Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Рабочая программа по музыке 5 класс. Протокол от 2015 г. Согласовано Заместитель директора по увр


Скачать 387.5 Kb.
НазваниеПротокол от 2015 г. Согласовано Заместитель директора по увр
АнкорРабочая программа по музыке 5 класс
Дата18.09.2017
Размер387.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРабочая программа по музыке 5 класс.doc
ТипПротокол
#34457
КатегорияМузыка


МБОУ «Приреченская СОШ»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия


«Рассмотрено»

на заседании ТМЦО «Родничок»

руководитель ТМЦО «Родничок» __________/Червякова Т. В./

протокол №__

от «____» _________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

____________/Н.Н.Курышева/

«______»____________2015г.

«Утверждено»

Руководитель образовательного учреждения

_____________/Г.Ф.Шуюпова/

«______»____________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета



  1. класс

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ «Музыка»,

«Искусство» основного общего образования.

Авторы: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак


Составитель программы:

Учватова Дарья Викторовна

п.Левженский

2015-16 уч.год


Пояснительная записка

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования программы средних общеобразовательных учреждений «Музыка» под редакцией научного коллектива во главе Д.Б.Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса В.В.Алеева, Т.И.Науменко (М.: Дрофа, 2010).
Она составлена на основе следующих нормативных документов:


  1. Закон об Образовании, 1992 год.

  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

  3. Концепция модернизации Российского образования на период 2010 года.

  4. Проект государственного образовательного стандарта общего образования.

  5. Требования к уровню подготовки выпускников основной (средней) школы.

  6. Учебный план школы.



Главная цель музыкального воспитания:
Формирование музыкальной культуры как части гармонического развития личности ребёнка.

Основные задачи музыкального воспитания:


  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;


  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;


  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;


  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы к важнейшим задачам отнесено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, подчеркнута необходимость развития чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, использования в этих целях возможностей каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Программа по музыке с первого по восьмой класс в систематической форме раскрывает перед учащимися закономерности музыкального искусства, его жизненные связи, социальную роль.

Программа включает в себя сведения об истории музыки, теоретические сведения, музыкальную грамоту, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальных произведений. Здесь нет и не может быть ни отдельных циклов, ни отдельных предметов. В этом – важнейшее, коренное отличие музыкальных занятий в общеобразовательной школе и в школе музыкальной. В системе массового музыкального обучения на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки, а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве и в котором они обязательно должны обнаруживать себя в сознании учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Все формы музыкальных занятий со школьниками направлены на их духовное развитие. Почти любой, даже самый лаконичный разговор о музыке будет помогать их познанию мира, формированию их мировоззрения, воспитанию их нравственности. В ещё большей мере это относится к самой музыке: ни одно произведение, даже самое лаконичное по форме и скромное по содержанию, не может (и не должно) проходить мимо учащихся, не затрагивая их сознания и сердца. С каждым годом занятий всё яснее и яснее становится, что взгляды учащихся на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь вообще.

Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.

На изучение музыки во всех классах отводится 34 часа в год (1 раз в неделю)

В результате изучения музыкального искусства ученик должен:

Знать и понимать:

- роль музыки в жизни людей и в своей собственной жизни;

- смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

- значение музыкального творчества как способа выражения внутреннего мира человека;

- имена выдающихся русских и зарубежных композиторов (приводить примеры их произведений);

- крупнейшие оперные театры, концертные залы, имена наиболее известных исполнителей;

- основные выразительные средства музыки, её основные жанры.

Уметь (владеть способами деятельности):

- различать характерные черты различных музыкальных произведений (современная или старинная, народная или композиторская музыка);

- определять по прослушанному музыкальному произведению его жанр и форму;

- владеть основными вокально-хоровыми навыками, приёмами музыкально-ритмического движения;

- напеть запомнившиеся мелодии произведений русских и зарубежных композиторов.

Применять полученные знания и умения:

- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуациях выбора;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах её воплощения;

- исполнять индивидуально или в хоре разнохарактерные песни (народные, современного автора, классического репертуара);

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, движении, жесте, рисунке, поэтическом слове и передавать свои впечатления в устной, письменной форме;

- участвовать в художественных событиях класса, школы (музыкальные вечера, музыкальная гостиная, концерт и т.д.), стремиться наполнить музыкой свой культурный досуг.

Контроль осуществляется в следующих видах:

-  текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- цифровой диктант;

- тест;

- хоровое пение;

- индивидуальное пение.

Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»
Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета– установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.
Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный результат

Хороший результат

Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты


Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака


Мягкая атака

Дикция

Нечеткая.
Согласные
смягченные.
Искажение
гласных. Пропуск
- согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох
перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет
вдыхательную
установку

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнима­телен. Не проявляет интереса к музыке.

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый инте­рес.

При исполнении песен активен. Лю­бит, понимает музыку. Вни­мателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Содержание образовательной программы по музыке в 5 классе предлагает знакомство учащихся с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи – песня, романс, хоровая музыка, опера, балет.

Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, объединяющий их все синкретичностью содержания, позволяет показать учащимся более глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что эта связь действительно существует, так как искусства возникают не на пустом месте, не из одного лишь произвольного воображения их творцов: они рождены самой жизнью, питающей и композиторов, и поэтов, и художников, и писателей. Поэтому мы находим так много общего между различными искусствами, хотя и выражается оно разными средствами, в разных формах, по-разному воздействуя на нас.

К каждому уроку прилагается разнообразный практический материал (поэтические, литературно-художественные тексты, автобиографические сведения о композиторах, репродукции картин разных художников).

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

«МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

             Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства. Сформировать представления о песне, как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и литературы. Знакомство с жанром вокализ, кантата, опера, балет. Сформировать представление о  роли литературы в появлении новых музыкальных жанров.

1.Музыка рассказывает обо всем.

Древний союз

Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»,  Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта  «Природа в искусстве»

Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини  Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».

2.Истоки.

3.Искусство открывает мир.

4.Искусства различны, тема едина.

Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

            Показать как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в трудную минуту. Проанализировать каким образом музыкальные звуки помогают дорисовывать  поэтический текст. Помочь учащимся выбрать более вдумчивое отношение к жизни. Проследить каким образом музыка воздействует на человеческие чувства,  мысли.

Слово и музыка

Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню  чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1  для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.

Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»

5.Два великих начала искусства.

6.«Стань музыкою, слово!»

7.Музыка «дружит» не только с поэзией.

8.Заключительный  урок - концерт

Песня

Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира.  Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.

Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой»,  И. Левитан «Вечерний звон».

9.Песня — верный спутник человека.

10.Мир русской песни.

11.Песни народов мира.

Романс

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса.  Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней».  Разучивание:  М. Глинка «Жаворонок».

Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».

12.Романса трепетные звуки.

13.Мир человеческих чувств.

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.   Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».

14.Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

15.Что может изображать хоровая музыка.

16. Заключительный  урок - концерт

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.

Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.

17.Самый значительный жанр вокальной музыки.

18-19Из чего состоит опера.

Балет

Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета.  «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка»,  А. Бенуа «Петербургские балаганы».

20-21Единство музыки и танца.

22.«Русские сезоны в Париже».

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова. Многообразие  музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки.  Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

23.Музыкальность слова.

24.Музыкальные сюжеты в литературе.

Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни., разные искусства по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и тоже жизненное содержание. Проанализировать каким образом в музыкальном и изобразительном искусстве создают одни и тот же образ. Сопоставить произведения живописи и музыки. Ввести понятие «Музыкальный пейзаж».

Образы живописи в музыке

Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах»,  К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».

25.Живописность искусства.

26.«Музыка — сестра живописи».

Музыкальный портрет

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня  о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».

27.Может ли музыка выразить характер человека?

Пейзаж в музыке

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.  Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые  дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».

28.Образы природы в творчестве музыкантов.

29.«Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои  в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т),  М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче.  Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Знакомство  с понятием «Музыкальность» картин. Музыка может изображать потому что у не есть свои краски. Знакомство  с творчеством художников – импрессионистов, Проследить взаимосвязь  музыки и живописи, через песенность и пейзажность русской народной песни. Взаимосвязь иконописи и музыки. Воплощение образа матери в светском и духовном искусстве.

30.Волшебная красочность музыкальных сказок.

31.Сказочные герои в музыке.

32.Тема богатырей в музыке.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».

Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас»,  Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».

33.Что такое музыкальность в живописи.

34.«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.

Тематическое планирование

образовательного процесса

Тематическое планирование

учебного предмета «МУЗЫКА» в 5 классе




Тема

Всего часов

Направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

1

Музыка рассказывает обо всём

1






Древний союз

3






Музыка и литература

18






Слово и музыка

3






Песня

3






Песня – верный спутник человека. Обобщение . Мир русской песни.

1

Песни народов мира.



Романс

2






Хоровая музыка

2






Народная хоровая музыка.Что может изображать хоровая музыка. Обобщение

1

Хоровая музыка в храме



Опера– 2 (ч).

2






Обобщение тем

1

Самый значимый жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера.



Балет

2






Музыка звучит в литературе

2






Музыка и изобразительное искусство

12






Образы  живописи в музыке.

2






Музыкальный портрет.

1






Пейзаж в музыке.

1






«Музыкальная живопись» сказок и былин.

4

Сказочные герои в музыке.



Музыка в произведениях изобразительного искусства.

2




19

Подводим итоги


1




20

Заключительный урок


1







Итого:

34

4



Планируемые результаты


 Перечень основных  знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

- новые имена композиторов – К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- правильное распределение дыхания при исполнении музыкального произведения, использование цепного дыхания;

- музыкальные жанры.

Учащиеся должны уметь:

- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в подборе музыкальных стихов, создании музыкальных рисунков;

- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella  в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс.


№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока.

Кол – во часов

Дата










План

Факт




Музыка и другие виды искусства










1.

Музыка рассказывает обо всём.












Древний союз

3 часа







2.

Истоки.




1




3.

Искусство открывает мир.




1




4.

Искусства различны, тема одна.




1







Музыка и литература













Слово и музыка

3 часа







5.

Два великих начала искусства.




1




6.

«Стань музыкою слово!»




1




7.

Музыка «дружит» не только с поэзией.




1







Песня

3 часа







8.

Песня – верный спутник человека.




1




9.

Обобщающий  урок.




1




10.

Мир русской песни.




1




11.

Песни народов мира.




1







Романс

2 часа







12.

Романса трепетные звуки.




1




13.

Мир человеческих чувств.




1







Хоровая музыка

2 часа







14.

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.




1




15.

Что может изображать музыка.




1




16.

Обобщающий  урок.




1







Опера

2 часа







17.

Самый значительный жанр вокальной музыки.




1




18.

Из чего состоит опера.




1







Балет

2 часа







19.

Единство музыки и танца.




1




20.

«Русские сезоны» в Париже.




1







Музыка звучит в литературе

2 часа







21.

Музыкальность слова.




1




22.

Музыкальные сюжеты в литературе.




1







Музыка и изобразительное искусство













Образы живописи в музыке

2 часа







23.

Живописность искусства.




1




24.

« Музыка – сестра живописи».




1







Музыкальный портрет

1 час







25.

Может ли музыка выразить характер человека?




1







Пейзаж в музыке

1 часа







26.

Образы природы в творчестве музыкантов.




1







« Музыкальная живопись»  сказок и былин

4 часа







27,28.

Волшебная красочность музыкальных сказок.




2




29.

Сказочные герои в музыке.




1




30.

Тема богатырей в музыке.




1







Музыка в произведениях изобразительного искусства

2 час







31,32.

« Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».




2




33.

Подводим итоги.




1




34.

Обобщающий  урок.




1







Итого за год

34 часа









Список источников

Учебно- методический комплект

Для учащихся:

- Учебник : Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс М «Дрофа» 2004;

- Рабочая  тетрадь: Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс. «Дневник    музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2004;

Для учителя:

1. О.П.Власенко. Музыка. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2012.

2. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка». 5 класс. Нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя М.: «Дрофа», 200.

3. Фонохрестоматия.
Дополнительная литература:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл.,: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

5. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

11. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.


Печатные пособия


Портреты русских и зарубежных композиторов

Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен,
музыкальные инструменты

Сборники песен и хоров


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Технические средства обучения (ТСО)

Музыкальный центр
Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечение

Экранно-звуковые пособия

Фонохрестоматия музыкального материала к программе для учителя.
Фонохрестоматия музыкального материала к программе для учащихся.
Компакт-диски с аудио и видеозаписями опер, балетов, мюзиклов, концертных исполнений симфонических и камерных произведений, музыкального фольклора разных народов России.

Видеофильмы о жизни и творчестве отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы о народных музыкальных инструментах. Видеоматериалы предъявления результатов проектной деятельности школьников (исполнительской и исследовательской).
написать администратору сайта