Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Учебная программа Русский язык 5-11 кл. Программа для общеобразовательных учреждений с белорусскими русским языками обучения русский язык классы минск


Скачать 241.52 Kb.
НазваниеПрограмма для общеобразовательных учреждений с белорусскими русским языками обучения русский язык классы минск
АнкорУчебная программа Русский язык 5-11 кл.pdf
Дата27.04.2017
Размер241.52 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебная программа Русский язык 5-11 кл.pdf
ТипПрограмма
#372
страница1 из 2
  1   2

Утверждено
Министерством образования
Республики Беларусь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
С БЕЛОРУССКИМИ РУССКИМ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК классы
МИНСК
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ www.adu.by

2
ISBN 978-985-465-536-9
© Министерство образования
Республики Беларусь, 2009
© НМУ Национальный институт образования, 2009
УДК 373.121.414:373.5:811.161.1
ББК 74.268.1Рус
У91

??????????
??????
www.adu.by
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель обучения русскому языку — сформировать у учащихся систему знаний о языке и речи научить их пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности (чтение,
слушание, письмо, говорение, в избранных сферах применения языка развивать интеллектуальную, духовно-нравственную,
коммуникативную, гражданскую культуру учащихся.
Задачи обучения русскому языку языковое и речевое развитие учащихся на основе усвоения знаний о системе русского языка на всех его уровнях
(фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис, правил функционирования языковых средств в речи, норм русского литературного языка (произносительных, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся формирование правописных умений и навыков, умений пользоваться языком в различных видах речевой деятельности
(языковая и речевая компетенция формирование коммуникативных умений на основе овладения учащимися речеведческими понятиями (культура устной и письменной речи, текст, типы речи, стили речи,
жанры речи, правила речевого общения, способами выражения мысли в устной и письменной форме умений создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи (коммуникативная компетенция формирование речевой культуры учащихся на основе освоения языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой развитие www.adu.by
способности пользоваться культурологическими сведениями для обеспечения полноценной коммуникации (лингвокультурологическая компетенция развитие средствами языка интеллектуальной, духовно- нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.
Оптимальными и эффективными подходами, определяющими теоретическую и методическую базу обучения языку и речи,
являются системно-функциональный, коммуникативно-деятель- ностный и лингвокультурологический подходы.
Системно-функциональный подход предполагает усвоение системы русского языка, единиц разного уровня сточки зрения значения, строения и назначения в речи отбор и организацию языкового материала для создания различных видов речевой деятельности, формирования языковой и речевой компетенции учащихся.
Коммуникативно-деятельностный подход определяет такую организацию и направленность занятий по русскому языку,
при которой цель обучения связана с обеспечением максимального приближения учебного процесса к реальному процессу общения. Объектом обучения с позиции этого подхода является речевая деятельность во всех ее видах. В основе коммуника- тивно-деятельностного подхода заложена не столько реальность самих ситуаций, сколько реальность деятельности учащихся в предлагаемых ситуациях, что способствует формированию коммуникативной компетенции.
Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку позволяет скоординировать все уровни владения языком на формирование лингвокультурологической компетенции,
воспитания речевой культуры учащихся на основе освоения языка как средства постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой.
Лингвокультурологический подход к обучению языку также относится к деятельностному типу, реализация которого предполагает не только ознакомление с духовными ценностями,
способами выражения которых являются язык, литература,
искусство, история и др, но и овладение умениями пользоваться полученными знаниями в процессе общения www.adu.by
Содержание обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях включает следующие компоненты знания о системе языка и речи знания об особенностях функционирования языковых единиц в речи знания и умения, необходимые для осуществления различных видов речевой деятельности знания и умения речевой коммуникации знания, связанные с отражением в языке истории, культуры русского и белорусского народов.
Системно-функциональный подход к обучению учащихся предопределил выбор линейно-опережающего и концентрического принципов построения содержания обучения русскому языку в V—XI классах, которые наиболее соответствуют современным требованиям к организации процесса обучения, развитию и воспитанию языковой и речевой личности. Линейность структуры содержания обучения обеспечивает последовательное изучение многоуровневой системы языка, опережение — параллельное формирование языковых, речевых и коммуникативных умений.
Опережение осуществляется благодаря изучению в V классе пропедевтического раздела Синтаксис, раздела Лексика в классах — разделов Состав слова, Словообразование, Морфология, изучаемых на синтаксической основе.
Речевые разделы Культура речи, Текст, Стили речи»,
«Жанры речи изучаются концентрически с V по XI классы,
что позволяет учитывать возрастные возможности учащихся,
обеспечивать сравнительно раннее ознакомление с необходимым теоретическим материалом для формирования речевых умений, а также прочность усвоения в результате возвращения к теме в каждом последующем классе на новом уровне ив более расширенном объеме.
Линейно-опережающий и концентрический принципы дают возможность осознавать языковые и речевые явления во взаимосвязи и одновременно формировать и совершенствовать языковую, речевую и коммуникативную компетенцию школьников.
Учебный материал для изучения в V—XI классах группируется по блокам с учетом основных содержательных линий www.adu.by
и представлен как перечисление учебных разделов, составляющих основу данного учебного предмета и предъявляемых учащемуся как объект усвоения. Языки речь. Культура речи. Стили речи. Жанры речи.
Текст.
2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексика и фразеология. Грамматика. Состав слова и словообразование. Морфология и правописание частей речи. Синтаксис и пунктуация.
Принципами отбора содержания обучения являются учет функционально-семантических особенностей фактов языковой системы минимизация теоретических сведений на основе их значимости для речевой деятельности учет общих и специфических особенностей белорусского и русского языков опора на этнокультуру (при отборе дидактического материала текстоцентрический подход к отбору языкового материала.
Языковой курс каждого класса открывается разделом
«Текст», содержание которого вооружает учащихся необходимыми знаниями по теории текстообразования и развивает умение свободно создавать тексты с учетом речевой ситуации. Проведение обучающих видов работ по развитию связной устной и письменной речи осуществляется параллельно с изучением всех разделов курса русского языка.
В V—XI классах получают дальнейшее развитие знания,
умения и навыки, приобретенные учащимися по предмету в классах www.adu.by

7
V КЛАСС ч)
Повторение изученного в начальных классах (4 ч)
Культура устной и письменной речи (10 ч)
Нормы литературного языка произносительная, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, орфографическая, пунктуационная. Качества речи правильность, точность,
логичность, богатство, чистота, уместность, выразительность
(ознакомление).
Диалог. Монолог.
Понятие о речевой ситуации. Признаки речевой ситуации.
Стили речи художественный, научный, публицистический, офи- циально-деловой и разговорный (ознакомление. Признаки стилей речи задачи речи, условия общения, отличительные черты,
языковые средства. Речевая норма.
Жанры речи (7 ч)
Загадка. Сказка. Рассказ. Содержание, композиция, языковые средства.
Учебно-языковые умения и навыки осмысление понятий
«язык» и речь обнаружение нарушений языковой нормы в речи анализ качеств речи осмысление признаков речевой ситуации характеристика речевой ситуации овладение умениями построения диалога и монолога осмысление признаков функциональных стилей речи.
Коммуникативные умения и навыки осознанный выбор темпа и громкости устной речи создание связных высказываний с учетом требований точности, богатства, чистоты, уместности www.adu.by
логичности и выразительности речи корректировка речи умение вести диалоги в ситуациях официального и неофициального общения создание устных и письменных связных высказываний, различных по стилю, жанру.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание (4 ч)
Строение и грамматическое значение словосочетаний главное и зависимое слова в словосочетании смысловой вопрос к зависимому слову.
Орфографическая норма. Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.
Грамматическая норма. Согласование имен прилагательных с именами существительными. Правильный выбор падежной формы имени существительного при управлении. Правильное употребление глаголов одеть, надеть.
Произносительная норма. Ударение в формах винительного падежа имен существительных женского рода (воду, руку, но
ґ
гу,
го
ґ
лову, сторону, стену, до
ґ
ску).
Учебно-языковые умения и навыки обнаружение главного и зависимого слов в словосочетании, анализ главного слова и формы зависимого слова, постановка смыслового вопроса к зависимому слову выделение словосочетаний из предложений.
Коммуникативные умения и навыки распространение имени существительного формами изученных частей речи для обозначения признака предмета распространение глагола для обозначения объекта и признака действия использование синонимичных словосочетаний в целях точности и выразительности речи.
Предложение (12 ч)
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Строение простого предложения. Главные члены предложения подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предло- жения).
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения дополнение, определение, обстоятельство (ознакомление www.adu.by
Однородные члены предложения с обобщающим словом и без него. Обращение. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и обращением.
Строение сложного предложения сложные предложения с союзами и без союзов.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи перед словами автора и после них.
Грамматическая норма. Согласование сказуемого, выраженного глаголом прошедшего времени, с подлежащим-существи- тельным.
Орфографическая норма. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах.
Пунктуационная норма. Запятая между однородными членами при отсутствии союза запятая между однородными членами, соединенными союзами двоеточие после обобщающего слова. Запятая между частями сложного предложения перед и, а, но, что, чтобы, когда, как, потому что, если, который. Выделение кавычками прямой речи тире перед словами автора и двоеточие после них.
Учебно-языковые умения и навыки обнаружение главных членов предложения и навык постановки смыслового вопроса к главным членам предложения различение второстепенных членов предложения определение синтаксической роли однородных членов предложения различение подлежащего и обращения разграничение слов автора и прямой речи составление предложений с однородными членами, обращением, прямой речью,
сложных предложений.
Коммуникативные умения и навыки использование в устной и письменной речи разнообразных синтаксических конструкций простых предложений, сложных предложений, предложений с прямой речью употребление логически сопоставимых слов в однородном ряду использование обращения в диалоге и монологе для называния адресата речи, выражения оценки,
установления контакта использование речевых форм обращения в различных ситуациях использование обращения-олице- творения как средства художественной выразительности интонирования предложений с однородными членами, обращением,
прямой речью, сложных предложений www.adu.by
Текст (8 ч)
(ознакомление)
Понятие о тексте. Тема текста, основная мысль. Признаки текста тематическое единство, развернутость, последовательность, связность (виды связи, средства связи, законченность.
Типы речи (описание, повествование, рассуждение) и их композиционные схемы.
Учебно-языковые умения и навыки осмысление понятия
«текст»; выявление признаков текста определение типов речи;
выявление композиционных особенностей типов речи и жанров.
Коммуникативные умения и навыки определение темы и основной мысли текста умение озаглавить текст, выделить его части и озаглавить их определение средств связи между предложениями и абзацами в тексте умение определить тип речи и создать композиционную схему повествования, описания, рассуждения определение стиля текста точное, уместное, выразительное использование языковых средств в устных и письменных изложениях текстов художественного стиля разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, в устных и письменных сочинениях на темы, связанные с жизненным опытом учащихся, в сочинениях по жанровой картине, иллюстрациям, в жанрах художественного стиля (сказка, загадка,
рассказ о событии).
ФОНЕТИКА (4 ч)
Гласные и согласные звуки (углубленное повторение. Гласные звуки в ударном и безударном положении. Двойная роль букве ю, я.
Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких и озвончение глухих согласных.
Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных.
Слог. Перенос слов. Ударение.
Произносительная норма. Произношение безударных гласных после твердых и мягких согласных произношение мягких согласных правильная постановка ударения.
Орфографическая норма. Правила переноса слов www.adu.by

11
Учебно-языковые умения и навыки различение звука и буквы выделение ударных и безударных слогов различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных деление слова на слоги.
ОРФОГРАФИЯ (35 ч)
Проверяемые безударные гласные в корнеслова. Правописание о, ё после шипящих в корнеслова. Правописание гласных в окончаниях. Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, го склонения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Правописание о, ё после шипящих и цв окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных. Правописание гласных в приставках.
Правописание букв з и сна конце приставок. Правописание ы, и после приставок на согласный.
Непроверяемые безударные гласные и согласные корня. Правописание корней с чередующимися гласными о—а (-гор-/-гар-,
-зор-/-зар-, -клон-/-клан-, -лож-/-лаг-, -рос-/-раст- (-ращ-), -кос-/-кас-).
Правописание корней с чередующимися гласными е—и: -бер-/-бир-,
-блест-/-блист-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-,
-дер-/-дир-. Правописание и, ы после цв корнеслова. Правописание ь после шипящих. Правописание разделительных ь и ъ
(повторение).
Орфографическая норма. Правописание проверяемых безударных гласных в корнеслова, приставке, суффиксе, окончании,
проверяемых согласных в приставке, корне, суффиксе непроизносимых согласных в корнеслова букв о, ё после шипящих в корнеслова, суффиксе, окончании буквы и и после приставок, оканчивающихся на согласный букв з и сна конце приставок буквы ы после цв суффиксе -ын- ив окончании
-ый; непроверяемых гласных в корне удвоенных согласных;
буквы и после шипящих и цв корне мягкого знака после шипящих на конце существительных, в глаголах го лица единственного числа настоящего времени букв о—а в корнях:
-гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -клон-/-клан-, -лож-/-лаг-, -кос-/-кас-, -рос-/
-раст- (-ращ-), букве ив корнях -бер-/-бир-, -мер-/-мир-, -пер-/
-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -блест-/-блист-.

??????????
??????
www.adu.by

12
Учебно-языковые умения и навыки умение видеть орфограмму и ее опознавательные признаки определение морфемы,
в которой находится орфограмма усвоение способов проверки написания подбор однокоренных слов, изменение формы слова,
сопоставление слов, имеющих одинаковые морфемы.
ЛЕКСИКА (11 ч)
Слово, его лексическое значение. Прямое и переносное значение слова. Толковые словари.
Многозначные и однозначные слова. Синонимы. Антонимы.
Исконно русские и заимствованные слова.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова и термины.
Устаревшие слова. Неологизмы.
Фразеологические обороты, их отличие от свободных слово- сочетаний.
Лексическая норма. Точное употребление слова многозначного, заимствованного, профессионализма, термина. Целесообразный, мотивированный выбор лексических средств, обеспечивающих уместность, правильность, логичность, богатство, выразительность речи.
Учебно-языковые умения и навыки адекватное восприятие значения слова в тексте разграничение значений многозначного слова разграничение оттенков значений синонимов обнаружение антонимических отношений между словами осмысление роли устаревших слов в художественном тексте умение пользоваться словарями (толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов, фразеологическим).
Коммуникативные умения и навыки осмысленное употребление слов в соответствии сих значением, темой и стилем текста составление тематических групп слов достижение образности, выразительности текста средствами лексики использование синонимов как средства выразительности и точности речи,
как средства связи предложений в тексте уместное употребление фразеологизмов www.adu.by
Повторение изученного в V классе (3 ч)
Связная устная и письменная речь
Подробное и сжатое изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (предметов, животных) и рассуждения. Сочинение-описание отдельных предметов, животных в художественном стиле, сочинение-повествование ослу- чае из жизни, по иллюстрациям картин.
На письменные контрольные работы — 7 ч. Из них диктанты) ч, изложения — 2 (4) ч КЛАСС ч)
Повторение изученного в V классе (4 ч)
Текст (6 ч)
Текст и его основные признаки тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность (по- вторение).
Подтемы текста. Ключевые предложения в тексте.
Средства связи предложений в тексте местоимения, лексический повтор, синонимы, союзы, одинаковый порядок одних и тех же членов предложения.
Стили речи (6 ч)
Речевая ситуация и ее признаки (повторение. Стили речи:
художественный, научный, публицистический, официально- деловой (задачи речи, условия общения, отличительные черты,
языковые средства).
Жанры речи (5 ч)
Учебное сообщение. Поздравление. Содержание, композиция,
языковые средства.
Учебно-языковые умения и навыки осмысление видов и средств связи предложений в тексте роли местоимений, лексических повторов, синонимов в текстах различных типов и стилей речи разграничение повтора как средства связи и повтора как недочета анализ текстов разных типов речи определение стиля речи выявление особенностей композиции и употребления языковых средств в повествовании художественного и научного стилей, в рассуждении научного стиля, в описании художественного, научного и официально-делового стилей речи;
выявление связи между задачей, условиями общения и языковыми средствами.
Анализ учебного сообщения сточки зрения соответствия основным требованиям определение приемов, использованных во вступлении и заключении речи обнаружение в тексте разнообразных речевых средств, типичных для учебного сообщения, объяснение их роли в высказывании.
Анализ содержания, композиции и языковых средств рассказа.
Коммуникативные умения и навыки определение авторского замысла высказывания обеспечение связности предложений в тексте выбор видов и средств связи предложений с учетом типов и стилей речи подробное, сжатое, выборочное изложение текстов повествовательного характера с элементами описания и рассуждения создание в устной и письменной форме связных высказываний, различных по стилю и типу речи;
уместное использование языковых средств в высказываниях различных типов и стилей речи.
Определение цели учебного сообщения введение в текст речевых средств привлечения внимания слушателей создание учебного сообщения.
Г РАМ МАТ ИК А
СОСТАВ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ (15 ч)
Значимые части слова — морфемы.
Основа слова корень, приставка, суффикс, постфикс, соединительная гласная. Окончание.
Образование слов производящее и производное слова.
Способы словообразования суффиксальный, приставочный,
приставочно-суффиксальный, слияние слов, сложение, сложение сокращенных основ www.adu.by
Грамматическая норма. Правильное употребление в речи слов с приставками у, в, вз-, с, из-.
Орфографическая норма. Правописание гласных в приставках при- и пре-; соединительных гласных о и е в сложных словах буква, о в корнях -скач-/-скоч-, -плав-/-плов-, -равн-/
-ровн-, -мак-/-мок-.
Учебно-языковые умения и навыки разграничение однокоренных слови форм одного слова разграничение морфем;
выделение основы подбор однокоренных слов словообразовательный разбор слова и разбор по составу.
Коммуникативные умения и навыки толкование лексического значения слова с опорой на его структуру использование однокоренных слов в качестве средства связности текста использование синонимичных и антонимичных морфем использование словообразовательных синонимов для достижения точности и выразительности речи использование словосочетаний и производных слов как синонимичных средств.
МОРФОЛОГИЯ
Части речи в русском языке (1 ч)
Части речи. Обобщенные значения частей речи обозначение предмета, признака предмета, количества предметов, действия, признака действия указание на предмет, признак предмета, количество предметов, признак действия. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Междометие.
С а мост о яте ль н ы е части речи Имя существительное (21 ч)
Имя существительное как часть речи общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные,
собственные и нарицательные.
Род имен существительных мужской, женский, средний.
Род неизменяемых имен существительных и сложносокращенных слов www.adu.by
Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в форме единственного и только в форме множественного числа.
Падеж имен существительных. Падеж неизменяемых имен существительных. Склонение имен существительных 1, 2, го склонения. Разносклоняемые и неизменяемые имена существи- тельные.
Словообразование имен существительных.
Правописание имен существительных.
Грамматическая норма. Правильное употребление одушевленных и неодушевленных имен существительных в сочетании с глаголами и именами прилагательными. Правильное употребление падежных форм имен существительных. Правильное употребление вариантных падежных форм и форм числа имен существительных.
Произносительная норма. Правильное произношение имени отчеств.
Орфографическая норма. Правописание собственных наименований, букве и ив падежных окончаниях имен существительных, букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик), гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Нес именами существительными. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных, написание сложных имен существительных с корнем пол- (полу-).
Учебно-языковые умения и навыки распознавание имен существительных на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей определение суффиксов и приставок в именах существительных обнаружение орфограмм в окончаниях и суффиксах имен существительных и обоснование их написания с помощью изученных орфографических правил;
морфологический и словообразовательный разбор имен сущест- вительных.
Коммуникативные умения и навыки осмысленное использование имен существительных в качестве текстообразующего средства употребление имен существительных с учетом стилевой дифференциации текста обозначение лица именами существительными мужского и женского рода www.adu.by
Имя прилагательное (17 ч)
Имя прилагательное как часть речи общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды имен прилагательных по значению качественные,
относительные, притяжательные.
Склонение имен прилагательных. Краткие формы качественных имен прилагательных. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Образование сравнительной степени качественных имен прилагательных. Образование превосходной степени качественных имен прилагательных.
Словообразование имен прилагательных.
Правописание имен прилагательных.
Грамматическая норма. Правильное образование падежных,
кратких форм и форм степеней сравнения имен прилагательных.
Произносительная норма. Правильная постановка ударения в формах кратких прилагательных, в простой форме сравнительной степени (красивее. Правильное произношение форм прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже единственного числа.
Орфографическая норма. Правописание букв о и е после шипящих и цв окончаниях имен прилагательных (повторение, нес именами прилагательными, ни нн в суффиксах имен прилагательных суффиксов -к- иск- в именах прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных имен прилага- тельных.
Учебно-языковые умения и навыки распознавание имен прилагательных на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей умение различать качественные,
относительные, притяжательные имена прилагательные умение образовывать краткие формы и формы степеней сравнения имен прилагательных умение производить морфологический и словообразовательный разбор имен прилагательных.
Коммуникативные умения и навыки использование прилагательных в качестве текстообразующего средства переносное употребление относительных, притяжательных прилагательных;
употребление прилагательных для передачи степени проявления признака употребление прилагательных с уменьшитель- но-ласкательным суффиксом для передачи отношения говорящего к сообщаемому употребление полных форм прилагательных для передачи постоянного признака и кратких форм для передачи временного использование в речи прилагательных- синонимов для точного обозначения признака, эпитета как средства выразительности речи использование субстантивиро- ванных прилагательных.
Имя числительное (10 ч)
Имя числительное как часть речи общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды имен числительных по значению количественные,
собирательные, порядковые. Разряды имен числительных по составу простые, сложные и составные числительные.
Обозначение дробного числа.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Грамматическая норма. Правильное образование падежных форм количественных, собирательных и порядковых имен числительных. Употребление числительных два, три, двое, трое, оба,
обе в сочетании с именами существительными. Употребление количественных числительных в сочетании с существительными для обозначения приблизительного количества (раза три).
Произносительная норма. Правильное ударение в количественных, собирательных и порядковых именах числительных
(оди
ґ
ннадцать, четырнадцать, шестьдесят, семеро, одиннадцатый, восьмой. Правильное произношение мягких губных согласных в числительных семь, восемь. Правильное произношение порядковых имен числительных.
Орфографическая норма. Правописание буквы ь в середине и на конце имен числительных. Слитное написание имен числительных, оканчивающихся на -десятый, -сотый, -тысячный,
-миллионный, -миллиардный. Раздельное написание составных имен числительных.
Учебно-языковые умения и навыки умение распознавать имена числительные на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей, умение различать количественные, собирательные, порядковые числительные, простые,
составные, сложные числительные склонение имен числительных морфологический разбор имен числительных www.adu.by
Коммуникативные умения и навыки использование числительных как текстообразующего средства в деловом и научном стилях употребление имен числительных для обозначения числа и количества предметов, порядка их при счете, дробного числа, для обозначения приблизительного количества использование различных частей речи для обозначения количества предметов.
Местоимение (10 ч)
Местоимение как часть речи общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды местоимений личные и возвратное местоимения;
определительные, притяжательные, указательные вопросительные и относительные, неопределенные и отрицательные.
Формы рода и числа местоимений. Склонение местоимений.
Словообразование местоимений.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
Грамматическая норма. Правильное образование падежных форм местоимений (моего, себя, чьих и др.).
Произносительная норма. Правильная постановка ударения в неопределенных местоимениях с постфиксом -нибудь.
Орфографическая норма. Правописание буквы н в личных местоимениях го лица после предлогов. Дефис в неопределенных местоимениях перед постфиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое слитное и раздельное написание не и нив отрицательных местоимениях разделительный ь в формах местоимений.
Учебно-языковые умения и навыки распознавание местоимений на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей умение производить морфологический разбор местоимений.
Коммуникативные умения и навыки использование местоимения как текстообразующего средства употребление местоимений го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения, использование местоимения как средства связи предложений в тексте осмысление этикетных функций местоимений ты ивы употребление в речи неопределенных местоимений-синонимов.

  1   2
написать администратору сайта