Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Информатика
Начальные классы
Биология
Медицина
Вычислительная техника
Сельское хозяйство
Ветеринария
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
История
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Электротехника
Автоматика
Связь
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Искусство
Культура
Логопедия
География
Экология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Языки народов РФ
Социальному педагогу
Обществознание
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

книга ОБЖ. Республиканские курсы чс и го основы безопасности жизнедеятельности


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеРеспубликанские курсы чс и го основы безопасности жизнедеятельности
Анкоркнига ОБЖ.doc
Дата16.05.2018
Размер1.03 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлакнига ОБЖ.doc
ТипДокументы
#17352
страница7 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Экстренная и специфическая помощь

Экстренная профилактика проводится после установления факта заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, в т.ч. неизвестной этиологии. В качестве средств общей экстренной профилактики используются антибиотики широкого спектра действия. Средняя продолжительность проведения общей экстренной профилактики составляет 5 дней.

После установления вида возбудителя проводится специальная экстренная профилактика с помощью антибиотиков, обладающих высокой экстренной активностью в отношении возбудителя.

Для создания прочного и длительного специфического иммунитета у людей в условиях угрозы повторного заражения, а также для обеспечения быстрой иммунологической перестройки у людей, подвергшихся заражению, необходимо комплексное проведение специфической и экстренной профилактики.

В качестве средств специфической профилактики применяются различные виды вакцин: убитые, химические и живые вакцины.

При использовании живых вакцин специфическая вакцинация проводится в основном через 1-2 дня после окончания курса экстренной профилактики.

Факторы риска основных инфекционных заболеваний Инфекционные заболевания возникают при трех основных факторах: наличии источника инфекции, благоприятных условиях для распространения возбудителей и восприимчивого к заболеванию человека. Если исключить хотя бы один из этой цепи, эпидемический процесс прекращается. Следовательно, цели предупреждающих мероприятий -воздействовать на источник инфекции, чтобы уменьшить обсеменение внешней среды, локализовать распространение микробов, а также повысить устойчивость населения к заболеваниям.

79

Поскольку главным источником инфекции является больной человек или бактерионоситель, необходимо раннее выделение и немедленная их изоляция и госпитализация.

При поражениях дыхательных путей передатчиком инфекции становится воздух. К счастью, процесс его самоочищения идет очень быстро за счет оседания зараженных капелек и нестойкости большинства возбудителей.

Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний большое значение имеет правильная и своевременная организация профилактических и противоэпидемических мероприятий в любых чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Профилактика инфекционных заболеваний

Мероприятия должны планироваться и проводиться по трем направлениям:

Sвоздействие на источник инфекции — обезвреживание его;

Sразрыв путей передачи инфекции;

•" повышение невосприимчивости людей к инфекционным болезням.

Важнейшее значение в воздействии на источник инфекции имеют своевременное выявление инфекционных больных, ранняя их изоляция и госпитализация. Большую роль при этом играют санитарная грамотность населения, знание основных признаков инфекционных заболеваний, своевременное обращение к врачу.

Для разрыва путей передачи инфекции необходимо контролировать соблюдение правил личной и общественной гигиены, выполнение санитарных и технологических правил приготовления, хранения и транспортировки продуктов и готовой пищи, пользования водой.

Повысить устойчивость населения к возбудителям инфекции возможно также путем массовой иммунизации предохранительными

0

вакцинами, введением специфических сывороток или гамма-глобулинов. Вакцины представляют собой убитых или специальными методами ослабленных болезнетворных микробов, при введении которых в организм здоровых людей у них вырабатывается состояние невосприимчивости к заболеванию. Вводятся они разными способами: подкожно, накожно, внутрикожно, внутримышечно, через рот (в пищеварительный тракт), путем вдыхания.

Дезинфекция — уничтожение болезнетворных микробов в почве, воде, на белье и других объектах внешней среды. Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную.

Профилактическую дезинфекцию проводят в целях предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний через места общего пользования (столовые, бани, прачечные, парикмахерские, вокзалы, вагоны, туалеты >.

Текущую осуществляют в местах нахождения больного (изолятор, госпиталь) в целях предупреждения рассеивания возбудителей болезни

больными.

Заключительную проводят сразу после изоляции больного или

эвакуации его в лечебное учреждение.

Методы дезинфекции делятся на физические, механические и

химические.

Физические методы: огонь, горячий воздух, кипящая вода,

ультрафиолетовые лучи.

Механические методы: влажная уборка, подметание, вытряхивание, выколачивание, вентиляция помещений.

Химические методы дезинфекции применяют в виде растворов и взвесей, для этого используют: хлорную известь, хлорамин, лизол, формальдегид, окись этилена.

Дезинсекция — комплекс мероприятий, включающий способы и средства борьбы с насекомыми, передающими возбудителей инфекционных болезней (вши, блохи, клещи). Дезинсекционные мероприятия делятся на профилактические и истребительные, которые в свою очередь подразделяются на механические, физические и комбинированные.

Дератизация — борьба с грызунами (крысы, мыши, полевки, песчанки, суслики, сурки), которая ведется механическими и химичесими

способами.

Профилактические мероприятия, связанные с повышением невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям, достигаются с помощью так называемого искусственного иммунитета, который создается путем введения (прививки) в организм здоровых людей вакцин и анатоксинов. У привитого человека в ответ на введение вакцины вырабатываются антитела, уничтожающие болезнетворные микробы.

Обсервация -- система изоляционно-ограничительных, лечебно-профилактических и специально-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции. При обсервации предусматривается следующее: усиленное медицинское наблюдение, ограничение въезда и выезда, ограничение или полное прекращение контактов с населением неблагополучных территорий,

81

проведение специальных лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

Карантин -- комплекс административных, хозяйственных и медицинских мероприятий, направленных на полную изоляцию очага и ликвидацию инфекционного заболевания в нем. При карантине организуется вооруженная охрана территории, на которую распространяется карантин.

При карантине запрещается выезд с территории карантина и въезд в нее, предусматриваются усиленное медицинское наблюдение за населением, специальные лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия и развертывание на приграничных железных дорогах, автострадах, портах санитарно-карантинных станций и постов.

С целью защиты населения в период эпидемии немедленно проводится экстренная профилактика после установления факта заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, в том числе неизвестной этиологии.

Каждый человек должен помнить, что если в районе его пребывания установлен специальный режим (карантин, обсервация), надо неукоснительно соблюдать следующие правила:

— постоянно проводить дезинфекцию мест общего пользования,
мебели, предметов обихода, одежды, обуви, уничтожать насекомых и
грызунов, проходить санитарную обработку;

  • проводить ежедневную уборку помещения влажным способом,
    используя при этом дезинфицирующие средства;

  • при появлении больного с подозрением на инфекционное
    заболевание, необходимо срочно сообщить в медицинское учреждение;

-— истреблять переносчиков инфекционных заболеваний: крыс, мышей, блох, клещей, клопов, тараканов;

— выходя из дома, надевать средства индивидуальной защиты органов
дыхания (маски), не разрешать детям покидать дом, а самим избегать
ненужных контактов с посторонними людьми;

— строго соблюдать правила личной гигиены: чаще, особенно перед принятием пищи, протирать руки дезинфицирующим раствором и мыть их теплой водой с мылом;

— соблюдать санитарно-гигиенические требования в питании: брать
воду только из проверенных источников, кипятить воду и молоко;

- все продукты употреблять лишь после прожаривания или
кипячения, хлеб прокаливать на огне или в духовке (печке), овощи и фрукты
мыть кипяченой водой;

82

— не уклоняться от прививок и принятия лекарств, помнить, что своевременное введение вакцин, сывороток, применение антибиотиков и других препаратов по предписанию врача, не только сократит количество жертв, но и поможет быстрее ликвидировать эпидемию инфекционных заболеваний.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ МАССОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ

РАДИАЦИОННЫЕ И КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ

В результате воздействия проникающей радиации и РВ при определенных дозах у человека развивается лучевая болезнь, которая проявляется в двух формах — острой и хронической. Тяжесть болезни зависит от величины дозы облучения, физического и психологического

состояния человека.

В зависимости от величины полученной дозы принято различать 4

степени тяжести острой лучевой болезни:

/ степень —• легкая, дозы облучения — 100 — 200 рад;

II степень — средней тяжести, дозы облучения — 200 — 400 рад;

/// степень — тяжелая, дозы облучения — от 400 до 600 рад;

IV степень — крайне тяжелая, дозы облучения — свыше 600 рад.

. Острая лучевая болезнь проходит четыре периода:

  • первичная лучевая реакция;

  • скрытый период;




  • период выраженных клинических проявлений;

  • период восстановления (исход).

При легкой степени поражения симптом первичной лучевой реакции выявляется спустя 3 часа после облучения (тошнота, общая слабость, головная боль, иногда рвота). Через сутки больные начинают чувствовать себя лучше. Скрытый период поражения продолжается до 3-5 недель.

Средняя степень поражения протекает с отчетливыми клиническими симптомами. Появляются общая слабость, тошнота, повторяющаяся рвота, температура тела до 37,3-37,5". К концу вторых суток наступает скрытый период, самочувствие больного улучшается, а через 3 недели наступает разгар болезни, к этому времени пораженные должны быть обязательно госпитализированы. Период восстановления трудоспособности длится до 3-х месяцев.

83

При тяжелой степени поражения первичная лучевая реакция развивается еще быстрее. Появляется покраснение слизистых оболочек глаз, выраженная общая слабость, головокружение, головная боль, тошнота и многократная рвота, температура тела повышается до 38". Иногда нарушается координация движений. Скрытый период продолжается 1-2 недели, после чего наступает разгар болезни.

Острая лучевая болезнь крайне тяжелой степени протекает с ярко выраженными признаками поражения всего организма, которые появляются уже через 10-30 минут после облучения: многократная, неукротимая рвота, резкая слабость, мучительная головная боль, повышение температуры тела до 39", поражается слизистая оболочка рта, отмечаются желудочно-кишечные расстройства.

Хроническая форма лучевой болезни возникает при облучении небольшими дозами на протяжении от 4 дней и до нескольких недель.

Начальные признаки поражения (утомляемость, раздражительность, потливость, нарушение сна, головная боль, расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта) развиваются медленно, но постепенно нарастают и вынуждают больного обратиться к врачу.

При действии РВ на открытые кожные покровы и слизистые оболочки глаз у человека могут возникать радиационные ожоги. В их течении различают четыре периода.

Первый период выражается покраснением .и отечностью пораженных участков, набуханием слизистых оболочек глаз. Эти явления могут оставаться от нескольких часов до 2 суток.

Второй период — скрытый, когда исчезает покраснение кожи, отмечается только ее потливость, особенно на ладонях. Продолжительность периода до 20 суток и более.

Третий период — период острого воспаления кожи с образованием на фоне сильного покраснения кожи пузырей, наполненных кровянистой жидкостью.

Четвертый период называют периодом восстаналивания, Когда на месте некротизированных тканей появляется молодая ткань. В тяжелых случаях поражения кожи радиационные ожоги заживают в течение года. Первая медицинская помощь

Первая помощь при поражениях ионизирующими излучениями должна быть оказана как можно раньше. В первую очередь устраняют или максимально уменьшают дальнейшее,облучение. Для этого на зараженной РВ территории пораженным проводят частичную

84

дезактивацию одежды и частичную санитарную обработку открытых участков кожи, затем пораженных доставляют в убежище (противорадиационное или простейшее укрытие), куда РВ не проникли. При нахождении на зараженной местности пораженные должны быть в средствах индивидуальной защиты. Для профилактики лучевых поражений и оказания первой медицинской помощи используется противорадиационный препарат №1 (гнездо №4 — в двух панелях розового цвета) для личной профилактики при угрозе радиоактивного заражения за 30-60 минут до начала облучения (6 таблеток на прием). Повторный прием 6 таблеток разрешается только через 5-6 часов.

В случае подозрения, что радиоактивные вещества попали пораженному с пищей или водой в желудок, необходимо принять меры к их выведению. Для этого пораженному дают адсорбент (уголь активированный 25-30 г, сернокислый барий— 50 г), который запивают водой; адсорбент способствует связыванию РВ и препятствует всасыванию их в кровь. Через 15-20 мин производят промывание желудка, давая 2-3 л воды и механически вызывая рвоту. После этого необходимо повторить прием пораженным адсорбента и дать ему слабительное.

В очагах ядерного поражения, как правило, будут возникать комбинированные поражения (раны, переломы, ожоги).

При оказании первой медицинской помощи пораженным с комбинированной травмой, необходимо установить главную причину тяжелого состояния пострадавшего, которая может привести к смерти.

Первая помощь оказывается по общим правилам с применением необходимых мер защиты от возможного занесения на раневые и ожоговые поверхности РВ с окружающих предметов и одежды.

Создание покоя — главное требование при уходе за больными лучевой болезнью. При комбинированных поражениях чаще возникает шок, особенно в случаях запоздалого оказания первой медицинской помощи.

Учитывая, что при крайне тяжелой степени острой лучевой болезни (ОЛБ) скрытый период протекает быстро, при наличии комбинированных поражений пораженных необходимо направлять в медицинские учреждения в возможно ранние сроки, чтобы провести им хирургическую обработку ран и ожогов до начала разгара лучевой болезни.

85

ОТРАВЛЕНИЕ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИМИ ЯДОВИТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

В нашей республике на ряде объектов хозяйствования производятся, хранятся и транспортируются на значительные расстояния химические соединения, многие из которых обладают высокой токсичностью и способны при определенных условиях вызвать массовое отравление людей и животных, а также заражать окружающую среду. Такие вещества называются сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ).

Территория, подвергшаяся заражению СДЯВ, называется зоной химического заражения. В зоне химического заражения СДЯВ могут находиться в газообразном, капельно-жидком, парообразном, аэрозольном состояниях.

Территория, подвергшаяся воздействию СДЯВ, на которой могут возникнуть или возникают массовые поражения людей, называется очагом химического поражения СДЯВ.

СДЯВ проникают в организм человека через дыхательные пути, незащищенную кожу, слизистые глаз, а также через рот с зараженной водой или пищей.

К основным мероприятиям по организации медицинской помощи пораженным СДЯВ относятся:

• проведение в очаге поражения мероприятий противохимической защиты;

• оказание в максимально короткие сроки первой медицинской помощи пораженным;

•организация эвакуации пораженных из зараженной зоны.

Очаг поражения аммиаком — нестойкий, быстродействующий. Агрегатное состояние аммиака в очаге — газ, аэрозоль. Поражающая токсидоза— 15 мг/мин/л, смертельная — 100 мг/мин/л.

Для защиты органов дыхания используют промышленные противогазы. При отсутствии противогаза может быть использована ватно-марлевая повязка, смоченная 5%-ным раствором лимонной, борной кислоты.

Очаг поражения хлором — нестойкий, быстродействующий. Агрегатное состояние в очаге — газообразное. Поражение в основном происходит через дыхательные пути. Поражающая токсидоза — 0,6 мг/

86

мин/л, смертельная — 6,0 мг/мин/л.Для защиты органов дыхания используются фильтрующие и промышленные противогазы. При отсутствии противогаза — ватно-марлевая повязка, полотенце, смоченное 2%-ным раствором питьевой соды.

Первая медицинская помощь

В связи со скоротечностью поражений от ОВ требуется немедленное оказание первой медицинской помощи населению, осуществляющаяся в порядке само- и взаимопомощи:

  • обильно промыть глаза водой, 0,5-1%-ным раствором алюминиево-
    калиевых квасцов, или 2% -ным раствором борной кислоты;

  • надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, смоченную 5%-
    ным раствором лимонной кислоты;

  • при попадании капель на кожу обильно смыть их водой;




  • выйти из очага поражения по указанию органов ЧС в направлении,
    перпендикулярном движению ветра;

  • пораженному парами аммиака обеспечить покой, независимо от
    состояния, эвакуировать в положении лежа.

При поражении ОВ нервно-паралитического действия (V-газы, зарин, зоман) с появлением симптомов отравления (сужение зрачков, затрудненное дыхание, удушье, судороги) пораженному вводят антидот с помощью шприц-тюбика или дают таблетки из аптечки АИ-2 (гнездо №2, пенал красного цвета; принять одну таблетку, при нарастании признаков отравления — еще таблетку).

При остановке дыхания пораженному нервно-паралитическими ОВ делают искусственное дыхание.

Пораженным синильной кислотой в качестве антидота дают амилнитрит. Для этого, отломив у ампулы с антидотом головку, закладывают ампулу под шлем-маску. При остановке дыхания пораженному делают искусственное дыхание и затем дают вдыхать амилнитрит.

При поражении кожи капельно-жидким ипритом и люизитом или попадании этих ОВ на одежду немедленно проводят частичную санитарную обработку с помощью ИПП. Участки кожи, зараженные люизитом, после обработки смазывают раствором настойки йода.

Пораженных ОВ удушающего действия (фосген, дифосген) надо теплее укрыть и побыстрее доставить в лечебное учреждение. Искусственное дыхание таким пораженным делать нельзя.

Первая помощь при поражении ОВ слезоточивого действия заключается в тщательном промывании глаз чистой водой.

87

Первая помощь при попадании ОВ в желудок состоит в немедленном вызывании рвоты, если позволяет обстановка, необходимо промыть желудок чистой водой или 2%-ным раствором питьевой соды.

Отравление СДЯВ может развиваться очень быстро, при промедлении с оказанием помощи это нередко приводит к гибели пораженного.

Общими принципами оказания первой медицинской помощи пораженным СДЯВ являются: как можно раннее прекращение воздействия таких веществ на человека, ускоренное их удаление из организма и немедленное применение противоядия.

От паров ряда СДЯВ (хлора, сернистого ангидрида, трихлористого фосфата) защищают фильтрующие противогазы, в т.ч., ГП-5, ГП-7, ГП-7М и другие. Однако для защиты от многих других СДЯВ необходимо использовать специальные промышленные и изолирующие противогазы.

При поражениях фосфорно-органическими соединениями, широко применяемыми для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, первая медицинская помощь оказывается такая же, как и при поражении ОВ нервно-паралитического действия.

АПТЕЧКА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АИ-2

АИ-2 содержит набор медицинских средств, распределенных по гнездам в пластмассовой коробочке. Размер — 90 х 100 х 20 мм, масса — 130 г. В гнездах аптечки размещены следующие медицинские средства:

Гнездо 1 —— резервное, предназначенное для вкладывания шприц-тюбика с противоболевым средством.

Гнездо 2 — в пенале красного цвета (таблетки антидота против фосфорно-органических веществ). Используется по 1 таблетке как средство личной профилактики перед входом в очаг поражения.

Гнездо 3 — в большом белом пенале (противобактериальное средство № 2), таблетки принимают после радиационного облучения при желудочно-кишечных расстройствах (по 7 таблеток на прием в первые сутки и по 4 таблетки ежедневно в течение второго и третьего дня).

Гнездо 4 — в двух пеналах розового цвета (радиозащитное средство №1). Таблетки принимают для личной профилактики при угрозе радиоактивного заражения за 30-60 мин до начала облучения (6 таблеток на прием). Повторный прием 6 таблеток разрешается только через 5-6 часов.

Гнездо 5 — в двух белых пеналах, антибиотик широкого спектра действия (противобактериэльное средство № 1). Таблетки принимают при ранениях и ожогах — первый прием 5 таблеток, а через 6 часов шорой прием еще пяти таблеток.

Гнездо 6 — в пенале белого цвета ( радиозащитное средство № 2). Таблетки принимают в тех случаях, когда человек употребляет в пищу молоко от коров, пасущихся на зараженной РВ территории (по 1 таблетке ежедневно в течение 10 дней). Таблетки препятствуют отложению в щитовидной железе радиоактивного йода.

Гнездо 7 —в пенале синего цвета (противорвотное средство). Принимают по 1 таблетке при ушибах головы, сотрясениях и контузиях, при первичной лучевой реакции.

Шприц-тюбик, с антидотом состоит из полиэтиленового корпуса,
инъекционной иглы и защитного колпачка. Для введения антидота шприц-
тюбик берут в левую руку, иглой кверху, нарезное кольцо у основания иглы
поворачивают по часовой стрелке большим и указательным пальцами
правой руки „ до упора, снимают колпачок

с иглы и берут его в правую руку, слегка нажимают до выдавливания 1-2 капель жидкости, затем быстроколющим движением вводят иглу в мышцу ягодицы, передней части бедра или плеча, выдавливают содержимое тюбика и, не разжимая пальцев, вынимают иглу; использованный шприц-тюбик прикалывают к одежде пораженного.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОТИВОХИМИЧЕСКИЙ ПАКЕТ (ИПП-8)

Предназначен для обезвреживания капельно-жидких ОВ, попавших на тело и одежду человека, средства индивидуальной защиты, приборы, инструмент. Он состоит из плоского стеклянного флакона емкостью 125-135 мл, заполненного дегазирующим раствором, и четырех ватно-марлевых тампонов.

При работе с ним необходимо вскрыть оболочку пакета, извлечь флакон, открыть пробку и обильно смочить один из тампонов. Затем тщательно протереть подозрительные открытые участки кожи, снова смочить и протереть края воротника и манжета. При обработке может возникнуть жжение кожи, которое быстро проходит.

Жидкость пакета ядовита и опасна для глаз. Поэтому кожу вокруг глаз после обработки следует промывать чистой водой или 2%-ным раствором питьевой соды и обтирать сухим тампоном.

89

В ИПП-10 флакон имеет ребристую поверхность с более удобной крышкой, которой при применении смачивают не тампоны, а непосредственно зараженные участки кожи и одежды.

АППАРАТ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ

Для борьбы с асфиксией используют портативные приборы и аппараты для искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

S- образный воздуховод, предназначен для проведения ИВЛ методом "изо рта в рот".

Трубка дыхательная ТД-1. Проведение ИВЛ с помощью этой трубки не вызывает у реаниматора неприятных ощущений и исключает его инфицирование воздухом, выдыхаемым реанимируемым.

Аппарат дыхательный ручной АДР-2 предназначен для проведения ИВЛ ручным способом.

В практике используются и другие типы аппаратов, из которых аппарат ИВЛ "Фаза" является самой совершенной конструкцией портативных аппаратов подобного типа.

ПАКЕТ ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (ППИ)

ППИ состоит из двух ватно-марлевых полушечек (32 х 17,5см) и бинта (10см х 7м). Одна подушечка пришита на конце бинта, а другая свободно по нему передвигается.

В ППИ внутренняя сторона ватно-марлевой подушечки дополнительно покрыта нетканым металлизированным материалом.

Правила пользования ППИ:

  • оторвать край прорезиненного чехла по имеющемуся на нем
    надрезу;

  • снять бумажную обертку, предварительно достав из складки
    булавку;

-. развернуть перевязочный материал, не касаясь руками внутренней

стороны подушечек, т.е. той поверхности, которая будет приложена к ране;

— если ранение сквозное, одну из подушечек наложить на входное

отверстие, а другую на выходное, обе подушечки прибинтовать, конец

бинта прикрепить к повязке булавкой.

90

2.2. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Здоровье людей и общества в целом уже давно перестало быть проблемой только медицинской науки. Эта тема стала специальной для всего цивилизованного мира.

Оказывается, снижение заболеваемости только на один день могло бы дать нашей республике дополнительно ни один миллион рабочих дней в году. Современный человек не может считать себя образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает прежде всего умение жить, не вредя своему организму. Здоровье каждого из нас — это не только личное благо, но и необходимое условие роста благосостояния и экономического могущества нашей республики.

Задача сегодняшнего дня — воспитать у каждого потребность быть здоровым, осваивать навыки здорового образа жизни, с детства закладывать основы правильного физического развития. В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения выдвинут принцип профилактики болезней человека, активно поддержанный и в нашей республике. Он основан на том, что большинство хронических неспецифических заболеваний человека в первопричине имеют единые факторы риска — стресс, излишнюю массу, гиподинамию, повышенное артериальное давление, курение, алкоголизм, наркомания и многое другое. Таким образом, организуя здоровый образ жизни, исключающий или уменьшающий влияние на организм известных факторов риска, мы тем самым оберегаем себя не только от сердечно-сосудистых и раковых заболеваний, но и от болезней обмена веществ желудочно-кишечного тракта, сахарного диабета, остеохондроза. Очень важно воспитание доброты, единства и милосердия в семье, школе и на производстве, создание необходимых условий для душевного покоя и здоровья. Это благоприятно скажется на борьбе с наркоманией, алкоголизмом, резко снизятся неврозы, психические заболевания, депрессии.

Здоровье, красота, бодрость — извечная и самая актуальная мечта человечества. Человеку всегда хотелось продлить свое физическое и активное творческое долголетие, радость бытия, сохранить силу молодости. Процесс старения естественен, и остановить его невозможно, но в силах человека поставить барьер преждевременному старению.

Общеизвестно, что регулярно и правильно проводимые занятия физической культурой и спортом укрепляют здоровье, сохраняют подвижность человека и способствуют его активному долголетию. Значение

91

условный рефлекс, который будет способствовать полноценному сну. Спать надо в спокойной обстановке — без шума, света, разговоров.

Правильный режим дня является важнейшей предпосылкой для сохранения здоровья молодого организма, повышения его трудоспособности и выносливости к неблагоприятным факторам внешней среды

ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по окружающей его среде (природной, техногенной и социальной); он индивидуален по своим стремлениям и возможностям, поэтому система его жизненных установок и пути их реализации индивидуальны.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 1946 г.) понятие индивидуального здоровья определено как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Опираясь на традиционные трактаты древних мыслителей, примеры долгожителей и секреты их долголетия, можно построить определенную модель индивидуальной системы здорового образа жизни.

Первая координата модели индивидуальной системы здоровья -способность успешно трудиться для удовлетворения личных потребностей, потребностей семьи и государства. Труд является основным стимулом и критерием здоровья.

Определение второй координаты в индивидуальной системе здоровья заключается во временном направлении, т.е. в продолжительности активной трудовой жизнедеятельности.

Создание своей индивидуальной системы образа жизни на основе двух вышеперечисленных координат достигается поиском практических действий, выработкой определенных привычек и правил своего поведения, т.е. создания скорректированного образа жизни с учетом поставленных перед собой задач.

Рассматривая вопрос об общем индивидуальном здоровье, необходимо иметь в виду две его составляющие: духовное и физическое здоровье.

Духовное здоровье — это здоровье нашего разума, физическое — тела.

Разум — это способность познавать окружающий мир и себя, это анализ происходящих событий и явлений, прогноз наиболее вероятных событий, оказывающих основное влияние на вашу жизнь, модель

94

(программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, чем достоверней прогноз событий, чем точнее твоя модель поведения, чем устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Физическое здоровье — это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Духовное и физическое здоровье должны постоянно находиться в гармоничном единстве, т.к. это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацей в нем; тем как мы определяем или ощущаем свое положение в отношении к окружающей среде или к какому-либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что и как верить — это дело совести каждого.

Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием организма, очищением организма, сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Создавая для себя индивидуальную систему поведения здорового образа жизни, необходимо учесть все направления жизнедеятельности, такие как: личная гигиена, соотношение между умственным и физическим трудом, рациональное взаимоотношение с окружающими, достижение согласия с собой, физическая культура, культура питания, режим отдыха, полное отрицание алкоголя, табака и наркотиков, правильное сексуальное поведение.

У каждого человека — своя система жизненного поведения, основанная на привычках и правилах поведения с учетом влияния трех сред проживания: природной, техногенной и социальной.

Создать свою систему здорового образа жизни в состоянии каждый, для этого нужны желание, определенные знания и главное — усилия. Методикой совершенствования индивидуальной системы образа жизни должен владеть каждый человек, а обучение этим вопросам необходимо начинать со школы, с изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности".

95

Возрастные особенности подростка

Почти каждый подросток проходит через периоды чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности, когда ему кажется- что он отделен от всех невидимой стеной и никто его не понимает. Подросток разрывается между желанием "быть как все" его сверстники (чтобы "вписаться" и утвердиться в мире и обществе сверстников) и стремлением быть тем, кто есть он на самом деле, быть самим собой, чем-то отличаться от других, быть индивидуальностью. И подросток пытается понять и оценить себя, оценить свою внешность, свои интеллектуальные и моральные качества. Внешность — часто болезненный вопрос для подростка. Еще и Мать-природа приносит свои сюрпризы: тело начинает бурно развиваться (у девочек это происходит где-то между девятью и двенадцатью годами, самый бурный период около двенадцати; у мальчиков -- между одиннадцатью и четырнадцатью, пиковое время — четырнадцать лет), и развитие это происходит рывками: ты становишься все выше, шея, руки, ноги непропорционально длинными, требуется значительное количество энергии, поэтому есть хочется все время (потребность девочек в калориях возрастает на невероятные 90%). Да, этот период доставляет подростку массу беспокойства. Особенно волнуются мальчики, потому что девочки в возрасте от двенадцати до четырнадцати лет обычно выше своих сверстников. Но в этой гонке за физическим развитием все участники "финишируют" приблизительно в одно и то же время — 98% девочек достигают своего "взрослого" роста где-то в 16, а мальчики лет в 18-19.

Наиболее переживают из-за внешности ребята маленького роста и "полненькие" девочки.

С годами внешний вид занимает все меньше. Судят о человеке не по голубым глазам и роскошным бицепсам. Ум, чувство юмора, талант, доброта, надежность в конечном счете значат в сотни раз больше, чем внешность. Только сам человек может изменить свою жизнь к лучшему, сам оценить себя.

Каждый может изменить себя, если только очень захочет и будет до глубины души уверен в том, что он может стать лучше, сильнее, счастливее.

В подростковом возрасте нарушения в росте волнуют и ребят, и взрослых, особенно, когда девушка или юноша слишком высоки или, наоборот, имеют очень низкий рост. Причиной низкого роста у ребенка при нормальной длине тела родителей может являться нарушение питания.

Способствуют замедлению роста длительные психические стрессы, перегрузки дополнительными занятиями или тренировками. Нередко замедление роста бывает обусловлено продолжительными инфекционными заболеваниями, тяжелыми заболеваниями органов пищеварения, дыхания, почек, врожденными пороками сердца.

При ненормальном замедленном или быстром росте необходимо исследовать активность желез внутренней секреции. Лишь своевременное выявление нарушения их развития позволит провести лечение.

Главная роль среди желез внутренней секреции принадлежит гипофизу, мозговому придатку. Выделяемые им гормоны возбуждают деятельность других желез. В гипофизе образуется гормон-соматотропин. Люди с повышенной активностью гипофиза могут достигать очень высокого роста. Недостаток или полное отсутствие соматотропина вызывает гипофи-зарнуюкарликовость

Сексуальное развитие подростков

Сексуальное развитие подростков (пубертация) происходит бурно

— за 2-3 года подростки достигают половой зрелости. Как правило, половое
влечение у подростков пробуждается в 12-14 лет, после чего оно быстро
растет и достигает пика в 17-18 лет — период юношеской
гиперсексуальности. С 20 до 35 лет — высокое стабильное половое влечение,
после чего начинается снижение. Во многом сексуальный темперамент и
интенсивность половой жизни мужчины зависят от его врожденных
особенностей.

Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых людей представляет собой гармоничное единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают неодновременно и, к тому же, по-разному у девушек и юношей.

Девушки раньше созревают физиологически, но на первых порах у них потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической половой близости. У юношей в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании.

В древнеиндийском эпосе формулу любви выразили так: "потребность души рождает дружбу, потребность ума — уважение, а потребность тела

— сексуальное желание. Все это рождает любовь".

Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростков

Опьянение -=— одна из наиболее опасных ситуацией, нередко порождающая другую. Статистика показывает, что большинство утонувших находились в состоянии опьянения, что каждое пятое дорожно-транспортное происшествие связано с алкоголем, убийства и насилия тоже совершаются на почве алкогольного опьянения.

97

Алкоголь относится к группе нейродепрессантов — веществ, которые угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг, что приводит к ослаблению деятельности мозга — это ведет к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере внимания.

Подростки частенько используют алкоголь и как средство избавления на время от надоевших проблем, возможности сбросить с себя скованность в общении, на вечеринках, как средство соблазнения партнерши, как способ поднять на время свою уверенность и смелость. Мысль, что алкоголь сделает тебя более умным или интересным, абсурдна. В реальности происходит обратное. Достаточно вспомнить какое неприятное зрительное чувство порой возникает при виде или общении с пьяным человеком.

Статистика утверждает, что на планете курят 40% взрослого населения (60% мужчин и 20% женщин).

Половина школьников начинает курить, подражая старшим товарищам по школе, двору. Еще почти половина ребят курит из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты или спички, спрятаться в укромном месте, что похоже на маленькое приключение.

В распространении курения среди девушек основной причиной является ложное кокетство, стремление прослыть оригинальной, желание понравиться юношам.

У курящих людей под воздействием никотина постепенно снижается кислотность желудочного сока, повышается артериальное давление, нарушаются функции сердца и высших отделов центральной нервной системы. Содержащийся в табачном дыме аммиак оказывает раздражающее влияние на слизистые оболочки. Воздействие акролеина, имеющегося в табачном дыме, проявляется в виде ощущений царапанья и сухости в горле, кашля, усиленного слезотечения. При длительном курении в зубной эмали возникают трещины и развивается кариес. Установлена четкая зависимость между курением и частотой распространения хронического гастрита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Инфаркт миокарда у систематически курящих женщин в возрасте до 50 лет случается в 20 раз чаще, чем у не курящих. 75% случаев бронхита приходится на долю курильщиков.

Люди, начавшие курить в школьные годы, в 12 раз чаще болеют раком легкого, чем те, кто приобрел эту пагубную привычку после 25 лет.

Курение не только медленно убивает вас изнутри, но и существенно изменяет внешность в худшую сторону. Вредные токсичные вещества из дыма травмируют мелкие кровеносные сосуды на лице, что вызывает появление морщин.

Установлено, что 85% людей не знают о серьезной опасности курения или существенно недооценивают ее. Ежегодно на планете Земля оттабакауМираютЗ млн. человек, т.е. от курения погибает один человек через каждые 13 секунд.

Слово "наркомания" происходит от древнегреческого "нарке", что означает '"беспамятство", "оцепенение", "мания", т.е. сумасшествие, безумие. Наркотические вещества применяют в медицине как болеутоляющие средства. Но у лекарств-наркотиков есть коварное свойство: организм быстро привыкает к ним и начинает требовать новых доз.

Наркотики — яд, оказывающий угнетающее действие на все органы, ткани, а особенно на центральную нервную систему. Привыкание к наркотику, наркотическая зависимость — болезненное пристрастие. Избавиться от него человек самостоятельно не может. Наркомания ведет к глубокому истощению физических и психических функций человека.

В отличии от пьянства и алкоголизма, когда человек продолжает работать, хотя и с низкой производительностью труда, наркомания ведет к быстрой утрате трудоспособности и смерти. Редкий наркоман доживает до 40-45 лет.

Становление, формирование наркомании характеризуется развитием трех основных признаков: психической зависимости, физической зависимости и толерантности.

Психическая зависимость — это болезненное стремление непрерывно принимать наркогенный препарат с тем, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения или снимать явления психического дискомфорта.

Физическая зависимость — это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма в связи с хроническим употреблением наркотиков.

Толерантность означает невосприимчивость, появление адаптации, привыкания к наркотическим препаратам, когда наблюдается все менее выраженная реакция на очередное введение того же количества.

Среди подростков, находящихся на принудительном лечении, более 3% стали употреблять наркотики в 10 лет, 16% — в 12 лет. Самый опасный возраст —14 лет, т.к. именно в это время половина обследуемых впервые попробовала наркотики. Причины, по которым ребята пристрастились к наркотикам, таковы:"было интересно попробовать" — почти 40%, "приучили друзья" — 20%, "от нечего делать" — 18%.

Некоторые физиологические особенности организма

Недостаточную двигательную активность (гиподинамию или гипокинезию) современного человека многие физиологи называют болезнью XX века. Эта "болезнь" особенно коварна для растущего и развивающегося организма подростка, тем более, что на первых порах она себя не проявляет. Конечно, для родителей "удобны" спокойные дети, занимающиеся тихими играми, чтением и не вносящие суматоху, не отвлекающие своей бурной деятельностью и подвижностью. Однако гиподинамия, не вызывая длительное время видимых неприятных явлений, исподволь оказывает существенное отрицательное воздействие на развитие растущего организма, на его работоспособность и устойчивость при изменении условий внешней среды.

Если вы много времени тратите на учебу в школе и дома, а оставшееся свободное время используете для просмотров кинофильмов либо просто лежите на диване, то мышца сердца, лишенная тренировки, не развивается, становится дряблой, и сердце все меньше способно обеспечивать растущие потребности организма. Становится трудно переносить даже умеренные нагрузки. Человек быстро устает, чувствует частые покалывания и боли в области сердца. При малоподвижном образе жизни плохо вентилируются легкие, что проявляется понижением устойчивости организма к простудным заболеваниям, снижением сопротивляемости к инфекциям.

Большая умственная нагрузка в сочетании с гиподинамией ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов. Сбои кровяного давления ведут к появлению гипертонической и гипотонической болезни.

Импульсы от работающих мышц влияют на обмен веществ, стимулируя и активизируя его. У малоподвижных подростков обменные процессы понижены, протекают вяло. Питательные вещества, поступающие с кровью к клеткам неработающих мышц, почти не задерживаются в них, а только оставляют основу для формирования жировых отложений и способствуют ожирению.

При гиподинамии движения становятся неуклюжими, человек плохо владеет своим телом, легко теряет равновесие, у него возникают разнообразные дефекты осанки. Стесняясь своей физической недоразвитости, подростки и юноши совсем перестают заниматься физкультурой, что еще более усугубляет их состояние. Поэтому с раннего детства необходимо приучаться к утренней зарядке и заниматься домашней работой, физическим трудом. Очень полезны занятия в спортивных секциях, кружках и необходимы ежедневные прогулки и подвижные игры на воздухе.

100

СПИСОК использованной литературы



— Закон Республики Казахстан "О Гражданской обороне",

7.05.1997 г.

  • Закон Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях
    природного и техногенного характера", 5.07.1996 г.

  • Закон Республики Казахстан "Об аварийно-спасательных
    службах и статусе спасателей", 27.03.1997 г.

— Постановление Правительства Республики Казахстан "Вопросы
Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям", №481
от 27.04.1999 г.

— Правила поведения и действия населения при стихийных
бедствиях, авариях, катастрофах. Пособие, М., Воениздат, 1990 г.

- Гражданская оборона. Под редакцией Е. Шубина. М.,
"Просвещение", 1991 г.

  • Гражданская оборона. Под редакцией Н.Николаева, И,
    Дмитриева, М., ВО "Агропромиздат", 1990 г.

  • Учебное пособие для занятий по ЧС и ГО в организациях. АЧС
    РК, г.Алматы, 2001г.

  • Академия выживания. В.Волович. Москва, "Толк", 1995г.




  • Медико-санитарная подготовка учащихся. Под редакцией П.
    Курцева, М., "Просвещение" 1988 г.

  • Стихийные явления в природе Н. Алексеев. М., "Мысль",
    1988 г.

  • Селевые потоки. Е. Дуйсенов. Алма-Ата, "Казахстан", 1966 г.

— Внимние: Сель! У. Караманов, А. Деговец. Алма-Ата, "Кайнар",
МП "Саржайлау", 1992 г.

- Землетрясение: жизнь можно сохранить! Факты, прогнозы,
советы. А.Нурмагамбетов, А.Сыдыков. Алма-Ата, "Гылым", 1990 г.

— Сейсмическая история Алматы. А.Нурмагамбетов Изд.
"LEM", г. Алматы, 1999г.

- Животные предсказывают землетрясение. П. Мариковский,
Алма-Ата, "Кайнар", 1991 г.

— Белые стрелы гор. И. Кондрашов, Е.Колесников, В. Попов.
ТОО "Паритет", Алматы, 1994 г.

—Буйные ветры казахских степей. Е. Колесников. ТОО "Паритет", Алматы, 1994 г.

— Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях.
Ю. Репин, Р. Шабунин, В. Середа. Алматы, "Демеу", 1994 г.

сновы безопасности жизнедеятельности. Под редакцией В.П. Ситникова. М., 1997 г.

- Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Под редакцией С.И. Самыгина. Ростов-на-До ну, "Феникс", 1996 г.

- Азбука выживания. А.В. Гостюшин, С. Шубина М -'Знание"

1995 г.

-Популярная энциклопедия выживания. А. Ильичев. Челябинск, Южно-Уральское изд-во, 1996 г.

  • Журналы "Военные знания"

  • Журналы "Гражданская защита"

  • Журналы "Основы безопасности жизнедеятельности"

• "Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО". АЧС РК

— Сильные землетрясения. Памятка населению. ГКЧС "Конжык"

1996 г.

- Детям и взрослым о землетрясении. ГКЧС, "Конжык", 1997 г.

  • Землетрясения: угроза и реальность. Брошюры НК ОКП и
    ККРК, 2000г.

  • Памятка по действиям населения при пожарах. АЧС РК, г.
    Алматы, 2001г.

-Памятка по действиям населения при угрозе и возникновении наводнений. АЧС РК, г. Алматы, 2001г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

КУРС "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Часть II.

РАЗДЕЛ I. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1.3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий

Пожары и взрывы 3

Аварии с выбросом радиоактивных веществ 8

Гидродинамические аварии 22

Нарушение экологического равновесия 27

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

2.1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Основные виды травм и первая медицинская помощь

Травмы 37

Ссадины, порезы 38

Ушибы 38

Ожоги 39

Обморожения 40

Тепловой и солнечный удары 41

Утопление 43

Укусы животных, ядовитых змей и насекомых 44

Электротравмы и поражения молнией 48

Попадание инородного тела в глаз 49

Первая медицинская помощь при ранениях


..50
Раны.

Переломы 53

Вывихи.. 55

102

103

Кровотечения 56

Повреждения внутренних органов 59

Травматический шок - 60

Правила наложения стерильных повязок 62

Правила наложения шин 66

Правила наложения жгута 67

Соблюдение правил асептики и антисептики 68

Острая сердечная недостаточность ,,. 69

Основные способы искусственного дыхания, непрямой массаж

сердца 70

Способы безносилочного переноса пострадавших 71

Оказание само- и взаимопомощи при ЧС 72

Первая медицинская помощь при отравлениях

Отравление концентрированными кислотами и едкими

щелочами 73

Отравление алкоголем 75

Отравление лекарственными препаратами 75

Отравление препаратами бытовой химии 76

Инфекционные болезни и их профилактика 76

Первая медицинская помощь при массовых, поражениях

Радиационные и комбинированные поражения 83

Отравления сильнодействующими ядовитыми веществами 86

Индивидуальная аптечка АИ-2 88

Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8 89

Аппарат искусственной вентиляции легких ИВ Л 90

Пакет перевязочный индивидуальный ППИ 90

2.2. Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни 91

Здоровье и образ жизни молодежи 94

Список использованной литературы101

Рекламное Агентство «РИМ и К» Формат А5

Бумага офсетная 65 гр Тираж 500 эю

104


1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта