Главная страница
Навигация по странице:

  • Система образования Великобритании

  • Классификация школ по половой принадлежности обучающихся

  • Школы для девочек

  • Школы для мальчиков

  • Университеты в Англии

  • образовательная система в Великобритании. Роль Великобритании в мировой экономике и политике


    НазваниеРоль Великобритании в мировой экономике и политике
    Анкоробразовательная система в Великобритании.doc
    Дата03.05.2017
    Размер124 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаобразовательная система в Великобритании.doc
    ТипДокументы
    #1631

    Роль  Великобритании  в   мировой  экономике и  политике 

    Великобритания — высокоразвитое индустриальное государство, которое занимает важное место  в   мировой  экономике и играет большую  роль  в международных отношениях. Какие бы события ни происходили в мире, к совету из Лондона всегда прислушивается  мировая  общественность.

    В последние десятилетия   образование  в  Великобрита­нии  стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляет­ся на самом высоком уровне в иерархической структуре управления — парламентом, правительством.

    ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ

    Центральным органам управления образования в Англии явля­ются: Департамент образования и науки.

    Департамент образования и науки принимает непосред­ственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных за­ведений, включая и университеты.

    Следует отметить, что департаменты образования не кон­тролируют деятельность отдельных учебных заведений. Та­кой контроль возложен на Королевскую инспекцию и мест­ные органы образования. Королевская инспекция осущес­твляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в послед­нее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.

    Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования.

    Характерной особенностью системы образования в Англии является преобладание государственного сек­тора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.

    В последние десятилетия влияние государства на разви­тие образования еще более возросло, что связано с необ­ходимостью его финансирования. В настоящее время госу­дарство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных рас­ходов университетов.

    Системой образования руководит Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекоменда­ции, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% обще­ственных затрат на школы. Министерские субсидии распределяют­ся в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения.

    Образование  формирует менталитет, а он на этой основе создает новую культуру. В информационном обществе образованность является необходимым условием его существования, поэтому сфера  образования  становится приоритетной, ответственной за формирование нового социального характера, способного формировать новую культуру информационного общества.

    Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.

    Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, частные школы). В Великобритании существуют две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии.

    Схема системы образования

    Типы школ


    В Великобритании существует огромное разнообразие школ. В различных справочниках, в Интернете, журнальных и газетных статьях могут использоваться разные критерии для классификации школ. Распространенный тип школы в Великобритании — это школы-пансионы (Boarding School), в которых ученики как обучаются, так и живут при школе.

    В списке самых дорогих и престижных школ мира присутствуют и британские школы-пансионы.

    Школы по подготовке к университетам (Sixth Form) — для старших подростков 16-18 лет.

    Классификация школ по половой принадлежности обучающихся:

    Смешанные школы — где совместно обучаются и мальчики, и девочки. Есть много сторонников совместного обучения, аргументирующих свою позицию следующими утверждениями:

    • Дети с ранних лет учатся общаться и сотрудничать с представителями противоположного пола.

    • Представители противоположного пола стимулируют амбициозность и повышают мотивацию к саморазвитию.

    Школы для девочек — где обучаются только девочки. Аргументы в пользу отдельного обучения девочек следующие:

    • Девочки развиваются физически и эмоционально несколько быстрее мальчиков, и в них им не приходится подстраиваться под «отстающих» одноклассников.

    • Девочки, как правило, отличаются большей самоорганизованностью и лучшей дисциплиной, коллективы девочек оказываются лучше организованными и сфокусированными на учёбе.

    • «Амурные дела» не отвлекают от учёбы.

    • Девочки растут самостоятельными и не ожидают, что за них кто-то сделает «неженскую работу».

    • Соревновательная среда мало привлекает, а иногда и угнетает девочек, которые гораздо более ценят поддержку и командную работу.

    Школы для мальчиков — где обучаются только мальчики. Аргументов в пользу отдельного обучения мальчиков также существует немало:

    • Мальчики от природы являются более подвижными и активными, и им для нормального развития необходимо много движения, спорта и подвижных игр.

    • У мальчиков несколько иные критерии успешности, чем у девочек (не послушание, а лидерство, не «сглаживание острых углов», а дерзость и т. д.).

    • Соревновательная среда необходима мальчикам для самовыражения и активного развития.

    • Мальчики с детства приучаются легко справляться с «немужской работой» и становятся самодостаточными и самостоятельными.

    Дошкольное образование


    Дошкольное образование можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Часто родители отдают детей в ясли в возрасте 3-4 лет.

    Подготовительное образование


    В частных школах в подготовительные (или начальные) классы принимают детей, начиная с 5 лет. Иностранные учащиеся поступают в школу с 7 лет, а в возрасте 11-13 лет сразу переводятся в средние классы той же частной школы.

    Начальное школьное образование


    Большинство британских детей поступают в государственные начальные школы в возрасте 5 лет, а затем в 11 лет переходят в классы среднего образования той же школы или переводятся в колледж.

    Среднее школьное образование


    Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. Большинство иностранных учащихся поступают в британские средние школы (чаще всего в частные школы-пансионы) в возрасте 11-13 лет. Формирование творческого, уверенного в себе, самостоятельного человека – одна из основных задач британской школы. Дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — обязательное условие поступления в старшую школу. С 14 до 16 лет школьники целенаправленно готовятся к экзаменам (обычно – по 7-9 предметам) на сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education.

    Образование с 16-ти лет


    В 16 лет, после завершения обязательного цикла образования, студенты могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После первого года обучения сдаются экзамены AS, а после второго — A2-levels. Первый год обучения предполагает обязательное изучение 4-5 предметов, второй 3-4. Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет - все предметы студент подбирает себе индивидуально из 15-20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие 3-5 лет обучения в университете. Часто иностранные студенты, приезжая на учёбу в Великобританию, начинают своё образование с A-levels.

    Образование с 18-ти лет


    После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.

    Профессиональное образование (Further education — FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

    Высшее образование (Higher education — HE) включает в себя программы по получению степени бакалавра, последипломные программы (магистратура, докторская степень) и MBA. Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах, колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.

    Плата за обучение


    Высшее образование платное и для своих граждан, и для иностранцев. Для последних - дороже. Студенты-граждане страны могут учится в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Если же этого не происходит, возвращать долг не нужно. В последнее время в парламенте все больше депутатов склоняются к тому, чтобы повысить стоимость обучения. Такие инициативы непопулярны среди студентов[1].

    Международная оценка качества образования


    Согласно международному исследованию качества среднего образования, Великобритания на протяжении последних 10 лет (2000—2009 гг.) демонстрирует негативную динамику в отношении качества подготовки выпускников своих школ. Так, например, в 2000 году, по данным мониторинга оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), проводимым ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития), Великобритания занимала 7 место из 32 стран, находясь на уровне существенно выше среднего по ОЭСР, а в 2009 году качество образования спустилось до среднего по ОЭСР уровня, позволив стране занять только 24 место из 65 возможных[2].

    В отношении высшего образования Великобритания традиционно занимает 2 или 3 позицию в международных рейтингах вузов[3].

    Профессиональное образование


    Английский колледж — это промежуточное звено, объединяющее школу и высшее учебное заведение. Именно колледжи являются главными центрами получения профессионального и технического образования. Нередко обучение в них предполагает тесную интеграцию с практической деятельностью на производстве. В настоящее время  в   Великобритании  действует около семисот заведений ступени FE, от местных колледжей с минимальными программами обучения до заведений, предлагающих подготовку на уровне специалиста. Как и средняя школа, Further Education делится на частный и государственный сегменты; кроме того, существуют многопрофильные и политехнические учебные заведения и специализированные колледжи.

    Средний возраст студента колледжа колеблется от шестнадцати до восемнадцати лет. Программы обучения в английских колледжах весьма разнятся даже в пределах одной специальности. Кроме того, различаются и сроки обучения (от одного года до пяти лет). После окончания колледжа студент получает возможность поступить в вуз на льготных условиях и быть зачисленным сразу на второй курс.

    Высшее образование


    Британское высшее образование вполне заслуженно пользуется огромной популярностью во всем мире: едва ли можно найти человека, который не знает, что Oxford или Cambridge - это университеты Англии. Такая популярность — не только следствие высочайшего качества английского высшего образования, но и результат целенаправленной работы британского правительства, поощряющего поступление студентов, желающих получить образование за рубежом.

    Необходимым условием при поступлении в вуз  Великобритании  является успешная сдача экзаменов A-levels, программы Foundation Scottish highers или наличие свидетельства о прохождении обучения по программе международного бакалавриата в одном из европейских вузов.

    A-level представляет собой программу, предусматривающую изучение двух - четырех профилирующих предметов по определенной специальности; их углубленное изучение длится два года. Заменой A-level является шотландская программа Scottish Highers, подготовка по которой занимает в два раза меньше времени.

    International Baccalaureate является одной из известнейших международных программ, официально принятой более чем в ста странах. Она имеет более обширную структуру, чем национальная программа A-level: в обязательную программу подготовку IB входит изучение шести предметов; при этом три из них изучаются углубленно, остальные три — на стандартном уровне. По завершении программы студенты пишут эссе объемом четыре тысячи слов.

    Система высшего образования в Великобритании по праву считается одной из лучших в мире; английские вузы регулярно входят в число лидеров в международных рейтингах лучших учебных заведений. Высшее образование в Великобритании обладает огромным престижем и авторитетом во всем мире;   Структура высшего образования в Великобритании такая же, как и в большинстве европейских стран. Первой ступенью является получение степени бакалавра — как правило, это трехгодичная программа. Магистерская ступень присваивается после окончания дополнительной программы обучения, которая в большинстве вузов Великобритании длится один год.    Наконец, заключительный этап — ступень доктора философии, PhD. Университеты в Англии ведут подготовку к получению докторского звания по индивидуальной программе, которая может занять до четырех лет. Ее завершающим этапом является написание диссертации на основе собственных исследований.
    написать администратору сайта