Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕЖДУНАРОДНОЕ (ПУБЛИЧНОЕ) ПРАВО

  • 1. Понятие нормативной системы международного права и ее структура. Соотношение с международной нормативной системой.

  • 2. Понятие, структура и классификация норм международного права.

  • 3. Иерархия норм международного права и ее особенности.

  • 4. Понятие, виды и основные этапы кодификации международного права.

  • 2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности.

  • 3. Общие принципы международного сотрудничества.

  • Право опорный конспект лекций минск 2010 тема нормативная система международного права


    Скачать 0.97 Mb.
    НазваниеПраво опорный конспект лекций минск 2010 тема нормативная система международного права
    Анкорoporny_konspekt_mpp.doc
    Дата27.04.2017
    Размер0.97 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаoporny_konspekt_mpp.doc
    ТипКонспект
    #232
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕТСИТЕТ
    ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

    МЕЖДУНАРОДНОЕ (ПУБЛИЧНОЕ)

    ПРАВО

    ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

    Минск

    2010


    ТЕМА

    НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА



    1. Понятие нормативной системы международного права и ее структура. Соотношение с международной нормативной системой.

    Нормативная система международного правапредставляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

    Международное право имеет сложную структуру, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов (институтов) с одной стороны, и отраслей как однородных комплексных норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов – с другой.

    В системе международного права центральное положение занимают два блока норм. Первый образуют основные принципы. Их задача - определить основные права и обязанности государств, т.е. правовой статус членов международного сообщества и основных субъектов международного права. Тем самым принципы определяют основные черты международного правопорядка. Второй блок образуют общепризнанные принципы и нормы о правах и свободах человека. Они определяют основы народовластия и правовой статус индивида в современном обществе. Принципам и нормам как первого, так и второго блока придана высшая юридическая сила императивных норм. Оба блока образуют ядро международного публичного порядка (odre public international), под которым понимается комплекс принципов организации сообщества, необходимых для его существования и развития.

    Основу системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств (европейское право, право СНГ). Огромное количество норм регулирует двусторонние отношения. Региональные и двусторонние нормы должны соответствовать общему международному праву, в совокупности они образуют глобальную международно-правовую систему.

    Международное право является одной из подсистем международной нормативной системы наряду с политическими нормами, моралью. Одновременно в нее входят: международная вежливость, традиции, нормы обыкновения или практики, религиозные нормы, организационные и технические нормы и др. Т.е. в международных отношениях действуют не только правовые, но и иные нормы, которые к тому же весьма многообразны. По обязательной силе нормы в этой системе делятся на два вида: юридически обязательные и юридически необязательные (неправовые). Система международного права – совокупность международно-правовых (юридически обязательных) норм.
    2. Понятие, структура и классификация норм международного права.

    Международно-правовые нормы – созданные соглашением субъектов формально определенные правила, регулирующие межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемые юридическим механизмом охраны.

    Международно-правовая норма должна отвечать следующим требованиям: 1) регулировать отношения между субъектами международного права; 2) быть юридически обязательной для субъектов этого права; 3) носить общий характер. Первое требование является общим для всех норм, а не только для международно-правовых. Во втором – под обязательностью следует понимать юридическую силу, поскольку собственной обязательной силой обладают и неправовые нормы. Третье требование означает, что норма должна быть рассчитана на неопределенное число случаев, а не представлять собой индивидуальное решение.

    Приняв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию норм международного права:

    1) по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы;

    2) по сфере действия – универсальные (образующие общее международное право), региональные, партикулярные (локальные);

    3) по юридической силе – императивные и диспозитивные;

    4) по функциям в механизме международно-правового регулирования – материальные и процессуальные;

    5) в зависимости от способа осуществления – самоисполнимые и несамоисполнимые;

    6) по способу создания и форме закрепления – обычные, договорные (конвенционные), нормы решений международных организаций.

    Учитывая многообразие документально подтвержденных норм международного права, их разную роль в международно-правовом регулировании в западной доктрине (в настоящее время эта позиция поддерживается многими юристами-международниками) все нормы международного права принято классифицировать на нормы, относящиеся к «твердому праву» (hard law) и «мягкому праву» (soft law). «Твердое право» включает договорные и обычные нормы, устанавливающие конкретные права и обязанности субъектов международного права. Термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных нормативных явлений: особого вида норм международного права, которые в отличие от «твердого права» не создают четких, конкретных прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать; и неправовых международных норм - их обязательная сила и механизм действия носят морально-политический характер.
    3. Иерархия норм международного права и ее особенности.

    Взаимосвязь и взаимодействие международно-правовых норм обуславливаются существованием определенной иерархии в рамках единой системы. Иерархия норм, установление их соподчиненности - еще один признак системы. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.

    Наверху системы находится комплекс императивных норм (jus cogens – «неоспоримое право»), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию. Они выражают коренные интересы всего сообщества, поэтому им придана высшая юридическая сила. Они могут создаваться и изменяться только сообществом в целом и имеют особый механизм обеспечения, поскольку последствия в связи с нарушением обязательств, вытекающих из таких норм, не могут быть такими же, как в связи с нарушением обязательств, вытекающих из норм, отклонение от которых допустимо на основе конкретных соглашений.

