Главная страница
Навигация по странице:

  • «ДОРОГА ДОБРА» Содержание

  • Нормативно-правовые документы

  • Условия реализации программы

  • Цель и задачи духовно-нравственного воспитания и развития

  • Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и развития

  • Основные направления и ценностные основы программы «Дорога добра».

  • Направление «Здоровье».

  • Ценности

  • Содержание работы. Формы работы

  • 2 класс «Учусь понимать себя» № п/п Тема занятия

  • 3 класс «Учусь понимать других» № п/п Тема занятия

  • 4 класс «Учусь общаться» № п/п Тема занятия

  • Примерная тематика родительских собраний Класс

  • Прогнозируемый результат

  • Направление «Интеллект»

  • Программа воспитательной работы в 1 классе "Дорогой добра". Программа воспитательной работы в 1 классе "Дорогой добра&q. Программа духовнонравственного воспитания обучающихся 1 Б класса дорога добра Содержание


    Скачать 2.07 Mb.
    НазваниеПрограмма духовнонравственного воспитания обучающихся 1 Б класса дорога добра Содержание
    АнкорПрограмма воспитательной работы в 1 классе "Дорогой добра"
    Дата08.10.2018
    Размер2.07 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограмма воспитательной работы в 1 классе "Дорогой добра&q.doc
    ТипПрограмма
    #58343
    КатегорияВоспитательная работа
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Глебец Елена Евгеньевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ« Емельяновская средняя общеобразовательная школа № 3» Емельяновского района

    Красноярского края

    Программа

    духовно-нравственного воспитания

    обучающихся 1 «Б» класса

    «ДОРОГА ДОБРА»

    Содержание


    Паспорт

    3

    Пояснительная записка.

    5

    Цель и задачи духовно-нравственного воспитания и развития

    6

    Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и развития


    7

    Основные направления и ценностные основы программы «Дорога Добра»


    7

    Направление «Здоровье»

    8

    Направление «Интеллект »

    11

    Направление «Социализация»

    12

    Направление «Нравственность»

    16

    Направление «Творчество»

    18

    Взаимодействие классного руководителя с родителями

    21

    Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития


    22

    Ожидаемые результаты программы «Дорога Добра»

    23

    Оценка эффективности программы

    23

    Оценка системы работы классного руководителя

    24

    Формы подведения итогов программы «Дорога Добра»

    25

    Список использованных источников информации

    27

    Паспорт программы

    Наименование

    программы

    Авторская программа духовно-нравственного воспитания "Дорога добра"

    Основание для разработки программы

    Программа разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников

    Место реализации программы

    МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа № 3» в 1 «Б» классе

    Разработчик программы

    Глебец Е.Е., учитель начальных классов

    Цели программы

    Формирование основ высоконравственной личности, способной к саморазвитию.

    Задачи программы

    Формирование личности, имеющей сознательную и нравственную позиции.

    Формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья.

    Воспитание любви к родному краю, родному дому (дом как семья, школа, Родина).

    Формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими, педагогами.

    Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся.

    Сроки реализации

    2015 – 2019 гг.

    Основные направления воспитательной

    системы

    Здоровье.

    Интеллект.

    Нравственность.

    Социализация.

    Творчество.

    Участники реализации

    Обучающиеся 1 класса

    Контингент

    Младшие школьники 7-9 лет

    Ожидаемые результаты

    Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника.

    Развитость креативных способностей обучающихся.

    Проявление индивидуальности каждого обучающегося и классного сообщества в целом.

    Сформированность единого коллектива детей, родителей и педагогов.

    Организация контроля

    за ходом исполнения

    Ежегодный анализ воспитательной системы работы «Дорога добра».

    Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса.


    Пояснительная записка
    Педагогический процесс только тогда хорош,

    когда в нем воспитание идет впереди обучения,

    ибо вызванные им к действию духовные силы

    бу­дут впитывать знания как пищу,

    не­обходимую для дальнейшего роста

    и становления личности школьника.

    Ш.А. Амонашвили.

    Актуальность проблемы

    Идея о решающей роли воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с давних времен. Еще древнеримский философ Сенека говорил: « Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Большое внимание нравственному воспитанию в своих трудах уделяли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт; К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др. Многие из них обращались к проблеме единства нравственного и духовного воспитания, считая одним из направлений формирования духовной личности именно нравственное воспитание.

    В настоящее время эта идея единства духовного и нравственного воспитания приобрела актуальность, которая обусловлена, прежде всего:

    • Нравственным кризисом в современном обществе, связанным как с изменениями в экономике страны, так и с фактическим отсутствием общенациональных идеалов, святынь и ценностей;

    • Необходимостью воспитания личности, включенной в национальную культуру (статья 14 Закона РФ «Об образовании»), а это значит и освоившей опыт отечест­венной духовной традиции;

    • Ориентацией содержания образования на обеспечение самоопределения личности (статья 14 Закона РФ «Об образовании»), в том числе и нравственного, которое воз­можно только в пространстве культуры, при условии «открытости» духовного опыта.

    Понятие духовности, применявшееся в основном в религиозной и философской литературе, обозначает «самостоятельную субстанцию, ответственную за творчество, волевую и интеллектуальную активность человека» (П. Бондарев), «попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, т.е. с Богом» (Л. А. Попов).

    Сегодня это понятие постепенно выходит за границы религиозно-философского сознания и используется культурологами, политиками, педагогами, которые говорят о «духовном обновлении России», «воспитании духовности» и понимают его как приоритет нравственных ценностей над материальными. Все чаще в педагогической литературе можно встретить термин «духовно-нравственное воспитание», так как возможно именное такое воспитание поможет найти гармонию между вертикальными (духовными) и горизонтальным и (повседневными, бытовыми) устремлениями человека. Тем более, общепризнанным является мнение о том, что в центре духовности находятся высшие моральные ценности.

    Учитывая возрастные особенности младших школьников, в данной программе не ставятся столь высокие цели как воспитание духовных способностей, но есть стремление из всего многообразия задач нравственного воспитания реализовать те из них, которые, прежде всего, содействуют духовному развитию ребенка.

    Нормативно-правовые документы

    Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся являются:

    • Закон «Об образовании»,

    • Конвенция ООН о правах ребенка.

    • Семейный кодекс РФ. «Права и обязанности родителей и детей».

    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

    • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

    Программа предназначена для учащихся начальной школы, по продолжительности – четырехгодичная, для возрастной категории от 6 до 10 лет.

    Условия реализации программы

    • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

    • совместная деятельность с учреждениями дополнительного образования; городским краеведческим музеем, районный музей, библиотеками, кукольным, драматическим, ТЮЗ театрами, поселковый спорткомплекс, районный РДК и т.д.

    Данная программа построена на основе принципа концентризма, потому что понятия, принципы и правила не могут быть раз и навсегда раскрыты на том или ином возрастном этапе воспитания. Законы возраста диктуют постепенное усложнение используемых нравственных понятий.

    На каждом этапе изменяется конкретное содержание и методы воспитания, уровень сложности различных явлений нравственной и общественной жизни, осваиваемых детьми, уровень самостоятельности детей, соотношение воспитания и самовоспитания. В программе прослеживается попытка избежать опасности топтания на месте, когда меняется лишь внешняя форма процесса воспитания, а не его существенные стороны.

    Новизна программы заключается:

    1. В ее интегративности.

    Она интегрирована в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную, что является одним из основных принципов духовно-нравственного развития и воспитания, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

    1. В ее системности.

    Воспитательный процесс идет по определенному алгоритму весь период начальной школы (Приложение 1). Программа «Дорога Добра» позволяет не распыляться на разные не взаимосвязанные мероприятия. Не нужно продумывать каждый год план своей воспитательной деятельности, а работать в системе по определенным направлениям, через которых «красной нитью» проходит одна главная цель – формирование основ высоконравственной личности, способной к саморазвитию/

    1. В ее универсальности.

    Любой учитель начальной может использовать ее в своей воспитательной работе.

    Цель и задачи

    духовно-нравственного воспитания и развития

    Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

    На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная воспитательная цель программы «Дорога добра»: формирование основ высоконравственной личности, способной к саморазвитию.

    На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в «Концепции», а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Федеральным государственным Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников.

    Опираясь на общие задачи, сформулированы воспитательные задачи программы «Дорога добра»:

    • формирование личности, имеющей сознательную и нравственную позиции;

    • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;

    • воспитание любви к родному краю, родному дому (дом как семья, школа, Родина).

    • формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими, педагогами.

    Ценностные установки

    духовно-нравственного воспитания и развития

    Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. На основе базовых национальных ценностей были сформулированы ценности, заложенные в каждое направление данной программы.

    Основные направления и ценностные основы

    программы «Дорога добра».

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по следующим направлениям:

    • «Здоровье»

    • «Интеллект».

    • «Социализация».

    • «Нравственность».

    • «Творчество».

    Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

    В каждом направлении предусмотрена работа с детьми, с их родителями и педагогами, работающими в классе.

    Направление «Здоровье».

    Цель: формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

    Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

    Задачи:

    • формирование у детей представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.

    • расширение знания детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.

    • формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей.

    • формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием.

    • развитие коммуникативные навыки (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов).

    • формирование умение противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

    • пробуждение у детей интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в призвании, общении, получении новых знаний;

    • просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек

    Содержание работы.

    Формы работы: беседы, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, образно-ролевые игры, спортивные состязания, родительские собрания

    Тематика бесед:

    В 1 классе работа ведется по произведению А.Г. Макеевой «Путешествие в страну Здоровья»

    п/п

    Тема занятия

    Цель занятия

    1

    «Как все начиналось»

    Познакомить детей с героями данной сказки

    2

    «О самой главной одежде»

    Расширить знания детей о коже, об ее значении для человека. Показать необходимость личной гигиены.

    3

    «Надежда и опора»

    Усвоить понятие «скелет, осанка», учить правильно находить на своем теле основные части скелета, формировать правильную осанку.

    4

    «Питание – дело серьезное»

    Показать значение питания в жизни человека.

    5

    Сказка о живой воде.

    Рассказать о значении воды в жизни человека.

    6

    Дыхание – дело серьезное.

    Познакомить с органами дыхания, подчеркнуть значение чистого воздуха для организма человека; учить правильно выполнять дыхательную гимнастику.

    7

    Как черные братья хотели мир завоевать.

    Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.


    8

    Секрет черных братьев.

    Дать понять о последствиях употребления психоактивных веществ.

    9

    Кем не сможет стать раб черных братьев.

    Формировать ответственное отношение к своему здоровью

    10

    Как бороться с черными братьями.

    Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.


    Во 2-4 классах работа ведется по УМК «Все цвета, кроме черного» (авт. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова»).


    2 класс «Учусь понимать себя»

    п/п

    Тема занятия

    Цель занятия

    1

    Твои новые друзья

    Познакомить учащихся с содержанием и героями курса

    2

    Как ты растёшь

    Дать представление о значении нормальных условий для роста и развития

    3

    Что ты знаешь о себе

    Дать преставление о физическом развитии учащихся

    4

    Твое настроение

    Дать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит

    5

    Как ты познаёшь мир

    Сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) об особенностях познания окружающего мира с их помощью

    6

    Твои чувства

    Дать представление о чувствах человека

    7

    Как исправить настроение

    Дать представление о способах изменения настроения

    8

    Твои поступки

    Научить оценивать свои поступки

    9

    Твои привычки

    Сформировать представление о привычках, их значении в жизни человека

    3 класс «Учусь понимать других»

    п/п

    Тема занятия

    Цель занятия

    1

    Что изменилось за год

    Увидеть изменения в своем физическом развитии и работоспособности.

    2

    Как научиться разговаривать с людьми

    Научить детей разговаривать с людьми

    3

    Что такое интонация

    Дать представление о роли интонации в общении людей

    4

    Как научиться преодолевать трудности

    Помочь ребенку понять, отчего возникают трудности при общении с людьми, и научить преодолевать их

    5

    Как понять друг друга без слов

    Сформировать представление о значении мимики и жестов в общении

    6

    Для чего нужна улыбка

    Укрепить представление детей о значении доброжелательных отношений между людьми

    7

    Умеешь ли ты дружить

    Научить детей ценить дружбу

    4 класс «Учусь общаться»

    п/п

    Тема занятия

    Цель занятия

    1

    Что вы знаете друг о друге

    Учить рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников.

    2

    Твой класс

    Научить ребят анализировать свои симпатии, привязанности, бережно относиться к чувствам других людей

    3

    Кто твой друг

    Расширить представления детей о дружбе, позитивное отношение к людям

    4

    Как научиться жить дружно

    Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.

    5

    Как помириться после ссоры

    Привить умение находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения

    6

    Какой у тебя характер

    Дать представление о характере, многообразии черт характера

    7

    Как воспитать свой характер

    Дать детям представление о возможности воспитывать в себе определенные черты характера

    8

    Как сказать «нет» и отстоять свое мнение

    Научить ребят отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.

    9

    Фантастическое путешествие

    Обобщить свои знания, полученные на уроках, сделать вывод о ценности здоровья и здорового образа жизни для каждого человека

    Темы родительских собраний определяются в зависимости от запросов детей, проблем класса, пожелания родителей.

    Примерная тематика родительских собраний

    Класс

    Тема собрания

    Цель собрания

    1

    Режим дня – это серьезно

    Убедить родителей в необходимости рациональной организации дня своего ребенка.

    2

    Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте

    Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте

    3

    Секреты психологического здоровья

    Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребёнка

    4

    Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка

    Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.

    Прогнозируемый результат

    В результате работы по данному направлению предполагается достижение следующих результатов:

    • полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

    • дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
      дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

    • дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными

    • родители расширят свои знания в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычках.


    Направление «Интеллект»

    Цель: выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся.

    Ценности: познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание.

    Задачи:

    • Создание условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии.

    • Формирование интеллектуальной культуры.

    • Развитие кругозора и любознательности.

    • Предоставление возможности проявить себя в различных областях.

    Формы работы: викторины по предметам, интеллектуальные разминки на уроках, интеллектуальные игры, школьные олимпиады, дистанционные олимпиады, проектная, исследовательская деятельность, родительские собрания.

    (Данные виды работы планируются в соответствии с планом работы школы)

    Темы родительских собраний определяются в зависимости от запросов детей, проблем класса, пожелания родителей.

    Примерная тематика родительских собраний

    Класс

    Тема собрания

    Цель собрания

    1

    Родителям о внимании и внимательности

    Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

    2

    Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

    Развивать интерес родителей к формирований интеллектуальных умений

    3

    Домашняя школа интеллектуального развития.

    Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников

    4

    Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника

    Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.

    Прогнозируемый результат

    В результате работы по данному направлению предполагается достижение следующих результатов:

    • развитие у детей:

    • поисково-исследовательской активности в ситуации неопределённости, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью.

    • склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе неизвестного. Настойчивости в достижении познавательной цели, разгадки «тайн мироздания».

    • предпочтения самостоятельных, продуктивных способов познания.
      1   2   3   4
    написать администратору сайта