Главная страница
Навигация по странице:

  • Проявления быстроты

  • Развитие быстроты

  • Методы, применяющиеся для развития быстроты

  • 3.1.1 Методика развития простой двигательной реакции.

  • 3.1.2 Методика развития сложной двигательной реакции.

  • Проблема «скоростного барьера»

  • Проявления быстроты и ее развитие на конкретных примерах в спорте

  • Список литературы

  • Физическое качество - Быстрота. Проявления быстроты 2 Развитие быстроты 3 Методы, применяющиеся для развития быстроты


    Скачать 46.54 Kb.
    НазваниеПроявления быстроты 2 Развитие быстроты 3 Методы, применяющиеся для развития быстроты
    Дата20.02.2018
    Размер46.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФизическое качество - Быстрота.docx.docx
    ТипДокументы
    #58435

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ 1

    1. Проявления быстроты 2

    2. Развитие быстроты 3

    3. Методы, применяющиеся для развития быстроты 4

    3.1 Развитие быстроты реакции 5

    3.1.1 Методы развития простой двигательной реакции 6

    3.1.2 Методы развития сложной двигательной реакции 6

    4. Проблема «скоростного барьера» 7

    5. Проявление быстроты и ее развитие на конкретных примерах в спорте 8

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

    Список литературы 10

    ВВЕДЕНИЕ

    С самого начала своего существования человек понимал, что для того чтобы выживать в нашем мире ему нужно быть как можно более физически совершенным. Борясь за свою жизнь, доисторический человек понимал, что без быстроты, ловкости, силы, гибкости и выносливости ему не устоять.

    Но даже сейчас в 21 веке не стоит забывать, что человек – это живое существо, нуждающееся в постоянном совершенствовании своих физических качеств. Одним из таких качеств является быстрота.

    Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Другими словами - способность к максимальным по интенсивности движениям.

    В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является подвижность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Но многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

    Быстрота проявляется в следующих четырех формах, несвязанных или слабо связанных между собой:

    1. время двигательной реакции

    2. время максимально быстрого выполнения одиночного движения

    3. время выполнения движения с максимальной частотой

    4. время выполнения целостного двигательного акта



    1. Проявления быстроты

    Основные формы проявления быстроты человека:

    • время двигательной реакции;

    • время максимально быстрого выполнения одиночного движения;

    • время выполнения движения с максимальной частотой;

    • время выполнения целостного двигательного акта.

    Выделяют также еще одну форму проявления быстроты – быстрое начало движения (резкость).

    Практически наибольшее значение имеет скорость целостного движения, а не элементарные формы проявления быстроты, хотя это лишь косвенно характеризует быстроту человека.

    Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Например, способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них. Это одно из самых важнейших качеств для спортсмена такого, например такого, как легкоатлет.

    Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе зависит и от выносливости спортсмена.

    Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в большой мере.

    Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, и прекращению движений.

    Одной из характеристик быстроты является частота движений.
    Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.

    Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.

    1. Развитие быстроты

    Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта. Быстрота определяется:

    • путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;

    • по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;

    • по времени преодоления установленного расстояния;

    • по скорости выполнения однократного движения в сложном действии и др.

    Воспитание быстроты движений, повышение скорости выполнения целостных двигательных актов тесно связаны с повышением функциональных возможностей организма спортсмена, обусловливающих скоростные характеристики в различных формах двигательной деятельности.

    Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути:


    Первый из них – повторное выполнение движения или действия с сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с рекордной быстротой. Такой путь требует чрезвычайной концентрации психических возможностей спортсмена и огромной волевой вспышки. Эффективному выполнению подобных упражнений помогает использование ускорения. В ускорениях спортсмен пытается перейти установившийся предел и хотя бы немножко достичь еще большего результата. Новые, более быстрые, движения, которые он сумеет сделать, и будут вызывать соответствующие перестроения в организме. Такие ускорения будут действенны только в том случае, если их повторять многократно. Однако проводить такие занятия можно не часто из-за опасности перетренировки.

    Другой путь сходен с первым, только стремление более быстро выполнить действие имеет конкретную, предметную цель.

    Эффективен и третий путь, когда для воспитания способности проявлять волевые усилия, направленные на «мгновенное» движение, применяются, время от времени, скоростные упражнения в затрудненных условиях и сразу же в обычных условиях.

    Развитие такого качества, как быстрота зависит от подвижности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.

    1. Методы, применяющиеся для развития быстроты

    Различают пять основных методов развития быстроты:

    1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью.

    2. Сопряженный метод. Например, перемещения с отягощением.

    3. Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют и основные группы мышц, и суставы.

    4. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

    5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.

    Особенно рекомендуется последний – соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.

    Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры.

    Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Для этого можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.

    Для выполнения движений, увеличивающих силу соответствующих групп мышц, должны быть использованы, главным образом, упражнения, сходные по своей структуре с техникой избранного вида спорта.

    Особенность силовой подготовки, имеющей целью развитие быстроты, состоит также в том, что при этом используются динамические упражнения - упражнения с малым и средним весом, выполняемые с большой скоростью и амплитудой, а также упражнения баллистического характера. Эти упражнения должны сочетаться с такими, которые обеспечивают развитие общей и максимальной силы. Следует многократно повторять упражнения в течение длительного времени.

    Большое значение также имеет подвижность в суставах и способность мышц-антагонистов к растягиванию. Если продуктивно использовать эластичные свойства мышц, то быстрота движений повышается. Мышца предварительно оптимально растянутая сокращается быстрее и с большей силой. Поэтому необходимо обращать особое внимание на улучшение эластичности мышц.

    Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, это объясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшением возбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением температуры тела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы.

    Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью отдохнул.

    Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:

    • развивающие быстроту ответной реакции;

    • способствующие возможно более быстрому выполнению движений;

    • облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.

    Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах. Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные выводы об эффективности тренировки.

    Не следует выполнять упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их.

    3.1 Развитие быстроты реакции

    Различают несколько видов быстроты реакций:

    • простая реакция;

    • сложная реакция.

    Примером простой реакции может послужить следующее упражнение: вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони. Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны как можно быстрее схватить ее. При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашу быстроту реакции.

    В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов.

    3.1.1 Методика развития простой двигательной реакции.

    1-й этап: сенсорная методика - создание “внезапных” условий. Используется повторный метод на внезапно появляющийся сигнал или команду: выполняется действие на условный раздражитель. Эта методика дает положительные результаты в течение 1-1,5 месяца занятий, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется.

    На 2-ом этапе используется сенсорно-моторная методика. Суть ее основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать микроинтервалы времени. Возможность спортсмена управлять двигательной скоростью способствует ее улучшению.

    3-й этап - моторная и психорегулирующая тренировка. Внимание направлено на предстоящее движение, а затем происходит поиск мысленного образа, связанного с ощущением легкости и быстроты в процессе реагирования.

    3.1.2 Методика развития сложной двигательной реакции.

    Основную долю этого времени занимает фиксация движущегося предмета глазами. Умение увидеть предмет и оценить его направление и скорость тренируется увеличением скорости движущегося объекта и внезапностью появления, уменьшением его размеров, уменьшением размеров игровой площадки или дистанции в единоборстве, использованием технических устройств и тренажеров.

    Выбор ответного действия тренируют, следуя педагогическому правилу “от простого к сложному”, т.е. путем постепенного изменения обстановки. Быстроту реакции на движущийся объект прежде следует развить в упрощенных условиях, а затем постепенно осложнять ситуации.

    Постепенное подведение спортсмена к реальной обстановке целесообразно сочетать с развитием координационных способностей, воспитанием его тактического мышления. Совершенствование сложной реакции может осуществляться и с помощью ТСО, с заложенной программой различных ситуаций.

    Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности, способствует развитию такого вида быстроты, как быстрота переключения с одних действий на другие.

    При выполнении имитационных упражнений в сочетании с упражнениями, направленными на развитие быстроты перемещений, следует учитывать специфику конкретного вида спорта. Имитируемые технические приемы должны учитывать закономерности перемещений на поле (площадке, ринге и т.д.). Например, в волейболе после перемещения к сетке должен следовать нападающий удар и т.д.

    1. Проблема «скоростного барьера»

    На протяжении ряда лет тренировки уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что происходит из-за не предъявления в процессе тренировки более высоких, требований к организму спортсмена. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создается автоматизация движений. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах.

    Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечной системы в быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельство этому – выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой в условиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности. Но в обычных условиях нужны более сильные раздражители, которые вызвали бы и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей.

    Чтобы «развить» скоростной барьер, полезно также сделать большой перерыв в тренировке в избранном виде спорта, используя это время для занятий другими физическими упражнениями.

    Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.

    1. Проявления быстроты и ее развитие на конкретных примерах в спорте

    Выполнение большинства технических приемов во многих видах спорта немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его развития рекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять обусловленное движение на определенный сигнал. Чаще используется зрительный сигнал. При этом условия выполнения движений постепенно осложняются.

    Например, для развития быстроты реагирования на сигнал стартера в беге на короткие дистанции вначале следует выполнять движения только руками, расположенными на повышенной опоре, затем постепенно снижать опору, упражняться в быстром реагировании движениями ног из более выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и таким образом прийти к обычному положению на старте.

    Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Для улучшения быстроты реагирования целесообразно предварительно слегка напрячь мышцы тех частей тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала.

    Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола.

    С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее.

    Также известно, что все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в баскетбол. Можно также порекомендовать ручной мяч, настольный теннис, подвижные игры с быстро меняющейся игровой ситуацией и быстрым передвижением.

    Одним из средств для развития быстроты реакции в спортивных играх может быть игра с малыми мячами вместо мячей обычного размера.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Для развития всех форм быстроты необходимо руководствоваться следующими положениями:

    • Если основная задача занятия развитие быстроты, то ее следует решить непосредственно после разминки.

    • Одновременно с развитием быстроты необходимо упражняться в совершенствовании техники избранного вида спорта.

    • Развивать способность к произвольному и сознательному расслаблению мышц.

    • Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений равномерным методом, со средней интенсивностью.

    • В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм следует регулировать, руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме, и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.

    Список литературы

    1. Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И. и др. Физическая культура студента: учебник для студентов высш. учеб. заведений; под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. 448 с.

    2. Богем М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1997. № 5. С. 18-20.

    3. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.
    написать администратору сайта