Главная страница
Навигация по странице:

  • «Развитие лексической выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с помощью загадок и системы ТРИЗ»

  • Месяц Задачи Образовательные ситуации, методы, приемы

  • Игра «Да-Нет» на загаданное слово (ТРИЗ)

  • Модели для составления загадок (ТРИЗ) А.А.Нестеренко

  • Модель 1 Какой Что бывает таким же

  • Какой Что бывает таким же

  • Как научить детей составлению метафор

  • Примеры описательных загадок Днем спит, ночью летает. (Сова)На чужой спине едет, а на своей груз везет. (Седло)Примеры сравнительных загадок

  • Примеры метафоричных загадок

  • планирование. Развитие лексической выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с помощью загадок и системы триз


    Скачать 124.4 Kb.
    НазваниеРазвитие лексической выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с помощью загадок и системы триз
    Анкорпланирование.doc
    Дата21.07.2018
    Размер124.4 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапланирование.doc
    ТипДокументы
    #20158

    Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

    Институт Детства


    Планирование воспитательно-образовательного процесса

    по образовательной области «Речевое развитие»

    «Развитие лексической выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с помощью загадок и системы ТРИЗ»


    Выполнила студентка IV-го курса

    2-й группы заочного отделения

    Воинова Ирина Михайловна
    Санкт-Петербург

    2014

    Цель: развитие лексической выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с помощью загадок и системы ТРИЗ

    Задачи:

    • Развитие эстетического восприятия художественного образа загадки, умения находить отгадку

    • Обогащение и активизирование словаря детей за счет обозначения свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира при составлении загадок

    • Развитие умения слышать, понимать и употреблять в речи средства выразительности: эпитеты, образные сравнения, метафоры.

    • Формирование у детей творческих речевых умений в процессе сочинения загадок с использованием средств языковой выразительности

    • Развитие воссоздающего и творческого воображения

    • Ознакомление с жанровыми особенностями загадки



    Месяц

    Задачи

    Образовательные ситуации, методы, приемы

    Октябрь

    Привлечь внимание детей к загадке, как особому жанру литературно-поэтического творчества.
    Учить отличать её от близких жанров (описательного рассказа, стихотворения).
    Формировать умение превращать описание предмета в загадку о нем посредством исключения из него названия предмета.

    Обогащать словарь детей за счет включения в него синонимов, антонимов


    Образовательная ситуация «ЗАГАДочная книжка» - познакомить детей с особым жанром фольклора – загадкой, вычленить её главное свойство, привлечь внимание детей к данному жанру.

    Отгадывание загадок в ОД в режимных моментах.

    Игра «Какой? Какая? Какое?» - активизировать словарь детей за счет прилагательных.

    Игра «Скажи наоборот» - активизировать словарь детей за счет антонимов.

    Образовательная ситуация «Волшебный магазин» - развивать умение узнавать предмет по описанию внешних признаков, обогащать словарь детей, привлечь внимание к простым описательным загадкам.

    Рисование «Загадки с грядки» (Лыкова И.А. ИЗО ст.гр. с.44-45)

    Игра «Да-Нет» на загаданное слово (ТРИЗ)(см. приложение 1) Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

    Образовательная игровая ситуация «Почтальон принёс посылку» - учить придумывать собственные описательные загадки и отгадывать чужие (каждый ребёнок получает свой предмет и не показывая, придумывает про него описательную загадку. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки).

    Игра «Цепочка» - Учить детей выделять признаки объектов. (Детям дается карточка с изображением какого-то объекта (предмет, персонаж сказки), первый ребенок называет его признак и передает следующему, второй ребенок сначала повторяет предыдущий признак, а затем предлагает свой и т.д.

    Изготовление книги из детских описательных загадок.


    Январь

    Учить детей видеть и понимать сравнения в стихах и загадках.

    Учить самостоятельно, создавать сравнения, находя сходство между предметами и объектами окружающего мира.


    Образовательная ситуация «Незнайкины загадки» - учить составлять загадки со сравнениями используя модели Нестеренко А.А. (см. приложение 2 + приложение 2.2 в «Работе методиста»)

    Игра “Теремок” (ТРИЗ): - Материал: Окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов. Как играть: Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника.  Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается  хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку  и просятся к нему в домик (на примере сказки):

    - Тук, тук, кто в теремочке живет?
    - Я, Гитара. А ты кто?
    - А я - удочка. Пусти меня в теремок?
    - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу

    Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и  гитары и  удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке,  в итоге все изображения чем-то похожи на гитару.
    Можно играть немного по-другому, все время, меняя хозяина теремка. Сначала, гитара - хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.

    Игра «Что (кто) делает так же?» - Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что такое же у другого объекта», «Что делает так же?» (см. приложение 2)

    Рисование карточек «Что бывает такого цвета?» в свободной деят.-ти.

    Рисование снегиря по загадке «Зимой на ветках яблоки…»

    Лепка «Топают по острову слоны и носороги» (Лыкова с.186-187) по загадкам-обманкам

    Игра «ЗАГАДочный магазин» - усложненный вариант: чтобы «купить» предмет надо загадать сравнительную загадку (на что похож, «такой же как, но…не…»)

    Игра «Почтальон принёс посылку» - усложненный вариант: получатель придумывает сравнительную загадку. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

    Вечер развлечений с загадками «Турнир мудрецов» - закрепить умение сочинять загадки

    Изготовление книги из детских сравнительных загадок

    Апрель

    Развивать умение понимать метафору.

    Развивать речевое творчество за счет сочинения метафорических загадок.

    Образовательная ситуация «Необычная загадка» - развивать умение понимать метафору, видеть основание для переноса названия во внешнем сходстве предметов.

    Игра на прогулке «Сыщики» - поиск объектов по метафорическим загадкам

    Образовательная ситуация «Страна необычных загадок» - - развивать речевое речевое творчество детей в процессе сочинения метафорических загадок – по материалам Сидорчук Т.А., ТРИЗ-специалиста (см.приложение 3)

    Игра «Найди отгадку в картине» - поиск загаданного объекта в художественной картине

    Изготовление книги из детских метафорических загадок

    Литературно-музыкальный досуг «В гости к магистру загадок» - путешествие по станциям - отгадайкам, презентация книг с загадками в сопровождении театральных инсценировок.



    Приложение 1

    Игра «Да-Нет» на загаданное слово (ТРИЗ)

    Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

    Ход: Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (для дошк.возр. используется схема с картинками, постепенно она переходит во внутренний план)

    Примечание:

    1. ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.

    2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.

    3. Загадываются объекты реального мира



    Приложение 2

    Модели для составления загадок (ТРИЗ) А.А.Нестеренко
    Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

    Модель 1

    Какой?

    Что бывает таким же?

     

     

     

     

     

     

    Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
    - Какой самовар по цвету? - Блестящий.

    Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
    - Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
    - Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

    Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

    Какой?

    Что бывает таким же?

    Блестящий

    Монета

    Шипящий

    Вулкан

    Круглый

    Арбуз

    Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

    ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

    Табличка может выглядеть следующим образом:

    Какой?

    Что бывает таким же?

    Блестящий

    Начищенная монета

    Шипящий

    Проснувшийся вулкан

    Круглый

    Спелый арбуз

    После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

    Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми

    Приложение 3

    Как научить детей составлению метафор

    (по материалам Сидорчук Татьяны Александровны, кандидата педагогических наук, ТРИЗ-специалиста, лауреата Корчаковской премии, доцента кафедры дошкольного образования ИПК, Ульяновск)
    Красиво говорить не запретишь, а если не умеешь, то можно ли этому научиться?

    Итак, детский сад, а может быть рекламное бюро, а не все ли равно… Учиться-то надо всем! Давайте попробуем поизобретать метафоры. Правда, многие утверждают, что данное умение только от врожденных способностей. Возьмем и поспорим.

    Для приличного спора нужны доказательства. Будем их добывать!

    Итак, если рассматривать метафору «как перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обеих составляющих» (Советский энциклопедический словарь», М., 1983 г. стр. 794), то для начала надо взять объект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим. Например, дождь — капает (льет или течет) как что? Может быть, капель или водопад. Все зависит от задач говорящего. Детям нравится сравнение со слезами. Получается, «дождь течет как слезы». Красиво? Нет предела совершенству. Возьмем и усилим! Дождь идет откуда? «Из туч… С неба…» Второе мыслительное действие: соединение сравнения с местом происходящего — вот вам первая модель составления метафор. Что же с нашим дождем? А это вообще-то «слезы неба», или «водопад туч», или «капель небосклона».

    Давайте потренируемся. Возьмем близлежащие, стоящие, висящие предметы и вместо унылых обозначений типа «…а не повесить ли нам новую люстру?» скажем: «Зажжем-ка «потолочное солнце» (люстра светит как солнце; люстра где находится — под потолком; результат: люстра — это «потолочное солнце»), или вместо обычной фразы: «Достань-ка из холодильника колбасу» сказать: «Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего холода…» (холодильник — ледяной как айсберг; холодильник где находится? В доме. Метафора: «домашний айсберг». Усиление: колбаса тоже холодная и, не называя ее, указать только основное свойство). Благодаря этой модели можно получить и «луговое солнце» (одуванчики), и «тротуарное зеркало» (лужа) — так составляют метафоры дети 6-7 лет. А вот фразы педагогов, освоивших модель: «Я боюсь в дождливую погоду сверкания «небесных глаз» (молния)… Или: «Мне приятно вечером освежать лицо прохладой «утреннего тумана» (крем)».

    Понравилось? Тогда продолжим и отработаем еще одну модель составления метафор. Теперь объектом будет «кофе», выделим его основное свойство — «темное» (черное, крепкое, густое или еще какое-то), переведем прилагательное в существительное и сравним с другим предметом, где выявленное свойство ярко выражено, например: «чернота как ночью» или «темнота как во сне». Получаем: «кофе-чернота ночи». А если метафору вставить в текст: «Я пью по утрам «черноту ночи» или «Дай мне утром до капли испить «темноту сна».

    И опять тренинг. В ушах у Золушки был «блеск инея» или «сияние звезд» (сережки — блестят — блеск как у чего еще? как у инея; метафора: «блеск инея»). Папа держит в руках «новости дня» (газета — новая — новость — бывает днем; метафора: «газета — новость дня»). Мама повесила на окно «пестроту полянки» (занавеска — пестрая — пестрота как у поляны; метафора: занавеска — это «пестрота полянки»). Вторая модель позволяет детям сказать: глаза — «звезды лица», холодильник — «кухонный айсберг», тюль – «облако окна» или «кружева зимы». Фраза звучит более чем заманчиво: «Пить «желтизну солнца» (апельсиновый сок)» и: «Закусывать «мягкостью поля» (хлеб)».

    И совсем весело становится от третьей модели составления метафор. Скорее это даже загадки или дразнилки. Как бы дети это словотворчество ни называли, все же фактически вы ходим на образное сравнение.

    Составляем метафору на какой-либо объект, например, фломастер. Необходимо обозначить действия, которые он (или с помощью него) производит (-ся): оставляет след, красит, пишет, теряется и т.п. Теперь позовем на помощь уменьшительно-ласкательный суффикс -лк- и каждое из названных слов превращаем в «дразнильное». Фломастер теперь у нас: «красилка, писалка, терялка, цветооставлялка и др.» Но это не все. Можно собрать целые «дразнильные» загадки или метафоры стихотворного характера.

    Итак, фломастер у нас: «Не тыкалка, не кидалка, а цветоразмывалка»;

    или лопата: «Не ломалка, не швырялка, а картофелеубиралка»;

    или бантик на голове у Маши: «Не терялка, не пачкалка, а головоукрашалка»;

    апельсин: «Не брызгалка, не каталка, а витаминодержалка»;

    собачка: «Не кусалка, не рычалка, а весело хвостом вилялка».

    Эти и другие метафоры придумали дети 5-7 лет

    Приложение 4

    Примеры описательных загадок


    Днем спит, ночью летает. (Сова)

    На чужой спине едет, а на своей груз везет. (Седло)

    Примеры сравнительных загадок

    Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит (Петух)

    Есть всегда у человека, также есть у корабля. (Нос)

    Примеры метафоричных загадок

    Едет вниз - дорогу ломает, едет вверх – строит. (Собачка на молнии на куртке)

    В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пуп. Рука одна, да и та на спине. Что это? (Чайник)
    написать администратору сайта