Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Ракипов, М.Р.Пластика слова. Словотворчество. Словотворчество


Скачать 398.18 Kb.
НазваниеСловотворчество
АнкорРакипов, М.Р.Пластика слова. Словотворчество.pdf
Дата14.09.2018
Размер398.18 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРакипов, М.Р.Пластика слова. Словотворчество.pdf
ТипДокументы
#23547

Челябинская государственная академия культуры и искусств
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
М. Р. Ракипов
ПЛАСТИКА СЛОВА.
СЛОВОТВОРЧЕСТВО
(по книге К. Чуковского «От двух до пяти»)
Сборник упражнений по дисциплине «Сценарное мастерство» для студентов, обучающихся по направлению подготовки
071400.62 «Режиссер театрализованных представлений и праздников»
(бакалавр)
Челябинск, 2014

УДК 791
ББК 85.34я73
П37
Утверждено на заседании кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, протокол № 8
от 12.05. 2014
Ракипов, М. Р. Пластика слова. Словотворчество (по книге К.
Чуковского «От двух до пяти») : cб. упр. по дисциплине «Сценарное мастерство» для студентов «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / М. Р. Ракипов; А. А. Мордасов (предисл.); Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2014. – 36 с.
ISBN 978-5-94839-453-4
Издание предназначено для студентов, изучающих основы сценарного мастерства. Упражнения направлены на отработку навыка словообразования в зависимости от темы замысла. Преподавателям пособие позволят быстро и эффективно проверить творческие способности студентов.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Учебное издание
Автор-составитель Марат Рауелович Ракипов
ПЛАСТИКА СЛОВА. СЛОВОТВОРЧЕСТВО
(по книге К. Чуковского «От двух до пяти»)
Сборник упражнений по дисциплине «Сценарное мастерство» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071400.62
«Режиссер театрализованных представлений и праздников» (бакалавр)
Формат 60х84/16. Заказ № 1420. Объем 2 п. л.
Отпечатано в Челябинской государственной академии культуры и искусств. Ризограф
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а
ISBN 978-5-94839-453-4
© Ракипов М. Р., 2014
© Мордасов А. А., предисл., 2014
© Челябинская государственная академия культуры и искусств , 2014

3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………...4
От автора………………………………………………….…6
Для справки: Корней Чуковский…………………………..8
Упражнения…………………………………………………9
За скобками………………………………………………...34

4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практическое пособие предназначено для подготовки специалистов по направлению подготовки 071400.62 «Режиссура театрализованных представлений и праздников, квалификация» (бакалавр).
Праздник и театрализация требуют сценария, художественный смысл которого создается с помощью слова. Природная склонность человека к игре обостряется в праздничных ситуациях. Он готов скрываться под маской, чудить и представляться другим человеком или персонажем. Участник праздника готов шутить, высмеивать и быть осмеянным. Карнавальная стихия, о которой говорил М. М. Бахтин, праздничная игра на время становится самой жизнью, организованной на начале смеха. Но в этой жизни-игре все перевернуто, искажено, доведено до абсурда, парадокса, гротеска. Слово существует в этой игре в особых формах, дополняя обрядово-зрелищные действа, складываясь в оригинальные жанры и произведения. Праздник расширяет и умножает выразительные и изобразительные возможности языка. Игра с языком и словом – особая форма творческой реализации и самоидентификации отдельного человека и народа в целом. Но не только словесные смеховые, пародийные формы произведений, фамильярно-площадные речи рождает праздник. В нем господствуют воображение и фантазия, выдумка и сочинительство во всех проявлениях. Праздничная легкость и свобода сродни легкости и свободе ребенка в своей творческой изобретательности.

5
В курсе дисциплины «Сценарное мастерство» большое значение придается изучению стилистических особенностей языка. Создание особой стилистики для написания сценария, текстов для исполнителей и ведущих подталкивает к наблюдениям, поиску, анализу языковых форм, как исторических эпох, так и современности.
Да, человек в праздничной ситуации готов веселиться, радоваться, озоровать и шутить, как ребенок. Обращение к спонтанному детскому творчеству в сфере обогащения выразительных средств языка оправдано в работе с будущими сценаристами и режиссерами.
Данный сборник упражнений может быть использован для проведения практических, индивидуальных занятий по дисциплине
«Сценарное мастерство» в течение трех первых семестров обучения будущих режиссеров праздников.
Упражнения могут выполняться и в качестве самостоятельной работы студентами очной и заочной форм обучения.
Непростая задача вступить в своеобразное соревнование с детьми.
Но это необходимо, потому что невозможно создать настоящий праздник, не вернувшись в детство. На празднике нужно и вести себя как ребенку: свободно, активно и весело.
Тренируйтесь, упражняйтесь, открывайте в себе ребенка, тогда и жизнь будет сплошным праздником!
Заведующий кафедрой
режиссуры театрализованных представлений
и праздников, доцент
А. А. Мордасов

6
ОТ АВТОРА
Три вещи, которые не нужно покупать, но желательно знать:
Первая. Начну с анекдота.
Чебурашка заходит в магазин и спрашивает:
̶ Изюм есть?
Ему отвечают:
̶ Нет.
̶ А булочки с изюмом? не унимается Чебурашка.
̶ Булочки есть.
̶ Тогда наковыряйте мне с килограммчик.
Зачем я рассказал вам этот анекдот!? Затем чтобы вы точно понимали, что представляет собой этот тренинг. Только вместо булочки с изюмом книга Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти», а вместо изюма ̶ упражнения, которые я «наковырял» из этой книги.
Вторая. Введения в задания и примеры к ним дает сам Корней
Иванович, так как лучше него это сделать все равно никому не удастся. Кто‐то скажет ̶ лень, а я скажу ̶ здравый смысл.
Третья. Зачем нужны эти упражнения сценаристу? Ответит на этот не простой вопрос так же Корней Иванович. Мое слово против его ̶

7
пшик. Поэтому читаем и внимаем мастеру: «…однако, для меня несомненна огромная речевая одаренность ребенка. Она заключается не только в классификации окончаний, приставок и суффиксов, которую он незаметно для себя самого производит в своем двухлетнем уме, но и в той угадке, с которой он при создании нового слова выбирает для подражания необходимый ему образец.
Самое подражание является здесь творческим актом».
Возвратить «гибкость и яркость речи» присущие ребенку, вернуть «чутье к словесным формам» ̶ вот на что направлены упражнения этого тренинга. Этот тренинг своего рода перевертыш, который звучит: хватит учить детей, настала пора и нам поучиться у них!

8
ДЛЯ СПРАВКИ
ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (1882–1969)
– русский советский писатель, литературовед, доктор филологических наук (1957).
Известен классическими произведениями для детей в стихах и прозе: «Муха-Цокотуха»,
«Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и «Бармалей», «Телефон», «Путаница» и др.
В разные годы, начиная с 1901 г., он выступал как историк литературы, мемуарист, литературовед, переводчик, теоретик художественного перевода, лингвист, детский писатель, исследователь детской психологии.
Им написаны исследования о творчестве А. Чехова, М. Горького и А. Блока, книга об американском поэте «Мой Уитмен», статьи о Льве Толстом, А. Ахматовой, В. Маяковском и других поэтах и писателях. Результатом любви и научного интереса к творчеству Н. Некрасова явилась книга, получившая Ленинскую премию 1962 г. «Мастерство Некрасова».
Особый интерес представляют его работы о русском языке и искусстве перевода: «Живой как жизнь», «Высокое искусство». Блестящие переводы У. Уитмена, М. Твена, Г. Честертона,
Д. Дефо, О. Генри и других до сих пор радуют нас потрясающей мудростью, юмором и жизнелюбием.
В преклонном возрасте он писал: Конечно, мне не слишком-то нравится, что меня именуют одним из старейших писателей. Но ничего не поделаешь… Но когда я беру в руки перо, меня до сих пор не покидает иллюзия, что я все еще молод, и что тем, для кого я пишу, еще очень недавно исполнилось двадцать. И что у меня с ними общий язык».
Стремление к изобретениям и открытиям, желание идти по непроторенным дорогам, подсказывали Корнею Чуковскому уникальные идеи. Так родилась книга, способная заворожить простого читателя, ребенка и ученого. Десятки раз переизданная после выхода в свет в 1928 г. книга (забавные наблюдения, коллекция и исследование детского творчества) «От двух до пяти».

9
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение № 1
«ЯТА»
Введение. «Окончание «ята» мы, взрослые, присваиваем только
живым существам: ягнята, поросята и проч. Но так как для детей и
неживое живо, они пользуются этим окончанием чаще, чем мы».
Например.
Не вагоны – а вагонята;
не искры от костра – а огонята.
Задание.
Присвойте окончание "ята" по примеру детей, другим не живым существам.
Упражнение № 2
«ОГРОМИЗАЦИЯ»
Введение. «Почему, ..., ребенку говорят о лошади лошадка? Ведь лошадь
для ребенка огромна. Может ли он звать ее уменьшительным именем?
Чувствуя всю фальшь этого уменьшительного, он делает из лошадки –
лошаду, подчеркивая тем ее громадность».
Например.
Подушка – подуха; чашка – чаха; одуванчик – одуван;

10
гребешок – гребёх; сыроежка – сыроега; мамины босоножки – босоноги; балалайка – балалая.
Задание.
Продолжите «огромизацию» слов с уменьшительными суффиксами "чик" и "ка".
Упражнение № 3
«ИЛО»
Введение. «Он только что услышал слово тормоз – и, думая, что
повторяет его, приделал к нему окончание ило. Это ило было для меня
откровением: такой крохотный мальчик, а как тонко почувствовал,
что здесь необходим суффикс "л", показывающий орудийность,
инструментальность предмета. Мальчик словно сказал себе: если то,
чем шьют, называется шило, а то, чем моют, - мыло, а то, чем роют, -
рыло, а то, чем молотят, - молотило, значит, то, чем тормозят, -
тормозило».
Задание.
Напишите десять «иловых» слов.
Пример оформления. Тормозило, то чем тормозят.

11
Упражнение № 4
«НИК»
Введение. «Называя почтальона почтаником, ребенок включил свой
неологизм в разряд этих слов (пожарник, физкультурник, сапожник,
колхозник, печник) и поступил вполне правильно, потому что если тот,
кто работает в саду, есть садовник, то работающий на почте есть и
вправду почтаник».
Задание.
Продолжите логику ребенка и придумайте еще с десяток профессий заканчивающихся на суффикс "ник".
Пример оформления. Почтаник, тот, кто работает на почте.
Упражнение № 5
«ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ»
Введение. «Словом, если ребенку незаметно прямое соответствие
между функцией предмета и его названием, он исправляет название,
подчеркивая в этом слове ту единственную функцию предмета,
которую до поры до времени он успел разглядеть.
Трехлетняя Мура вбежала ко мне и сказала:
- Мама просит мазелин!
- Какой мазелин?
Оказалось, что ее послали принести вазелин. Но вазелин для нее
мертвое слово, и вот по дороге из комнаты в комнату она незаметно для
себя оживила и осмыслила его, так как в том заключается для нее
существо вазелина, что это мазь, которой можно мазать».

12
Например.
Губную помада – губная помаза; вместо компресс – холодный мокресс; термометр – теплометр; петля – цепля; ртуть – вертутия; кузов – пузов; вентилятор – вертилятор; паутина – паукина; пружинка – кружинка; милиционер – улиционер; буравчик – дырявчик; экскаватор – песковатор; запонки – папонки; слюнка – плюнка.
Задание.
Оживите не менее десяти «мертвых» слов, как это сделали дети.
Пример оформления. Вместо помады – губная помаза (то чем мажут
губы); Вместо язык – лизык (то чем лижут).
Упражнение № 6
«ОГЛАГОЛИВАНИЕ»
Введение. «Так велико у детей тяготение к глаголу, что им буквально
не хватает глаголов, существующих во "взрослом" языке. Приходится
создавать свои собственные. Нет, кажется, такого существительного,

13
которое ребенок не превратил бы в глагол. И пусть родителей коробит
это смелое производство глагола, ребенок считает его совершенно
нормальным».
Например.
– Часы часикают.
– Отскорлупай мне яйцо.
– Замолоточь этот гвоздик.
– Бумага откнопкалась.
– Я защёкала свою карамельку!
– Ладоши ладошкаются!
– Ой, меня крапива накрапивила!
Задание.
Превратите десять существительных в глаголы.
Упражнение № 7
«БУДЕМ ЭКОНОМНЫ»
Введение. «Глаголом может стать даже междометие алло:
– Папа алёкает по телефону.
Это приводит к экономии речи. Вместо того чтобы отмахиваться
от назойливых мух, Аркашка предпочитает отмухиваться».
Задание.
Создайте глаголы для экономии речи.
Пример оформления. Вместо: Сережа прижался к маме, она обняла его.
Можно: Сережа весь обмамился.

14
Упражнение № 8
«ЗА-ВЫ-НА-РАС-ОБ»
Введение. «В этих глаголах меня особенно восхищают приставки,
виртуозно придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии,
какой придает им народ. Они показывают, как чудесно ощущает
ребенок назначение этих маленьких за, вы, у, на, рас, об и т.д.
Углазиться, выпузырить, распакетить, задверить, натабачить,
приудобиться, обснегиться - здесь ребенок никогда не ошибется. Он уже
в два с половиною года великолепно распоряжается всеми префиксами».
Например.
– Трудился, трудился, и вытрудил пароходик!
– Никак не могу распонять, что нарисовано на этой картинке.
– Я помнил, помнил, а потом отпомнил.
– Мама, отпачкай мне руку!
– Надо посолить суп, а будет горько, высолить обратно.
Задание.
Подыщите пары к глаголам с помощью приставок.
Пример оформления. Папа заразился, а потом отразился (то есть
выздоровел).
Упражнение № 9
«ЛЬЗЯ И НЕЛЬЗЯ»
Введение. «Любопытная особенность детских приставок: они никогда
не срастаются с корнем. Ребенок отрывает их от корня и легче и
чаще, чем взрослые. Он, например, говорит:

15
– Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык.
Он не сомневается в том, что если есть "привык", то должно
быть и "вык". То же и с частицами отрицания.
Например.
– Ах, какой ты невежа!
– Нет, папочка, я вежа, я вежа!
– Ты такой неряха.
– Ладно, я буду ряха!
– Отстань, я тебя ненавижу.
– Я тебя тоже не очень навижу.
Задание.
Попробуйте вслед за детьми по «отрывать» от корня частицы отрицания и сочините диалог между ребенком и взрослым.
Упражнение № 10
«ЖМУТНЫЕ ТУФЛИ»
Введение. «Мы говорили главным образом о той любопытной структуре,
которую малолетние дети придают глаголам и существительным.
Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи детей.
Но даже в том небольшом их числе, которое удалось мне собрать в
течение очень долгого времени, тоже явственно выразилось присущее
детям чутье языка. Несмотря на всю свою причудливость, почти каждое
из этих прилагательных, изобретенных малым ребенком, соответствует
духу русской народной речи, и не было бы ничего удивительного, если бы в
каком-нибудь из славянских языков оказались такие слова, как «червячее
яблоко» или «заблудительный лес»».

16
Например.
Червячее яблоко.
Взбеситая лошадь.
Дочкастая мамаша.
Зоопарченный сторож.
Пугательные сказки.
Сверкастенький камушек.
Молоконная кастрюля.
Какой окошный дом!
Какой песок песучий!
Зубовный врач.
У нас электричество тухлое.
Брызгучая вода.
Насмарканный платок.
– Ты, мама, у меня лучшевсехная!
– Я не хочу эту сумку: она вся дыркатая.
– Уж лучше я непокушанная пойду гулять.
Задание.
Изобретите с десяток «причудливых» прилагательных.
Упражнение № 11
«ОН И ОНА»
Введение. «Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям
слов. Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь.
– Что ты ползешь, как черепаха? - говорю я трехлетнему мальчику.

17
Но он уже в три года постиг, что мужскому роду не пристало
иметь женское окончание "а":
– Я не черепаха, а я черепах».
Задание.
Сочините подобный «грамматический протест» в форме диалога.
Пример оформления.
– Мама, у меня на пальце царап!
– Не царап, а царапина.
– Это у Муси если, - царапина, а я мальчик! У меня царап!
Упражнение № 12
«НУ»
Введение. «Возьмем хотя бы только что приведенное слово "пивнул".
Конечно, ребенок не выдумал этого слова: суффикс ну, означающий
мгновенность, однократность, законченность действия, подсказан
ребенку взрослыми, от которых он, несомненно, слыхал "чихнул",
"хлебнул", "глотнул", "повернул", "заглянул" и т.д. Да и самое слово
"пивнул" существует в наших диалектах. Но ребенок его никогда не
слыхал, и то обстоятельство, что он в совершенстве постиг
сложную экспрессию суффикса "ну" и так удачно применил свое
обобщение к одному из тех слов, которым в обычной "взрослой" речи
этот суффикс не свойствен, говорит о самостоятельной
конструктивной работе ребенка. Особенно выразительно звучит у
детей суффикс «ну» в тех глаголах, в которые он не допускается
взрослыми».

18
Например.
– У меня развязнулся шнурок.
– У мамы коса расплетнулась!
Задание.
Сочините диалог с суффиксом "ну".
Пример оформления.
– Мама, Лена кривляется!
– Неправда!
– А кто сейчас кривнулся?
Упражнение № 13
«ОТ ВЕЛИКОГО ДО СМЕШНОГО»
Введение. «Издавна пользуясь речью, мы именно благодаря этому
долгому сроку успеваем забыть первичное значение множества слов.
Это забвение – закономерный и в высшей степени благотворный
процесс, что видно хотя бы из нашего отношения к именам и фамилиям.
Я знаю ребенка, который так и прыснул от смеха, услыхав фамилию
"Грибоедов", ибо ему ясно представился ее изначальный смысл: человек,
замечательный тем, что он питается одними грибами. Мы же,
взрослые, связываем с этой фамилией столько светлых и величественных
ассоциаций, что давно уже забыли ее прямое значение. От нашего
внимания раз навсегда ускользнуло, что в слове "Грибоедов" есть
"гриб"».
Например.
Почему у Горького такая невкусная фамилия?

19
Задание.
Найдите в фамилиях или именах великих людей их изначальный смысл.
Придумайте предложение или диалог на основе этого.
Упражнение № 14
«ТУ-ТУ»
Введение. «Речевое развитие детей, конечно, невозможно сводить к
одному лишь обогащению их словаря. Развитие это выражается также
и в том, что речь их с течением времени становится все более связной.
Вначале ребенок выражает свои мысли и чувства отдельными
восклицаниями, междометиями, отрывочными, краткими словами или
даже фрагментами слов, которые понятны лишь тем, кто находится в
повседневном и непрерывном общении с ребенком.
Чаще всего отрывочные эти слова являются по своему
существу, так сказать, спрессованными фразами. Когда годовалый
ребенок говорит, например, "ту" (стул), это может значить: "посади
меня на стул", "пододвинь ко мне стул", "положи мои игрушки на стул"
и т.д. Целые фразы вмещаются здесь в одном-единственном (к тому
же урезанном) слове».
Например.
– Пойдем тук-тук! (к соседям, где пляшут).
– Пойдем кхы-кхы! (к тете, которая часто кашляет).
Задание.
Придумайте такую же "спресованную" фразу.

20
Упражнение № 15
«ЖЕЛТЫЙ РАЗМЕР»
Введение. «Важнейшие навыки взрослых соотносить качественные
приметы вещей (размер с размером, окраску с окраской и т.д.) у
ребенка отсутствуют, это объясняется тем, что "у ребенка до
двухлетнего возраста – даже несколько позже – "сфера качества... не
получила четкого расчленения. Умея отличать качество от количества
или от действия, ребенок в то же время не в состоянии правильно
противопоставить
их
друг
другу.
Поэтому
он
большому
противопоставляет красное, поломанному - маленькое...».
Например.
– У нас венки одинаковые, желтого размера!
– У тебя большой шар, а у меня красненький.
– Принеси мне коробочку точно такой величины, но чтоб была побольше.
Задание.
Сочините предложения, в котором будут не правильно соотнесены качественные приметы вещей.
Упражнение № 16
«ОСМЫСЛЕНИЕ РЕЧИ БЕССМЫСЛИЦЕЙ»
Введение. «Случается, что погоня за смыслом приводит ребенка к
сугубой бессмыслице. Услышав, например, песню, которая начиналась
словами: Царь дрожащего творенья, ребенок воспроизвел ее так: Царь,

21
дрожащий от варенья. Дикое это словосочетание было для ребенка
гораздо осмысленнее, чем то, которое он услышал от взрослых».
Например.
Вместо: Властелин души моей – Пластелин души моей.
Вместо: Терпи, казак, атаманом будешь! – Терпи, коза, а то мамой будешь!
Задание.
Переосмыслите речь бессмыслицей.
Упражнение № 17
«ПЕРЕВЕРТЫШИ»
Введение. «Заметили ли вы, мой бедный друг, что в русских народных
стишках для детей – этих шедеврах поэзии и педагогической
мудрости – редко кто проскачет на коне, а все больше на кошке, на
курице – на самом неподходящем животном. Нет, кажется, такой
птицы, такого животного, на котором не прокатились бы люди в русских
детских народных стишках: Всюду в этих стишках нарочитое
отклонение от нормы: от лошади. Чем объясняете вы такую
"нелепость"? Деревенские дети, в возрасте от двух до пяти,
отказываются почему-то ввести в свою песню канонического ездока и
коня. Только вчера они усвоили этот канон, только вчера постигли
великую истину, что лошадь существует для езды, что здесь ее
главная функция, а сегодня наделяют этой функцией всякую заведомо
неподходящую тварь. Всеми способами стремятся они заменить
верхового или ломового коня каким-нибудь нелепым суррогатом, и чем
ощутительнее эта нелепица, тем охотнее культивирует ее детская

22
песня. Дело доходит до того, что огромное для детского глаза
животное заменяется микроскопической козявкой, дабы еще сильнее
подчеркнуть всю явную эксцентричность этого отклонения от нормы.
Но необходимо тут же отметить, что, при всех этих резких
отклонениях от нормы, норма живо ощущается ребенком. На каких бы
козявках ни разъезжали герои стишков, этим козявкам в сознании
ребенка всякий раз противопоставляется лошадь, которая незримо
присутствует тут же. Иногда, впрочем, она присутствует зримо, но
появляется лишь для того, чтобы ее отстранение было еще более
заметно».
Эти "путаницы", которые кажутся на вид такими
«зловредными», не только не мешают ребенку ориентироваться в
окружающем мире, но, напротив, укрепляют в нем чувство реальности.
Формула нелепицы. «Чаще всего желанная нелепица достигается тем, что неотъемлемые функции предмета а навязываются предмету б, а функции предмета б навязываются предмету а
Чуковский подразделяет перевертыши на группы:
I.Перевертыши большого и малого
(малому приписываются качества большого)
Задание.
Сочинить фразу на основе этой группы перевертышей, можно в стихах.
Пример оформления.
Всколебалося море,
Сыра земля застонала,
Стала муха тонути.

23
Или.
Гром гремит,
Земля трясется
Клоп на бабочке несется.
II. Перевертыши холодного и горячего
(холодному приписываются качества горячего и наоборот)
Задание.
Сочинить фразу на основе этой группы перевертышей, можно в стихах.
Пример оформления.
Человек обжегся холодной похлебкой.
Знойным летом дети скользят на коньках по льду.
III. Перевертыш еды
(съедобность несъедобных вещей и наоборот).
Задание.
Сочинить фразу на основе этой группы перевертышей, можно в стихах.
Пример оформления.
Жил-был Моторный на белом свету,
Пил-ел лапти, глотал башмаки.
Или.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху вам спою:
"Сидит корова на березе,
Грызет валяный сапог".

24
IV. Перевертыши одежды
Задание.
Сочинить фразу на основе этой группы перевертышей, можно в стихах.
Пример оформления.
Лыко мужиком подпоясано.
Одёрни пуп, рубаху видно!
V. Перевертыши явлений природы
Задание.
Сочинить фразу на основе этой группы перевертышей, можно в стихах.
Пример оформления.
Море горит.
В лесу растет рыба.
В море растет земляника.
Или.
Среди моря овин горит,
По чисту полю корабль бежит
VI. Перевертыши ездока и коня
Задание.
Сочинить фразу на основе этой группы перевертышей, можно в стихах.
Пример оформления.
Маленьки ребятки
На маленьких козявках
Поехали кататься.
Или.
Ехал повар на чумичке,
Две кастрюли впереди.

25
Или.
Стучит-гремит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
VII. Перевертыши действующих лиц
Задание.
Сочинить фразу на основе этой группы перевертышей, можно в стихах.
Пример оформления.
Жил в мужике богатый дом,
Пил хлеб, закусывал вином,
Стриг ножницы овечкой.
Доской рубанок он строгал,
В коня повозку запрягал,
Топил поленья печкой.
Сажал он в репе огород,
Воров поставил у ворот,
Чтоб под покровом мрака
Не влезла в дом собака.
Он в рыбах озеро удил,
Ему сынок жену родил
Или.
Ехала деревня
Мимо мужика
Или.
Красная шапочка съела волка.

26
Упражнение № 18
«АССОЦИАЦИИ ПО СХОДСТВУ»
Введение. «До чего скудны сведения малых ребят о простейших
закономерностях жизни, лучше всего можно видеть из тех
потрясающе наивных вопросов и домыслов, с которыми они обращаются
к старшим:
– Мама, кто раньше родился: ты или я?
– Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?
– Я люблю снег больше солнышка. Из снега можно крепость
построить, а из солнышка что?
– Страус – это жираф. Только птица она.
– Индюк – это утка с бантиком.
– Мама, крапива кусается?
– Да.
– А как она лает?
Каждое из тех детских суждений, которые мы сейчас приводили,
основано либо на ассоциации по смежности, либо на ассоциации по
сходству. Ассоциации по сходству (и различию) предметов. Наиболее
наглядным примером такой ассоциации является сделанное трехлетним
ребенком определение индюка: "Индюк – это утка с бантиком". Одно
частное понятие ребенок определяет другим, и в этом его ошибка; но
само его тяготение к классификации объектов материального мира по
видовым и родовым признакам, к сопоставлению их с другими
объектами является надежной основой всей его будущей умственной
деятельности».
Задание.
Сообразите свое суждение, и постройте его на ассоциации по сходству.

27
Упражнение № 19
«ДВОЙНИКИ»
Введение. «Среди многочисленных методов, при помощи которых
ребенком усваивается общенародная речь, смысловая систематизация
слов занимает не последнее место. По представлению ребенка, многие
слова живут парами; у каждого из этих слов есть двойник, чаще всего
являющийся его антитезой. Узнав одно какое-нибудь слово, дети уже
на третьем году жизни начинают отыскивать то, которое связано с
ним по контрасту. При этом, конечно, возможны такие ошибки:
– Вчера была сырая погода.
– А разве сегодня вареная?
Или:
– Эта вода стоячая.
– А где же лежачая?
Или:
– Это – подмышки, а где же подкошки?
Такие словесные пары, насколько я мог заметить, являются для
ребенка не только двойниками по смыслу, но и в большинстве случаев – по
звуку. Например во фразе: "Расскажи начало, а кончала не надо". Слово
"конец" превратилось у ребенка в "кончало", чтобы рифмоваться со
словом "начало". Очевидно, в его представлении понятия,
параллельные по смыслу, должны быть параллельны и по звуку.
Во всех этих рифмах нет ничего преднамеренного. Просто они
облегчают речь ребенка: "начало и кончало" ему легче сказать, чем
"начало и конец"; "ложики и ножики" – гораздо легче, чем "ложки и
ножики"».
Например.
– Две открытки, и одна закрытка.

28
– Три открытки, ни одной закрытки.
– Ты глухой, а я слухой.
– То тяжелее, а это легчее.
– Белок и желок.
– Сахар кусковой и песковой.
– Какая в небе глубочина, а у деревьев высочина.
– Вобла – это такая рыбла?
Задание.
Придумайте словесные пары, которые были бы не только параллельны по смыслу, но и параллельны по звуку.
Упражнение № 20
«БУКВАЛИСТ»
Введение. «Дети вообще буквалисты. Каждое слово имеет для них лишь
один-единственный, прямой и отчетливый смысл – и не только слово, но
порою целая фраза, и, когда, например, отец говорит угрожающе:
"Покричи у меня еще!" – сын принимает эту угрозу за просьбу и
добросовестно усиливает крик. Логика этих рационалистов всегда
беспощадна. Их правила не знают исключений. Всякая словесная
вольность кажется им своеволием». Скажешь, например, в разговоре:
– Я этому до смерти рад.
И услышишь укоризненный вопрос:
– Почему же ты не умираешь?

29
Например.
– Черт знает, что творится у нас в магазине, – сказала продавщица, вернувшись с работы.
– Что же там творится? – спросил я.
Ее сын, лет пяти, ответил наставительно:
– Вам же сказали, что черт знает, а мама разве черт? Она не знает.
Мать говорит дочери после долгой разлуки:
– Как ты похудела, Надюша. Один нос остался.
– А разве, мама, раньше у меня два носа было? – иронически возражает четырехлетняя дочь.
Услышав, например, что бабушка сказала кому-то: "Ты тогда еще под стол пешком ходил", внучка перебивает ее язвительным смехом:
– Разве под стол на извозчиках ездят?
Когда же бабушка сказала однажды, что вот скоро и праздник придет, внучка возразила, смеясь:
– Разве у праздника – ножки?
– Я в школу не пойду, – заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут.
Спрашивают его о сестре:
– Что же это твоя Иришка с петухами ложится?
– Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
Задание.
Придумайте диалог, в котором главное действующее лицо буквалист.

30
Упражнение № 21
«ОЧКИШКА И МАРТЫ»
Введение. «Дети играют не только вещами, но и произносимыми
звуками. Эти звуковые и словесные игры, очевидно, чрезвычайно
полезны, так как в фольклоре детей всего мира они занимают заметное
место. Даже когда ребенок становится старше, у него часто
возникает потребность потешиться и поиграть словами, так как он не
сразу привыкнет к тому, что слова выполняют только деловую,
коммуникативную функцию. Разные словесные игрушки все еще
привлекают его, как привлекают куклы многих девочек, давно уже
вышедших из "кукольного" возраста. Вспомним наши русские потешки,
созданные уже в школьной среде: "Императрина Екатерица заключила
перетурие с мирками". "Челодой моловек! Не камняйтесь бросами, а то
режиком заножу, будешь дрыжками ногать". Дошкольнику такие
словесные игрушки еще больше нужны, так как пользование ими
всегда знаменует, что ребенок уже вполне овладел правильными
формами слов. Это видно уже из того, что отклонение от
правильных форм он воспринимает как нечто забавное.
Покойный академик Игорь Грабарь сообщил мне, что в детстве
ему, как и всем его товарищам-сверстникам, очень нравилась такая
вариация басни "Мартышка и очки":
ОЧКИШКА И МАРТЫ
Старишка в мартости глаза слабами стала,
А у слухей она людала...»
Задание 1.
Сочините свою вариацию басни на основе известных произведений Ивана
Андреевича Крылова.

31
Задание 2.
Сочините фразы по примеру «русских потешек» (императрина Екатерица
заключила перетурие с мирками).
Упражнение № 22
«ЛОЖНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВ»
Введение. «Ребенок, который живет среди взрослых и постоянно
присутствует при их разговорах, то и дело слышит такие слова,
смысл которых ему непонятен. Часто он пытается осмыслить их сам,
не обращаясь за объяснениями к старшим, вполне уверенный, что эта
задача не представит для него особенных трудностей. Он решает ее
"по вдохновению", внезапно, не обладая для этого никакими другими
ресурсами, кроме сильнейшего языкового чутья, и не мудрено, что,
пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений,
он принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам. Пользуясь
словами, малыши не меняют в них ни фонетики, ни морфологии – они
присваивают им другую семантику, наполняют их другим содержанием».
Например.
лодырь – это человек, который делает лодки деревня – где деревьев много кустарник – сторож, который караулит кусты мельница – жена мельника казак – муж козы. женщина дворник – дворняжка финик – сын финна

32
секретарша – тот, кто хранит секреты кочегарка – жена кочегара судак – человек которого судят. начальная школа – там где учатся начальники. консервы – то что производит консерватория.
Задание.
Наполните другим содержанием, знакомые вам слова.
Упражнение № 23
«СКРЕЩИВАНИЕ СЛОВ»
Введение. «Из созданных ребенком прилагательных мне особенно
пришлось по душе слово "блистенький":
– Моя чашка такая блистенькая (блестящая и чистенькая сразу).
Блистенький – синтетическое слово. В нем слиты два разных слова,
корни которых созвучны. Таково же услышанное мною недавно:
бронемецкая машина. Замечу кстати, что такое скрещение двух разных
корней наблюдается не только в прилагательных».
Например:
– Где же твоя волосетка? (сетка для волос).
– Я безумительно люблю кисанек! (безумно плюс изумительно).
– Чей ты сын?
Вначале он всякий раз отвечал:
– Мамин и папин!
Но потом это ему надоело, и он создал более краткую формулу:

33
– Мапин!
– Смотри, какая жукашечка ползет! (жук плюс букашечка).
– Давай сделаем из снега кучело! (куча плюс чучело).
Примеряет бескозырку:
– Шапка с морякорем (моряк плюс якорь).
Задание.
«Скрестите» два слова друг с другом, образуя третье.

34
ЗА СКОБКАМИ
Интернет весь в комментариях и откликах. Вот один из многих.
(Цитируется по публикации О. Л. Канунниковой «Признания старому сказочнику» в журнале «Новый мир» № 10, 2013 г., с. 181).
«Книгу Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти» будут
читать и перечитывать пока существует род человеческий, ибо книга
эта о душе ребенка. Чуковский едва ли не первым применил
психологические методы в изучении языка, мышления и поэтического
творчества детей, без устали доказывая, что детство – вовсе не какая-
то «непристойная болезнь, от которой ребенка необходимо лечить». При
этом «От двух до пяти» - не просто антология увлекательных рассказов
и детских курьезов, это веселый, талантливый и, пожалуй, единственный
в своем роде учебник детоведения, заслуженно вошедший в золотой фонд
детской психологии и педагогики. А для взрослого человека это еще и
книга о возвращении к самим себе».
Книге впервые выпущенной под таким названием в 1933 году исполнилось 80 лет. А призыв великого писателя и исследователя к читателям с просьбой присылать ему детские изречения перешагнул столетний юбилей!
Да не иссякнет источник детского словотворчества!

35
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………....4
От автора………………………………………………….…6
Для справки: Корней Чуковский…………………………..8
Упражнения…………………………………………………9
За скобками………………………………………………...34

36
На кафедре
режиссуры театрализованных представлений и праздников
готовятся к изданию:
Мордасов А. А. Этнорежиссура как новая социо культурная реальность: монография
Ракипов М. Р. Конкурсно-игровые программы : сборник сценариев
Мордасов А. А. Режиссура театрализованных представлений и праздников.
Принципы и подходы : учебное пособие
Мордасов А. А. Режиссура театрализованных представлений и праздников.
Иллюстрация : учебное пособие
Мордасов А. А. Театрализация: режиссерские приемы : курс лекций
написать администратору сайта