    Основные виды иерархии международно-правовых норм: общая (генеральная) и договорная (специальная). Существуют также критерии системности норм международного права, такие, как непротиворечивость норм, взаимосвязь генеральных и специальных норм, уточняющих генеральную, взаимосвязь предшествующих и последующих норм с аналогичным предметом регулирования, неретроактивность норм.
    4. Понятие, виды и основные этапы кодификации международного права.

    Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий: 1) выявление действующих, обычных и договорных норм по вопросу, подлежащему кодификации; 2) ревизия и пересмотр устаревших норм; 3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и потребностей международных отношений; 4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласованном государствами международно-правовом документе: договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руководстве по практике. Таким образом, кодификация сопровождается прогрессивным развитием международного права.

    Под кодификацией и прогрессивным развитием международного права понимается систематизация и совершенствование норм международного права с целью выявления содержания, изменения, исключения устаревших норм и разработка новых норм международного права и закрепление их в едином нормативном акте, регламентирующем какую-либо отрасль международного права. Существует два вида кодификационной деятельности.

    Официальная кодификация в настоящее время осуществляется в рамках международных межправительственных конференций и организаций, обладающих нормотворческой функцией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, Совет Европы, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

    Неофициальная проводится в рамках неправительственных организаций и научных учреждений (например, Институт международного права, Ассоциация международного права), неправительственными правозащитными организациями.

    Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепенная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит ООН. Кодификационный механизм ООН включает главные органы ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС), специальные кодификационные органы, действующие на постоянной основе (Комиссия международного права, Комитет по мирному использованию атомной энергии), временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные для разработки проекта конкретной конвенции (например, Специальный комитет по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности).
    ТЕМА

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
    1. Понятие основных принципов международного права, их отличительные особенности и нормативное закрепление.

    Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Принципы являются наиболее общими правовыми нормами, отражающими установившуюся практику международных отношений и создающими базу для взаимодействия всех субъектов международного права. Основные принципы – это юридически закрепленные начала международного права, имеющие универсальный характер и являющиеся критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

    Основные принципы международного права - особая совокупность норм, обладающая рядом специфических черт.

    1. Это руководящие начала (фундамент) современного международного правопорядка.

    2. Они имеют универсальную сферу действия, ориентированы на все международное сообщество.

    3. Они носят императивный характер норм jus cogens, пользуются приматом относительно всех остальных норм системы международного права. Вследствие этого эти принципы международного права являются критерием законности всей его системы, критерием правомерности любой его нормы и в силу этого защищаются наиболее жесткими мерами принуждения.

    4. Принципы принимаются и признаются в таком качестве международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, обеспечивающим представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

    5. Принципы в исключение из правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, позволяющую им распространять свое действие на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до объявления такой нормы недействительной и не признания связанных с ней последствий.

    6. Все основные принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

    Основные принципы международного права закреплены, прежде всего, в Уставе ООН (ст.2, ст. 1, преамбула) и принятой в его развитие Декларации о принципах международного права ООН1970 года. Хотя принципы и отличаются стабильностью, их содержание эволюционирует, современная трактовка дается в последующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, региональных международных документах.

    Так, в Заключительном акте СБСЕ 1975 года нашли отражение 10 основных принципов международного права. Кроме перечисленных в Уставе ООН, в Декларации получили закрепление в дополнение к 7 принципам Устава ООН еще 3 принципа: принцип территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ, принцип уважения прав человека и его основных свобод.

    Вышеуказанный перечень основных принципов не является раз и навсегда определенным, неизменным. Возрастание роли международно-правового регулирования, появление глобальных проблем неизбежно ведут к увеличению их числа.
    2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности.

    К принципам, непосредственно относящимся к поддержанию международного мира и безопасности, относятся: принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях, принцип невмешательства во внутренние дела государств, принцип мирного разрешения международных споров, принцип территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ.

    Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций (п.4 ст.2 Устава ООН).

    Как следует из формулировки ст.2 п.7 Устава Организация не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава».

    В соответствии с принципом мирного разрешения международных споров государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по их собственному выбору. В поисках урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Примерный перечень мирных средств разрешения споров содержится и в Уставе ООН (гл.VI).

    Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. Заключительный акт СБСЕ 1975 года содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

    Принцип нерушимости государственных границ был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 года: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Они обязались воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. В то же время была предусмотрена возможность изменения государственных границ в соответствии с международным правом, мирным путем по договоренности.
    3. Общие принципы международного сотрудничества.

    К общим принципам сотрудничества можно отнести: принцип суверенного равенства государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств, принцип сотрудничества государств, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип уважения прав человека и его основных свобод.

    Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях, объединенных в одно целое в ст.2 п.1. Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что суверенитет может существовать только в условиях равноправия. Основное назначение указанного принципа – обеспечение равного участия всех государств в международных отношениях, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

    Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. В процессе развития рассматриваемого принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

    Содержание принципа сотрудничества изложено в Декларации 1970 г.: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов…».

    Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло в Уставе ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов». Элементами права на самоопределение являются: а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое должно уважаться всеми государствами; б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне; в) оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением (в рамках данного государства), отделением данного народа с созданием собственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора политического статуса; г) оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя.

    Основное содержание принципа уважения прав человека в соответствии с положениями Заключительного акта СБСЕ 1975 г. сводится к следующему: государства-участники обязуются уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они «будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития».
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    написать администратору сайта