Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Итоговая работа по материалам практических занятий

  • Приложение 2 к учебной программе курса «История образования и педагогической мысли» ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

  • УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМЕ ЭКСПРЕСС-ОПРОСОВ Задачи экспресс-опросов

  • Организация проведения экспресс-опросов

  • 3. Содержание заданий экспресс-опросов Учебное занятие №1 Письменный экспресс-опрос

  • Учебное занятие №2 Письменный экспресс-опрос

  • Учебное занятие №3 Письменный экспресс-опрос

  • Учебное занятие №4 Письменный экспресс-опрос

  • Учебное занятие №5 Письменный экспресс-опрос

  • Учебное занятие №6 Письменный экспресс-опрос на 1 части практического занятия

  • Учебное занятие №7 Письменный экспресс-опрос на 2 части практического занятия

  • Учебное занятие №8 Письменный экспресс-опрос

  • Учебное занятие №9 Письменный экспресс-опрос на 1 части практического занятия

  • Учебное занятие №10 Письменный экспресс-опрос на 2 части практического занятия.

  • Учебное занятие №11 Письменный экспресс-опрос

  • Учебное занятие №12 Письменный экспресс-опрос

  • Учебное занятие №13 Письменный экспресс-опрос

  • Приложение 3 к учебной программе курса «История образования и педагогической мысли» ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ

  • Дидактические проблемы Мои основные результаты освоения материала программы

  • Практич. Занятия Самостоят. Работа

  • Программа учебной дисциплины история образования и педагогической мысли


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеПрограмма учебной дисциплины история образования и педагогической мысли
    Анкорistoria_obrazovania_i_ped_mysli_seminary.doc
    Дата13.02.2018
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаistoria_obrazovania_i_ped_mysli_seminary.doc
    ТипПрограмма
    #12652
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Литература к практическому занятию по теме:

    «Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.»

    Антология педагогической мысли России второй половины XIX в.– на­чала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.

    Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М., 1987.

    Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. М., 2000.

    История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999.

    Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой и др. М., 1986.

    Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 / Под ред. Н.П. Кузина, З.И. Равкина. М., 1980.

    Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 – 1961 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1986.

    Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 – 1986 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1987.

    Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М., 1973.

    Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. М,1976.

    Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М., 1991.

    Педагогика российского зарубежья: Хрестоматия / Сост.Е.Г. Оссовский, О.Е. Оссовский. М., 1996.

    Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М.,1995.

    Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

    Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.

    Губко А. Рыцарь суровой доброты (О В.Н. Сороке-Росинском). М., 1991.

    Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

    Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. М., 1978-1980.

    Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

    Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. – М., 1984.

    Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 1. М., 1983.

    Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. Т.3. М., 1984.

    Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) // Пед. соч.: В 8 т. Т.4. М., 1984.

    Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

    Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

    Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.

    Помяловский Н.Г. Очерки бурсы // Помяловский Н., Успенский Г. Очерки бурсы. Нравы Растеряевой улицы. Будка. «Выпрямила». М., 2003.

    Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

    Степанова Л.А. С.Т. Шацкий в зеркале духовных исканий XX века // Педагогика. 2009. №1.

    Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.,1979-1981.

    Толстой Л.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1989.

    Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2. М., 1974.

    Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983.

    Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. М., 1994.

    Дридгер К.А. Проблема народности воспитания в России первой половины XIX в.: Официальная славянофильская позиция // Педагогика. 2008. № 2.

    Трофимова Н.М. А.С.Макаренко: педагогика, устремленная в будущее // Педагогика. 2003. № 2.

    Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах образования: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996.

    Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

    Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 1999.

    Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.

    Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX –XX веков. М., 2002.

    Богуславский М.В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М., 2005.

    Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Российское образование на переломе эпох. Рост он/Д.,2002.

    Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. М., 1987.

    Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века // Педагогика. 1997. №2.

    Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1997.

    Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Ч.1. Исторический очерк развития дидактики // Избранные педагогические сочинения. М.,1982.

    Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогии и ее главные периоды // Избранные педагогические сочинения. М.,1982.

    Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX.– на­чала XX в.). М., 1994.

    Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. М., 1998.

    Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М., 1993.

    Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен Под ред. М.В. Захарченко. СПб., 2000.

    Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

    Осовский Е.Г. Педагогика русского зарубежья. М., 1997.

    Педагогический поиск. М., 1988.

    Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М., 1990.

    Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

    Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. Изд. 2-е. М.,1972.

    Фролов А.А. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания. М., 1989.

    Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1979.

    Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1980.

    3. Итоговая работа по материалам практических занятий

    1. Студенты самостоятельно обрабатывают материал, внесенный в таблицы, и представляют его форме следующих обобщенных аналитических справок:

    • Генезис идеала человека в истории отечественной и зарубежной педагогики;

    • Развитие философско-педагогических представлений о смысле жизни человека в истории отечественной и зарубежной педагогики;

    • Изменение цели воспитания человека в истории отечественной и зарубежной педагогики;

    • Эволюция доминирующих способов педагогического воздействия на ребенка в истории отечественной и зарубежной педагогики;

    • Изменение доминирующего стиля педагогического взаимодействия в истории отечественной и зарубежной педагогики.

    2. Аналитические справки могут использоваться студентами при подготовке к зачету, в перечень основных вопросов будут внесены их темы.

    Приложение 2

    к учебной программе курса

    «История образования и педагогической мысли»
    ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

    УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМЕ ЭКСПРЕСС-ОПРОСОВ

    1. Задачи экспресс-опросов

    1.1. Проведение экспресс-опросов обусловлено необходимостью повышения качества подготовки студентов за счет активизации и усиления эффективности текущего контроля их аудиторной и самостоятельной учебной работы.

    1.2. Повышение эффективности текущего контроля призвано обеспечить систематичное проведение экспресс-опросов студентов с целью своевременного получения информации и оценки регулярности и качества подготовки студентов к лекционным и практическим занятиям, а также реализация.

    1.3. Проведение экспресс-опросов дает возможность установления связи и преемственности изучаемого на каждом учебном занятии материала с учебно-научной информацией, освоенной студентами на предшествующих занятиях и в процессе самостоятельной работы.

    1.4. Экспресс-опросы, выполняя функции входного контроля, позволяют также установить степень готовности студентов к освоению нового материала.

    1.5. Необходимость проведения экспресс-опросов определена Положением «О методике расчета успеваемости студентов по накопительной балльно-рейтинговой системе», представленном в приложении 4 к программе курса «История образования и педагогической мысли» .

    1. Организация проведения экспресс-опросов

    2.1. Экспресс-опросы проводятся в начале каждого учебного занятия (лекционного и практического) в течение 7-10 минут.

    2.2. Задания, которые надлежит выполнить студентам, должны предусматривать возможность ответить на предложенные вопросы кратко и , вместе с тем, исчерпывающе. Таким образом, очевидно требование, чтобы формулировка вопросов (заданий) была четкой, недвусмысленной, позволяющей дать лаконичный ответ.

    2.3. Экспресс-опросы проводятся в письменной форме в целях экономии времени и 100-процентного охвата текущим контролем студентов.

    2.4. Преподаватель должен проверить и оценить шкале выполненные работы в течение текущей учебной недели. Отметки по трехбалльной шкале выставляются в журнале группы накануне каждого очередного учебного занятия.

    2.5. Настоящее приложение содержит не менее 3-х вопросов к каждому учебному занятию; преподаватель сам определяет вариант задания, который должен выполнить каждый студент.

    2.6. Листы с текстами ответов сразу после проведения экспресс-опросов передаются для проверки преподавателям.

    2.7. Материал, отражающий содержание экспресс-опросов, представлен в настоящем приложении к программе учебной дисциплины. К этому материалу студенты должны иметь доступ.

    2.8. Преподавателю необходимо в конце каждого занятия напоминать студентам содержание следующего экспресс-опроса.
    3. Содержание заданий экспресс-опросов

    Учебное занятие №1

    Письменный экспресс-опрос по ключевым для истории образования и педагогической мысли проблемам, изученным при освоении студентами курсов «Общая психология» и «История». Студентам предлагается:

    1) назвать известные им из курса истории имена европейских и российских деятелей народного образования, мыслителей, создававших педагогику науку о воспитании и обучении;

    2) назвать отрасли научного знания, изучающие человека, смысл его жизни, цели и способы воспитания;

    3) назвать мировые религии и определить, каким образом они связаны с образованием.

    Учебное занятие №2

    Письменный экспресс-опрос. Студентам предлагается:

    1; основные педагогические идеи Платона;

    2) формы организации образования в Афинском государстве;

    3) основные педагогические идеи Э. Роттердамского.

    Учебное занятие №3

    Письменный экспресс-опрос. Студентам предлагается::

    1) обосновать или опровергнуть утверждение американского педагога У. Хамбли (ХХ в.): «В системе первобытного воспитания каждый педагог найдет идеал, достойный соревнования с совре­менностью»;

    2) назвать известные из истории имя инициатора и дату крещения Руси. Оценить значение введения христианства для развития культуры Древней Руси;

    3) назвать известные из истории факты, свидетельствующие о развитии книжной культуры в русском государстве X – XVII вв.

    Учебное занятие №4

    Письменный экспресс-опрос. Студентам предлагается назвать:

    1) способы воспитания детей у восточных славян;

    2) образовательные проекты, реализованные Петром I.

    3) образовательные проекты, реализованные И.И. Бецким.

    Учебное занятие №5

    Письменный экспресс-опрос. Студентам предлагается назвать известные им из курса истории:

    1) важнейшие события и отличительные черты политико-экономического и социально-культурного развития стран Западной Европы в XVII в.;

    2) важнейшие события и отличительные черты политико-экономического и социально-культурного развития стран Западной Европы в XVIII в.;

    3) имена выдающихся западноевропейских философов и просветителей, оказавших радикальное влияние на мировоззрение современников.

    Учебное занятие №6

    Письменный экспресс-опрос на 1 части практического занятия.

    Студентам предлагается:

    1) назвать типы учебных заведений в западноевропейских странах в XVII–XVIII вв.;

    2) назвать причины и обстоятельства (кто, где) введения классно-урочной системы обучения;

    3) охарактеризовать понятие «секуляризация образования».

    Учебное занятие №7

    Письменный экспресс-опрос на 2 части практического занятия.

    Студентам предлагается:

    1) назвать основные педагогические идеи Ф. Бэкона;

    2) прокомментировать утверждение К.А. Гельвеция «Воспитание может все»;

    3) назвать основные методы обучения, предлагаемые И.Б. Базедовым.

    Учебное занятие №8

    Письменный экспресс-опрос.

    Студентам предлагается:

    1) назвать основные педагогические идеи Ф. Фенелона, изложенные в трактате «О воспитании девиц»;

    2) применимы ли в современной образовательной практике нормы школьного обучения и воспитания, кодифицированные в «Трактате об образовании» Ш. Роллена (кратко аргументировать ответ);

    3) прокомментировать утверждение Ф. Вольтера «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

    Учебное занятие №9

    Письменный экспресс-опрос на 1 части практического занятия.

    Студентам предлагается:

    1) дать краткую характеристику Белл-Ланкастерской системы обучения;

    2) назвать отличительные черты современной системы образования в США;

    3) назвать отличительные черты современной системы образования в Великобритании.

    Учебное занятие №10

    Письменный экспресс-опрос на 2 части практического занятия.

    Студентам предлагается:

    1) назвать основные идеи педологии;

    2) назвать основные идеи теории бихевиоризма;

    3) назвать основные идеи С. Френе.

    Учебное занятие №11

    Письменный экспресс-опрос. Студентам предлагается, опираясь на знании истории России:

    1) назвать основные события XIX века, предопределившие развитие образования и педагогической мысли в России;

    2) назвать основные события XX века, предопределившие развитие образования и педагогической мысли в России;

    3) назвать основные события начала XXI века, отражающие тенденции в области реформирования общего и профессионального образования.

    Учебное занятие №12

    Письменный экспресс-опрос. Студентам предлагается:

    1) дать краткую характеристику основных реформ образования в России в XIX – начале XX вв. и их важнейшие результаты;

    2) дать краткую характеристику основных реформ советской системы образования в XX вв. и их важнейшие результаты;

    3) назвать важнейшие тенденции развития российской системы образования в конце XX – начале XXI столетия.

    Учебное занятие №13

    Письменный экспресс-опрос. Студентам предлагается:

    1) назвать основные идеи новой педагогики В.И. Вахтерова;

    2) назвать основные педагогические идеи В.Н. Сороки-Росинского;

    3) назвать основные педагогические идеи С.Т. Шацкого.

    Приложение 3

    к учебной программе курса

    «История образования и педагогической мысли»

    ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ

    САМООЦЕНКИ

    РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ КУРСА

    Форма 1

    Самооценка результатов освоения материала программы курса

    Дидактические проблемы

    Мои основные результаты освоения материала программы

    Виды работы, благодаря которым

    достигнуты результаты

    (оценить по 10-балльной шкале)

    Лекции

    Практич. Занятия

    Самостоят. Работа

    Системы образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, на Древнем Востоке, в Античном мире и в Средневековье (до XVII в.)













    Мыслители древности и Средневековья о воспитании













    Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси, в Российской империи (X – XVIII в.)













    Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.













    Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)













    Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.













    Образование за рубежом в XIX – XX вв.













    Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.













    Образование в России в XIX – XX вв.













    Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.













    Интегрированный зачет по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли













    Суммарная оценка

    Общий вывод

    Суммарный

    балл

    Суммарный

    балл

    Суммарный

    балл
    1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта