Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература практическому занятию по теме: Мыслители древности и Средневековья о воспитании

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв. (2 часа) Задания к практическому занятию

  • Литература практическому занятию по теме: «Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.»

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 Тема: Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. Задания к практическому занятию

  • Часть 1 практического занятия по теме: «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа) План проведения 1 части занятия.

  • Часть 2 практического занятия по теме: «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа) План проведения 2 части занятия

  • Литература практическому занятию по теме

  • Программа учебной дисциплины история образования и педагогической мысли


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеПрограмма учебной дисциплины история образования и педагогической мысли
    Анкорistoria_obrazovania_i_ped_mysli_seminary.doc
    Дата13.02.2018
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаistoria_obrazovania_i_ped_mysli_seminary.doc
    ТипПрограмма
    #12652
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Тема: Мыслители древности и Средневековья о воспитании (2 часа)

    Задания к практическому занятию:

    1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Мыслители древности и Средневековья о воспитании».

    2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

    2.1. Конфуций об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете древневосточных философско-педагогических традиций.

    2.2. Сократ, Аристотель об идеале, смысле его жизни, цели образования, образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете античных философско-педагогических воззрений.

    2.3. Ф. Аквинский, И. Златоуст об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете традиций средневековой христианской педагогики.

    2.4. Ибн-Сина (Авиценна) об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете традиций средневековой исламской педагогики.

    2.5. Мишель Монтень об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете философско-педагогических концепций эпохи Возрождения.

    План занятия

    1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире».

    2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

    3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

    4. В процессе сообщений студентов и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме (бланки форм преподаватель выдает на первом занятии):




    Конфуций

    Аристотель,

    Сократ

    Ф. Аквинский.

    И. Златоуст

    Ибн-Сина

    М. Монтень

    Об идеале человека
















    О смысле его жизни
















    О цели воспитания
















    О доминирующих способах педагогического воздействия
















    О стиле педагогического взаимодействия6
















    6. В ходе беседы обсудить и объяснить отличия разных философско-педагогических концепций во взглядах на человека, смысл его жизни и цели воспитания.

    Литература практическому занятию по теме:

    Мыслители древности и Средневековья о воспитании

    Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Учеб. пособие: В 2 т. Т.I. В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья Сост.: В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М.,1994.

    Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособия. Ч.1. М., 1980.

    Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. М., 1981.

    Аль-Нахиб А. Авиценна (Ибн Сина) // Мыслители образования. Т.1. М., 1995.

    Аристотель. Этика. Политика. Поэтика // Собрание сочинений: В 4 т. Т.4. М., 1984.

    Боргош Ю. Фома Аквинский / Пер. с польск. 2 изд., М.,1975.

    Ибн Сина Абу Али. Избранные произведения. М., 1980.

    Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. Изд. Московской Патриархии. М., 1993.

    Конфуций / Сост. В.В. Малявин. М., 1996. (Антология гуманной педагогики).

    Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн.: Кн.1-2. М., 1979.

    Платон / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 2000. (Антология гуманной педагогики).

    Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. Т2. М., 1978.

    Эразм Роттердамский. Похвала Глупости (главы 13, 14, 32). М., 1991.

    Юммель Ш. Аристотель // Мыслители образования. Т.1. М.,1994.

    Юммель Ш. Платон // Мыслители образования. Т.3. М.,1995.

    Большаков В.И. Монтень – великий гуманист эпохи возрождения. М.,1983.

    Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

    Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2004.

    Джуринский А.Н. История педагогики Древнего и Средневекового мира. М., 2000.

    Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М., 1994.

    История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007.

    Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. М., 1993.

    Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.

    Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока (древность и средние века). М., 1993.

    Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности // Педагогика. 2002. №2.

    Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додле. М., 2001.

    Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.

    Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.

    Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

    Тема: Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв. (2 часа)

    Задания к практическому занятию:

    1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.».

    2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

    2.1. Симеон Полоцкий об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.

    2.2. Феофан Прокопович об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия .

    2.3. М.В. Ломоносов об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

    2.4. Н.И. Новиков об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

    2.5. «Руководство учителям первого и второго классов…» об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

    План занятия:

    1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Особенности выражения педагогических воззрений в России (при отсутствии специальной учебной и научной педагогической литературы)».

    2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания к практическому занятию).

    3. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

    4. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

    5. В процессе сообщений студентов и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:




    С. Полоцкий

    Ф. Прокопович

    М.В.

    Ломоносов

    Н.И.

    Новиков

    «Руководство учителям…)

    Об идеале человека
















    О смысле его жизни
















    О цели воспитания
















    О доминирующих способах педагогического воздействия
















    О стиле педагогического взаимодействия
















    6. В ходе учебной дискуссии обсудить вопрос об адекватности утверждения о репрессивном характере русского воспитания (сравнить взгляды П.Ф. Каптерева и В.О. Ключевского7).

    7. Составить коллективную декларацию, в которой, в зависимости от выводов участников дискуссии, либо признать правоту тех педагогов, кто обвинял русских воспитателей в безжалостном отношении к детям, либо доказать необоснованность обвинений.

    Литература практическому занятию по теме:

    «Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.»

    Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М., 1985.

    Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Солов­ков. М., 1985.

    История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999.

    Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древ­нейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989.

    Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М., 1973.

    Глухов А. Феофан Прокопович – ревностный поборник просвещения (1681 – 1736) // Университетская книга. 2000. №8.

    Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

    Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогии и ее главные пе­риоды // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.

    Ключевский В.О. Два воспитания//В.О. Ключевский. Сочинения: В 9 т. М.,1990. Т. IX.

    Конович С.С. Епифаний Славинецкий и «Гражданство обычаев детских» // Сов. педагогика. 1970. № 10.

    Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. М., 1991.

    Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII – XX века под влиянием изменения ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. М., 2001.

    История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007.

    Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие. М., 2003.

    Кошелева О.Е. Основы православной педагогики в Древней Руси // Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч.2. М., 1993.

    Курочкина И.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII – XVIII вв.). М.,2002.

    Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. М., 1998.

    Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Под ред. М.В. Захарченко. СПб., 2000.

    Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом. Учеб. пособие. М., 2003.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

    Тема: Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.

    Задания к практическому занятию:

    1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.».

    2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

    2.1. Р. Декарт об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.

    2.2. Д. Дидро об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия .

    2.3. Я.А. Коменский об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

    2.4. Дж. Локк об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

    2.5. Ж.-Ж. Руссо об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

    3. Подготовить доклады:

    3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Я.А. Коменского.

    3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Дж. Локка.

    3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо.

    3.4. Влияние педагогической системы Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов.

    Часть 1 практического занятия по теме: «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)

    План проведения 1 части занятия.

    1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Особенности выражения педагогических воззрений в России в условиях отсутствия специальной учебной и научной педагогической литературы».

    2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания к практическому занятию).

    3. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

    4. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

    5. В процессе сообщений студентов и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:




    Р. Декарт

    Д. Дидро

    Я.А.

    Коменский

    Дж. Локк

    Ж.-Ж. Руссо

    Об идеале человека
















    О смысле его жизни
















    О цели воспитания
















    О доминирующих способах педагогического воздействия
















    О стиле педагогического взаимодействия
















    Часть 2 практического занятия по теме: «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)

    План проведения 2 части занятия

    1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.1.–3.4. к практическому занятию).

    2.Заслушивание выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из сообщений).

    3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество аналитико-критического выступления.

    4. В оставшееся после заслушивания и обсуждения докладов время можно провести следующие мини-дискуссии:

    4.1. Я.А. КОМЕНСКИЙ утверждал: школа – место игр, дом наслаж­дений и удовольствий (в переводе с древнегреческого слова «школа» означает досуг).

    ОППОНЕНТ (наш современник) с сожалением отмечает: Мы сделали школу местом тяжелой, не­интересной работы.

    Кто прав? Студентам предлагается в обсуждении аргументировать свой ответ.

    4.2. Ж.Ж. РУССО писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получать их лишь из опыта; не на­лагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть наказанным; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить».

    Студентам предлагается прокомментировать совет Ж.Ж. Руссо с педагогической точки зрения.

    Литература практическому занятию по теме:

    Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С.Я. Карп. М., 1992

    Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени / Под ред. В.Г. Безрогова. М., 1990.

    Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М.,1994.

    Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991.

    Гельвеций К.А. Сочинения: В 2-х т. М., 1974.

    Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Т. I /Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М., 1989.

    Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.,1975.

    Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1982.

    Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1982.

    Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.

    Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.) / Сост. Н. В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. М., 1999.

    Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.

    Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

    Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.

    Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

    Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учеб. пособие для вузов. М., 1998.

    Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2004.

    Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.

    Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII–XVIII вв. М., 2002.

    Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.

    Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додле. М., 2001.

    Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

    1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта