Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Программа учебной дисциплины история образования и педагогической мысли


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины история образования и педагогической мысли
Анкорistoria_obrazovania_i_ped_mysli_seminary.doc
Дата13.02.2018
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаistoria_obrazovania_i_ped_mysli_seminary.doc
ТипПрограмма
#12652
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

__________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

_________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______2011 г.

Программа учебной дисциплины

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению «Педагогическое образование»




Нижний Тагил

2011

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры педагогики «___» января 2011 г., протокол № ___

Заведующий кафедрой С.В. Лебедев


Составитель:

Смирнов В.И., д.п.н., профессор
Настоящая программа раскрывает цель, задачи курса «История образования и педагогической мысли», характеризует принципы отбора содержания обучения по предмету, представляет «Учебно-тематический план» и содержание дисциплины, содержит общую характеристику технологического и ресурсного обеспечения реализации цели и задач историко-педагогической подготовки студентов, определяет формы и основные способы текущего и итогового контроля результатов и качества аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов.

Вместе с текстом программы учебного курса представлены:

1. Приложение №1: Программа практических занятий по курсу «История образования и педагогической мысли», включающая в себя планы-сценарии проведения каждого занятия, практические задания к занятиям, список рекомендуемой по теме занятия учебно-научной литературы.

2. Приложение №2: Примерное содержание текущего контроля учебной работы студентов в форме экспресс-опросов.

3. Формы регистрации самооценок студентов, отражающих основные результаты освоения материала курса, развития системы педагогических знаний, умений, способов деятельности.

4. Приложение №4: «Расчет успеваемости студентов на основе методики накопительной балльно-рейтинговой системы.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины

1.1. Место курса «История образования и педагогической мысли» в системе профессиональной подготовки

Курс «История образования и педагогической мысли» одновременно с курсом «Общая педагогика» открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин по отдельным отраслям педагогического знания и представляет собой важную составную часть этого комплекса.

Дисциплины комплекса:

  • общая педагогика,

  • история образования и педагогической мысли,

  • теория обучения,

  • методика обучения и воспитания,

  • теория и методика воспитания,

  • управление образовательными системами,

  • субъекты педагогического процесса,

  • психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору, формирующие готовность к определенным видам и способам практической деятельности.

Курс «История образования и педагогической мысли» изучается во втором семестре одновременно с изучением «Общей педагогики»: это позволяет опираться при изучении историко-педагогических фактов и процессов на общепедагогические знания о факторах развития человека и педагогическом процессе. Эти знания составляют научно-методологическую основу педагогического образования.

Вместе с тем курс «История образования и педагогической мысли» создает историко-педагогический фундамент для изучения на последующих этапах курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Методика обучения и воспитания», которые построены материале, отражающем накопленный, переосмысленный и модернизированный многовековой опыт организации воспитания и обучения. Таким образом, при изучении любого педагогического феномена студент будет владеть информацией о его происхождении и исторической эволюции.

1.2. Целью освоения курса «История образования и педагогической мысли» является формирование системы историко-педагоги­ческих знаний и историко-педагогического мышления, обеспечивающих создание теоретического фундамента профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования.

1.3. Функции и задачи курса:

1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:

  • о ходе развития мировой и отечественной системы образования, об исторических фактах, событиях, явлениях, составляющих содержание историко-педагогического процесса;

  • о причинно-следственных связях, определяющих развитие системы образования и педагогической мысли;

  • о тенденциях и перспективах развития педагогической теории и практики;

  • о людях – педагогах-практиках и педагогах-теоретиках, накопивших и ретранслировавших в будущее опыт обучения и воспитания.

2) Развивающая функция:

  • формирование у студентов критического стиля мышления на основе развития умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности при работе с источниками научно-учебной информа­ции и специальной литературой, в процессе осмысления, обобщения, интерпрета­ции зачастую противоречивых историко-педагогических фактов и явлений;

  • развитие историко-педагогического мышления, обеспечивающего осознанное овладение совокупностью психолого-педагогических знаний;

    • формирование целевой и мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования.

3) Воспитательная функция: формирование у студентов:

  • уважения к мировой и отечественной истории образования и педагогики, являющейся неотъемлемой частью истории общества, истории Отечества, его культуры и традиций;

  • личностных качеств, свойств, убеждений, основанных на лучших нравственных и педагогических традициях учительства, духовном и профессиональном подвижничестве деятелей педагогики и просвещения;

    • готовности к сохранению, рациональному применению и приумножению историко-педагогического опыта;

    • ценностного отношения к педагогической деятельности, педагогической науке, к будущей профессии.

1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «История образования и педагогической мысли»:

На основе освоения курсов «Общая психология» и «История», в результате одновременного изучения курса «Общая педагогика» студент имеет и развивает необходимые для изучения «Истории образования и педагогической мысли» представления, знания, умения и навыки:

      • о ходе, фактах, причинах и следствиях развития мировой и отечественной истории;

      • о человеке, условиях и факторах его развития;

      • о структуре и логике образовательного процесса, что позволяет педагогически грамотно и логически обоснованно оценивать историко-педагогическую информацию.

Особое значение имеет владение студентом понятийно-категориальным аппаратом педагогики, позволяющим понимать и воспроизводить историко-педагогическую информацию.

1.5. Ожидаемые результаты:

Студент, выполнивший учебную программу курса «Истории образования и педагогической мысли» (с учетом результатов освоения курсов «Общая психология» и «Общая педагогика»), должен:

обладать знаниями:

  • об истоках и ходе исторического развития педагогической мысли и образования;

  • об основных образовательных парадигмах и исторических причинах их смены;

  • об образовательных системах, причинах и следствиях прекращения их существования, видоизменения, развития;

  • об основных воспитательных и дидактических концепциях, их влиянии на развитие педагогической мысли и образовательной практики;

  • о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения в разные исторические периоды у разных народов;

  • о выдающихся деятелях образования, педагогах-теоретиках, их вкладе в развитие педагогической науки и практики.

уметь:

  • учитывать пространственно-временные контексты, в которых протекают процессы обучения и воспитания, при анализе и оценке педагогических феноменов прошлого;

    • использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу для анализа и оценивания историко-педагогического процесса и его отдельных явлений;

    • сознавать многообразие подходов в организации образования, обусловливать их спецификой социально-культурного и политико-экономического развития, соотносить с различными представлениями о природе человека, о смысле его бытия и познания;

    • ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.)

    • анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады;

    • участвовать в обсуждении историко-педагогических проблем; в общественно-профессиональ­ных дискуссиях;

    • взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике;

    • осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями.

владеть;

  • способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и экономического развития страны;

  • различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей истории образования и педагогической мысли.

иметь представление:

  • о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития всемирного историко-педагогического процесса, о его единстве и многообразии;

  • о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности;

  • о трактовках природы педагогического знания, цели и смысла образования.

1.6. Вклад «Общей педагогики» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций

1.6.1. Успешно освоивший курсы «Общая психология», «Общая педагогика»,» «История образования и педагогической мысли», а также другие учебные предметы основной образовательной программы, студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информа­ции, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые фило­софские проблемы (ОК-2);

  • способен грамотно и логично использовать в учебном процессе и в иных формах общения устную и письменную речь (ОК-6);

  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

  • готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, пере­работки информации, работать с компьютером как средством управления информа­цией (ОК-8);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9)

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).

1.6.2. Студент должен обладать следующимипрофессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:

Принцип целостного отражения в содержании «Истории образования и педагогической мысли» задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры.

Принцип соответствия содержания историко-педагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности.

Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, истории образования и педагогической мысли, психологии, философии образования и др.) и образовательной практики.

Принцип гуманитаризации содержания курса «История образования и педагогической мысли», которая рассматривается как отрасль гуманитарного научного знания о человеке в его действительном (социальном и физическом, объективном и субъективном) бытии, о человеке как цели и источнике познания, об исторических условиях развития человека, формирования его личности и его социализации.

Принцип фундаментализации, обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную педагогическую подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности осознание студентами единства научного познания и практической преобразующей деятельности.

Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.

Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания историко-педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения.

Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.

Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»





Название раздела,

темы

Распределение часов

Трудоемкость

Аудитор.

занятия.

Виды занятий

Самост.

работа

Лекции


Практич.

занятия

1

2

3

4

5

6

7

1 курс 2 семестр



История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет

2

2

2







Система образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире

3

2

2



1



Мыслители древности о воспитании

5

2



2

3



Система образования и развитие педагогической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века (до XVII в.)

3

2

2



1



Проблема воспитания в средневековых философско-педагогических учениях

5

2



2

3



Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси

3

2

2



1



Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках Киевской и Московской Руси в X – XVII вв.

5

2



2

3



Становление российской системы образования в XVIII в.

3

2

2



1



Развитие педагогической мысли в России в XVIII в.

5

2



2

3



Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)

3

2

2



1



Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.

10

4



4

6



Образование за рубежом в XIX в.

3

2

2



1



Развитие педагогики за рубежом в XIX веке

10

4



4

6



Образование за рубежом в XX в.

3

2

2



1



Развитие педагогики за рубежом в XX в.

10

4




4

6



Образование в России в XIX в.

3

2

2



1



Развитие педагогической теории в России в XIX в.

10

4



4

6



Образование в России в XX в.

3

2

2



1



Развитие отечественной педагогической теории в XX в.

10

4



4

6




Интегрированный зачет по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли

9










9



Всего в часах:

108

48

20

28

60




Всего в зачетных единицах:

3














3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта