Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

  • Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Цель программы

  • Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»

  • Специфические принципы

  • Модель эстетического отношения

  • Способность эмоционального пере­живания.

  • Методы эстетического воспитания

  • Рабочая программа "Цветные ладошки". Программа Цветные ладошки


    Скачать 366.5 Kb.
    НазваниеПрограмма Цветные ладошки
    АнкорРабочая программа "Цветные ладошки"
    Дата18.09.2017
    Размер366.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРабочая программа "Цветные ладошки".doc
    ТипПрограмма
    #37968
    КатегорияДошкольное образование
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    Программа «Цветные ладошки»

    Лыкова И.А.


    Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (ФГТ) (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности. художественного 

    СОДЕРЖАНИЕ





    1. Пояснительная записка                                                                                               3-7

     

    1. Задачи художественно- творческого  развития  детей 3-4  лет                              8

     

    1. Перспективное   тематическое  планирование занятий в  младшей  группе        9-11

     

    1. Задачи художественно- творческого  развития  детей 4-5  лет                             12-13        

     

    1. Перспективное   тематическое  планирование занятий в   средней  группе        13-17

     

    1. Задачи художественно- творческого  развития  детей  5-6  лет                            18-19                                                        

     

    1. Перспективное   тематическое  планирование занятий в   старшей  группе       19-22

     

    1. Задачи художественно- творческого развития   детей 6-7  лет                             23-24

     

    1. Перспективное тематическое  планирование занятий в   подготовительной  к 

                школе  группе                                                                                                              24-28

     

          10.  Педагогическая  диагностика                                                                                   29-35

          

          11.  Список  репродукций и предметов  искусства для  рассматривания   и бесед  

               в  старшем  дошкольном  возрасте                                                                            36-39

     

    1. Список литературы                                                                                                    40-41

     

     



     

     

                                                                    Пояснительная записка



         Программа  составлена   на основе Программы художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой  И.А.

     

        В современной эстетико-педагогической литературе сущность художествен­ного воспитания понимается как форми­рование эстетического отношения пос­редством развития умения понимать и создавать художественные образы.

    Художественный образ лежит в осно­ве передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связую­щим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

    В эстетическом развитии детей цент­ральной является способность к воспри­ятию художественного произведения и самостоятельному созданию вырази­тельного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новиз­ной), вариативностью, гибкостью, под­вижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к харак­теру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возра­стных возможностей детей.

    Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

    Художественная деятельность - веду­щий способ эстетического воспитания де­тей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следователь­но, художественная деятельность высту­пает как содержательное основание эсте­тического отношения ребёнка, представ­ляет собой систему специфических (худо­жественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художе­ственного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

    Изучение психологического механиз­ма развития способности восприятия ху­дожественных образов (Венгер Л.А., За­порожец А.В.) привело к выводу о взаи­мосвязи видимых свойств образа с име­ющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми вы­разительными средствами и эстетичес­кими эталонами, которые ребёнок прис­ваивает так же, как всю духовную куль­туру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотне­сению их со свойствами художественно­го объекта.

    Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарно­го наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинально­го образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого об­раза-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного об­раза как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию ти­пичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы со­циальной и духовной культуры.

    Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает един­ство формирования эстетического отно­шения к миру и художественного разви­тия средствами разных видов изобрази­тельного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.







     





    Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки»



    Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного воз­раста эстетического отношения и ху­дожественно-творческих способнос­тей в изобразительной деятельности.

    Основные задачи:

    1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве­дениях искусства) и предметов (явле­ний) окружающего мира как эстети­ческих объектов.

    2.Создание условий для свободного экспериментирования с художествен­ными материалами и инструментами.

    3. Ознакомление с универсальным «язы­ком» искусства - средствами художе­ственно-образной выразительности.

    4.  Амплификация (обогащение) индиви­дуального художественно-эстетичес­кого опыта (эстетической апперцеп­ции): «осмысленное чтение» - расп­редмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объек­тов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстети­ческого выступает цельный художест­венный образ как универсальная ка­тегория); интерпретация художест­венного образа и содержания, заклю­чённого в художественную форму.

    5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

    6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

    7. Создание условий для многоаспект­ной и увлекательной активности де­тей в художественно-эстетическом ос­воении окружающего мира.

    8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».



    Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»

    Общепедагогические     принципы,

    обусловленные единством учебно-вос­питательного пространства ГОУ:

    ► принцип культуросообразности: пост­роение и/или корректировка универ­сального эстетического содержания

    программы с учётом региональных культурных традиций;

    ► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательно­го содержания программы с учётом природных и климатических особен­ностей данной местности в данный момент времени;

    ►► принцип систематичности и после­довательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логи­ке «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо из­вестного к малоизвестному и незна­комому»;

    ► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложне­ние и расширением от возраста к воз­расту;

    ► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

    ► принцип развивающего характера ху­дожественного образования;

    ► принцип природосообразности: пос­тановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индиви­дуальных способностей;

    ► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детс­кого сообщества (группы детей) в це­лом.



    Специфические принципы, обуслов­ленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

     ► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

     ► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобра­зительной деятельности, в соответ­ствии с особенностями познаватель­ного развития детей разных возрас­тов;

     принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

    ► принцип интеграции различных ви­дов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности;

    ► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (вос­питание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек­тирующего);

    ►► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

    ►► принцип организации тематического пространства (информационного по­ля) - основы для развития образных представлений;

    ► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых спосо­бов действий, направленных на созда­ние выразительного художественного образа;

    ► принцип естественной радости (ра­дости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре­акций, эмоциональной открытости).

     

    В программе художественного воспи­тания дошкольников «Цветные ладош­ки» сформулированы педагогические ус­ловия, необходимые для эффективного художественного развития детей дош­кольного возраста, а именно:

    1) формирование эстетического отноше­ния и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

    2) создание развивающей среды для за­нятий по рисованию, лепке, апплика­ции, художественному труду и самос­тоятельного детского творчества;

    3) ознакомление детей с основами изоб­разительного и народного декоратив­но-прикладного искусства в среде му­зея и дошкольного образовательного учреждения.

    Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избира­тельных связей с эстетическими качест­вами предметов и явлений действитель­ности. В эстетическое отношение ребён­ка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекатель­ное), добрые чувства, его творческая де­ятельность, посильное стремление к пре­образованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гар­моничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на ус­тановление ведущих звеньев структуры личности в целом.

    Для более чёткой ориентировки важ­но построить модель эстетического от­ношения детей к окружающему миру, ко­торая в лаконичной (схематичной) фор­ме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распоз­навать и формировать процесс художе­ственно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

     

    Модель  эстетического  отношения

     

    включает три ведущих компонента, каж­дый из которых, в свою очередь, являет­ся многосторонним явлением.

    1. Способность эмоционального пере­живания.

    Ребёнок не только видит, но и ощуща­ет, чувствует художественный образ, яв­ляясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональ­ное переживание возникают и проявля­ются в меру возрастных и индивидуаль­ных возможностей детей, они же спосо­бствуют развитию мотивационной уста­новки на активное участие в художест­венной деятельности. Эмоционально-эс-

    тетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искус­ства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочте­ний, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направлен­ность.

    2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстети­ческой апперцепции), к самостоя­тельной творческой деятельнос­ти, к саморазвитию и эксперимен­тированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный

    опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой дея­тельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразитель­ные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художест­венные умения и в результате - склады­вается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опы­те являются способности, которые поз­воляют ребёнку самостоятельно перено­сить свой опыт (уже знакомое и освоен­ное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

    3. Специфические художественные и творческие способности (восприя­тие, исполнительство и творчество).

    В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овла­дения детьми обобщёнными (типичны­ми) и самостоятельными способами ху­дожественной деятельности, необходи­мыми и достаточными во всех видах ху­дожественной деятельности.

     

    Методы эстетического воспитания:

     

    ► метод пробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

    ► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной   отзывчивости   на прекрасное в окружающем мире;

    ► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко­лорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должны быть самоцен­ны, как чистый эстетический факт».);

    ► метод сенсорного насыщения (без сен­сорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественной культуре);

    ► метод эстетического выбора («убеж­дения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

    ► метод разнообразной художествен­ной практики;

    ► метод сотворчества (с педагогом, на­родным мастером, художником, свер­стниками);

    ► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель­ности;

    ► метод эвристических и поисковых си­туаций.

    Интеграция разных видов изобрази­тельного искусства и художественной дея­тельности детей на основе принципа взаи­мосвязи обобщённых представлений (ин­теллектуальный компонент) и обобщён­ных способов действий (операциональ­ный компонент) обеспечивает оптималь­ные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

    Авторская программа художественно­го воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает система­тизированный комплекс учебно-методи­ческих изданий и современного нагляд­ного материала (демонстрационного и раздаточного).

     

    К учебно-методическим изданиям

    относятся разработки занятий по изоб­разительной деятельности и художест­венному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возра­стной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детс­ком саду: планирование, конспекты, за­нятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разра­ботки занятий с иллюстрациями, предс­тавляющими варианты образов и компо­зиций, а также основные способы и при­ёмы создания выразительного образа.

     

    К наглядно-методическим изданиям

    относятся:

    ►► тематические плакаты для обогаще­ния восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Ело­вый лес» и пр.);

    ► дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);

    ► незавершённые композиции для выс­тавочных коллективных работ по сю­жетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окош­ке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);

    ► серия альбомов для детского художе­ственного творчества «Наш верни­саж» («Дымковская игрушка», «Фили-моновская игрушка», «Изразцы», «Пи­санки»).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Младшая группа

    Задачи  художественно-творческого развития детей 3-4 лет

     

    ► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

    ► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семё­новской, богородской) для обогаще­ния зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки худо­жественных образов. Проводить ми­ни-спектакли с участием народных иг­рушек для создания у детей празднич­ного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.

    ► Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающе­го мира и их изображениями в рисун­ке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

    ► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных масте­ров детской книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

    ► Организовывать наблюдения в приро­де и уголке живой природы для уточ­нения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зритель­ных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные до­рожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

    ► Учить детей видеть цельный художест­венный образ в единстве изобрази­тельно-выразительных средств коло­ристической, композиционной и смысловой трактовки (обучение ана­лизу не должно опережать формиро­вание умения воспринимать художевенный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составля­ющих компонентов).

     ► Создавать условия для самостоятель­ного освоения детьми способов и при­ёмов изображения знакомых предме­тов на основе доступных средств ху­дожественно-образной выразитель­ности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

    ►► Побуждать детей самостоятельно вы­бирать способы изображения при соз­дании выразительных образов, ис­пользуя для этого освоенные техни­ческие приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой ос­нове учить детей:

    ►отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живо­писными средствами

    ► сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, ча­ще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»); 

    ► продолжать учить рисовать каранда­шами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонталь­ные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоуголь­ные), создавая тем самым вырази­тельные образы;

    ► продолжать знакомить детей с краска­ми и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промы­вать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисо­вать и раскрашивать замкнутые фор­мы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

    ► переводить детей от рисования-подра­жания к самостоятельному творчеству.

     

     

     

     

     

     

     

     
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта