Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языкознание
Языки
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Связь
Электротехника
Автоматика
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Экология
Культура
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Обществознание
Социальному педагогу
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

шпоры. Социальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни


Скачать 131.2 Kb.
НазваниеСоциальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни
Анкоршпоры.docx
Дата11.07.2018
Размер131.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры.docx
ТипДокументы
#19625
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

30. Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Маргинальные личности, маргинальные группы остро нуждаются в социальной помощи и поддержке, которая по мере необходимости может быть моральной, психологической или материальной. Социальная работа с такими людьми должна осуществляться квалифицированными, профессионально подготовленными социальными работниками, волонтерами, специалистами узкого профиля (адвокатами, юристами, врачами, психологами). Но прежде всего социальная реабилитация маргиналов должна осуществляться их близким и выражаться в поддержке, понимании, в вере в человека и в его возможности. Важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о работодателях.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических особенностей личности.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует, что что-то мешает клиенту принять решение.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. Такое исследование проводится с помощью тестов или на специальном оборудовании («Фильтр», «Фотон», «Мультипсихомер»).

Огромную долю социальной работы выполняют службы срочной социальной помощи: разовое обеспечение остро нуждающихся горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью и предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической, юридической, медицинской помощи.

Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы. К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, алкоголики, наркоманы, больные СПИДом и др.

Социальная работа с маргиналами этих категорий сводится к следующим функциям:

-организация социальной помощи и ухода за больным;

-оказание социальной помощи семье больного;

-медико-социальный патронаж;

-оказание медико-социальной помощи хронически больным;

-правовое консультирование;

-участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры;

-психотерапия, психическая -саморегуляция;

-участие в осуществлении медицинской, социальной и профессиональной помощи инвалидам.

В социальной работе с наркологическими больными используются профилактические, лечебные и специализированные программы.

Конкретно среди мер социальной работы с этой категорией маргиналов можно назвать следующие: регулирование отношений между заключенными и обществом (родственниками, близкими, семьей), содействие их адаптации и ресоциализации в жизненном пространстве исправительного учреждения, предупреждение рецидивов преступления; организация различных групп заключенных для решения задач разной направленности (образовательных, трудовых, культурно-досуговых, бытовых); работа по предупреждению нарушений правил внутреннего порядка учреждения; информирование и консультирование заключенных, в том числе о правах заключенного, об особенностях и условиях нахождения в заключении, о внешнем мире. В обязанности тюремного консультанта также входит: помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных, подготовка заключенного к освобождению и адаптации в открытой среде, подбор необходимой образовательной программы, организация консультаций специалистов узкого профиля; индивидуальная реабилитация заключенных, т.е. оказание помощи в осознании необходимости изменения поведения, оказание помощи в последующей жизни (поиск работы, жилья, восстановление социальных связей), поддержание социально полезных связей заключенного с семьей, бывшими сослуживцами, общественными организациями, социальная работа с семьей, направленная на преодоление психологических, социальных и экономических последствий заключения члена семьи, содействие в защите прав заключенного.
31. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ, ДЕВИАНТНОЕПОВЕДЕНИЕ — поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. От отклоняющегося поведения (аморального или противоправного) следует отличать странности, чудачество, эксцентричность, имеющие индивидуальную природу и не приносящих общественного вреда, а также формы инициативной, конструктивной и инновационной деятельности (нововведения), направленной на изменение сложившихся отношений и их совершенствование. 

Формы:

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Наркомания и токсикомания. Токсикомания – это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе – сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

Суицидальное поведение. Суицид – это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид – вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии.

Правонарушения. Одной из форм асоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Различают следующие формы девиантного поведения:

1.      Индивидуальные/групповые

2.      Первичное/вторичное отклонения (ввел Х.Беккер)

Индивидуальные отклонения – индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры. Групповые отклонения – отклонения группы от общепринятой морали(субкультура).

Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе – такое отклонение воспринимается обществом как маленькая шалость, эксцентричность или ошибка.

Вторичное отклонение – отклонение, которое социально определяется как девиантное.

Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений. Вызывает трудность при классификации чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма».

Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

Виды отклоняющегося поведения

Условно нарушения поведения разделяют на две группы, которые имеют множество видов и подвидов.

  1. Виды поведения, связанные с нарушениями психического здоровья. В первую очередь к этой группе причисляют людей, имеющих различные психические заболевания. Во-вторых, сюда относятся индивидуумы, имеющие акцентуированные характеры, которые также считаются психическими отклонениями, но не выходящим за пределы нормы.

  2. Ко второй группе относят поведение, которое отклоняется от моральных и правовых норм общества. Это аддиктивные виды поведения – пьянство, наркомания, а также проституция и различные виды проступков и правонарушений.

Очевидно, что первая группа представляет наибольший интерес для исследователей за счет разнообразия видов психических отклонений. Об одном из самых ярких видах поведения – пограничном, мы и поговорим более подробно.

Виды пограничного поведения

Пограничное расстройство человека оказывает разрушительное воздействие на личность и чрезвычайно затрудняет общение с другими людьми. Именно среди страдающих пограничными расстройствами наблюдается самый большой процент суицидов.

Люди, имеющие такой тип расстройства, обычно отмечают пять или более следующих симптомов:

  • хроническое ощущения пустоты;

  • стремление избежать покинутости (реальной или воображаемой);

  • интенсивный непродолжительные межличностные отношения;

  • импульсивность как минимум в двух сферах – переедание и экстремальное вождение;

  • повторяющиеся попытки суицида, нанесение себе телесных повреждений;

  • частые резкие перепады настроения – от катастрофической апатии до гипервозбуждения;

  • чрезмерный гнев, неадекватные реакции на раздражители.

Уровни проявления отклоняющегося поведения.

На социальном уровне отклоняющееся поведение - это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Искоренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.

На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.

Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение - это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу.

32. Профилактика – комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, с целью предупреждения отклонений в ее поведении.
Под профилактикой, таким образом, подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.
Основой профилактических мер является деятельность, направленная на : создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка ( принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав и т.п.).
Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:-Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.


  1. -Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, наравленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.

  2. -Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
^ Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т.п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.^ Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящегося в сложной жизненной ситуации. В качестве примера может быть приведена существующая ныне в системе уголовного наказания несовершеннолетних мера – отсрочка исполнения приговора, т.е. использование воспитательно-профилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствие с УК РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1-3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам. ^ Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройство, психологическое консультирование и т.п. и т.д. 

33. При определении «инвалидности», в нашей стране, традиционно используется клинический показатель – устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре. Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой технологии.

Так, например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется «дети с ограниченными возможностями». Избегают так же употребление следующих наименований: слепой, глухой, заика. Заменяют такими словосочетаниями как «человек с ослабленным слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация здравоохранения не рекомендует также использовать термины «идиотия», «имбецильность», «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетание «дети с нарушениями», «дети с образовательными трудностями».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
34. В современную эпоху «равных возможностей для всех» вопрос об инвалидах решается политическим путем, то есть в отношении них провозглашается забота во всех социальных сферах, однако, зачастую, в реальности это социальное обслуживание существует только на словах или в отчетах.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 трактует понятие инвалид как -- «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности -- это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», -- поясняется в этом законе.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта