Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Цель проекта

  • Актуальность

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

  • Русские.

  • Украинцы.

  • ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  • Проект: "Мини-музей. Куклы в национальных костюмах". Проект Минимузей. Куклы в национальных костюмах


    Скачать 14.33 Mb.
    НазваниеПроект Минимузей. Куклы в национальных костюмах
    АнкорПроект: "Мини-музей. Куклы в национальных костюмах"
    Дата08.10.2018
    Размер14.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПроект: "Мини-музей. Куклы в национальных костюмах".doc
    ТипДокументы
    #56826
    КатегорияДошкольное образование

    Проект

    «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»

    Аннотация.«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова

    В работе проведено краткое описание проекта «мини-музей куклы в национальных костюмах», направленного на формирование основ национального самосознания и любви к малой Родине при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.

    Ключевые слова:проект, воспитание, мини-музей, национальные костюмы.

    Наш Клявлинский район – многонациональный, в котором русские составляют доминирующее большинство населения. Однако здесь проживают и представители различных национальных меньшинств. В 2002 г. это были представители почти 20 национальностей, из которых четыре – мордва, чуваши, татары и грузины – являются наиболее многочисленными. Не исключение составляет и наш 8-в класс.

    В прошлом учебном году вместе с классным руководителем решили, что создадим в нашем классе мини-музей «Куклы в национальных костюмах», который поможет учащимся более глубоко познакомиться с национальным костюмом того или иного народа, который поможет воспитать в детях дружелюбие между разными нациями.

    Музей, как всем известно, это неотъемлемая часть культурного наследия. Он охватывает практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности. В последнее время музеи стали создавать и в школах. Так, и мы не стали исключением и в октябре создали свой мини –музей «Куклы в национальных костюмах».

    Именно многонациональность нашего класса и создание мини-музея послужило толчком для создания проекта «Мини-музей «Куклы в национальных костюмах»»

    Цель проекта:создать экспериментальный мини-музей в классе; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, освоения культуры малой Родины.

    Задачи проекта:

    -изготовит национальную одежду для кукол;

    - познакомить учащихся с национальными костюмами разных народов;

    - формировать основы национального самосознания и любви к малой Родине при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;

    - способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, воображение;

    - способствовать воспитанию у школьников основ музейной культуры; открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

    Актуальность- данный проект позволяет познакомить учащихся с музеем национальных костюмов народов Клявлинского района; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

    Создание музея в стенах школы – дело увлекательное и интересное,

    доступное каждому. Мы следуем совету В. Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Костюм – явление культуры, тесно связанное с её духовными,

    эстетическими, социальными особенностями. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением, средством достижение этического идеала.

    Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства.

    Не умирает народный костюм. Чем дольше смотришь на него, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. В нем душа народа.

    Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение – оберегать, отгонять нечистую силу. Серьги в ушах, браслеты, кольца, ожерелья – отголосок древней обереговой традиции.

    Одежда украшалась вышивкой или тканым узором, использовались бисер и стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево и шитье.

    Русские. Главным элементом русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором – кокошником ( рис16,17).

    Чуваши. При изготовлении рубах и других деталей костюма самарские чуваши использовали белый холст – пир, крашенину, шелковые нитки, тесьму, позумент, бисер. Обязательной деталью костюма был передник. Головной убор – хушпу имеет шлемообразную форму и сочетает в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами (рис. 5, 6).

    Мордва. Основу женского костюма Клявлинских эрзянок составляет рубаха панар, передник покрышка, украшенный бронзовыми пронизками, набедренник – пулакш. Последний представлял собой прямоугольное полотнище грубого холста, вышитое шерстью, обшитое кумачом, разноцветным бисером, металлическими бляшками и кистями из бисера. Края его обшивались бахромой из шерсти или шелка. Обязательной частью женского костюма был пояс – паро каркс. Старинным головным убором является чепец – сорока с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, плотно вышитый красно-коричневыми и черными нитями, декорировался позументом, рядами блесток, цепочек (рис.9,10).

    Татары. К нижней одежде относилась туникообразная рубаха – кулмэк их темно-красной или синей ткани. Эта рубаха носилась со специальными украшениями- изу. Верхняя одежда татарок –камзол на подкладе, сшитый из бархата, парчи, шелка, с короткими до локтя рукавами или без них. Головной убор – чэчкап – шапочка и накосник в форме чехла (рис.7, 8).

    Украинцы.Рубаха с вышитым воротом, вокруг себя обертывают клетчатую каразею. На голове носят пестрые повязки, у которой позади вышитые лопасти (рис.1,2).

    Казахи.Женский костюм состоял из платья- койлек. Рукава и подол украшались воланами. Поверх платья надевалибезрукавку из более плотной ткани, украшенную вышивкой или бисером. Традиционной частью костюма являлся пояс из кожи или ткани. Летом носили легкие шапки с меховой опушкой (рис.11, 12).

    Грузины.Женский костюм состоял из рубахи и шелкового платья, надеваемого поверх, расшитого бисером. Оно подпоясывалось полосой ткани того же цвета. Головной убор представлял собой ободок, обтянутый шелком, к которому прикреплялась повязка (рис.3, 4).

    Беларусы.В одежде преобладал белый цвет. Женская одежда состояла из рубахи, передника, юбки. Волосы убирали под платок (рис.14, 15).

    Марийцы.Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток. Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет. Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами (рис.13).

    ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ

    • Нитки шелковые.

    • Нитки хлопчатобумажные.

    • Мел портновский.

    • Калька.

    • Карандаш простой.

    • Картон.

    • Линейки.

    • Швейная машина.

    • Ножницы.

    • Булавки.

    • Набор швейных игл.

    • Утюг.

    • Бисер, монеты.

    • Бижутерия, подвески.

    • Тесьма.

    • Кружева.

    • Кусочки меха.

    • Шелковые ленточки.

    • Ткани.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Изготавливаем выкройки

    2. Выкраиваем детали

    3. Стачиваем детали

    4. Проводим влажно-тепловую обработку

    5. Оформляем национальные костюмы

    6. Одеваем кукол в национальные костюмы


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Народная культура и традиции. Автор – сост. В. Н. Косарева -Волгоград: Учитель, 2012г.

    2. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.

    Рис. 4Рис.5Рис.6Рис.7Рис. 8Рис.9Рис 10Рис.11Рис. 12Рис.13Рис.14

    Рис.15

    Рис.16

    Рис 17

    написать администратору сайта