Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

шпоры. Социальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни


Скачать 131.2 Kb.
НазваниеСоциальная педагогика сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни
Анкоршпоры.docx
Дата11.07.2018
Размер131.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры.docx
ТипДокументы
#19625
страница9 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Итак, социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании детей и антиалкогольном воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.

Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая игра.

Подростки

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа. Методы, которые запугивают детей, применять нецелесообразно;

2) организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе.

Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.;

3) антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка, злоупотребляющего алкоголем.

Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, что бы все учителя следовали антиалкогольным установкам и бы ли примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни;

4) антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательной программой учащихся подросткового возраста социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Например, в курсе «Основы государства и права» можно преподавать следующий раздел: «Лишение родительских прав вследствие злоупотребления алкоголем» и др.; в курсе «История» могут быть такие темы, как «Спаивание колонизаторами отсталых народов с целью их порабощения» и др.; в курсе «Биологии» необходимо рассказывать о влиянии алкоголя на все системы организма и др.

5) посредническая деятельность социального педагога – подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей районной поликлиники, работников близлежащих предприятий, общественности;

6) преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности многих навыков (счета, чтения, письма и др.).

Юношество

В отличие от подростков, у старшеклассников в возрасте 15-17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает формирование своего социального образа. Однако преобладает ранимость, неустойчивость; кроме того, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков.

Социальный педагог сосредоточивает свое внимание на индивидуальной работе со старшеклассниками, склонными к злоупотреблению алкоголя через:

  1. проведение индивидуальных консультаций с целью устранения причин, негативно влияющих на жизнедеятельность ребенка;

  2. социальное обучение личности, включающее формирование представлений о риске, связанном с употреблением алкогольных напитков. Социальный педагог через упражнения помогает старшекласснику усвоить нормы социально-положительного поведения. Социальному педагогу необходимо научить его освоить новые для него роли, что возможно путем поручения ребенку интересных для него функций внутри семьи и в школьном коллективе.

40. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При проведении этих программ необходимо создание условий открытого доверительного общения и творческой

атмосферы работы, основная цель которой — формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению наркотиков.

Данные программы должны включать в себя информацию о наркотиках и других психоактивных веществах:

- о действии психоактивных веществ на организм, о причинах и последствиях их употребления, формах заболеваний,

связанных с ними, путях к выздоровлению;

- о связи употребления наркотиков и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения,

социальными сетями, стрессом и путями совладания с ним.

Информация о психоактивных веществах не должна подаваться в лекционной форме. Она вплетается в струк-

туру тренинговой программы на том этапе, когда уже реализованы три наиболее важные ключевые направле-

ния.

К ним относятся:

1) осознание собственных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения;

2) развитие этих ресурсов ;

3) развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и

препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.

Ребенку необходимо помочь осознать самого себя:

- отношение к себе, своим возможностям и недостаткам;

- собственную систему ценностей, целей и установок;

- способность или неспособность делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы;

- умение оценивать жизненные ситуации с во и возможности их контролировать;

- умение общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать,

принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку.

В ходе программы необходимо формировать и развивать следующие ресурсы личности:

- позитивное отношение к себе и в тоже время умение критически себяо ценивать;

- позитивное отношение к возможностям своего изменения и развития, к вероятности совершения ошибок, но и возможности исправления их;

- умение адекватно оценивать проблемные ситуации разрешать проблемы, управлять собой и и зменять себя, ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их, контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

- умение анализировать собственное состояние и адекватно выражать свои чувства;

- умение сопереживать другими понимать мотивы и перспективы их поведения;

- принимать психологическую и социальную поддержку и оказывать ее, принимать собственные решения.

В группе, в которой проводится профилактическая работа, очень важно установление доверительных,

честных, эмоционально и социально поддерживающих отношений. Занятия с младшими подростками должны

проводиться преимущественно в игровой форме, но при этом, - содержать в себе элемент серьезной ин-

теллектуальной и психологической работы. В рабочей группе необходимо выработать обязательные правила.

Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, конфиденциальность, возможность открыто высказывать свое мнение и обозначать свою позицию, принимать на себя ответственность за активность и успешность работы группы. Очень важным компонентом работы является выполнение домашних заданий, которые предназначены, прежде всего, для включения в профилактическую ак-

тивность членов семьи, друзей. Это способствует улучшению взаимоотношений с представителями социаль-

ной среды и позволяет им включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует са-

мостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и вжизни. Еще одним важным компонентом работы в группе, где проводится профилактическая программа, является использование эффектов группового взаимодей-

ствия и развития. Это означает, что процесс занятий в группе представляет собой развивающуюся систему

взаимоотношений, получения и осмысления информации и жизненного опыта. Члены группы в процессе ее

развитиядействуютпоотношениюдругкдругувнаправлениивзаимногопониманияиподдержки. Таким образом, происходит развитие наиважнейших качеств личности, способствующих повышению социальной компетентности и эффективному процессу преодоления жизненных стрессов, высокому уровню развития личности, способности воспринимать и оказывать психологическую поддержку, эмпатийных и аффилиативных тенденций, способности искать, находить и получать поддержку от других, самимвыбирать себе друзей и лиц, с которыми будет строиться процесс общения, то есть управлять своим поведением, эффективно решать социальные проблемы. Научившись развивать эти качества в себе, члены группы смогут обучить им других, например — друзей, членов семьи ит.д.

ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Целями этих программ является обеспечение родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эф-

фективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности. Задачами этих программ являются:

Дать знания родителям о психологических особенностях ребенка, подростка, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление (формирование семейного проблем-преодолевающего поведения).

Помочь осознать собственные личностные, семейные и социальные ресурсы,

способствующие преодолению внутрисемейных

проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.

Определить направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов.

Определить направления и стратегии развития личностных ресурсов у детей. (Прояснить ответы на вопросы: Как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись? Как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а неподавляющей системой?)

Обучить навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми.

Выявить родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи.

Выявить родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям. Обучить их основам оказания консультативной помощи другим родителям.
Вопросы
1. Понятие, объект и предмет соц. пед.

2. Основные категории соц. пед.

3. Функции и задачи соц. пед.

4. Ведущие направления соц-пед. деятельности

5. Международные правовые акты по защите прав ребенка.

6. Российская нормативно-правовая база по защите детства.

7. Цели и задачи уполномоченного по правам ребенка.

8. Особенности создания ювенальной юстиции в России.

9. Принципы соц.-пед. исследования.

10. Логическая структура исследования.

11. Основные принципы соц. педагогики.

12. Сущность и структура соц.-пед. процесса.

13. Социализация чел-ка как соц.-пед. явление.

14. Агенты и виды социализации.

15. Факторы социализации.

16. Особенности социализации чел-ка на разных возрастных этапах.

17. Воспитание как институт социализации: функции, виды, модели.

18. Основные подходы в соц. воспитании.

19. Социальное воспитание как системное явление: цель, задачи, содержание, функции.

20. Принципы и методы соц. воспитания.

21. Семья как субъект социализации и воспитания.

22. Психолого-пед. основы семейного воспитания.

23. Социально-пед. работа с семьей.

24. Особенности различных категорий семей и их учет в соц-пед. работе.

25. Понятие соц-пед. виктимологии.

26. Факторы виктимизации чел-ка.

27. Направления виктимологической деятельности.

28. Понятие, виды, варианты маргинальности.

29. Основные подходы к профилактике маргинальности.

30. Особенности соц-пед. реабилитации маргинальных слоев населения.

31. Понятие, формы, виды и уровни отклоняющегося поведения.

32. Понятие профилактики, виды и уровни соц.-пед. профилактики.

33. Понятия «инвалидность», ребенок инвалид, ребенок с огранич. возможностями здоровья.

34. Детская инвалидность как соц-педю проблема.

35. Основные формы помощи детям-инвалидам.

36. Технологии комплексной поддержки родителей, воспитывающих ребенка-инвалида.

37. Понятие и механизмы формирования зависимого поведения.

38. Основные направления и уровни профилактики зависимого поведения у несовершеннолетних.

39. Содержание соц.-пед. деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к зависимому поведению.

40. Программное обеспечение профилактики зависимого поведения у несовершеннолетних.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта