Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Социальные институты как понятия социологической науки.

  • Во-первых

  • Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей.

  • 2. Типология социальных институтов и их основные признаки.

  • Неформальные социальные институты

  • Политические

  • Институты культуры и социализации

  • