Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Дошкольное образование
Вычислительная техника
Воспитательная работа
История
Этика
Религия
Философия
Логика
Физика
Социология
Политология
Русский язык и литература
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Строительство
Доп
образование
Промышленность
Энергетика
Физкультура
Связь
Электротехника
Автоматика
Технология
Классному руководителю
Иностранные языки
Химия
Геология
Логопедия
География
Культура
Искусство
Экология
ИЗО, МХК
Школьному психологу
Директору, завучу
Обществознание
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Астрономия
Украинский язык
Психология

Программа учебной дисциплины история образования и педагогической мысли


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины история образования и педагогической мысли
Анкорistoria_obrazovania_i_ped_mysli_seminary.doc
Дата13.02.2018
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаistoria_obrazovania_i_ped_mysli_seminary.doc
ТипПрограмма
#12652
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6
Тема 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Лекция(2 час.)

История педагогики как область педагогической науки: ее задачи, функции, место в системе научно-педагогического знания. Становление истории педагогики как науки. Объект и предмет, источники и методы историко-педагогических исследований.

Место истории образования и педагогической мысли в истории мировой цивилизации. Изучение истории педагогики как способ освоения и культурно-образовательной интерпретации истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития образовательной практи­ки и педагогической мысли.

Место, роль и задачи курса «История образования и педагогиче­ской мысли» в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и педагогического мышления студен­тов.

Различные подходы (парадигмально-педагогический, антропологический, цивилизационный и др.) к изучению историко-педагогического процесса.

Источники историко-педагогического знания: специфика и способы работы с ними.

Логика построения и структура учебного курса «История образо­вания и педагогической мысли»; особенности организации учебных занятий и самостоятельной работы по истории педагогики.

Тема 2. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, У НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В АНТИЧНОМ МИРЕ

Лекция(2 часа)

Воспитание в первобытном обществе: возникновение первобытного воспитания, обособление воспитания как вида деятельности, семейное воспитание первобытной эпохи, появление организованных форм воспитания.

Семейное воспитание и ученичество – основные формы ближневосточной воспитательной практики в древности.

Образование в Древнем Египте и Месопотамии. Становление иудаистской педагогической традиции. Основные черты буддистской педагогической традиции. Индуизм и конфуцианство – духовно-религиозные основы древнеиндийского и древнекитайского образования.

Воспитание и образование в Древней Греции. Общая характеристика античности, ее истоки и педагогические идеалы. Гомеровское образование, спартанская воспитательная система, афинское воспитание. Античная школа.

Семейное воспитание и школьное обучение в Риме.

Тема 3. МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНОСТИ О ВОСПИТАНИИ

Практическое занятие (2 часа)

Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире.

Человек и воспитание в индуистской духовно-религиозной традиции. Видья (знание) и винайя (воспитание) – ключевые понятия педагогической традиции индуизма.

Педагогические идеи Конфуция: идеал человека, смысл его существования. Канон и ритуал как стержень педагогики Дальневосточной цивилизации.

Учения Гераклита и Демокрита. Софисты. Искусство диалога и метод майевтики (помощь рождению мысли) Сократа. Платон: суждения о человеке, познании, целях и способах образования, воспитания. Социальный характер философско-педагогической концепции Платона.

Педагогические взгляды Аристотеля.

Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтиллиан: педагогические идеи.

Тема 4. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В СТРАНАХ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (ДО XVII В.)

Основы христианского воспитания, педагогические идеи христианских мыслителей. Ветхий и Новый завет о воспитании: противоречивость ветхозаветных и новозаветных воспитательных установок и традиций. Влияние церковной культуры на развитие образования.

Воспитание и образование в Византии: значение византийского влияния на развитие просвещения.

Взаимообусловленность европейского и арабского образования. Сравнительная характеристика западного и восточного образования и воспитания. Формирование исламской традиции в воспитании. Мусульманская педагогическая концепция. Брахманская и буддийская педагогические традиции. Воспитание и школа в средневековом Китае.

Новые типы школ в средневековой Европе. Рыцарское воспитание. Университеты. Структура университе­тов, содержание, методы обучения. Развитие схоластики Формирование иезуитской системы образования.

Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: педагоги-просветители эпохи Возрождения, школы гуманистического образования.

Реформация и ее влияние на образование и воспитание.

Тема 5. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ

Практическое занятие (2 час.)

Педагогические идеи Ф. Аквинского. И. Златоуст об образовании и воспитании.

Педагогические идеи исламских просветителей: Авиценна (Ибн-Сина), Аль Фараби, Аль Бируни об идеале человека, смысле его жизни, нормах и способах воспитания.

Истоки гуманистических идей в средневековой педагогической мысли.

Педагогическая мысль Византии (Михаил Пселл, Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности).

Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов Ф. Рабле, М. Монтеня, Р. Агриколы, Х.Л. Вивеса, Э. Роттердамского, Т. Мора.

Тема 6. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН, В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

Воспитание и обучение у древних славян.

Воспитание и обучение в Киевской Руси. Роль христианства в распространении просвещения.

Воспитание и обучение на Руси в XIV – XVI вв. Религиозное воспитание.

Домострой. Азбуковники. Первые печатные учебники.

Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы, Типографская школа, московская Славяно-греко-латинская академия.

Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века.
Тема 7. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ В XI – XVII ВВ.

Практическое занятие (2 час.)

«Поучения» Владимира Мономаха детям – крупнейший памятник древнерусской педагогической мысли. Суждения Мономаха о связи воспитания с образованием, роли опыта старших в воспитании, значении активной деятельности человека, о способах и средствах воспитания.

Афоризмы из сборников «Пчела», «Мудрость Менандра»: интерпретация и этико-педагогическое значение.

«Домострой» протопопа Сильвестра о значении и способах воспитания. «Домострой» Кариона Истомина о воспитании. Сравнительная педагогическая характеристика источников.

«Школьное благочиние» - крупнейший памятник древнерусской педагогической литературы: характеристика основных идей.

Мысли о воспитании и образовании детей Симеона Полоцкого («Слово», «Труд», «Учение», «Учитель», «Учитися и учити», «Учай, а не творяй», «Наказание чадом»): интерпретация текстов, оценка педагогических суждений с современных позиций.

Тема 8. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ

Лекция (2 час.)

Просвещение в России в начале XVIII века: общая характеристика. Образовательные реформы Петра I. «Духовный регламент» Феофана Прокоповича.

Просвещение и школа после Петра I: учебные заведения, домашнее воспитание.; создание Московского университета, академической и университетских гимназий.

Система воспитания и образования в эпоху Екатерины II: «Наказ» Екатерины II, педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

Образовательные проекты второй половины XVIII в.

«Устав народным училищам в Российской империи», «Правила для учащихся в народных училищах» (1782), «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783).

Тема 9. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Практическое занятие (2 час.)

Педагогические идеи В.Н. Татищева, Феофана Прокоповича – их интерпретация и современная оценка.

Педагогическая деятельность и педагогические воззрения М.В. Ломоносова и его последователей Н.Н. Поповского, А.А. Барсова, Х.А. Чеботарева.

И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович де Мириево, А.А. Прокопович-Антонский, А.Ф. Бестужев, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев о воспитании и обучении: степень актуальности их идей.

Тема 10. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII–XVIII ВВ.)

Лекция(2 час.)

Развитие в начале Нового времени преимущественно классического образования – ведущего типа общего среднего образования в Западной и Восточной Европе.

Введение классно-урочной системы – основной формы организации образования в XVII–XX вв.

Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, война за независимость в Северной Америке, Великая французская революция – предпосылки возникновения новых педагогических систем и теорий.

Усиление материального направления в содержании школьного образования в связи с интенсивным развитием промышленного производства и торговли. Адаптация образования к потребностям промышленников, ремесленников, коммерсантов.

Секуляризация образования в развитых странах Европы. Превращение сословной и церковной школы в классовую, единую и светскую. Развитие наряду с классической школой (гимназией) реальных и профессиональных школ.

Пересмотр с прагматических позиций целей и содержания образования. Доминирование в реальном образовании предметов естественно-математического цикла.

Развитие педагогического идеала: от воспитания «благородного человека» в XVII столетии, к формированию просвещенного гражданина – в XVIII в.

Внедрение в образовательную практику новых принципов и способов обучения.

Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции: доклад об общей организации народного образования; план национального воспитания.

Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений в XVIII столетии.

Тема 11. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЗА РУБЕЖОМ В XVIIXVIII ВВ.

Практическое занятие(4 час.)

Педагогические идеи Нового времени: Ф. Бэкон о познании и воспитании; общие принципы обучения В. Ратке; новый взгляд на природу и человека Р. Декарта.

Педагогические воззрения французских энциклопедистов К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ф. Вольтера, их современное значение.

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского: биографический очерк, характеристика основных философ­ских и педагогических трудов. «Великая дидактика», классно-урочная система, принцип природосообразности, принципы и правила обучения, роль учителя.

Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения.

Педагогические идеи Просвещения: общая характеристика.

Дж. Локк: методологические основы педагогической системы. Сенсуалистическая теория познания. Значение воспитания. Воспитание джентльмена и воспитание детей рабочих. Обоснование педоцентристской позиции. Современное значение идей Дж. Локка, возможность их применения в образовательной практике.

Своеобразие и преемственность педагогических идей неогуманизма и филантропинизма, педагогические взгляды И.Б. Базедова, Ф. Фенелона, Ш. Роллена.

Ж.-Ж. Руссо: биографический очерк, основные педагогические идеи (принцип природосообразности, метод косвенных педагогических воздействий и метод естественных последствий).

Влияние педагогической системы Ж.-Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов, мера ее актуальности для современной педагогической теории и образовательной практики.

Тема 12. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В XIX ВЕКЕ

Лекция (2 час.)

Полемика о перспективах развития школьного образования в XIX в.: о социальной цели воспитания, о праве на образование всех общественных классов, о принципах участия церкви в школьном деле, об управлении школьной системой, о проблеме всеобщего, обязательного образования, о целесообразность двух ступеней образовательной школы.

Главные направления развития западноевропейской школы в XIX веке. Общая характеристика развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке. Становление национальных систем образования. Дуалистический характер национальных систем образования. Роль религии в школьном воспитании. Организация управления школьным делом. Типы учебных заведений. Белл-Ланкастерская система обучения.

Особенности и общие тенденции развития школы в Англии, США, Германии, Франции в XX в.

Попытки модернизации обучения в школах Западной Европы и США.

Концепции свободного воспитания, развитие концепции экспериментальной педагогики. Экспериментальные школы. Дальтон план Е. Паркхерст. Внедрение в школу информационно-технических средств и технологий.

Тема 13. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ В XIX – XX ВВ.

Практическое занятие(4 час.)

Педагогические теории, Ф. Фребеля, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега, Г. Спенсера: степень их востребованности сегодня.

Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века: представители социальной педагогики (Э. Дюркгейм, П. Наторп), концепция В. Дильтея, идеи сторонников неотомизма, экзистенциалистская концепция Сартра; расово-биологический подход, педагоги-марксисты, основные идеи теории свободного воспитания, система сенсорного воспитания М. Монтессори, основные идеи экспериментальной педагогики.

Педология: достоинства и недостатки с точки зрения современной педагогической теории и практики. Бихевиоризм. Педагогика действия. Педагогика прагматизма. Педагогические идеи Дж. Дьюи, их оценка с позиций современной педагогической теории и практики.

Трудовая школа. Сущность функциональной педагогики. Основные направления развития современной зарубежной педагогической мысли. Основные теоретические обоснования направления воспитания. Взгляды на обновление обучения и воспитания.

Вальдорфская педагогика; педагогические идеи А.Лая, Г. Кершенштейнера, Р. Кузине, М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчака, их современное педагогическое значение.

Тема 14. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XIX – XX ВВ.

Лекция (2 час.)

Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века. Реформа образования 1804 г. Школьная политика второй четверти XIX века. Устав о начальных и средних школах 1828 г. Православие, самодержавие и народность. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов

Развитие российской школы во второй половине XIX века. Школьные реформы 1860-х гг. Законодательные акты в области образования 1870-1880-х гг. Земская школа, значение идей земской школы для современной образовательной политики.

Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.). Программа бесплатного обязательного начального обучения. Программа РСДРП. Правительственные проекты.

Отечественная школа в первые годы советской власти (1917 - 1920 гг.): принципы создания новой школы, руководство школьным делом, проекты документов 1918 года, типы образовательных учреждений. Положение школы в 20-е и в 30-е годы. Педагогические дискуссии 20-х гг. Проблема взаимоотношений школы и государства. Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема политехнизма школы. Внедрение и запрещение педологии

Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Школа и педагогика в 50 - 80-е гг. XX века.

Общая характеристика образовательной системы в России в начале третьего тысячелетия. Современные подходы к реформированию образования. Изменение программ общеобразовательной школы. Организация экспериментальных школ.

Тема 15. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РОССИИ В XIX – XX вв.

Практическое занятие (4 час.)

Педагогическая мысль в первой половине XIX века. Западники и славянофилы; созвучность проблем дискуссий современным проблемам модернизации российской системы образования.

Педагогические идеи Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, П.Г. Редкина, возможность их экстраполяции в современную образовательную практику.

К.Д. Ушинский: биографический очерк, основные педагогические труды и идеи, их современное значение.

Педагогическая деятельность Н.А. Корфа, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, Н.Ф. Бунакова. Педагогическая деятельность С.А. Рачинского.

Педагогическая деятельность и идеи Л. Н. Толстого, современная мера актуальности идей Л.Н. Толстого.

Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева.

Вклад В. И. Вахтерова и П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической теории.

Образовательная деятельность и педагогические идеи П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А. В. Луначарского, их современное значение.

Педагогическая деятельность и педагогическое творчество А.С. Макаренко. Значение педагогических идей А.С. Макаренко для современной образовательной практики и педагогики.

Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Степень актуальности воззрений мыслителей русского зарубежья в современной России.

В.А. Сухомлинский. Педагогические системы педагогов-новаторов, возможность их реализации в рамках модернизации российской школы.

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Структура содержания курса «История образования и педагогической мысли» представляет собой систему лекционных и практических занятий.

На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь учителя на лекции перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции будет инициирована в том случае, если преподаватель, постоянно рассуждая, знакомит с различными точками зрения, чем вовлекает студентов в свои рассуждения. Лекция призвана побуждать студентов задавать вопросы и формировать у них потребность найти ответы в разнообразных источниках.

Специфика практических занятий по «Истории образования и педагогической мысли» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации: объем учебного времени, выделенных на дисциплину, столь незначителен, что и лекционные, и практические занятия ориентированы на реализацию, прежде всего, информативной и когнитивной функций. При этом, реализация названных функций предполагает активную опору на самостоятельную работу, в процессе которой студенты из разнообразных источников черпают учебную информацию, осмысливают ее, оформляют в доклады и сообщения, которые воспроизводят уже на практических занятиях.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Программой курса «История образования и педагогической мысли» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов, которая предусматривает решение следующих задач:

  • самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, вынесенных в содержание практических занятий;

  • подготовку к вступлениям с сообщениями и докладами на практических занятиях;

  • выполнение практических и учебно-исследовательских заданий;

  • аннотирование педагогической литературы и периодики.

Задания для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» ориентированы на развитие умений:

  • работать с историко-педагогической литературой, научными и справочными изданиями,

  • анализировать и интерпретировать историко-педагогические факты и явления,

  • устанавливать причинно-следственные связи, противоречия и тенденции, характеризующие историко-педагогический процесс.

Содержание самостоятельной работы студентов составляет:

  • работа с историко-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления, реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);

  • сравнение педагогических парадигм, концепций, воззрений и взглядов;

  • участие в теоретических дискуссиях, учебных диспутах и др.;

  • сравнительный анализ оценочных суждений в различных источниках.

Важной особенностью заданий для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» является их ориентация на ознакомление студентов с историко-педагогическими исследованиями преподавателей академии и вузов региона.

При изучении курса «История образования и педагогической мысли» студенты могут вы­полнить факультативно1 творческую работу. Темы работы предлагаются преподавателем из перечня, представленного в программе, либо формулируются студентом и утверждаются преподавателем. Темы должны быть сформулированы так, чтобы исключить возможность плагиата: реализации этого требования будет способствовать направленность содержания творческой работы на анализ региональной, муниципальной, вузовской научно-педагогиче­ской проблематики.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ

Содержание и виды текущего контроля определяются в соответствии с целью и задачами изучения дисциплины, с квалификационными требованиями к уровню освоения содержания дисциплины.

При изучении курса предусмотрены следующие виды теку­щего контроля:

  • письменные экспресс-опросы студентов в начале каждого учебного занятия (лекционного и практического), позволяющие определить и оценить качество усвоения учебного материала;

  • анализ и оценка качества сообщений и докладов, с которыми студенты выступают на каждом практическом занятии;

  • анализ и оценка аналитико-критических выступлений студентов;

  • оценка учебно-познавательной активности студентов при обсуждении историко-педагогических проблем и решении практических заданий

  • анализ результатов аннотирования и реферирования научных историко-педагогиче­ских публикаций.

Текущий контроль позволяет выявить не только качество знаний студентов, но и их способность применить эти знания к решению практических задач.

Система контрольно-оценочной деятельности при реализации курса призвана обеспечивать выполнение следующих дидактических требований: объективность, систематичность, разнообразие форм контроля и оценивания, комплексный характер, индивидуальный подход, педагогический такт преподавателя.

Методика оценочной деятельности при реализации курса «История образования и педагогической мысли» отражена в положении «Расчет успеваемости студентов по накопительной балльно-рейтинговой системе», представленном в приложении 1 к программе курса,

6. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ

Итоговая оценка результатов освоения учебной программы по предмету осуществляется на интегрированном дифференцированном зачете по «Истории образования и педагогической мысли» и «Общей педагогике», где при выставлении итоговой отметки (по 5-балльной шкале) учитываются по двум учебным предметам:

  • суммарные баллы, полученные по результатам экспресс-опросов;

  • суммарные баллы, полученные по результатам оценки учебно-познавательной активности студентов;

  • баллы, полученные студентом за выполнение творческой работы2;

  • суммарные баллы, полученные по результатам научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой по профилю учебной дисциплины;

  • суммарные баллы, полученные на зачете за ответы на основные и дополнительные вопросы и решение практических задач.

Дифференцированный зачет проводят преподаватели двух дисциплин; итоговая отметка выставляется ими согласованно.

7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ3

  1. Системы образования в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире.

  2. Системы образования в Средневековье (до XVII в.)

  3. Мыслители древности и Средневековья о воспитании

  4. Педагогическое наследие христианства.

  5. Идеи и традиции исламской педагогики

  6. Развитие идеала человека в истории отечественной и зарубежной педагогики

  7. Развитие философско-педагогических представлений о смысле жизни человека в истории отечественной и зарубежной педагогики

  8. Развитие цели воспитания человека в истории отечественной и зарубежной педагогики

  9. Эволюция доминирующих способов педагогического воздействия на ребенка в истории отечественной и зарубежной педагогики

  10. Эволюция доминирующего стиля педагогического взаимодействия в истории отечественной и зарубежной педагогики

  11. Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси, в Российской империи (X – XVIII в.)

  12. Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.

  13. Педагогические идеи В.Н. Татищева, их современное значение.

  14. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

  15. Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)

  16. Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.

  17. Педагогические идеи Я.А. Коменского, их современное значение.

  18. Педагогические идеи Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо, их современное значение.

  19. Развитие образования за рубежом в – XX вв.: общая характеристика

  20. Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.

  21. Педагогические теории И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега: степень их востребованности сегодня

  22. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века (социальная педагогика, теория свободного воспитания, экспериментальная педагогика).

  23. Воспитательная система М. Монтессори, ее современное значение.

  24. Образование в России в XIX – XX вв.: общая характеристика.

  25. Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.

  26. Дидактическая система К.Д. Ушинского, ее современное значение.

  27. Педагогические Л.Н. Толстого, их современное значение.

  28. Дидактические идеи П.Ф. Каптерева, их современное значение.

  29. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья СИ. Гессена; В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, степень их актуальности в современной России.

  30. Педагогические идеи П.П. Блонского, их современное значение.

  31. Воспитательная система А.С. Макаренко: общая характеристика

  32. Воспитательная система В.А. Сухомлинского: общая характеристика.

  33. Основные тенденции современного развития педагогической науки и образовательной практики в России.

8. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

  1. Идеи и педагогические традиции Христианства – возможность и целесообразность их реализации в современной воспитательной практике.

  2. Идеи и педагогические традиции Ислама – возможность и целесообразность их реализации в современной воспитательной практике.

  3. Сравнительная характеристика идеалов человека и правил его воспитания, отраженных в канонах католической, лютеранской и православной педагогики.

  4. Сравнительная характеристика идеалов человека и норм его воспитания, отраженных в православной педагогике Ветхого и Нового Завета.

  5. Сказки Ш. Перро, Э.Т. Гофмана, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм: воспитательный потенциал сказок, его адекватность бытующим в то время педагогическим концпепциям.

  6. В. Розанов: чем обусловлены сумерки просвещения и как из них выйти…

  7. Педагогические, психологические и этические проблемы обучения и воспитания в женских учебных заведениях России в XVIII – XIX вв.

  8. Репрессивность русской педагогики: правда и домыслы.

  9. Сопоставительная характеристика и оценка В.Н. Сорокой-Росинским и авторами «Республики ШКИД» Л. Пантелеевым и Г. Белых воспитательной системы школы им. Ф.М. Достоевского.

  10. Чувства, переживания и рефлексивно-оценочные суждения современного студента педагогического вуза после одного дня, прожитого им в роли ученика Яснополянской школы (при выполнении работы опираться на текст статьи Л.Н. Толстого «Один день в Яснополянской школе»).

  11. Чувства, переживания и рефлексивно-оценочные суждения современного студента педагогического вуза после одного дня, прожитого им в роли воспитанника колонии им. М. Горького в период ее расцвета (при выполнении работы опираться на текст «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко).

  12. Чувства, переживания и рефлексивно-оценочные суждения современного студента педагогического вуза после одного дня, прожитого им в роли ученика 7 класса обычной современной школы (при выполнении работы учитывать психологические особенности современного подростка, специфику его взаимоотношений с учителями и сверстниками).


9. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Историко-педагогический процесс, образование, воспитание, альтернативное образование, классическое образование, материальное и формальное образование, религиозное образование и воспитание, светское образование, элитарное образование; секуляризация образования; национальная система образования, авторская педагогическая система, традиционное обучение, трудовая школа; система образования; классно-урочная система обучения; методы исторического анализа педагогических событий и явлений; народная педагогика, реформаторская педагогика, экспериментальная педагогика; свободное воспитание, сословное воспитание; принципы природосообразности, социо- и культуросообразности, педагогическая деятельность, педагогическая культура; образовательная среда.
10. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

10.1. Основная литература

История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей уч. Степени кандидата наук / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007.

Истории педагогики и образования: Учеб. пособие для студ. вузов / [И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; под редакцией З.И. Васильевой. 5-е изд. М., 2009.

История педагогики и образования. О зарождении воспитания в перво­бытном общества до конца XX в.: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. М., 1998.

Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. М., 2002.

Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. вузов. М., 2003.

10.2. Нормативные акты

Декларация прав ребенка // Народное образование. 1993. №5.

Конвенция о правах ребенка // Народное образование. 1993. №5.

10.3. Серийные издания

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М., 1985.

Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Солов­ков. М., 1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX в.– на­чала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М., 1987.

Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Учеб. пособие: В 2 т. Т.I. В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья Сост.: В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М.,1994.

Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. М., 2000.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древ­нейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М., 1973.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. М,1976.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М., 1991.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 / Под ред. Н.П. Кузина, З.И. Равкина. М., 1980.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 – 1961 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1986.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 – 1986 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1987.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом (с начала XX века до наших дней) \Под ред. К.И. Салимовой. Ч.1-3. М., 1989.

История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999.

Педагогика российского зарубежья: Хрестоматия / Сост.Е.Г. Оссовский, О.Е. Оссовский. М., 1996.

Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 1995.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособия. Ч.1. М., 1980.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. М., 1981.

10.4. Классики: педагоги и мыслители образования

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1979.

Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.

Гельвеций К.А. Сочинения: В 2-х т. М., 1974.

Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. М., 1940.

Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Т.. М., 1989.

Дидро Д. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.,1975.

Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

Дьюи Д. Демократизация и образования. М., 2000.

Ибн Сина Абу Али. Избранные произведения. М., 1980.

Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. М., 1993.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.,1982.

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

Ключевский В.О. Два воспитания// В.О. Ключевский. Сочинения.: В 9 т. М.,1990. Т. IX.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2. М.,1982.

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.

Конфуций / Сост. В.В. Малявин. М., 1996. (Антология гуманной педагогики).

Корчак Я. Педагогическое наследие. М., 1991.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. М., 1978-1980.

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. М., 1991.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. Т. 1, 3, 4. М., 1984.

Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн.: Кн.1-2. М., 1979.

Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981.

Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.,1979-1981.

Толстой Л.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1989.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2. М., 1974.

Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.

Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1980.

Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М., 1993.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. Т2. М., 1978.

Эразм Роттердамский. Похвала Глупости (главы 13, 14, 32). М., 1991.

10.5. Дополнительная литература

Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители.М.,1990.

Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. М., 1994.

Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах образования: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996.

Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 1999.

Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994.

Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М., 2003.

Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII – XX века под влиянием изменения ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. М., 2001.

Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.

Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX –XX веков. М., 2002.

Богуславский М.В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М., 2005.

Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Российское образование на переломе эпох. Ростов н/Д., 2002.

Бражник Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании. СПб., 2001.

Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С.Я. Карп. М., 1992

Вестербук Р. Джон Дьюи // Мыслители образования. М., 1995. Т.1.

Вульфсон Б.Л. Стратегия образования на Западе на пороге XXI века. М., 2001.

Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М., 1996.

Гагаев П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике // Педагогика. 2001. №1.

Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М., 2001.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., 2002.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Губко А. Рыцарь суровой доброты (О В.Н. Сороке-Росинском). М., 1991.

Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени / Под ред. В.Г. Безрогова. М., 1990.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2004.

Джуринский А.Н. История педагогики Древнего и Средневекового мира. М., 2000.

Джуринский А.Н. Модернизация образования и воспитания в США. М., 2000.

Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2003.

Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М.,1997.

Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М.,1994.

Егоров С.Ф. Методологические идеи К.Д. Ушинского в процессе обре­тения педагогикой статуса науки // Педагогика. 1999. №6.

Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. М., 1987.

Жуков В.И. Российское образование: Истоки, традиции, проблемы. М., 2001.

Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века // Педагогика. 1997. №2.

Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1997.

Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб. пособие. Мн., 2004.

Кларин В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие. М., 2003.

Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. М., 1993.

Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII–XVIII вв. М., 2002.

Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. М., 2003.

Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.

Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока (древность и средние века). М., 1993.

Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX.– на­чала XX в.). М., 1994.

Кроль В.М. Педагогика: Учеб. пособие. М., 2008.

Курочкина И.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII – XVIII вв.). М.,2002.

Липник В.Н. Школьные реформы в России: Очерк истории. СПб., 2000.

Марруа А.И. История воспитания в античности. М., 1998.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен Под ред. М.В. Захарченко. СПб., 2000.

Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности // Педагогика. 2002. №2.

Никандров Н.Д. Перспективы развития образования в России. СПб., 2005.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.) / Сост. Н. В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. М., 1999.

Осовский Е.Г. Педагогика русского зарубежья. М., 1997.

Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додле. М., 2001.

Педагогический поиск. М., 1988.

Пискунов А.И. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

Помяловский Н.Г. Очерки бурсы // Помяловский Н., Успенский Г. Очерки бурсы. Нравы Растеряевой улицы. Будка. «Выпрямила». М., 2003.

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.

Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М., 1990.

Рерс Г. Георг Кершенштейнер // Мыслители образования. М., 1995. Т.2.

Реформы образования в современном мире. Общие и локальные тенденции. М., 1995.

Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения // Народное образование в России. Исторический альманах. М., 2000.

Сётар М. Жан-Жак Руссо // Мыслители образования. Т.4. М., 1996.

Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом. Учеб. пособие. М., 2003.

Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы. М., 1986.

Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. Изд. 2-е. М.,1972.

Степашко Л.А. Философия и история образования: Учеб. пособие. М., 1999.

Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Титов В.А. История педагогики: конспект лекций. М., 2003.

Цирюльников А.М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие. М., 2000.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.

Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991.

Юммель Ш. Аристотель // Мыслители образования. Т.1. М.,1994.

Юммель Ш. Платон // Мыслители образования. Т.3. М.,1995.

10.6. Периодика

Педагогика. Вопросы психологии. Учительская газета. Воспитание школьников. Народное образование. Первое сентября. Педагогический поиск. Семья и школа.

Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 тт. М., 1993, 1999.

10.7. Интернет-ресурсы:

http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6

Библиотека портала – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

Электронная биб-ка учебников по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

http://www.school.edu.ru - государственные образовательные стандарты общего образования




Приложение 1

к учебной программе курса

«История образования и педагогической мысли»

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

1. Общие рекомендации по проведению практических занятий

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в процессе реализации программ педагогических дисциплин предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, учебные дискуссии, рефлексивные технологии).

С учетом этого требования практические занятия по «Истории образования и педагогической мысли» проводятся в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме, которая позволяет:

  • во-первых, побуждать студентов к публичным выступлениям с докладами и сообщениями, развивая у них навыки монологической публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

  • во-вторых, поручать студентам анализировать и оценивать качество и содержание сообщений их товарищей4, а также оценку выступлений аналитического характера5;

  • в-третьих, педагогу, выступающему в качестве активного участника учебной дискуссии, сообщать учебную информацию (вводную, уточняющую, корректирующую) в дополнение к выступлениям студентов, контролировать и оценивать качество их учебной работы.

Диалоговая форма проведения практических занятий требует соблюдения ряда условий:

  • преподаватель признаёт право студента на собственное мнение и суждение;

  • новое знание воспринимается как истина не столько в силу авторитета преподавателя, сколько в силу доказательства истинности рассуждений участников диалога;

  • диалог со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками поиска.

Каждое практическое занятие включает решение практических задач, связанных с осмыслением и оценкой историко-педагогических фактов, явлений, причинно-следствен­ных связей и т.п. Вместе с тем на каждом практическом занятии студенты наполняют таблицы мате­риалом, отражающим направленность и динамику изменения взглядов на идеал человека, смысл его жизни, цели воспитания, способы педагогического воздействия и стили взаи­модействия участников педагогического процесса. Анализ материала таблиц позволит студентам выявлять тенденции в развитии историко-педагогиче­ского процесса, определять на этой основе его перспективы и программу педагогической деятельности.

Каждое лекционное и практическое учебное занятие начинается с экспресс-опроса, в рамках которого в течение 7-10 минут студенты в письменной форме отвечают на вопросы, раскрывающие ключевые факты, изученные на предыдущих занятиях и освоенные самостоятельно.

При выступлениях на практическом занятии следует использовать следующие схемы:

Краткая схема аналитико-критического выступления: тезисное воспроизведение содержания сообщения, указание на наличие (отсутствие) в сообщении обобщений и выводов, оценка логики представления учебного материала, эмоциональности и речевой грамотности выступающего; общая оценка сообщения.

Краткая схема анализа аналитико-критического выступления: полнота восприятия «критиком» текста сообщения, обоснованность оценки сообщения.

2. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта