Главная страница
Навигация по странице:

  • Подготовила преподаватель химии, биологии высшей квалификационной категории, Бахарева Галина Александровна г. Спасск – Дальний

  • 2012год. Самостоятельная работа с учебником как один из эффективных способов обучения химии.

  • Самостоятельная работа с учебником по теме: Предмет органической химии. Перспективы развития.

  • Самостоятельная работа с учебником по теме: «Природные источники углеводородов».

  • Самостоятельная работа с учебником по теме: «Многоатомные спирты».

  • Самостоятельная работа с учебником по теме: «Альдегиды».

  • Самостоятельная работа с учебником по теме: «Одноосновные карбоновые кислоты».

  • Самостоятельная работа с учебником по теме: «Белки » Изучить материал § 27 , стр. 226-234 Ответить на вопросы

  • Самостоятельная работа с учебником по теме: «Общая характеристика неметаллов».

  • Самостоятельная работа с учебником по теме: «Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы».

  • Самостоятельная работа с учебником по теме: «Типы химических реакций».

  • Методический материал по химии "самостоятельная работа с учебником" (1-2 курсы). Методический материал по химии "самостоятельная работа с уч. Самостоятельная работа с учебником как один из эффективных способов обучения химии


    НазваниеСамостоятельная работа с учебником как один из эффективных способов обучения химии
    АнкорМетодический материал по химии "самостоятельная работа с учебником" (1-2 курсы
    Дата18.09.2017
    Размер87 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодический материал по химии "самостоятельная работа с уч.doc
    ТипСамостоятельная работа
    #38101
    КатегорияХимия


    Краевое государственное бюджетное

    профессиональное образовательное учреждение

    «Спасский политехнический колледж»







    Подготовила преподаватель химии, биологии

    высшей квалификационной категории,

    Бахарева Галина Александровна
    г. Спасск – Дальний

    2012год.
    Самостоятельная работа с учебником как один из эффективных способов обучения химии.

    В наше время современное общество с его высокими темпами развития, совершенствования науки и техники остро нуждается в людях нового поколения – образованных, работоспособных, активных, мобильных, способных быстро ориентироваться в окружающей обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Задачу формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктует современное обществ.

    Анализ моей практики показывает, что многие учащиеся, пришедшие из школы в колледж, не умеют работать с учебником и научно-популярной литературой. Они не внимательно читают текст и плохо запоминают прочитанное, не могут выделить главное, использовать рисунок как вспомогательное средство, облегчающее понимание текста Отсутствие навыков работы с книгой приводит к механическому заучиванию и поверхностному усвоению материала, быстрой утомляемости и перегрузке, снижает интерес к изучаемому предмету. Поэтому первейшая задача преподавателя – научить детей правильно работать с учебником.

    Нужно, чтобы ребята убедились, что правильное чтение включает в себя процесс обдумывания, размышления. Это не механическая работа, а творческий труд. Беседуя с учениками о работе с книгой, объясняю, что с каждым годом появляется всё больше научной и учебной литературы. Для того чтобы успевать её читать и усваивать, необходимо овладеть основными навыками умственного труда, научиться работать с главным источником знаний – книгой. Нужно выработать у себя определённый стиль умственной деятельности, который определит в дальнейшем стиль и культуру трудовой деятельности.

    Самостоятельная работа учащихся – это такой способ учебной работы, при которой: ребятам предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством; работа требует от учащихся умственного напряжения.

    Для успешной работы с книгой учащимся необходимо обладать высокой работоспособностью, усидчивостью, настойчивостью для преодолении трудностей в составлении плана работы и принятия решения для его исполнения.

    На уроках формирую у обучающихся умения и навыки работы с учебником на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. Учу выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; составлять план по тексту учебника и записывать его содержание в виде тезисов; писать конспекты.

    Чтобы работа с учебником на уроке имела обучающее значение необходимо соблюдать некоторые правила. Прежде всего существенное значение имеет правильный выбор материала для самостоятельного изучения по

    учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос ученики могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его преподавателем. Для данного вида учебной деятельности соблюдение принципа доступности обучения является одним из главных условий.

    Самостоятельной работе, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа преподавателя. Определяю тему нового материала, провожу общее ознакомление с его содержанием, обращаю внимание учащихся на те вопросы, которые они должны усвоить.

    В процессе занятий наблюдаю за ходом самостоятельной работы, задаю некоторым из них вопросы, получая обратную связь о степени понимания изучаемого материала, при необходимости помогаю.

    При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие дети не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях тоже лучше использовать самостоятельную работу с учебником.

    При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих детей низкая, поэтому необходимо внимательно читать вместе с преподавателем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике. Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию.

    Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.

    Работу с учебником я провожу в сочетании с иллюстрированием натуральных объектов, таблиц, а также использую задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по постановке опытов. Заполнение таблиц развивает умения правильного отбора и краткости изложения информации, т.е. умение находить главное, наиболее существенное в большом фактическом материале изучаемой темы.

    Таблицы вначале заполняются под руководством преподавателя, все записи и их оформление показываю на доске. Следующие этап – частичное заполнение преподавателем таблицы и третий этап – самостоятельное составление таблиц.

    Прочное, осознанное усвоение знаний, умение применять их на практике невозможно без познания языка науки, без усвоения специальных терминов.

    Если ученик не сможет до конца понять, что обозначает тот или иной термин или пропустит объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем ему трудно будет усвоить новую информацию и в итоге пропадет интерес к предмету. Работу с терминами осуществляю с помощью различных методов и приемов: проговаривание терминов вслух; работа над орфографией; выписывание этимологии термина (работа со словарем); проведение терминологических диктантов; работа с текстами с пропущенными терминами.

    Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у ребят лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.

    Одним из эффективных способов обучения рациональным приемам работы с учебником считаю организацию работы по технологическим картам. Технологическая карта нацеливает ученика на главное, позволяет правильно структурировать материал, установить необходимые связи между понятиями, работать в индивидуальном темпе. Включение зрительной и моторной памяти вместе с осмыслением информации приводит к наиболее полному усвоению учебного материала.

    Предложенные ниже технологические карты составлены для первого и второго курсов по учебникам О.С. Габриеляна и Г.Е. Рудзитис рассчитаны на базовый уровень усвоения знаний по химии.
    Самостоятельная работа с учебником по теме: Предмет органической химии. Перспективы развития.
    Изучить материал: Введение (стр. 5-8) ответить на вопросы:

    Что составляет предмет органической химии?

    Какие вещества называются органические?

    Чем органические вещества отличаются от неорганических?

    Какова история возникновения неорганической химии как науки?

    Каковы перспективы развития органической химии?
    Самостоятельная работа с учебником по теме: «Природные источники углеводородов».
    Изучив материал § 1-3 стр. 65-70 ответь на вопросы:

    Каков состав природного газа?

    Где добывают природный газ?

    Чем природный газ отличается от попутного газа?

    Какие физические свойства имеет нефть?

    Из каких углеводородов образуется нефть?

    Где применяют нефть?

    Как перерабатывают нефть, для чего нужны нефтепродукты?
    Самостоятельная работа с учебником по теме: «Многоатомные спирты».
    Изучить материал стр.85-93. ответить на вопросы:

    Дайте определение многоатомных спиртов.

    Запишите формулы этиленгликоля, глицерина.

    Охарактеризуйте физические и химические свойства спиртов.

    Как получают и где применяют многоатомные спирты.

    Что является качественной реакцией на глицерин.

    Запишите формулы фенола. Дайте определение фенолов.

    Где применяют фенол.

    Попробуйте решить задачу:

    Сколько литров водорода (н.у.) выделится при взаимодействии натрия с 3.6г. глицерина.
    Самостоятельная работа с учебником по теме: «Альдегиды».
    Изучить материал § 1.стр. 96-134. ответить на вопросы:

    Дайте определение альдегидов.

    Какая функциональная группа есть в альдегидах. Запишите формулу этой группы.

    На стр. 98 ознакомьтесь с таблицей № 11 «Гомологический ряд альдегидов»

    Запишите 5 альдегидов в тетрадь (2 названия альдегидов).

    на стр. 101 изучите материал по теме: «Применение альдегидов»

    Перечислите области применения альдегидов. На каких свойствах основано их использование

    Реши задачу: Сколько г серебра выделится при реакции окисления 22 г. муравьиного альдегида Ag2О.
    Самостоятельная работа с учебником по теме: «Одноосновные карбоновые кислоты».
    Изучить материал § 2 , стр. 103-110 ответить на вопросы:

    Дайте определение карбоновым кислотам. Запишите функциональную группу карбоновых кислот карбоксильную группу).

    Изучить материал, используя таблицу № 12. Выпиши в тетрадь важнейшие карбоновые кислоты, их формулы и названия.

    На стр. 107 изучите физические свойства карбоновых кислот и на стр.110 применение кислот: Как используются муравьиная, уксусная и высшие карбоновые кислоты.
    Самостоятельная работа с учебником по теме: «Белки »

    Изучить материал § 27 , стр. 226-234 Ответить на вопросы:
    Почему белки – полимеры, где они встречаются в живых организмах?

    Какие функции выполняют белки в организмах животных, растений, микроорганизмах.

    Какие учёные изучили строение аминокислот.

    Какие группы атомов и типы связей наиболее характерны для большинства белковых молекул.

    Выпишите амидную и пептидную группировку.

    Охарактеризуйте важнейшие физические и химические свойства белков.

    С помощью каких реакций можно распознать белки.
    Самостоятельная работа с учебником по теме: «Общая характеристика неметаллов».
    Изучите § 19 стр.226 и выполните задание.

    1. В периодической системе элементов Д.И. Менделеева, неметаллы располагаются в______________________ углу таблицы, в __________ подгруппах.

    2. Особенности строения атомов неметаллов: _________ радиус, ________ электронов внешнего уровня:

    3.Самый активный неметалл ____________, самый неактивный _______________.

    4.Самые распространенные неметаллы земного шара: ________________________ .

    5. Аллотропия – это_____________________________________________

    ______________________________________________________________

    6. Примеры аллотропии _________________________________________

    ______________________________________________________________

    7. Состав неметаллов:

    Двухатомные молекулы: ________________________________________

    8.Газообразные: _______________________________________________

    9. Жидкие: ____________________________________________________

    10. Твердые:___________________________________________________

    11. Химические свойства неметаллов:
    Практически все реакции неметаллов относятся к ___________________

    ______________________________________________________________

    Допишите уравнения реакций, определите окислитель и восстановитель, назовите полученные вещества:

    a) Взаимодействие неметаллов с металлами

    Al + Cl2 =

    окислитель - ____, восстановитель - ____

    Na + S =

    окислитель - ____, восстановитель - ____

    b) Взаимодействие неметаллов с водородом

    H2 + Br2 =

    окислитель - ____, восстановитель - ____

    в) Взаимодействие неметаллов с кислородом

    С + O2 =

    окислитель - ____, восстановитель - ____

    Самостоятельная работа с учебником по теме: «Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы».

    Изучите § 3-4 стр132 и стр134 и заполните таблицу.


    Параметры сравнения

    Крахмал

    Целлюлоза

    Молекулярная формула







    Нахождение в природе







    Строение молекулы







    Физические свойства







    Химические свойства







    Применение








    Попробуйте решить задачу

    1 вариант:

    Какой объем оксида углерода (IV) (н.у.) выделится при спиртовом брожении глюкозы массой 36 г, если массовая доля примесей в ней составляет 5%? (8,5 л)

    2 вариант:

    Какую массу этанола можно получить при брожении глюкозы массой 40 г, содержащей 2% примесей? (20 г)
    Самостоятельная работа с учебником по теме: «Типы химических реакций».
    Изучите § 11 стр.100 и выполните задание.

    Расставьте коэффициенты и определите тип реакций по всем классификациям (поставив возле каждой реакции числа, соответствующие типу данной реакции по различным признакам).

    1 – экзотермическая;

    2 – эндотермическая;

    3 – без изменения энергии;

    4 – обратимая;

    5 – необратимая;

    6 – с увеличением давления;

    7– с уменьшением давления;

    8 – без изменения давления;

    9 – каталитическая;

    10 – некаталитическая;

    11 – гомогенная;

    12 – гетерогенная;

    13 – соединения;

    14 – разложения;

    15 – замещения;

    16 – обмена;

    17 – окислительно-восстановительная;

    18 – не окислительно-восстановительная.
    1) N2 + H2 = NH3 – Q

    2) Al + Fe2O3 = Al2O3 + Fe + Q

    3) CaCO3 = CaO + CO2 – Q

    4) NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + Q

    5) KClO3 = KCl + O2 – Q

    6) N2 + O2 = NO - Q

    7) Cu(NO3)2 + KOH = Cu(OH)2 + KNO3

    8) Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2 + Q
    В колледжах, где наряду с химией изучается материаловедение, технология металлов и другие специальные предметы, обучаю ребят пользоваться химическими справочниками и словарями химических терминов.

    Объясняю будущим рабочим, что справочник поможет им разобраться в том обилии фактического материала по химии, который не требуется запоминать, но необходимо использовать при изучении предмета и в дальнейшей практической деятельности. Учу ребят пользоваться справочником: уметь находить по оглавлению нужный раздел, пользоваться предметным указателем. Например, при изучении физических свойств металлов находить в справочнике такие константы, как плотность, температура плавления, твёрдость и другое. Учу учащихся устанавливать логические связи между изучаемым материалом по химии и спец предметами. Так при изучении соединений кальция будущие строители должны связать изучаемый материал по химии с разделом «Воздушные вяжущие материалы для штукатурных растворов» учебника материаловедения для маляров. Будущим строителям предлагаю составить план ответа на вопрос «Гашеная известь и её применение в строительстве», используя учебник химии и учебник материаловедения.

    Предлагаю учащимся подготовить доклады, сообщения. Ребята по профессиям технического профиля готовят доклады по следующей тематике: «Металлы, используемые в сварочном деле», «Применение суспензий и эмульсий в атомобиле»,«Силикатная промышленность – строительству», «Стекло», «Керамика», «Линолеумы», «Клей и составы для отделки на основе полимеров». При подготовке докладов дети пользуются учебниками, журналами, интернет источниками. Оказываю помощь

    в подборе литературы, составлении плана реферата. Учащиеся при этом встречаются с новым видом деятельности: работой по нескольким источникам.

    Работа с учебником ни в коем случае, не должна занимать весь урок. Работу с учебником необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, давать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.
    Список литературы:

    Фальковская А.Ю., Петрова И.И. «Самостоятельные работы по химии», Москва, «Высшая школа » , 1978 год.

    Боброва О.В. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала / Химия в школе. – 1996. - №5. – С. 23.
    написать администратору сайта