, корпус стенда из ламинированного ДСП, платы реле КМШ, измерительные приборы типа вольтметр и амперметр, трансформатор типа СТ-4, оргстекло толщина 5мм, провод МГШВ — 0,75мм, регулируемое сопротивление, конденсаторы типа YAGEO 2200мF 50В, схема для измерения электрических характеристик реле.

    Индивидуальное задание: Проектирование, монтаж и регулировка стенда для исследования электрических характеристик реле КМШ.

    СОСТАВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

    Введение

    1 Теоретическая часть

    1.1 Общие сведения о реле ЖАТ, назначение, классификация

    1.2 Маркировка и условные графические обозначения в схемах СЦБ реле и их контактов

    1.3 Организация и планирование работ ремонтно- технологического участка (РТУ)

    2 Опытно-эксперементальная часть

    2.1 Эксплуатационно –технические требования к параметрам реле

    2.2 Описание стенда для исследования электрических характеристик реле КМШ

    3 Экономическая часть

    4 Вопросы охраны труда и техники безопасности

    Заключение

    Список используемых источников
    Руководитель _______________ /Архипова Ю. В./

    Председатель цикловой комиссии____________ / Пашкевич М.Н./

    Протокол № 6 от 11 февраля 2016 г.

    Задание к исполнению принял ____________ /Калинин М.Ю./


    Введение

    5

    1 Теоретическая часть

    6

    2 Опытно – экспериментальная часть

    23

    3 Экономическая часть

    33

    4 Вопросы охраны труда и техники безопасности

    35

    Заключение

    39

    Список используемых источников

    41


    ВВЕДЕНИЕ

    В современных системах железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) основными элементами, осуществляющими коммутацию электрических цепей, явлются элементы релейного действия, обладающие свойством скачкообрано изменять выходной параметр (сигнал) при плавном изменении входного.

    Контактные реле получили наибольшее распространение в устройствах ЖАТ благодаря следующим качествам:

     простота конструкции и высокая надежность;

     длительный срок службы в условиях непрерывной эксплуатации;

     возможность использования в различных климатических условиях;

     возможность одновременного независимого переключения нескольких выходных цепей, гальванически не связанных между собой.

    К основным недостаткам контактных реле можно отнести:

     относительно большие габариты и массу, что требует значительного расхода дорогостоящих материалов (серебра и меди);

     ограниченный коммутационный ресурс;

     трудоемкость обслуживания (проверки, регулировки параметров) и ремонта.

    Современный уровень развития науки и техники, применение новых технологий проектирования и изготовления позволяют создавать и внедрять в эксплуатацию реле с улучшенными эксплуатационно-техническими характеристиками. Внедрение микроэлектронных и компьютерных систем на железнодорожном транспорте позволяет сократить количество релейной аппаратуры. Однако существует ряд функциональных задач, в первую очередь это задачи обеспечения условий безопасности движения поездов, выполнение которых требует применения контактных реле и не допускает использования бесконтактных элементов. Поэтому есть все основания полагать, что реле еще долгое время будут одними из основных элементов систем железнодорожной автоматики и телемеханики, обеспечивающих безопасность и бесперебойность движения поездов.

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1.1 Общие сведения о реле ЖАТ, назначение, классификация

    В зависимости от физической природы входного параметра реле делятся на электрические, механические, термические, пневматические, гидравлические, акустические, оптические.

    Электрические реле по принципу действия воспринимающей части делятся на электромагнитные (основной тип для устройств ЖАТ), магнитоэлектрические, электродинамические, индукционные, электронные, полупроводниковые, магнитные.

    Наиболее широкое применение в устройствах ЖАТ нашли электромагнитные реле , которые в зависимости от рода питающего тока делятся на реле постоянного и переменного тока. Реле постоянного тока делятся на нейтральные, поляризованные, комбинированные; реле переменного тока  на индукционные, с выпрямителями, непосредственного действия.

    По времени срабатывания реле делятся на быстродействующие, нормальнодействующие, медленнодействующие, временные (реле выдержки времени).

    По способу включения в электрические цепи устройств ЖАТ реле делятся на нештепсельные (с разборным болтовым соединением) и штепсельные (с использованием штепсельной розетки).

    По надежности действия реле относятся к I и низшим (не первого) классам. Согласно, электромагнитным реле I класса надежности считается прибор, конструкция которого удовлетворяет следующим требованиям:

     возврат якоря из притянутого состояния в отпущенное происходит за счет действия гравитационных сил на массы подвижных частей (или, другими словами, при отключении обмотки от источника питания якорь возвращается в исходное положение под действием собственного веса);

     исключена возможность механического заклинивания якоря;

     при отключении обмотки от источника питания исключена возможность залипания якоря за счет остаточной магнитной индукции в элементах магнитопровода;

     материалы, применяемые для изготовления фронтовых (замыкающих) и общих контактов, исключают их свариваемость при возникновении короткозамкнутой цепи;

     при переключениях реле (при притяжении и отпускании якоря) исключена возможность замыкания хотя бы одного фронтового контакта до размыкания всех тыловых контактов и наоборот.

    Если конструкция реле не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных требований, то реле считается не I класса надежности. У реле низших классов надежности возврат якоря в исходное положение осуществляется под действием сил реакции (упругости) контактных пружин, от воздействия тока другой полярности или другим способом.

    Комбинированные реле предназначены для осуществления электрических зависимостей в устройствах автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте и изготовляются следующих типов:

    • КМШ-3000, КМШ-750, КМШ-450 — штепсельные (в колпаке), устанавливаются на стативах и в релейных шкафах;

    • КМ-3000, КМ-450 — нештепсельные (открытые), устанавливаются в релейных блоках.

    Устройство комбинированного реле показано на рисунке 1. Основными элементами реле являются постоянный магнит 7, сердечник 5 с двумя обмотками 6 и два якоря – нейтральный 2 и поляризованный 4. Нейтральный якорь через контактную тягу 1 воздействует на контактную систему, аналогичную контактной системе нейтрального реле. Поляризованный якорь через контактную тягу 3 воздействует на контактную систему, аналогичную контактной системе поляризованного реле.

    Комбинированное реле представляет собой сочетание нейтрального и поляризованного реле с общим электромагнитом. Постоянный магнит оказывает воздействие только на поляризованный якорь, а электромагнит управляет и поляризованным, и нейтральным якорями.

    Принцип действия комбинированного реле заключается в следующем. В магнитной системе реле постоянно существует поляризующий магнитный поток ФП, который образуется постоянным магнитом и состоит из двух потоков ФП1 и ФП2. В показанном на рисунке 1 положении поляризованного якоря магнитный поток ФП1 будет значительно больше потока ФП2, и поляризованный якорь надежно удерживается притянутым к левой стороне электромагнита, замыкая нормальные контакты. Нейтральный якорь находится в отпущенном состоянии, замыкая тыловой контакт.



    Рисунок 1- Устройство комбинированного реле

    Для изменения положения поляризованного якоря в обмотку реле необходимо подать ток такого направления, чтобы рабочий магнитный поток ФР, образующийся в электромагните, был направлен против потока ФП1 и совпадал с направлением ФП2. В результате поляризованный якорь изменит свое положение, притягиваясь к
    правой стороне электромагнита. Нормальный контакт разомкнется, переведенный

    замкнется. Нейтральный якорь под воздействием потока ФР изменит свое положения, притягиваясь к левой стороне электромагнита. Тыловой контакт разомкнется, фронтовой замкнется.

    При отключении обмотки от источника тока магнитный поток ФР исчезает, и нейтральный якорь возвращается в исходное положение, размыкая фронтовой и замыкая тыловой контакт. Поляризующий магнитный поток ФП надежно удерживает поляризованный якорь в последнем положении  притянутым к правой части электромагнита.

    Таким образом, у комбинированного реле нейтральный якорь срабатывает

    каждый раз, когда по обмотке будет протекать электрический ток (любого направления). Поляризованный якорь будет менять свое положение только при определенном направлении тока в обмотке.

    Комбинированное реле является трех позиционным, так как оно может находиться в трех различных состояниях: без тока, возбуждено током прямой или обратной полярности.

    В реле предусмотрена такая последовательность работы якорей: сначала перебрасывается поляризованный якорь, а затем притягивается нейтральный. Указанная последовательность работы якорей должна обеспечиваться как при наличии, так и при отсутствии нажатия на контактах поляризованного якоря.

    Обмотки реле включаются последовательно (на розетке реле устанавливается перемычка между выводами 2—3)(Рис2).



    Рисунок 2 – схема нумерации контактов комбинированного реле

    При подключении питания к клеммам 1—4 (минус к выводу 1 и плюс к выводу 4) поляризованный якорь должен занимать нормальное положение и замыкать контакты 111—112, 121—122. При изменении направления ток в катушках (плюс к выводу 1, минус к выводу 4) поляризованный якорь должен занимать переведенное положение и замыкать контакты 111—113, 121—123.

    1.2 Маркировка и условные графические обозначения в схемах СЦБ реле и их контактов

    Маркировка реле представляет собой специальное буквенно-цифровое обозначение (шифр). Буквы и цифры в обозначениях реле расшифровываются следующим образом.

    Буквы обозначают тип, конструктивные особенности и функциональное назначение реле. Первые буквы реле в обозначениях реле расшифровываются следующим образом:

    Н – нейтральное,

    П – поляризованное,

    К – комбинированное,

    И – импульсное,

    С – с самоудерживающейся контактной системой,

    Д – двухэлементное,

    А – аварийное,

    О – огневое,

    Т  трансмиттерное.

    В некоторых случаях указанную выше смысловую нагрузку несут сочетания первых двух букв:

    АН – автоблокировочное нейтральное,

    СК – с самоудерживающейся контактной системой, комбинированное,

    ДС – двухэлементное секторное,

    АО – аварийное огневое,
    КД – кодовое.

    Вторая или третья буква в названии реле обозначает:

    М  малогабаритное,

    П – пусковое,

    Т – термическое,

    С или П после А  соответственно сигнальное или переездное.

    Последняя или предпоследняя буква в названии реле обозначает:

    Р  нештепсельное,

    Ш – штепсельное реле.

    Буква В после Р или Ш (а в некоторых случаях перед буквой Ш) обозначает реле с выпрямителем. Буква М после Ш обозначает медленнодействующее (на отпускание) реле. Буква У обозначает наличие усиленных контактов реле, то есть рассчитанных на коммутацию электрических цепей с токами до 15 А в течение длительного времени (более 1 часа). Не усиленные контакты рассчитаны на коммутацию цепей с токами до 6 А. Буквы МБ в конце шифра обозначают реле с магнитной блокировкой.

    Приведем примеры буквенных обозначений реле:

    НР (КР, ПР, ИР) – нейтральное (комбинированное, поляризованное, импульсное) реле,

    НПР (КПР, ППР) – нейтральное (комбинированное, поляризованное) пусковое реле,

    ДСР – двухэлементное секторное реле,

    ДСШ – двухэлементное секторное штепсельное реле,

    НРВ (ИРВ) – нейтральное (импульсное) реле с выпрямителем,

    НШ (КШ, ОШ, АШ) – нейтральное (комбинированное, огневое, аварийное) штепсельное реле,

    НПШ – нейтральное пусковое штепсельное реле,

    СКПШ – комбинированное пусковое штепсельное реле с самоудерживающейся контактной системой,

    НМШ (КМШ, ИМШ, ОМШ)  нейтральное (комбинированное, импульсное, огневое) малогабаритное штепсельное реле,

    НМШМ, ОМШМ – нейтральное (огневое) малогабаритное штепсельное медленнодействующее на отпускание реле,

    АНШ – автоблокировочное нейтральное штепсельное,

    НМВШ (АНВШ, ИМВШ)  нейтральное (аварийное, импульсное) малогабаритное штепсельное реле с выпрямителем,

    ИВГ – импульсное герконовое реле с выпрямителем,

    АСШ (АПШ) – аварийное сигнальное (переездное) штепсельное,

    ПМПШМ – поляризованное малогабаритное пусковое штепсельное медленнодействующее на отпускание реле,

    КДР – кодовое нештепсельное реле,

    КДРШ – кодовое штепсельное реле,

    КДРШ-М – кодовое штепсельное медленнодействующее реле,

    КДРШ-МБ – кодовое штепсельное реле с магнитной блокировкой,

    ТШ  трансмиттерное штепсельное.

    Цифры, стоящие в шифре реле после букв, обозначают число контактных групп (состав контактного набора) и расшифровываются следующим образом:

    1 – восемь переключающих контактов (фронтовой  тыловой),

    2 – четыре переключающих контакта,

    3 – два переключающих и два фронтовых контакта,

    4 – четыре переключающих и четыре фронтовых контакта,

    5 – два переключающих и два тыловых контакта.

    Числа, стоящие в шифре реле после дефиса, обозначают сопротивление обмотки в Омах. Если реле имеет две обмотки с разными сопротивлениями, то после дефиса указываются два числа, разделенные знаком дроби.

    Малогабаритные реле типа РЭЛ (реле электромагнитное) имеют отличные от приведенных выше обозначения. Первые буквы реле в обозначениях реле расшифровываются следующим образом:
    Б – нештепсельное реле (штепсельные реле не имеют специального обозначения),

    П – поляризованное реле,

    А – аварийное реле,

    О – огневое реле,

    С – стрелочное пусковое реле,

    БП – нештепсельное реле постоянного тока,

    БС – нештепсельное стрелочное пусковое реле.

    Вторая буква Н обозначает нормальнодействующее реле, последняя буква М – медленнодействующее реле.

    Цифры, стоящие в шифре реле типа РЭЛ после букв, обозначают состав контактного набора и расшифровываются следующим образом:

    1 – шесть переключающих и два фронтовых контакта,

    2 – четыре переключающих контакта,

    3 – два переключающих и два фронтовых контакта,

    5 – три переключающих и один фронтовой контакт.

    Условные графические обозначения в схемах СЦБ реле и их контактов приведены в таблице 1.

    Таблица 1 – Условные графические обозначения

    Наименование реле

    Условные обозначения

    1

    2

    Нейтральное постоянного тока

    общее обозачение



    с двумя раздельными обмотками



    с двумя параллельно соединёнными обмотками



    с нагревательным элементом



    с выпрямительным элементом



    с замедлением при отпускании



    с замедлением при срабатывании



    Продолжение таблицы 1

    1

    2

    Поляризованное постоянного тока

    нормального действия



    с преобладанием полярности



    с выпрямительным элементом



    Комбинированное постоянного тока

    нормального действия



    с замедлением при отпускании нейтрального якоря



    С самоудержанием нейтрального якоря



    С магнитной системой, реагирующей на ток одной полярности

    нормального действия



    с замедлением при отпускании



    Маятниковое постоянного тока (датчик импульсов)



    Переменного тока

    одноэлементное



    двухэлементное



    Трансмиттерное переменного тока



    Реле кодовое

    общее обозначение (внутри обозначения цифрой может указываться активное сопротивление обмотки)



    с двумя раздельными обмотками



    обладающее остаточным намагничиванием



    с замедлением при отпускании



    с замедлением при срабатывании



    с замедлением при срабатывании и отпускании



    Для осуществления монтажа схем контакты нумеруют у нейтрального якоря

    двузначными цифрами. Первые цифры (единицы) означают тип контакта, а именно общий (о), подвижную пружину нумеруют 1, фронтовой (ф)-2, тыловой (т)-3. Вторая цифра (десятки) означает номер контактного тройника. Например, первый переключающий контакт (тройник) имеет номер 11 (о), 12 (ф), 13 (т); восьмой тройник- 81 (о), 82 (ф), 83 (т) и. тд. При этом получается, что фронтовые контакты ну-

    меруются двузначным чётным числом, например, 12, 22, 32 и т. д., а общие и тыловые- нечётными числами, например, 11, 21, 31 и 13, 23, 33 соответственно. Контакты поляризованного якоря имеют трёхзначную нумерацию, в которой основные правила те же, а третья цифра (сотни) означает, что этот контакт поляризованного якоря. Подвижную пружину обозначают О и у первого тройника нумеруют 111. Контакт, замыкающийся при прохождении тока прямой (условной) полярности, именуют Н (нормальный). Его отмечают короткой чёрточкой и у первого тройника нумеруют 112. Контакт, замыкающийся при прохождении тока обратной полярности, именуют П (переведённый) и нумерую 113. Соответственно второй тройник имеет номер 121, 122, 123.

    Условные графические обозначения контактов реле в электрических схемах СЦБ приведены в таблице 2.

    Таблица 2 – Условные графические обозначения контактов реле

    Тип контактов

    Состояние реле

    Без тока

    Под током

    1

    2

    3

    Контакты нейтрального якоря

    Замыкающий

    (фронтовой, Ф)





    Размыкающий (тыловой, Т)





    Переключающий (фт)





    Усиленные:

    Замыкающий





    Размыкающий





    Переключающий





    Продолжение таблицы 2

    1

    2

    3

    Переключающий с магнитным гашением





    Переключающий с безобрывным переключением





    Контакты поляризованного якоря поляризованного или комбинированного реле

    Переключающий





    Переключающий с магнитным гашением





    Переключающий усиленный




      1   2   3
    написать администратору сайта