Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России

  • ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕПОНЯТИЯ

  • Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий

  • Требования к уровню подготовки выпускников

  • Контроль уровня обучения, нормы и критерии оценивания на уроках литературы. - промежуточный

  • 1.Заполнение таблиц

  • Программа по литературе для 10-11 классов. Протокол 1 от 26 августа 2016г. Руководитель шмо Е. В. Бородавко Согласовано


    Скачать 316.5 Kb.
    НазваниеПротокол 1 от 26 августа 2016г. Руководитель шмо Е. В. Бородавко Согласовано
    АнкорПрограмма по литературе для 10-11 классов
    Дата08.10.2018
    Размер316.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограмма по литературе для 10-11 классов.doc
    ТипПротокол
    #57521
    КатегорияРусский язык и литература
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

    Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

    Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

    Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

    ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
    ПОНЯТИЯ


    • Художественная литература как искусство слова.

    • Художественный образ.

    • Содержание и форма.

    • Художественный вымысел. Фантастика.

    • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

    • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

    • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

    • Деталь. Символ.

    • Психологизм. Народность. Историзм.

    • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

    • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

    • Стиль.

    • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

    • Литературная критика.

    Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий
    Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

    Выразительное чтение.

    Различные виды пересказа.

    Заучивание наизусть стихотворных текстов.

    Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

    Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

    Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
    Требования к уровню подготовки выпускников
    В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

    Знать/ понимать

    • образную природу словесного искусства;

    • содержание изученных литературных произведений;

    • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    • основные теоретико-литературные понятия.

    Уметь

    • воспроизводить содержание литературного произведения;

    • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

    • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

    • определять род и жанр произведения;

    • сопоставлять литературные произведения;

    • выявлять авторскую позицию;

    • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

    • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

    • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



    Контроль уровня обучения, нормы и критерии оценивания на уроках литературы.

    - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

    - итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

    На уроках литературы наряду с традиционными используются и другие виды контроля.
    1.Заполнение таблиц.

    Например, по теме «Основные литературные направления 19 века».


    Литературное

    направление

    Представители

    Способ изображения окружающего мира

    Художественные

    приемы

    Жанры















    1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта