Главная страница
Навигация по странице:

  • Основание разработки Программы

  • Основные исполнители Программы

  • Сроки реализации Программы

  • Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Осуществление координации за исполнением Программы

  • Оценка эффективности Программы

  • Действия по реализации цели и задач Программы Подготовительный этап: 2014 – 2014 уч. г.

  • Практический этап: 2015 – 2016 уч. г.

  • Заключительный (обобщающий этап): 2016 – 2017 уч. г.

  • Форма подведения итогов Промежуточные результаты 2014-2017 гг.

  • Подведение итогов - май 2017 г . Школьный семинар по подведению итогов работы по данной программе Дальнейшее развитие Программы

  • Содержание проблемы и её обоснование.

  • Принципы семейного воспитания

  • Категории семей и детей группы риска, требующих особого внимания

  • Количественный состав учащихся, требующих особого внимания

  • Программа работы с семьями группы риска. Протокол 1 от 2014 года Программа работы с семьями группы риска


    Скачать 0.69 Mb.
    НазваниеПротокол 1 от 2014 года Программа работы с семьями группы риска
    АнкорПрограмма работы с семьями группы риска
    Дата19.09.2017
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограмма работы с семьями группы риска.doc
    ТипПротокол
    #45225
    КатегорияСоциальному педагогу
    страница1 из 2
      1   2


    Утверждено решением

    педагогического совета

    протокол №1

    от « » 2014 года

    Программа

    работы с семьями группы риска

    социально – педагогической службы МОУ "Ряжской СШ №2"

    на 2014-2017 г.г.



    г. Ряжск

    2014 год

    Паспорт Программы


    Наименование Программы

    Программа социально – педагогической службы МОУ "Ряжская СШ №2" работы с семьями «группы риска» на 2014- 2017 г.г. (далее Программа)

    Основание разработки Программы

    Закон РФ «Об образовании»

    ФЗ от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации


    Разработчик Программы

    Социальный педагог МОУ "Ряжская СШ №2" Архипова Елена Алексеевна

    Основные исполнители

    Программы

    сотрудники школы, социальный педагог, родители обучающихся (воспитанников), представители, работающие в системе профилактики:

    - специалисты управления по социальной защите населения;

    - отдел опеки и попечительства;

    - Центр занятости населения,

    - КДН и ЗП Администрации МО г. Ряжск;

    - представители здравоохранения;

    - молодёжные объединения и др.

    Цель Программы

    Оказание и объединение усилий заинтересованных субъектов:

    - в комплексной профилактической, коррекционной поддержке семьям и детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в социально – опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия;

    - для предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия;

    - в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности;

    - в возрождении семейных ценностей, традиций через координацию профилактической работы в школе по работе с семьями «группы риска».

    Задачи Программы

    • выявление проблемного поля семьи на ранних стадиях;

    • оказание социально – педагогической помощи семьям «группы риска» и детям из данной категории семей;

    • формирование активной педагогической позиции родителей;

    • активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;

    • привлечение внимания общественности к проблемам семей «группы риска»;

    • оказание реальной адресной помощи семьям «группы риска»;

    • предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;

    • повышение правовой грамотности учащихся и родителей семей «группы риска»;

    • обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

    • формирование у учащихся уважения к своим родителям, престарелым людям;

    • возрождение семейных традиций через участие в совместных социально – значимых мероприятиях класса, школы и т.д.;

    • оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии родителей и детей;

    • повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

    Сроки реализации

    Программы

    2014- 2017 г.г.

    Учебные годы:

    2014/2015 - учебный год

    2015/2016 – учебный год

    2016 / 2017 учебный год.

    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

    - развитие навыков и приемов взаимодействия с ребенком и его семьёй.

    - Активизация работы с родителями;
    - Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей;

    -Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи;

    -Умение уважать желание и возможности ребенка его родителями и старшими родственниками;

    -Изменение представления ребенка из проблемной семьи об окружающем мире.

    -Накопление педагогического опыта в работе с семьями "группы риска".

    -Развитие навыков общения между членами семьи, укрепление связи между поколениями в каждой конкретной семье через совместные творчество и досуг.

    - Проконсультировать как можно больше родителей по вопросам воспитания детей, помочь разобраться в каждой проблемной ситуации.

    -По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй могли бы предложить сами родители и оценить на сколько необходима помощь социально – педагогической направленности семьям, детям и насколько она важна для них и полезна.

    - Увеличение числа родителей, которым не безразлична судьба собственных детей.

    - Стабильность положительной динамики.

    - Возможность прогнозирования положительного развития ситуации

    Осуществление координации за исполнением Программы

    заместитель директора школы по ВР

    Танишина Ольга Викторовна

    Оценка эффективности Программы

    Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной и с детьми «группы риска» системы профилактической работы семьями.

    Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия.

    Оценкой эффективности реализации Программы могут служить критерии:

    - сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении;

    - сокращение числа безнадзорных детей;

    - сокращение числа лиц, пострадавших от семейного насилия;

    - снижение фактов преступности и правонарушений подростками школы.

    Действия по реализации цели и задач Программы

    Подготовительный этап: 2014 – 2014 уч. г.

    1. Нормативно-правовое обеспечение:

      • Изучение нормативных документов;

      • Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений города;

      • Разработка и реализация перспективного плана мероприятий.

    2. Педагогическая поддержка:

    • Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов;

    • Реализация школьной Программы по работе с семьёй «группы риска».

    Практический этап: 2015 – 2016 уч. г.

    1. Реализация школьной Программы работы с семьёй «группы риска».

    2. Организация и проведение городских акций и школьных мероприятий с учащимися и родителями.




    1. Диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной Программе.

    Заключительный (обобщающий этап): 2016 – 2017 уч. г.

    1. Анализ работы по программе.

    2. Подведение итогов реализации программы.

    3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.

    Форма подведения итогов

    Промежуточные результаты 2014-2017 гг.

    Ежегодный отчёт работы по программе на заседании Совета школы, совещании при директоре.

    Подведение итогов - май 2017 г.

    Школьный семинар по подведению итогов работы по данной программе

    Дальнейшее развитие Программы

    В школе накоплен определенный опыт в работе с семьями «группы риска». Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями. Но, к сожалению, количество неблагополучных семей не уменьшается. Поэтому Программа будет актуальна и после её завершения. Естественно, она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа Программы останется без изменения.


    Содержание проблемы и её обоснование.
    Семья – основа государственности. Семья для ребёнка – это место его рождения и становления. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном уровне родителей- продолжает познавать мир. Кризисные явления в современном обществе сказываются на ослаблении воспитательного и нравственного потенциала семьи, снижается ответственность родителей за содержание, развитие и воспитание детей, что приводит к нестабильному состоянию духовного, физического, нравственного и психического здоровья детей.

    Наличие в школе фактов детской безнадзорности является прямым следствием кризиса семьи и воспитательных институтов общества, поскольку большинство детей по ряду объективных причин теряют семейные связи, оказываются брошенными родителями или самовольно уходят из семьи, которая не обеспечивает минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития ребёнка, допускающих жестокое обращение с детьми.

    В настоящее время мы пытаемся найти новые пути решения проблем семей группы риска, новые формы взаимодействия с семьёй. Понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может тогда быть успешным, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии, ответственности на действиях в интересах ребёнка.

    С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувство любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. У каждого человека должны быть дом, семья, где он должен быть счастлив.

    Именно в семье каждый ребёнок должен находить сочувствие, понимание, теплоту. Семья должна и обязана быть опорой, поддержкой в самые трудные периоды жизни. Семья должна обеспечивать каждому ребёнку возможность доверить свою тайну, самые сокровенные мысли и чувства.

    Семья – уникальное объединение людей разных возрастов. Благополучны и счастливы те семьи, где не разрывается связь поколений, где сохраняются семейные традиции. Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребёнок включается во все важные виды деятельности - интеллектуально – познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Он проходит все этапы: от элементарных действий до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон. Его влияние человек испытывает всю жизнь, даже тогда, когда он находится вне дома.

    Однако семья таит в себе ряд определённых сложностей. Наиболее распространёнными негативными факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать следующие:

    - Неадекватное воздействие факторов материального порядка (избыток, недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

    - Бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;

    - Авторитаризм или крайний либерализм, безнаказанность, вседозволенность;

    - Наличие аморального стиля в семье;

    - Отсутствие нормального психологического климата в семье;

    - Фанатизм в любых его проявлениях (религиозный, политический, страсть к накопительству денег, вещей и другое)

    - Безграмотность родителей в психолого-педагогическом отношении

    (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость, физические наказания, причинение детям тяжёлых нравственных страданий);

    - Противоправная деятельность взрослых.
    Принципы семейного воспитания:

    • дети должны расти воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

    • родители должны принимать ребёнка таким , каким он есть и способствовать его развитию;

    • воспитательное воздействие должны учитывать возрастные, половые, индивидуальные особенности детей;

    • личность родителей- модель для подражания детей.

    Воспитание должно строиться с опорой на всё положительное в растущем человеке.

    Одно из важных направлений деятельности образовательного учреждения, нацелено исключительно на приоритетную роль семьи в решении задач воспитания несовершеннолетних детей. Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Школа по – прежнему остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей, социума.

    В нашей школе обучается различный контингент учащихся и количество детей семей группы риска составляет 11 % от общего количества учащихся.

    Категории семей и детей группы риска, требующих особого внимания

    • Дети – сироты, дети, находящиеся под опекой и проживающие в приёмных семьях;

    • Дети имеющие ОВЗ

    • Состоящие на учёте в ПДН;

    • Состоящие на ВШУ;

    • Проживающие в социально – неблагополучных семьях;

    • Дети из многодетных семей;

    • Дети из малоимущих семей.


    Количественный состав учащихся, требующих особого внимания

    Категория учащихся, требующих особого внимания на начало учебного года

    2014-2015

    2015-2016

    2016-2017

    Дети – сироты, дети, находящиеся под опекой и проживающие в приёмных семьях;










    Дети с ОВЗ










    Состоящие на учёте в ПДН










    Состоящие на ВШУ/ требующих педагогической поддержки










    Проживающие в социально – неблагополучных семьях










    Дети из многодетных семей











    В каждой категории семей имеются свои характерные риски.

    Но некоторые из них объединяют единые факторы риска, а именно:

    - отсутствие удовлетворительных материально – бытовых условий проживания учащихся (арендуемое жильё, малая площадь для проживания и т.д. );

    • нарушение морально-психологической удовлетворённости ребёнка (из-за бытовых условий, дефицит общения с родителями);

    • асоциальный образ жизни родителей и т.д.;

    - Недостаточный уровень взаимопонимания детей в приёмных семьях с приёмными родителями, между опекунами и их подопечными

    Число детей – сирот, детей, находящихся под опекой и проживающих в приёмных семьях в последние несколько лет держится приблизительно на одном уровне.

    В школе на начало 2014/2015 учебного года обучается 12 учащихся из числа детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в приёмных семьях.

    Увеличение количества детей из многодетных семей произошло за счёт внедрения социальной программы государства по поддержке многодетных семей и за счёт увеличения материального достатка семей.

    Увеличение или снижение количества детей из малоимущих семей зависит от экономической ситуации в городе. Основную категорию малоимущих составляют (75%) детей из семей – пенсионеров, многодетных семей, безработных и рабочих, имеющих заработную плату ниже прожиточного минимума.

    Родительский потенциал:

    * В связи со снижением количественного состава родителей, имеющих высшее, средне – специальное образование и занимающих руководящие посты, произошло снижение количества родителей, имеющих активную гражданскую позицию, направленную на всестороннее развитие личности своих несовершеннолетних детей.

    • Увеличился количественный состав родителей, имеющих среднее и неполное среднее образование, не заинтересованных в том, чтобы их дети после окончания общеобразовательного учреждения продолжили своё образование в высших или средне – специальных учебных заведений.
      1   2
    написать администратору сайта