Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Политология лекции. Протокол 1 от 27. 02. 03 г. Харьков нту хпи 2004 ббк 67. 302 Удк 32


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеПротокол 1 от 27. 02. 03 г. Харьков нту хпи 2004 ббк 67. 302 Удк 32
АнкорПолитология лекции.doc
Дата08.05.2017
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолитология лекции.doc
ТипПротокол
#2922
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Украины

Национальный технический университет

«Харьковский политехнический институт»

Б.Д. Голованов

Политология

Текст лекций


Утверждено

редакционно-издательским

советом университета,

протокол №  1 от 27.02.03 г.

Харьков НТУ «ХПИ» 2004

ББК 67.302

УДК 32

Рецензенти: Малишенко В.С., проф., канд. філос. наук, НТУ «ХПІ»

Власенко Т.Т. доц., канд. філос. наук, ХДПУ ім. Г. Сковороди.
Голованов Б.Д. Політологія: Текст лекцій – Харків: НТУ “ХПІ”, 2004 – 154 с. – Рос. мовою.
Структура текста лекций соответствует учебной программе нормативной дисциплины «Политология», рекомендованной Министерством образования и науки Украины для высших учебных заведений. Автор учитывает как зарубежный, так и отечественный опыт преподавания политической науки.

Рекомендуется для студентов негуманитарных вузов, а также может быть полезен всем, кто изучает политологию или интересуется ее проблемами.
Структура тексту лекцій відповідає навчальній програмі нормативної дисципліни „Політологія”, рекомендованої Міністерством освіти та науки України для вищих учбових закладів. Автор враховує як зарубіжний, так і вітчизняний досвід викладання політичної науки.

Рекомендується для студентів негуманітарних вузів, а також може бути корисний усім, хто вивчає політологію або цікавиться її проблемами.

ББК 67.302

Іл. – 8. Бібліогр. – 84 назви.

© НТУ «ХПІ», 2004

© Б.Д.Голованов, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4

Тема 1. Политология как наука 6

Тема 2. Становление и основные этапы

развития политической науки 14

Тема 3. Политика и власть 27

Тема 4. Политическая система и политические режимы 39

Тема 5. Государство как институт политической системы 52

Тема 6. Гражданское общество и правовое государство 65

Тема 7. Политические партии и партийные системы 76

Тема8. Политическая элита общества 86

Тема 9. Личность и политика 98

Тема 10.Политическое сознание и идеология 112

Тема 11. Политическая культура и социализация 122

Тема 12. Политические процессы и политическое развитие 133

Тема 13. Мировая политика и международные отношения 145

Предисловие

В данной работе учтены два важных обстоятельства, возникающие в процессе преподавания политической науки в учебных заведениях негуманитарного профиля. Во-первых, необходимость создать и сохранить целостное представление о мире политики в условиях ограниченного объема учебного времени. Во-вторых, необходимость использовать прикладной характер мышления инженера для компактной подачи разнородного и обширного материала.

Первое обстоятельство побудило автора особое внимание уделить выбору и освещению исходного пункта политической жизни – проблеме власти. Последующие темы раскрывают эту проблему в двух направлениях: с одной стороны, как власть порождает политическую систему, политические институты и государство, с другой, – как власть реализуется в деятельности социальных субъектов (партий, политической элиты, отдельной личности). Итоговые темы раскрывают баланс объективной и субъективной составляющих в процессе политического развития.

Второе обстоятельство побудило автора построить изложение политической науки как прикладной логики, обращая внимание на внутреннюю структуру каждой темы. Начало каждой лекции посвящено рассмотрению основных точек зрения по разбираемым вопросам, их систематизации и разъяснению. Как правило, выводом из этого является определение ключевого понятия темы, затем проводится типология исследуемых объектов и делается анализ актуальных примеров и ситуаций. Стремление к компактному изложению весьма обширного материала вынудило автора вынести полемическую аргументацию по актуальным проблемам современного политического развития за рамки работы, в расчете на восполнение этого пробела во время общения лектора и студентов на лекциях и семинарских занятиях.

Предлагаемый текст лекций написан с учетом требований государственных стандартов (программ) по политологии, разработанных Министерством образования и науки Украины и рекомендованных к использованию в процессе преподавания этой дисциплины в высших учебных заведениях. При подготовке конспективного курса учтены достижения современной политической науки и практики, опыт преподавания в вузах страны, а также передовой зарубежный опыт.

Автор выражает искреннюю благодарность профессору Малышенко В.С., доцентам Авксентьеву А.Л., Власенко Т.Т., Юрякину П.А. за ценные методические советы, которые были учтены при подготовке лекций к печати.

Тема 1. Политология как наука

  1. Понятие политической науки. Предмет и объект политической науки.

  2. Методы и функции политологии.

  3. Место политологии в системе наук об обществе.

1

В современном обществе нет человека, считающего себя цивилизованным и не имеющего представления о политике. Политическая наука в современном мире является одним из ведущих направлений науки в целом. На её развитие тратятся огромные средства, большое количество ученых исследует её проблемы. Важнейшая задача предлагаемого курса – познакомить студентов с основными идеями и теориями современной политической науки, предоставить фактическую информацию по основным её проблемам и тем самым дать возможность слушателям сформировать систематические и устойчивые представления о содержании современной политики.

Процесс зарождения специфических знаний о политике историки относят ко времени появления первых государств. Само название «политология» производно от двух греческих корней (politika – искусство управления гражданами, государством; logos – слово, учение) и переводится как наука об управлении государством. Первые научные представления о политике мы находим в работах древнегреческого философа Платона, которого многие исследователи считают родоначальником политических знаний. В его трудах политические идеи впервые приобретают форму теории с присущими ей признаками: систематичностью, логической последовательностью изложения взглядов, обоснованностью и доказательностью суждений. Однако у Платона и других античных авторов политические знания вплетены в общефилософский контекст, они не отделены от мифологических и натурфилософских представлений, от знаний, составляющих содержание этики, логики и других социальных наук.

Согласно современной теории познания любая система взглядов, претендующая на статус науки (научной дисциплины), должна обладать рядом признаков-черт, раскрывающих её логическое содержание. К таким признакам относятся:

  1. Наличие особого предмета изучения, отличающегося от предметов других наук.

  2. Наличие своеобразных методов исследования, с помощью которых раскрывается сущность предмета.

  3. Наличие системы категорий, упорядочивающих информацию, полученную в результате исследования.

Формирование самостоятельной науки о политике, обладающей всеми указанными признаками, является процессом достаточно длительным, охватывающим не одно поколение исследователей. Современная политическая наука представляет собой сложнейшую коллективную деятельность. Она включает в себя: подготовку кадров, налаживание научной коммуникации, формирование научного сообщества, определяющего нормы научной деятельности, создание государственных и негосударственных учреждений, специализирующихся на политических исследованиях.

Институционализация политической науки как самостоятельной отрасли научного знания произошла в конце Х1Х – начале ХХ в. Первые учебные подразделения, готовящие специалистов по политологии, появились в Великобритании и США. Во второй половине Х1Х века школы политических наук были открыты в Лондонском и Колумбийском университетах. В этот же период сформировалась система подготовки специалистов по политологии с написанием и защитой диссертаций, а в 1886 г. стал выходить журнал «Ежеквартальник политической науки». В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук. В начале ХХ века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, которая существует до сих пор.

Предмет и объект политической науки.

Вопрос о предмете политической науки широко обсуждается в современной литературе. Со времен Платона до нас дошла точка зрения, что предметом политических знаний является государство во всех его проявлениях. Серьезные основания для подобного понимания предмета политической науки, несомненно, существуют. Государство до сих пор остается центром притяжения всей политической сферы, вокруг него группируются все остальные политические институты.

Вместе с тем, современная политическая наука открыла новые объекты политических исследований. Сегодня она изучает не только государство, а также политические партии и движения, политических лидеров и политическую элиту, общественное мнение и политические идеологии, объектами её изучения являются мировая политика и международные отношения. Такое расширение круга объектов исследования делает затруднительным однозначное определение предмета политической науки.

К настоящему времени обозначились два основных подхода (парадигмы) к определению предмета политической науки: объективистский и деятельностный (методологический). Их различие коренится в диалектической взаимообусловленности предмета и метода любой науки. Не только предмет науки определяет характер используемых методов изучения, но и сами методы значительно изменяют объект, к которому они прилагаются. Это положение тем более верно для политической науки, поскольку она имеет дело не с объектами природы, а с живыми деятельными людьми, обладающими сознанием и волей.

Первый подход акцентирует внимание на объективных сторонах научного исследования, он исходит из существования общества как целостного объекта, изучаемого всеми общественными науками. Каждая из этих наук в зависимости от стоящих перед нею задач выделяет тот или иной аспект исследуемого объекта. Самостоятельными сферами жизни общества являются: экономическая, политическая, социальная и духовная. Предметом политологии является политическая сфера общественной жизни, связанная с властным распределением духовных и материальных ценностей в обществе. Политическая власть напрямую связана с осуществлением государственного управления, без неё в общественной жизни воцарился бы хаос.

Вторая точка зрения акцентирует внимание исследователей на методологической, субъектной стороне научного познания. Предмет политической науки находится в процессе постоянного развития и обогащения, его содержание является результатом исследования постоянно развивающихся объектов политической жизни общества. Будучи результатом исследований многих разнообразных объектов, предмет политологии определяется как совокупность законов, которые лежат в основе всех явлений политической жизни общества. Специфика политических явлений обнаруживается в борьбе за власть, в её удержании и целесообразном использовании. На эту особенность политики указывали многие ученые и политические деятели.

Например: «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти» (М.Вебер).

Политика – «область отношений между классами общества, их отношения к государству как орудию господствующего класса» (В.Ленин).

«Политика – это властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон).

Как видно из проведенного анализа и авторитетных высказываний, в любом случае в определении предмета политологии фигурирует категория власти как специфическая особенность политической жизни общества. Не претендуя на абсолютную точность, мы можем дать следующее определение предмета политической науки. Политологию можно определить как науку, изучающую законы развития политической сферы общества, специфику которой составляют отношения власти.

Категории политической науки

Вся совокупность объектов, исследуемых политической наукой, отражается системой её категорий. Выделяют несколько групп категорий, используемых в политологии.

Первая группа категорий дает возможность выявить и определить предмет политологии в целом. К ним относятся «политика», «политическое», «власть», «политическая жизнь», « политическая сфера» и др.

Вторая группа позволяет анализировать политику как одну из подсистем жизни общества. К ее категориям относятся «политическая система», «политический институт», «государство», «политическая власть», «господство», «порядок», «организация», «партия» и др.

Третьягруппа категорий охватывает область политического сознания, к числу этих категорий относятся «идеология», «политическая культура», «пропаганда», «легитимность», «политическая установка» и др.

Четвертая группа позволяет исследовать политические процессы и включает в себя такие категории как «революция», «реформа», «политическая модернизация», «избирательная кампания», «политический конфликт» и др.

2

Методы политической науки

Изучение объектов политической науки опирается на применение различных методов исследования.

Метод – это совокупность способов и средств построения научного знания и его применение в исследовании действительности. Современная политология использует как общие для других наук, так и специфические только для обществознания методы исследования. К первым относятся:

Системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей и находящаяся в многообразных связях с внешней средой, компонентами этой среды могут выступать экономика, культура и т.д.

Методы эмпирического исследования, такие как описание, наблюдение и фиксация явлений в терминах, принятых в политической науке.

Статистические методы, с помощью которых происходит накопление и систематизация разнообразных эмпирических данных.

Математические методы сбора и обработки политической информации.

Моделирование политических процессов. Суть этого метода заключается в замещении объекта его моделью. Сегодня в связи с совершенствованием вычислительной техники и программных средств моделирование политических процессов стало одним из перспективных направлений в развитии политической науки. С помощью этого метода разрабатываются сценарии развития политической ситуации и определяются перспективные направления политического развития.

Особенно важно выделить методы, которые определяют специфику политологии как науки об обществе.

Исторический метод, он выражается в изучении всех этапов развития объекта, взятых во временной последовательности и отслеживании закономерностей каждого из этапов.

Сродни ему метод сравнительной (компаративной) политологии, который выражается в соотнесении двух или нескольких объектов политического исследования, в странах с разной культурой и исторической обстановкой. Сравнение помогает выявить подобные и отличительные черты политических явлений.

Политология также использует методы сопредельных с ней наук, таких как психология и социология.

Социологические методы. Они получили большое распространение в современных исследованиях, на их основе сложилась прикладная политология, ориентированная на практическое применение. Эти методы включают совокупность приемов и методик, направленных на сбор и упорядочение фактов реальной политической жизни. К ним относятся различные виды анкетирования, опросы экспертов, интервьюирование и др. Их преимущество заключается в том, что исследователь имеет дело с материалами, которые можно подвергнуть математической обработке с использованием современной вычислительной техники.

Методы психологии. Особую популярность приобрели методики, разработанные в рамках одного из направлений психологии, бихевиоризма (от английского bеhaviour – поведение). В качестве объекта исследования рассматривается политическое поведение людей в различных ситуациях: при проведении выборов, при принятии политических решений и т.д. Важнейшей целью таких методик является моделирование этого поведения и выявление важнейших параметров, с помощью которых можно управлять им.

Функции политической науки.

Понятие функции означает использование, совершение круга деятельности. Условно функции политической науки можно объединить в две группы.

Первая охватывает «классические», познавательные функции:

  • Концептуально-описательная. Дает исследователю возможность свести разрозненные данные в единую картину, объединенную основными понятиями и категориями.

  • Прогностическая. Её назначение состоит в предвидении хода развития политических процессов. Ценность политического исследования заключается не только в том, что оно адекватно отражает текущее положение вещей, но и в том, какие возможности оно дает для предвидения политических событий.

  • Методологическая. Формирование методов и исследовательских процедур для других научных дисциплин, изучающих политические явления.

Вторая группа функций реализуется непосредственно в политической жизни:

  • Управленческая. Дает субъектам политики знание о политической обстановке и средствах успешного воздействия на неё. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений.

  • Идеологическая. Состоит в формировании и преобразовании системы общественно-политических ценностей, мотивирующих действия участников политической жизни. Посредством этой функции задается определенный ракурс видения и оценки общественных явлений.

  • Функция политической социализации. Формирует политическое сознание и политическую культуру общества. Политическая социализация очень эффективно осуществляется через систему образования. Становясь учебной дисциплиной, наука политология органично включается в общественное сознание, оказывая влияние на поведение людей.

3



Рис 1.1. Место политологии в системе наук об обществе.

Исследование важнейших проблем жизни общества не является исключительной прерогативой политологии. Политические отношения, политическая деятельность и соответствующее им сознание изучаются также другими социальными и гуманитарными науками. Проблемы политической сферы исследуются философией, социологией, психологией, экономической теорией, историей, правоведением и другими науками. На стыке этих наук и политологии возникают пограничные исследовательские дисциплины, такие как политическая социология, политическая психология, политическая экономия, история политических учений и т.д. (схема 1). По отношению к указанным дисциплинам политическая наука выполняет интегрирующую функцию, она позволяет сохранять целостное видение предмета, дает методологические ориентиры для проведения исследований конкретных политических явлений.

Контрольные вопросы

    1. Какие функции выполняет политология в обществе?

    2. С какими научными дисциплинами взаимодействует политология, изучая жизнь общества?

    3. Какие методы использует политическая наука, исследуя свои объекты? Какие из них наиболее эффективны в современных условиях?

    4. Чем отличается политическая наука от обыденных знаний о политике?

    5. Чем важно изучение политологии в странах, осуществляющих переход от одного политического строя к другому?

Список литературы

  1. Общая и прикладная политология: Учебное пособие/ Под общ. ред. Жукова В.И., Краснова Б.И. – М., 1997. – Гл. 1.

  2. Политология: Учебник для вузов/ Под ред. Василика М.А. – М., 1999. – Гл. 1.

  3. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К.: Львів, 2000, Гл. 1.

  4. Краснов Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина// Социально-политический журнал. – 1995. – № 1.

  5. Хакер Е. Що є політична теорія// Політологічні читання. – 1993. – № 1.

  6. Шмидт К. Понятие политического// Вопросы социологии. – 1992.– № 1.

Тема 2. Становление и основные этапы развития

политической науки

  1. Политические учения Древнего Востока и Античности.

  2. Политические учения Средневековья и Нового Времени.

  3. Политическая наука ХХ века и ее основные школы.

  4. Развитие политической мысли в Украине.

1

Всемирная история политических идей – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений. Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности.

Как утверждают историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра.

Из древнейших учений несомненный интерес представляет религиозно-политическое учение брахманизма (Древняя Индия).

В соответствии с ним общество делится на 4 варны (сословия). К ним относились брахманы (жрецы, учителя), кшатрии (правители, воины), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы), шудры (слуги). Собственно в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии.

Другим центром цивилизации в Древнем Мире был Китай. Эта страна представлена в истории политической мысли прежде всего, учением Конфуция (551–479 гг. до н. э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданные – детей. В управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков.

Политические идеи разрабатывались не только в Древнем Китае и Индии. Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы Хамураппи”, а также “Авесту”, в которой по преданию изложены общественно-политические взгляды пророка Заратустры.

Своего наивысшего развития политическая мысль древности достигла в период Античности (Древняя Греция и Рим). Особенность политического развития Древней Греции заключалась в огромном разнообразии государственных форм, возникших в городах-полисах, что дало большой материал для научных обобщений.

Многие историки считают основоположником научных знаний о политике великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). В своих произведениях (“Государство”, “Политика”, “Законы”) он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов (мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы) обеспечивает государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения.

Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях и соответствующие ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно деградируют в четырех других формах государственности. К ним относятся тимократия – власть честолюбцев, олигархия – господство немногих богатых над беднеющим большинством, демократия – власть большинства, опьяненного свободой и вседозволенностью, демократию сменяет тирания – власть одного над всеми (по мнению Платона, наихудший вид правления).

Другой великий греческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская политика”, “Этика”. Критикуя идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию – здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государства Аристотель считал политию, при этой форме правления большинство граждан сознательно принимает участие в управлении государством. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов. Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя граждан, которые обладают “собственностью средней величины и умеренными взглядами”. Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4 функций: воинская, административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, предопределено человеку от рождения, рабы не входят в число граждан.

Значительный интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося римского мыслителя и политического деятеля Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления. Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм, он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политии, в связи с этим его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает форму правления государством, в которой источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством.

2

Абсолютное господство религии в духовной жизни Средневековья (V–ХV вв.) наложило заметный отпечаток на круг политических идей и на взгляды мыслителей этого периода. На первый план выдвинулись проблемы происхождения государственной власти, а также соотношение позитивных (государственных) законов и божественного откровения. Без преувеличения можно сказать, что средневековая политическая мысль вращается вокруг идущей с переменным успехом борьбы между церковью и светскими властями. Только в эпоху Возрождения (ХV–ХVІ вв.) политическая мысль сделала резкий поворот от христианской схоластики в сторону научного исследования политических процессов.

Один из выдающихся политических теологов Августин Аврелий (353–430 гг.) доказывал превосходство духовной власти над светской. Государство, утверждал он, необходимо в силу грехопадения человека и неспособности самостоятельно выйти на путь веры. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в государственных делах.

Идею божественного происхождения государства и его подчиненности церкви развивает другой средневековый теолог Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Модернизировав учение Аристотеля о божественной форме, он выделил в структуре государства три важнейших компонента: содержание, выражающееся в отношениях господства и подчинения, государственную форму, которая должна соответствовать жизни народа, и использование правителем государственной власти, которое может быть справедливым или несправедливым. Закон – это веление разума, который должен быть направлен правителем на общественное благо. Если правитель отступает от божественных предписаний, нарушает закон, то подданные могут отказать светскому властителю в доверии.

Отход от чисто теологической интерпретации политики предпринял выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469–1527 гг.). Он считал, что действия правителя следует оценивать в первую очередь с точки зрения тех законов, которые действуют в политике, а лишь затем с точки зрения морали.

Макиавелли первым вводит понятие государства (stato) как особого аппарата управления, отделенного от населения. Важнейшей своей задачей он считал теоретическую разработку искусства государственного управления. Политика – удел немногих, но этому искусству также нужно учиться. В своей работе «Государь» Н. Макиавелли сформулировал правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе еще не развиты гражданские добродетели. Особое внимание ученый уделил политической психологии. Он писал, что поведением людей руководят два главных мотива – страх и любовь. Если правитель стремится добиться власти, то ему лучше пользоваться теми символами, которые проистекают из любви. Но удержать ее можно, лишь опираясь на мотив страха. Существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу поражению.

Значительный вклад в обоснование приоритета светской власти сделал французский ученый Жан Боден (1530–1596 гг.). Он первый в истории политической мысли выдвинул идею государственного суверенитета. Государство обладает всей полнотой политической власти в стране. Абсолютным источником права в государстве Ж.Боден считал монарха, монархия признавалась им наилучшей формой правления.

В XVII в. в Европе начались буржуазные революции, которые вывели на политическую сцену третье сословие. Политическая мысль в этот период приобретает светский характер и гражданское звучание. Разработки политических идей получают характер научного обоснования. В эту эпоху разрабатываются проблемы естественных прав человека, гражданского общества и общественного договора, народного суверенитета, правового государства и разделения властей.

Первую попытку систематического изложения учения о естественном праве предпринял голландский ученый Гуго Гроций (1583–1645 гг.). Дальнейшее развитие эта теория получила в политических доктринах английских мыслителей Томаса Гоббса (1588–1679 гг.) и Джона Локка (1632–1704 гг.).

Томас Гоббс по своим взглядам был представителем естественнонаучного подхода к исследованию общества. Такая направленность его политических идей обнаруживается в трактовке государства как гигантского чудовища Левиафана, которое господствует над отдельными людьми. До возникновения государства люди жили, по мнению Гоббса, в диком состоянии. Жизнь в таком состоянии напоминает “войну всех против всех”, в ней нет победителей. Люди постоянно стремятся выйти из состояния дикости, и в этом им помогает разум; он открывает людям законы жизни, которые соответствуют их собственной природе. По мнению Гоббса, первый закон гласит: в любой ситуации нужно стремиться к миру. Мир обеспечивается заключением договора, в котором каждый человек отказывается от части своих прав. Заключенный договор, по мнению философа, служит основанием для новой формы человеческого общения людей – государства. Заключив договор, люди наделяют главу государства (верховную власть) правом следить за соблюдением договора и разрешением конфликтов. Государственная власть, по учению Гоббса, не имеет внешних ограничений, она никому не подчинена и не подотчетна, кроме законов разума. Она стоит над законами гражданскими, которые от нее только и могут получить силу. Она подобна душе в теле человека.

Джон Локк был младшим современником Томаса Гоббса, и его взгляды сложились во многом через критику взглядов последнего. Д. Локк полагал, что в естественном состоянии люди не ведут ожесточенную войну, а свободно занимаются своими делами, стремление к общению и миру заставляет их заключить общественный договор и создать государство.

Создав государство, люди передают ему только часть своих естественных прав, важнейшие, неотчуждаемые права (право на жизнь и свободу) они оставляют за собой. К числу неотчуждаемых естественных прав Локк относил право частной собственности. Для сохранения неотчуждаемых естественных прав Локк предлагает строить государство в соответствии с принципом разделения властей. Разъясняя этот принцип, Локк указывает, что нужно различать три ветви власти: законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается внешней политикой. Они должны быть разделены. Это означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Законодательная власть среди них верховная, но она ограничена соблюдением неотчуждаемых прав человека.

В политической жизни Франции XVIII в. большим влиянием пользовались политические идеи Шарля Монтескье (1689–1755 гг.) и Жан Жака Руссо (1712–1778 гг.).

Свое учение Ш. Монтескье изложил в знаменитом труде “О духе законов”. По его мнению, человек, как существо разумное, может сам устанавливать свои законы, но как существо, привязанное к своим физическим потребностям, человек слаб и постоянно нарушает им самим же установленные законы. Слабость человека, с одной стороны, и стремление к обучению, с другой, толкают людей к объединению и созданию государства. Государство принудительным образом поддерживает законы, установленные человеческим разумом.

Монтескье устанавливает связь между законами, общественным строем и природными условиями, в которых живет тот или иной народ. На законодательный строй государства влияют религия, традиции, черты характера, образ жизни, особенности географической среды. Он утверждал, что в жарких странах вследствие общей замедленности жизненного ритма высока вероятность установления деспотической формы правления.

Этот французский мыслитель был сторонником разделения властей. Он усовершенствовал концепцию, предложенную Дж. Локком, и определил, что в каждом государстве три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Ж.-Ж. Руссо – один из самых ярких и оригинальных европейских мыслителей. Вопросы социального равенства и социальной справедливости занимали его пристальное внимание и легли в основу его политической доктрины. Многие исследователи считают, что его учение во многом предопределило идеологические и политические установки Великой Французской революции.

Ж.-Ж. Руссо дал оригинальную интерпретацию теории общественного договора, разработанную его предшественниками. Он считал, что в результате заключения общественного договора народ потерял свои естественные права и свободы, но ничего не приобрел. Преимуществом государственного состояния воспользовались собственники, которые превратили государство и верховную власть в своего наемного исполнителя. Современное политическое состояние, считал ученый, лишено легитимности и поддерживается силой и обманом. Заключив общественный договор, власть имущие воспользовались силой народного суверенитета в корыстных целях. Главная задача революции и справедливого государства в восстановлении народного суверенитета.

Корень всех общественных бед Руссо усматривал в институте частной собственности. Она создает фактическое неравенство людей при существовании формального равенства перед законом.

Политические идеи Ж.-Ж. Руссо и Ш. Монтескье готовили Французскую революцию, а политическое учение Иммануила Канта (1724–1804 гг.) стало своеобразным осмыслением ее результатов. Центральной в учении немецкого философа была проблема свободы в её гражданском и нравственном аспектах. Каким образом построить политико-правовую систему, чтобы согласовать внутренний голос человеческой совести и внешние социальные условия. Ответы на эти вопросы заложили теоретические основания современного учения о правовом государстве и правах человека. В своей работе «К вечному миру» он пророчески предвидел контуры современного мирового порядка. Опасность для человечества не в самой войне, а в международной атмосфере «постоянной и все растущей подготовки к будущей войне».

В отличие от всех предшествующих мыслителей Карл Маркс (1818–1883 гг.) не только сформировал политическую доктрину, но и сам стал во главе влиятельного политического движения, распространившегося по всему миру. Основные положения его учения кратко, но ярко сформулированы в «Манифесте Коммунистической партии», написанной совместно с его сподвижником Фридрихом Энгельсом.

Разрабатывая свою политическую доктрину, К. Маркс полагал, что вся политическая жизнь общества и соответствующие ей идеологические формы в конечном итоге детерминированы экономическими отношениями, среди которых важнейшую роль играют отношения собственности. Идя вслед за Руссо, он рассматривал государство как машину политического господства класса имущих и поддержания режима эксплуатации человека человеком. Социальная несправедливость, по его мнению, может быть устранена только революционным путем. С победой пролетарской революции заканчивается этап развития общества через классовую борьбу и начинается эпоха коммунизма и сознательного построения общественной жизни.

В дальнейшем учение К. Маркса во многих странах обрело своих последователей. Особую известность получило течение ленинизма, поставившего своей целью осуществление марксистской доктрины в России.

3

Почти два тысячелетия политическая наука развивалась в контексте общефилософских воззрений, и лишь в конце Х1Х в. она стала формироваться как самостоятельная отрасль научного исследования. Большую роль в становлении современной политологии сыграли итальянские ученые Вильфредо Парето (1848–1923 гг.), Гаэтано Моска (1858–1941 гг.), а также представители немецкой науки Роберт Михельс (1876–1936 гг.) и Макс Вебер (1864–1920 гг.).

В. Парето и Г. Моска внесли большой вклад в разработку теории элит. В их произведениях были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации. Вариантом элитистской теории власти явилась концепция олигархии, разработанная Р. Михельсом. Он же провел серьезные исследования по проблемам политических партий.

М. Вебер исследовал такие проблемы, как сущность политической власти, ее легитимность, строение и управление государством, феномен бюрократии. Он предлагал создать механизм контроля за государственным аппаратом со стороны гражданского общества. Политические противовесы бюрократии он усматривал, с одной стороны, в демократии, с другой – в харизме (греч. сharisma – божественный дар) политических лидеров.

Особенно интенсивно политология стала развиваться после Второй Мировой войны. На сегодняшний день сложились несколько национальных политологических школ. Наиболее мощной является политологическая школа США (Г. Лассуэл, Д. Истон, Г. Алмонд и др.). Именно в этой стране развернулась так называемая бихевиористская революция в исследовании политических процессов. Американским ученым принадлежит заслуга системного анализа политических явлений. Показателями расцвета американской политической науки стало появление огромного потока литературы по самым разнообразным вопросам политики, создание новых научных и учебных центров, развертывание прикладных политологических исследований.

Впечатляющих успехов за этот период добилась французская политическая мысль в лице таких представителей, как М. Дюверже, С. Московичи и др. Внимание французских ученых было обращено, прежде всего, на вопросы партийного строительства, политических режимов и формирования политического сознания.

Значительные трудности в ХХ в. испытала германская политическая наука. В конце З0-х годов по политическим мотивам Германию покинули виднейшие представители научной элиты, такие как З.Фрейд, Э. Фромм, К. Левин, К. Мангейм, Г. Маркузе, Т. Адорно и др. После войны немцы восстановили значительную часть научных направлений и, прежде всего, в области теории политики, истории политических учений, политических институтов гражданского общества и государства, особое внимание было уделено вопросам геополитики.

Значительных успехов в начале ХХ в. достигла российская политическая мысль, которая была представлена такими учеными и политическими деятелями как Н.Бердяев, А.Богданов, И.Ильин, М.Ковалевский, В.Ленин, Н.Михайловский, Г.Плеханов, П.Сорокин, П.Струве и др. Эти исследователи значительное внимание уделяли проблемам соотношения личности и государства, политического лидерства и формирования субъектов политической жизни, ими велись широкие дискуссии о соотношении реформы и революции. Развитие российской политической науки было прервано наступлением тоталитарного режима и построением моноидеологического общества в СССР. Только после падения советской политической системы стало возможным широкое знакомство научной общественности России с достижениями западной политической науки и проведение свободных политических исследований.

4

Историю формирования политической мысли Украины в настоящее время трудно отделить от истории политической мысли сопредельных стран, особенно России и Белоруссии. Многие известные мыслители, родившиеся и долго жившие в Украине, одновременно признаются выдающимися учеными и политическими деятелями не только Украины, но и сделавшими значительный вклад в развитие культуры соседних стран (Ф.Прокопович, Г.Сковорода, Н.Костомаров, Н.Бердяев, Н.Драгоманов и др.). Украинская политическая культура испытывала влияние политической культуры таких стран, как Россия, Польша, Австро-Венгрия и др.

Главной проблемой развития украинской интеллигенции было осмысление исторического пути, пройденного украинским народом, и устройство его государственной жизни. Значительный импульс развитию украинской политической мысли дала деятельность тайного «Южного общества» во главе с декабристом П.Пестелем, создавшим программу политического преобразования Российской империи и проект её новой конституции. В большой мере под влиянием деятельности «Южного общества» было создано тайное Кирилло-Мефодиевское братство, политические идеи которого стали вершиной развития украинской политической мысли в первой половине Х1Х века. Членами братства были Н.Костомаров, Н.Гулак, О.Навроцкий, Т.Шевченко и др. Основные идеи этой организации были изложены в «Книге бытия украинского народа», автором которой был Н.Костомаров. Он выдвинул идею создания украинского государства в рамках федерации славянских народов, построенной на демократических принципах.

Последователем политических традиций Кирилло-Мефодиевского братства был М.Драгоманов. Он развивал идеи Н.Костомарова о существовании двух русских народностей, обладающих разным душевным складом и соответственно тяготеющим к разным политическим культурам. Значительная часть работ Н.Драгоманова была посвящена идее славянской федерации, в которую бы вошли Украина, Россия, Польша, Болгария, Чехия, Сербия и др.

На рубеже Х1Х и ХХ веков доминирующую роль в украинской политической мысли стало играть народническое направление (М.Грушевский, С.Шелухин, Р.Ляшенко), выражающее приоритет интересов народа, общества перед интересами государства. М.Грушевский, ставший первым президентом независимой Украины, в своем труде «История Украины – Руси», обосновывал идею народовластия, а также развивал мысль о федерации славянских государств.

Важным направлением украинской политической мысли в этот период стало консервативное направление (В.Липинский, С.Томашевский, С.Кубчинский), декларирующее политико-правовые основы гетманской власти в Украине. Ученые этого течения считали главным направлением украинской национальной политики движение в сторону наследственной монархии.

Значительную роль в украинской политической мысли играли авторы, представлявшие националистическое направление. Представителем государственного национализма был С.Днестрянский, известный как автор конституции Западноукраинской Народной Республики. Он отстаивал идею приоритета национального государства в процессе развития этнического самосознания народа. Течение интегрального национализма представлял Д.Донцов. Опираясь на идеи Н.Макиавелли и Ф.Ницше, он отстаивал мысль о приемлемости любых политических средств в борьбе за выживание нации.

Вплоть до 20-х годов ХХ в. в Украине существовало большое разнообразие направлений политической мысли. Переход к тоталитарному обществу прервал естественное развитие политической мысли и установил господство единой коммунистической идеологии. Только в конце 80-х годов начинается становление современной украинской политологии. С этого периода политическая наука прочно вошла в состав общественных дисциплин, преподаваемых в высших учебных заведениях. В Украине начали издаваться общественно-политические журналы, такие как «Политическая мысль», “Політологічні читання”, Розбудова держави”, “Президент” и др. В стране начали функционировать государственные и общественные исследовательские учреждения политического направления, такие как Институт национальных отношений и политологии НАН, Институт стратегических исследований, Институт политики и др. Среди проблем, активно исследуемых современной украинской политологией, – такие, как соотношение гражданского общества и государства, становление национального самосознания, структура и динамика политических конфликтов, закономерности формирования политического сознания и идеологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта