Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Дошкольное образование
Вычислительная техника
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Строительство
Физкультура
Технология
Связь
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Геология
Химия
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Культура
География
Экология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Языки народов РФ
Обществознание
Социальному педагогу
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Методическая разработка урока по УД Психология общения на тему "«Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление. Методическая разработка урока по УД Психология общения на тему &. Разработка урока Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов


НазваниеРазработка урока Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов
АнкорМетодическая разработка урока по УД Психология общения на тему "«Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление
Дата19.09.2017
Размер296 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодическая разработка урока по УД Психология общения на тему &.doc
ТипРазработка урока
#48241
КатегорияДругое


Министерство образования Иркутской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Иркутский технологический колледж»

Методическая разработка урока «Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов»

По учебной дисциплине Психология общения



г. Иркутск
Методическая разработка «Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов по учебной дисциплине Психология общения» предназначена для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (торговля). В методической разработке представлена технологическая карта и план урока, показан вариант использования технологии сотрудничества на различных этапах организации совместной деятельности преподавателя со студентами, применение ИКТ-технологий, в решении задач формирования психологических знаний и общих компетенций бухгалтера


Разработчик: Е.Н. Неявко, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ ИО «Иркутский технологический колледж»



Рассмотрено на заседании




Утверждаю

методической комиссией




Заместитель директора по

Протокол №

4




учебно-методической работе

« 19 »




ноября




2015 г.




























Председатель






методической комиссии






Е.Н. Неявко







С.М. Прохоренко







«20 »




ноября




2015 г.


Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия по теме «Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (торговля), представляет собой вариант использования ИКТ-технологий и технологии учебного сотрудничества в процессе формирования знаний и общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, предусмотренных ФГОС и рабочей программой по учебной дисциплине «Психология общения».

Технология сотрудничества и использование ИКТ- технологий позволяет создать условия для формирования партнерства в субъектных отношениях, повышает мотивацию студентов, личную вовлеченность в учебный процесс.

На этапе актуализации знаний студенты в сотрудничестве с преподавателем и друг с другом формулируют тему и задачи урока.

На этапе освоения новых знаний в составе объединенных пар сотрудничают, выполняя задания с использованием Интернет-ресурсов

На протяжении всего урока решаются воспитательные и развивающие задачи, направленные на развитие логического мышления, культуры речи, толерантного отношения к точке зрения других людей, самостоятельности и ответственности за результаты деятельности. Студенты оценивают свою деятельность и партнера по взаимодействию. Выполняя задания в режиме онлайн.

Учебная дисциплина Психология общения

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (торговля)

План урока

Тема урока: Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление конфликта. Стратегии разрешения конфликтов.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Требования ФГОС 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет - формируемые знания, умения, общие компетенции (ОК):

Знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности (З1);

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов (З2);

Формируемые ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Задачи урока:

в результате учебной деятельности студент сможет:

обучающие:

  • сформулировать определение понятий «Конфликт», «Инцидент», «конфликтная ситуация»;

  • анализировать структуру конфликта и невербальные его проявления, и его динамику;

  • перечислять виды (типологии) конфликтов

  • перечислить стратегии разрешения конфликтов;

  • работать в коллективе и в парах, эффективно общаться с членами учебной группы и преподавателем;

развивающие:

  • развивать логическое мышление при решении конкретных проблемных ситуаций (Р1);

  • развивать культуру речи (Р2);

воспитательные: 

  • воспитывать уважение, толерантное отношение к точке зрения других людей (В1);

  • воспитывать самостоятельность и ответственность за результаты собственной и групповой деятельности (В2).

Технологии (методы и формы) проведения:

Учебное сотрудничество, беседа, фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах.

Межпредметные связи: Менеджмент «Связующие процессы в менеджменте», «Основные элементы управления персоналом и самоменеджмент» Введение в специальность «Социальная значимость будущей профессии»; Эффективное поведение на рынке труда «Организация и проведение собеседования»; Основы бухгалтерского учета, «Функции, выполняемы бухгалтером в системе управления организацией»

Средства обучения:  тематическая электронная презентация «Конфликт: его сущность и основные характеристики», фильм «Конфликтная ситуация», Интернет, интерактивные упражнения для проверки знаний, компьютеры, мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы, средства обучения

3, ОК

1.Организационный компонент (2 мин.)

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя на предстоящую работу.

Приветствуют преподавателя, настраиваются на урок;








2.Мотивоционный компонент

Актуализация знаний (10мин)

Мотивирует студентов к активной творческой деятельности: показывает значение формируемых знаний в профессиональной деятельности бухгалтера и руководителя, а также в обычной жизни.

Предлагает студентам игру «Продолжи фразу»

Предлагает сформулировать тему и задачи урока

Организует просмотр видеоролика «Конфликтная ситуация»

Представляет этапы урока, формы и методы работы студентов по достижению задач, критерии и методы оценки результатов работы.

Организует фронтальный опрос по теме «Формы делового общения» для актуализации знаний

участвуют в дискуссии, участвуют в игре «Продолжи фразу»

смотрят видео ролик «Конфликтная ситуация»

сообща формулируют тему и задачи урока

-студенты устно

отвечают на вопросы

преподавателя;

- студенты оформляют оценочный лист;

Учебное сотрудничество в формулировании

темы и задач урока;

тематическая электронная презентация

Эвристическая беседа

31 - взаимосвязь общения и деятельности

ОК 1

3.Организация деятельности студентов по освоению знаний и ОК (35 мин)

3.1Организация работы по первичному закреплению новых знаний (5-7 мин)

3.2 Анализ динамики конфликта (5 мин)

3.3 Самостоятельное изучение материала 17 мин)

3.4.Представление результатов (5 мин

3.5 Невербальные проявления конфликта (5 мин)

1.В форме беседы, дискуссии объясняет новый материал и формулирует совместно со студентами основные понятия: «Конфликт», «Структура конфликта» - «Инцидент», «Конфликтная ситуация»- (5-7мин)

2объясняет виды конфликтов (типологии0

2. Организует самостоятельную работы по закреплению новых знаний – ИКТ - . образовательный ресурс LeaningApps.orq в раздел «Психология» - тестирование

3. Организует дискуссию и анализ динамики конфликта

4.Организует самостоятельную работу в парах с использование Интернета

5. Организует представление работ в парах группах по ориентируя на принципы работы в сотрудничестве порядок представления и критерии оценки результатов работы команды студента

5.1Предлагает рассотреть невербальные проявления конфликта с помощью образовательного ресурса LeaningApps.orq «Гнев или отвращение»

5.2Организует беседу

Оценивает динамику формирования общих компетенций и взаимооценку – (10 мин)

1. Слушают объяснение

преподавателя;

-участвуют в беседе

2. Рассматривают виды конфликтов (типологии)

3.Работают в образовательном ресурсе LeaningApps.orq -тестирование.

-заполняют оценочные листы

4.Участвуют в анализе динамики конфликта, в ходе диалога делают выводы

5.Работают в парах, с помощью системы Интернет заполняют таблицу 1, соблюдая принципы

сотрудничества, учитывая мнение каждого участника; оценивают работу каждого в паре презеентуют свою работу,, распределяя обязанности осуществляют взаимооценку работы в парах

студенты оформляют оценочный лист;

5.1 Работают , используя образовательный ресурс LeaningApps.orq, распределяя иллюстрации в колонки

5.2 Участвуют в эвристической беседе

Объяснение с использованием

Тематической электронной

Презентации;

Образовательный ресурс LeaningApps.orq

Учебное сотрудничество в работе в парах;

Эвристическая беседа


З1 -

ОК 3, ОК 6

З2 - Р1, Р2, В1, В2


4. Контроль полученных знаний(10 мин)

1Организует проверку усвоения знаний при выполнении заданий с помощью образовательного ресурса LeaningApps.orq Решение кроссворда «Конфликт и выход из него»

Индивидуальное выполнение заданий с помощью образовательного ресурса LeaningApps.orq Решение кроссворда «Конфликт и выход из него

студенты оформляют оценочный лист;

Тематическая электронная презентация

Образовательный ресурс LeaningApps.orq кроссворд «Конфликт и выход из него»

ОК 1, ОК3,ОК6 З1, З2

5.Оценочно – рефлексивный компонент

Оценка достижения поставленных в начале урока задач 5 мин.


1.Оценивает достижение поставленных задач Подведение итогов учебного занятия.

2. Предлагает анкету самооценки.

Выявляет мнения студентов об используемых формах и методах урока

Выставляет оценки за работу на уроке

1студенты во время дискуссии дают оценку и достижению поставленных задач

2.оформляют анкету самооценки

Самооценка деятельности, заполнение анкеты

Тематическая электронная презентация;

ОК 1, ОК3,ОК6 З1, З2

6.Внеаудиторная самостоятельная работа (2 мин)

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы № 7


1.записывают

задание по СРС №7

Вспомнить и проанализировать сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы, работу бухгалтерских отделов), в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах, с использованием информации в сети Интернет». www.tttiho.blogspot.ru


Тематическая электронная презентация






Ход урока

  1. этап Организационный компонент (2мин.)

Приветствие студентов, эмоциональный настрой на работу.

  1. Мотивационный компонент. Актуализация опорных знаний (10 мин)

Мотивация студентов к творческой деятельности: в ходе игры, студенты в сотрудничестве друг с другом, решают, какой теме будет посвящен урок.

Преподаватель предлагает студентам игру «Продолжи фразу»

  1. Находясь в единстве с самим собой, невозможно даже помыслить….( о конфликте)

  2. Глубоко в нашем сознании живет неутолимая жажда выяснить отношения, но важно в какое вы вступите….(взаимодействие)

  3. Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать…..( войну)

  4. Обнимая друг друга, мы делимся своими….( страхами, эмоциями, настроениями….)

Студентам предлагается посмотреть видеоролик «Конфликтная ситуация»

(2 мин)

Резюме преподавателя: Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление конфликта. Стратегии разрешения конфликтов. Совместно со студентами выводят задачи урока.

В течение учебного занятия студенты оформляют оценочный лист, осуществляют самоконтроль деятельности.

«Никогда не знаешь, кто виноват к конфликте – кто задел или кто отреагировал»

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) «Формы делового общения и их характеристики»):

1.Что такое общение?

2. Почему люди не всегда понимают друг друга?

3.Как проявляется принцип сотрудничества в деловой беседе бухгалтера?

4.Чем деловая беседа отличается от повседневной?

5. Какие формы вопросов используются при ведении деловых переговорах или собеседовании?

6. Каким вопросом можно вызвать недовольство собеседника?

7. Почему в работе бухгалтера обязательным является умение вести дискуссию?

На этапе актуализации студенты получают баллы за каждый правильный ответ – 1 балл, за аргументированный ответ – 2 балла.

3 этап. Формирование знаний и общих компетенций (35 мин)

3.1.1 Объяснение нового материала с использованием презентации «Конфликт: его сущность и основные характеристики», сопровождающаяся рассказом и конспектированием

Формулировка понятий вместе со студентами. Преподаватель задает вопросы студентам для выведения определений:

1.В чем сущность конфликтного взаимодействия?

2. Какое свое определение конфликта вы бы дали?

Конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.

Преподаватель предлагает рассмотреть структуру конфликта

Конфликт = Конфликтная ситуация+ инцидент.

Конфликтная ситуация - наличие противоречий в интересах и потребностях сторон

Инцидент - случай, недоразумение, происшествие (обычно неприятное), столкновение.

Преподаватель предлагает рассмотреть виды конфликта. В сотрудничестве с друг с другом и преподавателем высказывают свои мнения

Резюме преподавателя:

1.внутриличностный конфликт - «Две души живут в моей груди...» - писал Гете;

2. межличностный конфликт - многие считают его причиной – несхожесть характеров, борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, ограниченные площади, время использования оборудования и т.д; завышенные требования руководителя к подчиненным

3. внутригрупповой – между личностью и группой;

4. межгрупповой.

Первичное закрепление знаний (5-7 мин.)

Преподаватель предлагает студентам присесть за компьютеры. Зайти в образовательный ресурс LeaningApps.orq в раздел «Психология», найти задание в тестовой форме «Виды конфликтов». Пройти тестирование.

Критерии оценки задание: Все ответы верны – 5 баллов, 1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки - 3 балла.

После выполнения задания студенты заполняют оценочные листы.

Анализ динамики конфликта (5 мин)

Преподаватель объясняет новый материал, анализируя динамику конфликта. Обращает внимание разные этапы.



  1. возникновение разногласий;

  2. возрастание напряженности;

  3. конфликтное взаимодействие, где используются разные стили разрешения конфликта, где есть возрастание (пик) и снижение (спад)

  4. исход (разрешение) конфликта

Студенты в сотрудничестве с преподавателем делают вывод о причинах возникновения конфликтов:

Вопросы:

  1. Почему конфликтная коммуникация влияет на взаимоотношения людей?

  2. Что может быть причиной конфликта?

  3. Можно ли остановить конфликтное взаимодействие?

  4. На любой ли стадии его можно остановить и почему?

3.1.2Самостоятельное изучение материала (17 мин) Работа в парах.

Самостоятельное изучение материала «Стратегии разрешения конфликтов», работа в парах, с использованием ЭОР. Студентам предлагается вновь сесть за компьютеры, выйти в Интернет, найти ресурс www.tttiho.blogspot.ru Психология общения – курс лекций, Тема 3.1 Конфликты. Заполнить таблицу

«Стратегии разрешения конфликтов» (Таблица 1) В каждой паре студенты в сотрудничестве, решают какие стратегии рассматриваются самостоятельно, а какие совместно друг с другом. Заполняют таблицу. Оценивают работу друг друга.

Таблица1

Стратегии разрешения конфликтов

Название стратегии

Суть стратегии

Использование














































Инструкция: Распределиться по парам. Работать за компьютерами соблюдать технику безопасности. Выйти в Иртернет. найти ресурс www.tttiho.blogspot.ru Психология общения – курс лекций, Тема 3.1 Конфликты. Прочитать текст. Заполнить таблицу 1. Выписать стратегию конфликта, ее суть и использование. Критерии оценки: все статегии разрешения конфликтов перечислены, дана полная характеристика каждой стратегии и ее использованию – 5 баллов; все стратегии перечислены, характеристика недостаточная, использование ее не раскрыто полностью- 4 балла; Стратегии перечислены не все, четкая характеристика отсутствует – 3 балла

Представление работ.(5 мин) В дискуссии студенты представляют выполнение самостоятельной работы. Оценивают вклад каждого в полученный результат.

Выставляют баллы в оценочные листы. Учитывается грамотная, без слов-сорняков, речь

3.1.4 Невербальные проявления конфликта (5 мин)

Преподаватель предлагает студентам зайти в образовательный ресурс LeaningApps.orq в раздел «Психология» найти задания определи эмоцию «Гнев или отвращение». Предлагает рассмотреть иллюстрации и распределить их по предложенным колонкам.

Вопросы: Какие трудности возникли?

Почему не всегда точно можно распознать невербальное проявление конфликта, гнев это или презрение?

Резюме преподавателя: При гневе мы часто видим опущенные брови, блестящие глаза, плотно сжатые губы, верхние веки оттянуты назад, нижние веки подтянуты вверх)

4 Этап Контроль освоенных знаний (10 мин)

Индивидуальное выполнение заданий, используя образовательный LeaningApps.orq в раздел «Психология» найти задание «Конфликт и выход из него» Необходимо решить кроссворд по теме урока Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление конфликта. Стратегии разрешения конфликтов». Результаты решения кроссворда студенты вносят в оценочный лист.

5 Этап Оценочно – рефлексивный компонент ( 5 мин.)

Оценка достижения поставленных в начале урока задач

1.Оценка достижений поставленных задач. Подведение итогов учебного занятия, выставление оценок.

2. Заполнение анкеты самооценки Выявление мнения студентов об используемых формах и методах на уроке.

6 Этап Внеаудиторная самостоятельная работа (2 мин)

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы № 7

Вспомнить и проанализировать сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы), в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах, с использованием информации в сети Интернет». www.tttiho.blogspot.ru

Список литературы
Основные источники:

  1. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие: М. ИД «ФОРУМ»-ИНФРА-М, 2012 - 192 с.

  2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник для колледжей: Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс» - 2013.-318 с.

Дополнительные источники:

  1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений: СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576 с.

  2. Клецкина И.С. Практикум по социальной психологии: СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

  3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебное пособие для среднего профессионального образования: М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 178с.

Интернет-ресурсы:

1. http://коoв.ru/

2. http://elibrary.ru/

3. http://bоok.ru/

4. http://elibrary.ru/

5. http://www.nngasu.ru/education/high_education/education_manual.





Приложение 1

Таблица1

Стратегии разрешения конфликтов

Название стратегии

Суть стратегии

Использование














































Инструкция: Распределиться по парам. Работать за компьютерами соблюдать технику безопасности. Выйти в Иртернет. найти ресурс www.tttiho.blogspot.ru Психология общения – курс лекций, Тема 3.1 Конфликты. Прочитать текст. Заполнить таблицу 1. Выписать стратегию конфликта, ее суть и использование. Критерии оценки: все статегии перечислены, дана полная характеристика каждой стратегии и ее использованию – 5 баллов; все стратегии перечислены, характеристика недостаточная, использование ее не раскрыто полностью- 4 балла; Стратегии перечислены не все, четкая характеристика отсутствует – 3 балла

Приложение 2
Оценочный лист

Критерии оценки работы на уроке

Ф.И.________________________________________________________

№ п/п

Вид деятельности/ критерии

Количество балов

1.

Актуализация знаний (фронтальный опрос) каждый ответ – 1 балл,

за аргументированный ответ – 2 балла.

0 ответов – 0 баллов




2.

Первичное закрепление знаний

Работа в образовательном ресурсе LeaningApps.orq в задание в тестовой форме «Виды конфликтов». Тестирование.

Все ответы верны – 5 баллов;

1-2 ошибки – 4 балла;

3-4 ошибки – 3 балла




3

Самостоятельная работа в парах. Работа с таблицей 1 «Стратегии разрешения конфликтов»

Все статегии разрешения конфликтов перечислены, дана полная характеристика каждой стратегии и ее использования, речь во время представления работы грамотная, без слов сорняков – 5 баллов

все стратегии перечислены, характеристика недостаточная, использование ее не раскрыто полностью- 4 балла

Стратегии перечислены не все, четкая характеристика отсутствует – 3 балла




4.

Индивидуальное выполнение заданий, используя образовательный LeaningApps.orq в раздел «Психология» решение кроссворда по теме урока Понятие конфликта и его структура, невербальное проявление конфликта. Стратегии разрешения конфликтов»

Все задания выполнены верно – 5 баллов

1-2 ошибка – 4 балла

3-5 ошибок – 3 балла







Общее количество баллов:

16-18 баллов – оценка отлично «5»

15-12 баллов – оценка хорошо «4»

9-11 баллов – оценка удовлетворительно «3»





Приложение 3

Анкета самооценки

Ваше мнение

Вопросы

Довольны

Удовлетворительны

Разочарованы


Комментарии

Понятны ли были

задания?














Довольны ли Вы качеством Ваших

ответов?














Достаточно ли у Вас было времени, чтобы

выполнить задания?













Что Вы можете

предложить, чтобы

усовершенствовать

ход урока?






- Какие нерешенные трудности и проблемы были выявлены Вами в процессе занятия?

- Как Вы оцениваете выбранную на занятии форму работы? Что следует изменить


написать администратору сайта