Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языкознание
Языки
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Связь
Электротехника
Автоматика
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Экология
Культура
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Обществознание
Социальному педагогу
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

шпоры. Социальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни


Скачать 131.2 Kb.
НазваниеСоциальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни
Анкоршпоры.docx
Дата11.07.2018
Размер131.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры.docx
ТипДокументы
#19625
страница2 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Обращения по вышеуказанным вопросам направляются Уполномоченному по правам ребенка или Уполномоченному по правам человека области. В случае, когда школьный уполномоченный не может достичь соглашения сторон при разрешении жалобы, он также обращается к Уполномоченному по правам ребенка.

По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет совету школы, педагогическому совету и Уполномоченному по правам ребенка в области доклад о своей деятельности.

Поскольку уполномоченные работают на общественных началах, для них предусматривается доплата из фонда экономии оплаты труда образовательного учреждения с целью материального поощрения
8. Основные подходы к ювенальной юстиции в современной России.

В России на рубежеXXиXXI веков стали появляться работы по ювенальной юстиции, и к концу

первого десятилетия XXI столетия их накопилось уже довольно порядочное количество. При всем

разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно, сгруппировав различные мнения, выде-

лить два подхода к рассматриваемому явлению. В частности, один из крупнейших отечественных

специалистов в данной области Э.Б.Мельникова относит к ювенальной юстиции преимуществен-

но и даже почти исключительно специализированные судебные органы (правда, не только в виде

отдельной системы судов, но и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей

юрисдикции), хотя и отмечает в некоторых своих работах, что модернизация ювенальной юстиции

включает и появление административных органов, альтернативных ювенальным судам (причем от-

метим, такие административные органы рассматриваются не сами по себе, а как альтернатива судам.

В соответствии с другим подходом предлагается включить в систему ювенальной юстиции значи-

тельно более широкий круг органов: кпримеру, комиссии поделам несовершеннолетних; уполномо-

ченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит

решать те или иные задачи, связанные смолодежной политикой, обеспечением прав несовершенно-

летних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.; органы опеки и попечительства над несовер-

шеннолетними; ювенальные ораны следствия и дознания, семьи по делам семьи и несовершенно-

летних; воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних

правонарушителей.

Таким образом, в настоящее время вРоссии сложились два подхода к ювенальной юстиции и, соответственно, к установлению внешних границ системы ювенальной юстиции, т.е. к определению

того, какие институты принадлежат этой системе в качестве ее элементов. Отсутствие же единого

подхода в рассматриваемой сфере имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку дискуссии по проблемам ювенальной юстиции оказывают непосредственное воздействие на ход разработки соответствующих законопроектов.

Некоторые предварительные замечания относительно ювенальной юстиции. В самом деле, чаще всего под юстицией понимают отправление правосудия, т.е. деятельность, присущую судам. Однако даже в официально-юридической терминологии не ограничиваются употреблением слова «юстиция» исключительно в отношении судов и судебной деятельности. Практически во всех государствах есть министерства юстиции, которые не входят, как известно, в судебную систему и представляют собой органы государственного управления. В России, например, Министерство юстиции (в том числе и через свои подразделения) ведает организацией нотариата, ведением записей актов гражданского состояния, регистрацией нормативных правовых актов, регистрацией общественных объединений, отчасти — законопроектными работами Правительства, исполнением наказаний и судебных решений по гражданским делам и некоторыми другими вопросами. Внеменьшей и даже большей степени невозможность замкнуться при отправлении правосудия

исключительно в рамках судебных органов проявляется в ювенальной юстиции.

Безусловно, основу ювенальной юстиции составляют специализированные суды (судьи) по делам несовершеннолетних. Однако, очевидно, что, учитывая специфику разбираемых ими дел, успешно работать они могут только с опорой на помощь психологических служб, педагогических кадров, социальных работников. Нельзя также забывать, что в судебном разбирательстве участвуют не только судьи, но и прокуроры и адвокаты. При этом, естественно, смысл существования ювенальной юстиции состоит не просто в том, чтобы дела несовершеннолетних рассматривались специализированными судами, а в том, чтобы благодаря адекватным судебным решениям повторная преступность свелась бы к минимуму или, в идеале, вообще бы сошла на нет. А также в том, чтобы в результате профилактических мер, в том числе ипутем своевременной защиты прав ребенка и разрешения различного рода конфликтов, в которые вовлечены дети, количество несовершеннолетних с делинквентным поведением стремилось бы к нулю. Ясно, что с решением всех этих задач, стоящих перед ювенальной юстицией, судам в одиночку не справиться. Поэтому, наряду с судебными, имеются и другие государственные и муниципальные органы, а также неправительственные организации, имеющие непосредственное отношение к ювенальной юстиции. Суды по делам несовершеннолетних не в состоянии эффективно осуществлять возложенные на них функции вне системы

ювенальной юстиции.

Кроме того, слово «юстиция» заимствовано из латыни и может быть переведено как «справедливость», «законность», «правомерность». Исходя из этих значений рассматриваемого слова, вряд ли всю систему юстиции можно свести только к деятельности судов, хотя, конечно же, судам в данной сфере принадлежит весьма значимая роль. Вместе с тем на обеспечение справедливости, законности, правомерности поведения людей и деятельности органов и организаций направлена деятельность различных государственных органов.

Определение.

Опираясь на сказанное выше можно вывести следующее определение ювенальной юстиции. Под

ювенальной юстицией понимается система отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, охватывающая специализированные судебные органы, иные государственные и муниципальные органы и учреждения, неправительственные организации, нацеленные на решение проблем детей в трудной жизненной ситуации, приведшей к конфликту с законом, путем принятия в соответствии с их статусом и полномочиями мер, сочетающих в себе способы воздействия как формально-юридические (втом числе принуждение), так и психологические, педагогические, социальные. Данное рабочее определение ювенальной юстиции лежит в основе рассмотрения указанного явления в настоящей книге. При этом обратим внимание на то, что речь идет вообще об отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних, т.е. как об уголовном, так и о гражданском, а также об административном правосудии, хотя исторически ювенальная юстиция возникла путем обособления от уголовного правосудия.

9. Принцип парадигматической эволюции. Социально-педагогическое исследование, как и каждое научное исследование, строится на основе существующих парадигм и моделей. Парадигма— "исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерна для определенного этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения" .

Принцип природосообразности и культуросообразности (Ф.А.В. Дистервег), согласно которому процесс социально-педагогических исследований предполагает учет индивидуальных и психических особенностей испытуемых, а также условий, которые создаются в ходе исследования. Принцип природосообразности, согласно утверждениям Ф.А.В. Дистервега, выступает в единстве с принципом культуросообразности. Это обусловлено тем, что состояние культуры выступает в качестве основы, на которой развивается новое поколение социальных педагогов.

Принцип диалога, который рассматривается в широком смысле как перекличка культур разных поколений, как соотнесенность опыта субъектов общения на основании аналогии социокультурных традиций.

Принцип диалога является одним из ведущих в содержании методики социально-педагогического исследования и предполагает интерактивное взаимодействие участников исследовательского процесса. Результативность диалога зависит от совместных ценностно-ориентационных установок, определения проблем, доступных и личностно значимых для субъектов диалога, от степени самореализации.

Принцип образно-символической интерпретации социокультурных явлений связан с семиотичностью культуры, представляющей любые явления исследуемой реальности как знаки и знаковое поведение. В содержание принципа входят знаки как материальные объекты, с помощью которых осуществляется оценка И передача информации в процессе коммуникации, и символы, отличающиеся от знака тем, что смысл символа не подразумевает непосредственного указания означаемый объект.

Принцип образно-символической интерпретации ориентирует на рассмотрение социально-педагогического процесса как знаковой системы с точки зрения выражения смыслов, обеспечения коммуникации, побуждения к действию и эмоционального воздействия.

10. Логическая структура педагогического исследования

В.И. Загвязинский, Р. Атаханов  предлагают следующее определение понятия методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.

По сути дела, методология педагогики отражает логику открытия, научно-педагогического знания, то есть последовательность исследовательских шагов, которые должны привести к получению  нового научно-педагогического знания.

В.И.Загвязинский, Р.Атаханов выделяют три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно-исследовательский, оформительско-внедренческий.

- Постановочный этап – это этап от выбора темы до определения задач и гипотезы исследования, осуществляется по общей для всех этапов  исследований логической схеме (проблема – тема – объект – предмет – научные факты – идея, замысел исследования – гипотеза - задачи).

- Собственно-исследовательский этап представляет собой этап, логическая схема выполнения которого дана лишь общем, неоднозначном  виде (отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их апробирование и уточнение – построение заключительного вывода).

- Оформительско-внедренческий – это заключительный этап, предполагающий апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги. Диссертации, рекомендации, проекты) и внедрение результатов в практику.

Необходимо отметить, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Поэтому в каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов,исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования и других факторов, а также определить логику и характер изложения.

В исследовании выделяются методологическая и процедурная части. Методологическая часть (методологический аппарат) включает в себя определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, уточнение терминологии, формулировку цели, задач, гипотез; процедурная — составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, описание экспериментальной работы.

11. Принцип природосообразности. Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

Принцип гуманизма. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Основные требования принципа:

развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию;
—воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;
—гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;


в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.

Принцип личностной обусловленности. Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:
—объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей


личности педагога, способно го обеспечить результативность;
—в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;


в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его

заменить;
—в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога;
—овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить.


Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при:

профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно сформировать специалиста);

организации работы с молодым специалистом;

обеспечении прогнозируемого результата;

повышении ответственности специалистов.

Принцип кулътуросообразности. Основные требования принципа:

приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре;

—использовать в воспитательной деятельности своеобразие на родного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);


начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и культуры;
—активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры.


Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от не посредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (на пример, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа). Средовые факторы – это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа средовой обусловленности.

12. Социально-педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему.

Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса.

Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее решения.

Структура социально-педагогического

процессавключает:

субъект и объект;

этапы и подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата. Субъект социально-педагогического процесса —это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта