Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Жизнь пресного водоёма" (4 класс). Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Жизнь. Природные сообщества


Скачать 87.5 Kb.
НазваниеПриродные сообщества
АнкорТехнологическая карта урока окружающего мира на тему "Жизнь пресного водоёма" (4 класс
Дата07.10.2018
Размер87.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТехнологическая карта урока окружающего мира на тему "Жизнь.doc
ТипУрок
#50388
КатегорияНачальные классы

Технологическая карта изучения темы «Жизнь пресного водоёма»
Автор: Кузнецова Надежда Павловна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Воскресенская основная общеобразовательная школа» Карагайского района Пермского края

Класс: 4

УМК: Школа России

Учебная тема: Природные сообщества

Продолжительность урока – 45 минут

Тип урока – урок «открытия» нового знания.

Форма урока - урок - экскурсия

Тема урока: «Жизнь пресного водоёма» ( с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

Цель урока: Исследовать растения, животных, экологию пресного водоёма как природного сообщества.

Задачи урока.

Образовательные:

  • На основе имеющегося жизненного опыта учащихся расширить и углубить знания о разнообразии обитателей водоёма;

  • Формировать общеучебные умения и навыки: умение работать с текстом, дополнительной литературой, гербарием; вести поиск нужной информации в словарях, Интернет, книгах, текстах.

  • Учить учащихся правильно строить рассуждения и делать выводы по изучаемому материалу

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира через содержание текстов учебника и дополнительной литературы о природе, Интернет и практической работы по составлению сообщения по теме урока;



Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к водоёмам родного края;

  • Уметь планировать работу в группе; брать ответственность за коллективный и собственный результат труда; оказывать помощь товарищам в решении задач урока.

  • Соблюдать правили поведения в природе.

  • Воспитание внимания и аккуратности при работе на ПК.

Целевое назначение урока: первичное усвоение знаний.

Методы и методические приёмы проведения урока: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат:

  • у учащихся систематизируются знания о пресном водоёме, как о природном сообществе, где совместно проживают растения, животные, которые хорошо приспособлены к условиям обитания;

  • учащиеся неравнодушно будут относиться к экологическим проблемам водоёмов родного края, постараются оказывать посильную помощь в решении проблем.

Предварительная работа: учащиеся готовят презентацию ( сообщения) о водоёмах родного края, сочиняют стихотворения о реках и родниках с. Воскресенска.

Представление о планируемых результатах: ученик научится или получит возможность научиться:

Предметные результаты:

  • осознать значение природного сообщества (пресного водоёма) для всей природы;

  • уметь составлять «цепочки» питания в сообществе пресного водоёма

Личностные результаты учащихся:

  • ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

  • корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата.

Познавательные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера;

  • применять методы информационного поиска(с помощью компьютерных средств);

  • проводить рефлексию результатов деятельности;

Коммуникативные:

  • слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем

  • управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия.

Оборудование для учителя:

  • презентация, карточки – «помогайки»

Для учащихся:

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2010.

  • Рабочая тетрадь.

  • Атлас – определитель « От земли до неба»;

  • Персональные компьютеры.

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включиться в учебный процесс.

УДД:

  • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)


Учитель: Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Новое путешествие ожидает нас –

И опять на экскурсию отправляется класс.

  1. Актуализация знаний.

Цель: обсудить затруднения, возникшие при повторении пройденного, проговорить тему и цель урока.

УДД:

  • регулятивные (целеполагание; планирование);

  • познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство).

Учитель: Вспомните, какие природные сообщества вы уже изучили?

Дети: Лес, луг.

Учитель: Почему лес и луг называют природным сообществом? Что такое сообщество?

Дети: Луг и лес – это сообщество, т.к. растения, животные, грибы и микроорганизмы тесно связаны между собой.

Природные сообщества – это единство живой и неживой природы, которое

складывается в определённых условиях окружающей среды.

В толковом словаре Ожегова написано, что сообщество – это группа растительных или животных организмов, живущих вместе

Учитель: Предлагаю отгадать загадки ( или выложить пазлы с изображением животных).

Объедините в группы животных и растений в зависимости от того, к какому

сообществу они принадлежат.

(Дети выполняют задание, но затрудняются в классификации растений и животных водоёма)

Учитель: Ребята, а к какому сообществу принадлежат оставшиеся изображения растений и животных?

Дети: (предполагают) к сообществу водоёма.

Учитель: (предлагает детям поработать в парах и заполнить схему «Водоёмы», отвечая на вопросы)

На какие группы делятся водоемы?

Какие водоёмы называют естественными? Приведите примеры естественных водоёмов.

Какие водоёмы называют искусственными? Приведите примеры.

Какие типы солёных водоёмов вы знаете?

Определите, к какому типу относятся водоёмы нашего края?

Дети: К типу пресных водоёмов.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке?

Дети: О сообществе пресного водоёма.

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы будем отвечать в течение урока?

Дети: Какие растения живут в пресном водоёме?

Какие животные обитают в водоёме?

Как связан между собой животный и растительный мир водоёма?

Экологические проблемы пресного водоёма.

Учитель: сегодня мы попробуем доказать, является ли пресный водоём природным сообществом.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: зафиксировать причину затруднения; выбрать и построить план достижения цели урока и определить средства – алгоритмы, модели.

УДД:

  • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

  • регулятивные (целеполагание, планирование);

  • логические (анализ, обобщение);

  • познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))

Учитель: Ребята, сегодня нам пришло музыкальное письмо. Догадайтесь, от кого оно? (Звучит песенка водяного). Водяному грустно, давайте отправимся к нему в гости. Но куда идти – непонятно.

Давайте вспомним водоёмы нашего села.

(Дети рассказывают и показывают презентацию «Водоёмы родного края»).

Учитель: Водяной приготовил для нас хитрое задание. Заселить пустой пресной водоём растениями и животными. По каким трем направлениям мы исследуем географические объекты?

Дети: Исследуем растения, животных, экологию.

Учитель: В каких источниках информации сможем найти материал?

Дети: В учебнике, в энциклопедии, в Интернете.

Учитель: Предложите план заселения пустого водоёма.

Дети: 1. Делимся на группы – «биологи», «зоологи», «экологи»

2. Собираем материал, работая с разными источниками:

текстом в учебнике, энциклопедии, дополнительной литературой, Интернет, гербарием (используют технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо»).

3. Готовим сообщения в творческой форме

4. «Заселяем» пустой водоём, используя картинки, фотографии растений и животных.

5. Оцениваем ответы своей группы и ответы одноклассников.

Учитель: Напомните правила работы в группе.

Дети: 1. Работать сообща.

2. Уметь выслушать друг друга.

3. Слушать других, не перебивая, внимательно.

4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.

5. Уметь договориться, помочь друг другу.

(Лидер группы вытягивает карточку названия своей научной группы и ставит в центре стола. Выдаются карточки - «помогайки» с планом выступлений. Обучающиеся самостоятельно работают, используя учебники, энциклопедии, фотографии, открытки, Интернет и т. д. . Учитель – консультант оказывает необходимую помощь).

1 группа «Ботаники».

Вопросы для самостоятельной работы:

1.) Как надо поступить, если увидишь красиво цветущее растение?

2.) Надо ли рассматривать неприметные растения?

3.) Подумайте, на какие группы можно разделить растения водоёма, если принять во внимание их приближенность к воде. Расскажите о таких растениях.

Карточки – помогайки для группы «биологов».


На берегу




На глубине




На поверхности воды




В толще воды




Какую роль выполняют растения в водоеме?

Растения являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород, поглощают углекислый газ
Карточки – помогайки для группы «зоологов».

2 группа «Зоологи».

Вопросы для самостоятельной работы:

1.) Отгадайте загадки:

- С крыльями, а не летает?

- Кто дважды родится, один раз умирает?

- Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

2.) Можно ли этих животных назвать обитателями водоёма? Ответ обоснуйте.

3.) Расскажите о животных водоёма.

4) Вспомните правила наблюдения за насекомыми.

5) Сделайте предположение, какие насекомые могут встретиться во время экскурсии? Где их искать – на берегу или в воде?

«Расселим животных по водным этажам»

Название животного




Где живёт




Чем питается




Чем полезен для водоёма







Животные водоёма

Моллюски


























































Карточки – помогайки для группы «экологов».

3 группа «Экологи».

Вопросы для самостоятельной работы.

1.) Можно ли назвать водоём природным сообществом?

2) Докажите, что любое животное нельзя лишать тех условий, в которых оно живёт.

3) Какие нарушения природного равновесия могут произойти на водоёме по вине человека?

Укажите стрелочками, к чему приводит необдуманное вмешательство человека в сообщество пресного водоёма.

В водоёмы спускают воду из промышленных предприятий

Начинают образовываться болота

Выловили двустворчатых моллюсков

В воду поступает кислород для дыхания рыб

Всё озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями

Загрязняются водоёмы, и погибают растения и животные

Зимой рыбаки наделали лунок во льду

Вода стала мутной в водоёме




  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

1) – фронтально.

УДД:

  • регулятивные (волевая саморегуляция);

  • познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);


Группа 1 биологов рассказывают поочередно о том, что узнали о растениях пресного водоема и «заселяют» водоём рисунками с изображениями растений.

Группа 2 зоологов рассказывают поочередно о жителях пресного водоема и «заселяют» водоём рисунками с изображениями животных.

Группа 3 экологов рассказывают поочередно о том, что они узнали о вмешательстве человека в жизнь водоема. Экологи знакомят с памяткой «Как вести себя у водоема», составленной группой, расставляют знаки бережного отношения к водоёму.

(Учитель дополняет сведения детей, используя слайды).

Учитель: В классе развешаны высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»?

1. Мусорить на берегах.
2. В водоёмы не бросать отходы.
3. Не мыть машины в водоёмах.
4. Не сбрасывать промышленные отходы.
5 Вырубать леса по берегам водоёмов.
6. Ограничить вылов рыбы.
7. Не рыбачить сетями и во время нереста.
8. Разрешить неограниченную рыбалку.
9.Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

УДД:

  • регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);

  • познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);

Разыгрываются заранее подготовленные сценки.



«Уж и Головастик».

-Ты чего, Уж. Задумался? Шипишь – меня, что ли , ругаешь?

-Не мешай, Головастик, я считаю!

-Кого же ты, долговязый, считаешь - ворон, что ли?

-Каких там ворон! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы ещё одного - для ровного счёта!


« Щука и Окунь».

-Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?

-От голода.

-А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?

-От голода.

-Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода, да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая?

-От голода!
Учитель: Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали?

Дети:

-В природе всё взаимосвязано.

-Теперь мы с уверенностью можем сказать, что водоём – это природное сообщество.

Учитель: Теперь попробуем построить цепи питания. ( Каждая группа составляет одну цепь питания).

  • Ряска – водомерка;

  • Стрелолист – карась – окунь;

  • Ряска – карась – щука;

  • Рогоз – карась – цапля;

  • Ряска – карась – щука – ондатра, выдра.

Учитель: Исправь ошибки в тексте (работа в группах)

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы, а по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски, прудовики и катушки. (Обратная связь осуществляется через показ светофоров)

Сценка.

Автор: - Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3 ребёнка с удочками) - Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак

1 рыбак: Вот так - так!.

- Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока.

2 рыбак: Вот это – да-а!

- Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.

3 рыбак: Ух, ты!

- Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.

Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере!

- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!

Учитель: Вспомните вопросы, возникшие в начале урока (должны были узнать, что растет, кто живет в пресном водоеме, а также как живут обитатели водоема).

Мы нашли ответы на эти вопросы?

Кто не согласен? У кого есть вопросы?

Где могут пригодиться сегодняшние знания?

Учитель: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

VI. Рефлексия деятельности

Цель: осознать обучающимися свою учебную деятельность, дать самооценку результатов деятельности группы.

УДД:

  • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

Учитель: Подведем итог урока. Что мы сегодня исследовали? (пресный водоем) Можем ли мы водоем назвать природным сообществом? Почему? Что очень важно для любого природного сообщества?

Оцените свою работу в группе.

Учитель:    Молодцы, ребята! Нашему гостью Водяному очень понравился наш чистый и красивый водоем, он решил здесь поселиться, надеясь на вас, что и дальше вы будете поступать правильно: не будете засорять водоемы, ловить мальков рыб и головастиков, убивать лягушек, выбрасывать из водоема ракушек.

Домашнее задание

Цель: применить полученные знания на практике.

Учитель

Сегодня на уроке своими примерами вы доказали, что водоём – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвёт редкие растения, ловит раков – санитаров, губит головастиков и лягушек.

Мне бы хотелось предложить вам домашнее задание на выбор:

1. Нарисовать знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологического сообщества водоёма.

2. Придумайте конец экологической сказки.

Послушайте начало сказки и подумайте, что могло бы произойти дальше.

«Жил-был Пруд. Он очень обрадовался, когда однажды стал разноцветным, как радуга. А случилось это так. Завод, находящийся неподалеку, подарил Пруду немного красной воды; люди вылили в него остатки бензина – поплыли по воде цветные пятна; женщина, живущая на берегу постирала в Пруду белье и вода окрасилась в белый цвет. Весело было Пруду, но вдруг…»

3. Подготовить сообщение об обитателях водоемов.
написать администратору сайта