Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

шпоры. Социальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни


Скачать 131.2 Kb.
НазваниеСоциальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни
Анкоршпоры.docx
Дата11.07.2018
Размер131.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры.docx
ТипДокументы
#19625
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9


В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем». Это определение вытекает из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация -- нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов -- в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения:

ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);

ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);

ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;

ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.

Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.

У ребенка-инвалида определяется четыре степени нарушения здоровья:

1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;

2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого).

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:

Процесс демократизации социальной политики, происходящий в России, постепенно изменяет отношение общества к проблеме инвалидности. Общество начинает приобретать более широкое понимание проблемы инвалидности как социального явления. Люди, имеющие инвалидность, все реже и реже рассматриваются как безликая социальная группа, нуждающаяся только в заботе, социальной помощи и милосердии. Все более отчетливо прослеживается тенденция интерпретировать инвалидность в свете парадигмы "личность человека, имеющего инвалидность - общество". Если ранее социальная политика, затрагивающая интересы людей, имеющих инвалидность, рассматривала их как людей, имеющих, прежде всего психологические, физиологические или анатомические дефекты, приводящие к утрате им трудоспособности (это наиболее ярко отражается на делении общества, на "инвалидов" и "здоровых" - такое противопоставление встречается даже в официальных публикациях и очень широко в прессе; достаточно распространенным является следующее бытовое определение людей, имеющих инвалидность: "инвалиды", "люди с отклонениями в развитии" и т.д.), то теперь все большее распространение получает отношение к людям, имеющим инвалидность, как к полноправным членам общества, имеющим потенциальные способности, знания, умения и навыки, которые могут быть использованы обществом в его прогрессивном развитии. Демократизация затрагивает все аспекты жизни общества и приводит к качественным изменениям не только в экономической и социально-политической жизни общества, но и существенным образом изменяет общественное сознание.

Получая большею степень свободы выбора, самоутверждения и самоопределения, человек начинает все яснее ассоциировать себя с окружающей средой, в которой он живет, и приобретает навыки ценностной ориентации, инициативу, стремление к творческой активности с целью улучшения качества жизни. 
35. Итак, можно сказать, что существует определенный набор профессиональных и личностных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами и их семьями. Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость существования которого указывают все респонденты. Однако, часть респондентов (около 33%) указывают на отсутствие такой системы, ее несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт, адаптированный к условиям нашей страны.

Что касается работы с семьей  такого ребенка, то респонденты выделяют следующие формы оказания помощи родителям и сиблингам:

1. Психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги) (       %).

2. Информирование в области законодательства, методической литературы и т.п. (в том числе, и образовательные конференции и семинары) (       %).

3. Материально-бытовая помощь (       %).

В   работе    используются     следующие     формы     оказания    помощи: беседы ,семенары , творческие    кружки  , исследования, проведение    различных   меро-приятий , создание    служб ( например   “От   родителя    к   родителю”) , обучение    родителей , представительство    интересов, оказание    помощи    на     дому    и    т.п. [ 24 ] .

Участие  социального    работника    в     реабилитации     инвалидов    носит    многоаспектный    характер , который     предполагает     не    только    разностороннее образование, но   и    наличие     соответствующих   личностных   качеств, позволяющих   инвалидам    относиться    к    ним    с  доверием .

36.Технологии социальной реабилитации включает совокупность методов и приемов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность.

1. По функциям применениявыделяют следующие технологии:

1.Психологические (воздействуют на психологические процессы, состояния и функции).

2.Социально – психологические (изменяющие процессы в системе человек/ группа).

3.Медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека).

4.Финансово-экономические  (позволяющие обеспечить материальными ресурсами, пособиями и льготами).

2. По области применениявыделяют следующие технологии:

1.      Диагностика – установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации;

2.      Коррекция – изменение социального статуса, экономического и культурного уровня, ценностей и ориентации клиента;

3.      Реабилитация – помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента;

4.      Адаптация – облегчение вхождения инвалида в сравнительно незнакомое общество.

Различают следующие формы реабилитации[16, с.207]:

Медицинская реабилитация: Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.

— Психологическая реабилитация: Это воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.

— Педагогическая реабилитация: Под этим понимается целый комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование.

— Социально-экономическая реабилитация: Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и тому подобное.
— 
Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

— Спортивная и творческая реабилитация. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности.

-          Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т.е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.

 В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей можно отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу.

К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

       Диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;

        Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;

        Организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;

        Психологическое консультирование родителей;
        Обучение родителей основам реабилитации;

       Освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;

        Определение критериев эффективности реабилитации;
        Разработка методик для социально-бытовой ориентации.
       Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:
        Осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;
        Сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;
        Правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства;
        Организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;
        Привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;
        Консультации юриста.


37. Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом, при помощи приема ПАВ либо уход в азартные игры, коллекционирование, трудоголизм.

  • Химическая зависимость (курение,алкоголь,наркотики,токсикомания),

  • Пищевая зависимость,

  • Гэмблинг – игровая зависимость,

  • Религиозное деструктивное поведение

Механизм формирования

I.Этап первых проб

  • I.Этап первых проб

  • II.Этап поиска – формирования зависимого поведения

  • III. Этап групповой психической

  • зависимости

Направления профилактики

  • 1. Пропаганда здорового образа жизни, позитивных установок;

  • 2.Обучение, воспитание и развитие способности к

  • самостоятельному, цивилизованному и эффективному способу

  • преодоления сложных жизненных ситуаций;

  • 3. Снижение внушаемости (в процессе тренингов,игр);

  • 4. Формирование способности к саморегуляции;


38. Направления профилактической работы в ОУ

  • совершенствование учебного процесса,

  • совершенствование педагогических технологий, направленных на справедливое оценивание  и включение учащихся в успешную деятельность,

  • включение учащихся в значимую для них деятельность во второй половине дня,

  • профилактические классные часы, беседы…,

  • организация специальной профилактики через приглашение специалистов в этих областях,

  • проведения психологических тренингов и т. д,

  • работа с родительской общественностью и т.д.

Профилактическая работа

  • информирование о последствиях злоупотребления психоактивными веществами;

  •  формированию навыков здорового образа жизни и антинаркотических установок;

  • формирование эффективных стратегий преодоления кризисных ситуаций (стрессоустойчивость);

  •  развитию коммуникативных навыков, способности противостоять давлению группы (умение сказать «нет»);

  • формированию мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, ценности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.

Уровни профилактики заболеваний зависимого поведения

В соответствии с целевыми группами воздействия профилактические мероприятия могут быть отнесены к определенному уровню: первичному, вторичному или третичному.

ервичная профилактика

- комплекс мероприятий, направленных на население, еще не имеющего проблемного поведения, связанного с потреблением психоактивных веществ (ПАВ). Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические, и социальные влияния.

Основная целевая группа мероприятий первичной профилактики – общая популяция детей, подростков и молодых людей.

Ведущая цель первичной профилактики – предупреждение употребления алкоголя и наркотиков, формирование устойчивой ориентации и психологических установок населения на здоровый образ жизни.

Организаторы и исполнители мероприятий первичной профилактики являются - специалисты всех государственных учреждений, работающих с населением, а также сотрудники учреждений и организаций иных форм собственности, в уставах которых пропаганда здорового образа жизни обозначена как одно из направлений деятельности.

Вторичная профилактика

- комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих незначительный опыт потребления алкоголя и наркотических веществ.

Особая целевая группа на данном уровне профилактики - несовершеннолетние, состоящих на внутришкольном контроле, на учете в отделениях по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на профилактическом учёте в наркологических учреждениях.

Основная цель вторичной профилактики - психолого-педагогическая и социальная коррекция экспериментирующего с психоактивными веществами для позитивной социализации и недопущения развития процесса дальнейшего его втягивания в алкоголизацию, наркотизацию и в связанные с ними противоправные действия.

Третичная профилактика

- комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, связанные с потреблением ПАВ.

Целевая группа мероприятий третичной профилактики - лица, состоящие на диспансерном учете в наркологических учреждениях, лица, вернувшиеся из исправительных учреждений закрытого и открытого типа, прошедшие курс лечения от алкоголизма, токсикомании, наркомании, лица, склонные к совершению правонарушений и состоящие на учете в отделах по делам несовершеннолетних РУВД, и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеющие болезненную зависимость от психоактивных веществ.

Основная цель третичной профилактики – поддержание состояния ремиссии, т.е. «недопущение срыва» и комплексная реабилитация.     

Организаторы и исполнители мероприятий третичной профилактики - специалисты медицинских и правоохранительных структур, при активном участии специалистов учреждений социо-защитной системы, сотрудники государственных и негосударственных организаций и учреждений иного профиля (например - образовательные, досуговые и т.д.), имеющие специальную подготовку.

Задачи третичной профилактики:

состоят в создании поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков).


39. В возрасте от 1 до 7 лет значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому деятельность социального педагога строится, в первую очередь, с семьей ребенка (с его родителями), а также с самим ребенком.

Основным методом работы является семейная профилактика, проводимая в форме беседы, консультаций, тренингов. Социальный педагог должен придать нравственный смысл усилиям родителей и их союзникам. Семейная профилактика не должна основываться на замечаниях, угрозах или выкриках. Она должна быть направлена на коррекцию связей ребенка со сверстниками, на вовлечение детей в позитивную деятельность, на восстановление значимого статуса в семье.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта