Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языкознание
Языки
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Связь
Электротехника
Автоматика
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Экология
Культура
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Обществознание
Социальному педагогу
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ» по специальности: 46.02.01 Документационное обесп. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ. Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 06 основы социологии и политологии по специальности 46. 02. 01


Скачать 172.5 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 06 основы социологии и политологии по специальности 46. 02. 01
АнкорРАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ» по специальности: 46.02.01 Документационное обесп
Дата18.09.2017
Размер172.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ .doc
ТипРабочая программа
#40576
КатегорияДругое




Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Кузнецкий индустриальный техникум»





УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
____________ М. В. Пинигина

«31» августа 2016 г.
____________ М. В. Пинигина

« » августа 2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»

по специальности:

46.02.01

Документационное обеспечение управления и архивоведение

(базовая подготовка)

Разработчик: Янова Н.Ш, преподаватель

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК гуманитарных дисциплин

«31» августа 2016г., протокол №1

Руководитель ЦМК ___________ ________________

« » августа 2017 г., протокол №1

Руководитель ЦМК ___________ ________________


г. Новокузнецк

2016 г

СОДЕРЖАНИЕ


1

ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2

2

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

3

условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины



10

4

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Основы политологии и социологии»





    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности:

46.02.01 Документационное обеспечение и архивоведение (базовый уровень)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям, указанным в приложении ФГОС СПО по специальности:

46.02.01 Документационное обеспечение и архивоведение (базовый уровень)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл ОГСЭ основной общей образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:


  • ознакомление с историей политических и социологических учений, с основными их представителями:

  • формирование понимания особенностей политических процессов, протекающих в России и зарубежных странах, а также об участниках этих процессов;

  • углубление знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладение умением получать и осмысливать информацию, совершенствование способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества и государства;

  • воспитание активной гражданской позиции, гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

  • формирование и совершенствование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в профессиональной и повседневной деятельности;

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;


В результате изучения дисциплины «Основы политологии и социологии» студенты должны уметь:

  • Методологически грамотно анализировать различные социальные факты;

  • Понимать политическую ситуацию в России и мире;

  • Сравнивать политические проблемы в различных регионах мира;

  • Четко различать формы государственного устройства;

  • Понимать значение демократии для жизни общества;

  • Формировать собственную политическую культуру;

  • Самостоятельно анализировать проблему влияния отклоняющегося поведения на развитие общества

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры);

  • работать с литературой социально-политического содержания (учебными пособиями, словарями, источниками), различать в ней факты, аргументы и теории;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основополагающие понятия о предмете, базовых категориях, методах и функциях политической науки;

  • Направления и теории политической мысли;

  • Особенности политической системы России и зарубежных стран;

  • Сущность политической власти, институтов государства, гражданского общества;

  • Основные этапы становления социологии;

  • Специфику социологического подхода к изучению общества;

  • Взаимодействие личности и общества, солидарных и конфликтных социальных отношений.

  • Сущность социального контроля и его элементов

  • Особенности политической культуры россиян;

  • Роль политической и социальной элиты в демократическом обществе;

  • Пути формирования демократии в России;

  • Права и свободы граждан России и механизмы их защиты;

  • Легальные демократические ненасильственные методы выражения народного одобрения и протеста;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • предвидения возможных последствий определенных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • обоснования своей гражданской позиции.


Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 49 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 33 часа;

самостоятельной работы обучающегося 14часа;

консультаций 2 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для специальности: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение


Вид учебной работы


Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

49

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

33

Контрольные работы

2

Практические работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

- выполнение рефератов

14


Консультации

2

Промежуточная аттестация – 6 семестр дифференцированный зачет в форме выполнения заданий КИМ


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет политологии, методы изучения. История политической мысли

2

1

Тема 1.1.

Политика и экономика: проблемы взаимодействия

Содержание учебного материала

Политика как сфера деятельности, наука и искусство управления государством. Два подхода к изучению политики. Методы изучения политологии. Основные течения и школы политической науки.

2

3

Практическая работа №1 «История политических учений»







Раздел 2. Политическая жизнь общества

20

3

Тема 2.1.

Политическая система общества

Содержание учебного материала

Закрытое и открытое общество. Свобода политической жизни общества. Понятие политической системы и ее структура. Типология политических систем и их функции. Реформы политической системы в России.

2


3


Тема 2.2.

Политическая власть и политические режимы

Содержание учебного материала

Понятие политической власти, ее источники, признаки, принципы, функции, ресурсы власти. Политический режим как система методов осуществления власти. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Демократия как общечеловеческая ценность и форма осуществления власти. Принципы демократии. Проблемы становления демократии в России XXI в.

2

3

Практическая работа №2 по теме: «Политический режим»







Тема 2.3.

Государство и гражданское общество

Содержание учебного материала

Типы и функции государства. Формы государственного устройства. Правовое государство, история его развития и основные признаки. Пути становления в РФ. Основные черты гражданского общества, условия его существования.

2

2

Тема 2.4.

Политические партии и партийные системы

Содержание учебного материала

Происхождение политических партий, их классификация и типология. Конституционно - правовой статус политических партий. Партийные системы: сущность и разновидности (однопартийные, двухпартийные, многопартийные). Лоббирование в системе политической деятельности.

2

3

Практическая работа №3 по теме: «Политические партии современной России»







Тема 2.5.

Политическая элита и политическое лидерство

Содержание учебного материала

Понятие политической элиты. Теория элит Г. Моски, В.Парето, Р.Михельса и др. группы политических руководителей, их социальный состав, пути пополнения, цели и функции. Современная политическая элита России. Политические лидеры, формальные и неформальные. Стили лидерства. Политические лидеры современной России.

2

3

Тема 2.6.

Политический процесс и его участники

Содержание учебного материала

Понятие «политический процесс». Выработка политического курса и принятие решений. Политические позиции участников политического процесса: прагматизм, политический реализм, ненасилие. Виды и способы политического взаимодействия. Политический конфликт и пути его разрешения.

2

3

Тема 2.7.

Политическая культура и политическое сознание

Содержание учебного материала

История понятия «политическая культура» и многообразие его определений. Типология, основные элементы и функции политической культуры. Политическая культура молодежи в России. Политическое сознание и менталитет. Политическое поведение.

2

3

Тема 2.8.

Внешняя политика и международные отношения

Содержание учебного материала

Понятие внешней политики, ее сущность, структура, функции и отличия от внутренней. История становления международных отношений. Международные организации. Международные конфликты. Национальные государственные интересы России в изменившейся геополитической ситуации.

2

3

Самостоятельная работа студентов выполнение рефератов по темам: «Абсентеизм в политической культуре России», «Два поколения современной политической элиты России».

4




Раздел 3. Социология

8




Тема 3.1.

Социология как наука

Содержание учебного материала

Понятие об объекте, предмете и методах исследования науки. Социальный факт и социальная проблема. Социологические исследования как метод познания общества. История социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе».

2

3

Тема 3.2.

Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие

Содержание учебного материала

Влияние природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений. Мотивация действий в западном, восточном и российском обществах. Социальная связь как зависимость, реализованная через социальное действие. Горизонтальное действие. Горизонтальные и вертикальные взаимодействия. Социальные конфликты.

2

2

Тема 3.3.

Личность в системе социальных отношений

Содержание учебного материала

Личность как объект изучения социологии. Факторы развития личности: биологические и средовые. Схема взаимоотношений личности и общества: поиск – предложения – выбор. Социальный статус личности. Статусный набор. Социальные роли личности как социальные ожидания и модель поведения. Автономия личности. Ролевой конфликт.

2

3

Практическая работа №4 по теме: «Социальные статусы и роли»







Самостоятельная работа студентов – выполнение рефератов по темам: «Причины социальных конфликтов».

2




Раздел 4. Социальная динамика

10




Тема 4.1.

Социализация личности

Содержание учебного материала

Социализация как усвоение культурных норм и социальных ролей. Социальная изоляция и феральные люди. Первичная и вторичная социализация для личности и общества. Индивидуальная свобода.

2

3

Тема 4.2.

Культура как социальное явление

Содержание учебного материала

Культура и общество. Культура и цивилизация. Культура, субкультура, контркультура. Особенности молодежной субкультуры. Элитарная, народная, массовая культуры. Культурные универсалии. Основные элементы культуры. Культурная матрица.

2

3

Тема 4.3.

Регуляция поведения в обществе

Содержание учебного материала

Механизм обусловливания социальной средой поведения личности: механизм обусловливания, механизм предписывания, механизм контроля. Смысл и назначение социального контроля в обществе. Виды социальных норм. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые. Отклоняющееся и преступное поведение.

2

2

Самостоятельная работа студентов – выполнение рефератов по темам: «Молодежные субкультуры»

4




Раздел 5. Социальная структура

7




Тема 5.1.

Социальные общности и группы

Содержание учебного материала

Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Многообразие общностей и групп, их классификация. Масса как феномен социальной общности. Роль толпы в социальном процессе. Этнические общности. Этнические конфликты.

Страна, государство, общество. Основные признаки общества, его структура и функции. Развитие общества. Общественный прогресс и регресс. Традиционное и современное общества.

2

3

Тема 5.2.

Социальная стратификация и социальная мобильность

Содержание учебного материала

Социальное неравенство в обществе, его причины и значение. Стратификация, ее исторические типы. Характеристика социальных слоев. Роль среднего класса. Бедность и нищета. Социальная мобильность, групповая и индивидуальная. Ее виды, каналы и фильтры. Миграционные процессы.

1

3

Самостоятельная работа студентов выполнение рефератов по темам: «Социальные лифты», «Факторы восходящей мобильности».

4







Консультации

2







Всего

49



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин, истории, обществознания».

Оборудование учебного кабинета:

    • посадочные места по количеству студентов;

    • рабочее место преподавателя;

    • комплект учебников по изучаемым дисциплинам;

    • учебно-методический комплекс по политологии;

    • мультимедийные учебно-наглядные пособия.

Технические средства обучения:

- стационарный мультимедийный комплекс;

- аудио- и видео- средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 336 с

Дополнительные источники:

  1. Генкин, Б.М.   Экономика и социология труда [Текст]: учебник для вузов / Б. М. Генкин. - 5-е изд., доп. - М.: НОРМА, 2006.

  2. Демидов Н.М.   Основы социологии и политологии: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. М. Демидов ; Н.М. Демидов. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 208 с.

  3. Добреньков, В.И.   Социология [Текст]: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 624 с.

  4. Кравченко, А.И.   Общая социология [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.

  5. Павленок П.Д.   Основы социологии и политологии: Учеб. пособие / П. Д. Павленок, Е. В. Куканова ; П.Д. Павленок, Е.В. Куканова. - М. : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. - 272 с.

  6. Сборник тезисов научно-исследовательских работ студентов ОУ СПО Кемеровской области [Текст] : материалы IV науч.-практ. конф. "Молодежь и наука ХХI века", 15 марта 2010г / под ред. В.С. Егоровой, Н.Е. Тюленевой. - Новокузнецк: Кузнецкий индустриальный техникум, 2010. - 162 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения дифференцированного зачета, учебных занятий, контрольных и проверочных работ, тестирования, о также выполнения обучающимися самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать и уметь:

  • Основные элементы политической системы и ее функции;

Фронтальный и индивидуальный контроль;Метод - самостоятельная работа, опрос

  • Особенности политической культуры россиян;




Взаимоконтроль , индивидуальный контроль. Методы - проверочная работа, тестирование с взаимопроверкой результатов

  • Роль политической и социальной элиты в демократическом обществе;

Индивидуальный контроль

Высказывать свое мнение в ходе дискуссии по тому или иному политическому вопросу;

Фронтальный контроль, методы - терминологический диктант, индивидуальный опрос

Пользоваться гражданскими правами;

Фронтальный контроль. Методы -проверочная работа и опрос

Определять социальную принадлежность, социальный статус и интересы различных социальных групп;

Групповой контроль, метод - тестирование

Понимать современную социальную и политическую ситуацию в России и в мире;

Индивидуальный контроль , метод - проверочная работа, тестирование

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Индивидуальный и групповой контроль

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры);

Индивидуальный контроль, метод - контрольная работа

Работать с литературой социально-политического содержания (учебными пособиями, словарями, источниками), различать в ней факты, аргументы и теории;

Индивидуальный контроль и взаимоконтроль

Отличать легальные демократические ненасильственные методы выражения народного одобрения и протеста;

Фронтальный контроль в форме устного зачета

  • Понимать пути формирования демократии в России; знать

  • права и свободы граждан России и механизмы их защиты;

Самоконтроль, метод - составление и решение кроссвордов – нетрадиционный контроль.

Промежуточная аттестация – 4 семестр, дифференцированный зачет в форме выполнения заданий КИМ


написать администратору сайта