Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

шпоры. Социальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни


Скачать 131.2 Kb.
НазваниеСоциальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни
Анкоршпоры.docx
Дата11.07.2018
Размер131.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры.docx
ТипДокументы
#19625
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

18. Дифференцированный подход ввоспитании- это создание разнообразных условий воспитания для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента, включающий в себя комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих воспитание в гомогенных группах.

Главными целями, результатами и критериями эффективности дифференциации воспитания, применительно к сфере деятельности социального педагога, являются:

1) создание условий для воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей 2) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей, обеспечение обоснованного выбора профессии с учетом способностей и результатов образования;

3) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

Выделяютсядва основныхтипадифференциации воспитания:по уровню развития (создание групп, классов, школ для детей с особенностями развития) и по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность).

Возрастной подход в социальном воспитании - целенаправленное создание условий для развития ребенка с учетом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей каждого ребенка, обусловленных его половозрастными особенностями. Индивидуальный подход в социальном воспитании- это учет индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы, уровень притязаний и др.) уровне.

Индивидуальный подход может применяться для выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребенка. Классическими примерами индивидуального подхода можно считать задания, соответствующие возможностям, интересам и способностям ребенка; создание ситуаций, помогающих развить его индивидуальные свойства; беседу педагога с воспитуемым; заключение своего рода Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
2) имел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств.
5)  максимально опирался на собственную активность личности
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.
7) развивал самостоятельность, инициативу, самостоятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую  к успеху деятельность.


Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по - новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

19. Воспитание как социальное явление - это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание в узком смысле рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, её взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи ((например, воспитание определённых черт характера, познавательной активности и т.д.)

Таким образом воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе развития у неё:

1. Определённых отношений;

2. Мировоззрения;

3. Форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Процесс воспитания - целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.

Цель воспитания - способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:

v Способствовать развитию личности, её талантов, умственных способностей и физических сил в полном объёме;

v Воспитывать уважение к правам человека и его свободе;

v Воспитывать уважение к родителем ребёнка, его культурной самобытности, языку, ценностям странны, в которой ребёнок проживает;

v Подготовить ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;

v Воспитывать уважение к окружающей природе.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

В процессе социального воспитания реализуются следующие функции:

- интегративная - объединение усилий государственных, общетсвенных институтов, семьи в воспитании личности;

диагностирующая - раскрытие ценностных характеристик личности, семьи, их использование в педагогическом процессе;

обучающая - обеспечение передачи личности знаний, умений, навыков как в процессе организованных форм образовательной деятельности, так и в процессе стихийного социального обучения или социального взаимодействия;

развивающая - помощь в нравственном, физическом, интеллектуальном, социальном, культурном, психическом развитии личности;

информационно-коммуникативная - обеспечение трансляции социального опыта, преемственности традиций, ценностных ориентаций, формирующих гуманные отношения в социуме, а также позицию личности как субъекта деятельности;

социокультурная - интеграция личности в культурную среду, историческую и современную, мировую и национальную.

Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Содержание воспитания отражает всю совокупность действий и взаимовлияний воспитателя и воспитанника (учителя и ученика) в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Воздействие воспитателя представляет собой совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания, а сам этот процесс может быть представлен в виде модели деятельности, составляющими частями которой являются:

  • воздействие воспитателя;

  • личность воспитанника, представляющая собой объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспитательных воздействий воспитателя;

  • отношение воспитанника к воздействию воспитателя, т.е. его реакции на воспитательные воздействия;

  • качества, формируемые у личности, определяемые усваиваемыми в процессе воспитания знаниями, убеждениями, умениями и психологическими особенностями самой личности;

  • мотив, т.е. побудительные силы личности, сформированные в результате воспитания;

  • поведение, т.е. особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания.

Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающимитребованиями к качествам личности воспитанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспитания все новые и новые проблемы, разрешение которых позволяет совершенствовать и саму модель воспитания, и составляющие ее компоненты, и содержательные характеристики последних.

20. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания. В русле социальной педагогики данный принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшее развитие ноосферы.Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфическими традициями регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.Принцип вариативности предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на государственном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях; б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательных организациях.Принцип коллективности социального воспитания предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом.

Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей, их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями, а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только этапами подготовки к дальнейшей жизни. Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены:
формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);
формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов,


чувств, стремлений, идеалов);

самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

организация деятельности;

метод общения;опека;

самореализация и индивидуальная коррекция действий.III. В зависимости от характера влияния среды на личность:
общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;


создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.

Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания.

Классификация методов воспитания:

1. По характеру воздействия на личность воспитанника: а) убеждение, б) упражнение, в) поощрение, г) наказание.

2. По источнику воздействия на л-тьвосп-ка: а) словесные; б) проблемно-ситуативные; в) м-ды приучения и упражнения; г) методы стимулирования; д) м-ды торможения; е) м-ды руководства; ж) м-дысамовосп-я.

3. По результатам воздействия на личность воспитанника выделяются методы: а) влияющие на нравственные установки, б) влияющие на привычки;

4. По направленности воздействие на личность воспитанника методы воспитания делятся на: а) формирующие мировоззрение, б) организующие деятельность; в) оказывающие помощь воспитанникам

5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания — самовоспитания». Это методы воздействия: а) на интеллектуальную сферу (убеждение — самоубеждение); б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) — мотивация); в) эмоциональную сферу (внушение — самовнушение); г) волевую сферу (требование — упражнение); д) сферу саморегуляции (коррекция поведения — самокоррекция); е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации — социальные пробы); ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм — рефлексия).
21. Семья – это чаще всего утвержденная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны одним общим бытом, взаимной нравственностью и помощью друг другу; в ней образуется совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, а также детей между собой.

Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:

1) демографический – состав семьи;

2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;

3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;

4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.

В современной семье отношения детей и родителей становятся глубокими и отличаются особенной привязанностью, но это только усложняет процесс социализации подрастающих поколений. Существует ряд причин:

1) очень много семей живут и состоят только лишь из двух поколений (родители и дети), вследствие этого исчезло разнообразие межличностных отношений с другими членами семьи (дядями, тетями, дальними родственниками);

2) женщины занимают главенствующие позиции в семье и вне ее;

3) отношения людей в браке все более определяются глубиной их привязанности, проявить которые многие не могут в связи с традициями культуры

и своими индивидуальными особенностями; 4) отношения детей и родителей содержат обилие проблем. Дети очень рано верховодят в семье. Эффективность функции семьи ограничим несколькими аспектами:

1) семья пытается дать физическое и эмоциональное развитие человека;

2) семья практически формирует психологический пол ребенка;

3) семья играет главную роль в интеллектуальном развитии ребенка, а также влияет на отношения детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность;

4) в семье начинают формироваться основные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта