Главная страница
Навигация по странице:

  • Пространство как физическая реальность

  • Пространство как географическая реальность

  • Представление о времени

  • Представление о пространстве и времени. Представление о пространстве и времени в средневековой культуре Представление о пространстве


    Скачать 17.7 Kb.
    НазваниеПредставление о пространстве и времени в средневековой культуре Представление о пространстве
    АнкорПредставление о пространстве и времени.docx
    Дата26.11.2017
    Размер17.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредставление о пространстве и времени.docx
    ТипДокументы
    #6178

    Представление о пространстве и времени

    в средневековой культуре


    1. Представление о пространстве


    Восприятие пространства в средневековой культуре было довольно сложным. Оно воспринималось как физическая и географическая реальность.

    Пространство как физическая реальность

    Пространство воспринималось как огромный лесной массив, по которому были разбросаны островки в виде городов, деревень, замков. Лес в средневековых представлениях ассоциировался с варварством, которое человек уничтожает, сражаясь за каждый клочок земли. Лес воспринимался как место, куда удаляются отшельники, разбойники. Лес, с одной стороны, воспринимался как источник доходов, а с другой – как источник опасности. Это было связано с тем, что лес рассматривался как «ничейная земля», земля, лежащая между замками, городами. Лес воспринимался достаточно романтично. Жизнь обычного человека могла ограничиваться только кромкой леса и потому основную опасность для него приносили дороги, по которым он отправлялся в путешествие. На этих дорогах встречались студенты, священники, бродяги, крестьяне, паломники.

    Пространственная среда, в которой жил человек осмысливалась с помощью символов:

    – лес ассоциировался с миром иллюзий, заблуждений.

    – море – мир полный искушений

    – дорога – с поиском пути.

    Пространство как географическая реальность

    С географической точки зрения все пространство делилось на Европу, Азию и Африку. Но это деление было столь принципиально, как деление на мир христианский (Европа) и нехристианский (Азия и Африка). Данное деление демонстрирует отношение западного мира к остальному миру.

    – Западная Европа и Византия – эти отношения были полны преклонения и ненависти.

    – Западная Европа и мусульманский мир – отношения категоричного неприятия друг друга. Европа воспринимал мусульман как недочеловеков, а Магомета – Сатаной.

    – западный мир и монголы – строились на паническом страхе Европы в отношении монгольского мира.

    – Запад и славянский мир – Запад относился к славянам более лояльно, т.к. они рассматривали славянский мир как потенциальных христиан.

    Пространство воспринималось средневековым человеком как некий мир, открытый в сторону неба. Границ между небом и землей не было, границы были открыты.


    1. Представление о времени


    На протяжении довольно длительного времени считалось, что средневековье равнодушно ко времени.

    Время воспринималось как момент вечности, но начиная с рождения Христа, оно стало восприниматься линейным, направленным к определенной цели, что создавало ощущение историчности.

    Отношение ко времени было различным:

    время богослужения (литургическое) – это когда человек переживал каждый год, с учетом событий священного писания. Оно не разграничивалось на прошлое, настоящее и будущее.

    аграрное время – время сельскохозяйственных работ. Деление было на день и ночь, лето и зиму.

    сеньориальное время – это было время сбора податей.

    Строительство городов меняет отношение ко времени и начинает регламентироваться. Человек пользуется точными водяными часами, которые пришли на смену песочным и солнечным. Циферблат делился на двадцать четыре часа, что рождало ощущение неизменности того, что вечно.

    Вечностью человек не может овладеть, но он мог быть этой вечности сопричастным.

    Таким образом, время средневековья, по мысли Жака Ле Гоффа, более или менее совпадает с длительностью и вечность. Управляется естественными ритмами. Религиозное время, отбивающееся колоколами церквей, в XIII–XIV вв. меняется на время городское и светское (на время башенных колоколов), позднее на время, отмеряемое равными отрезками башенными часами. Время в средневековье принадлежит только Богу.
    написать администратору сайта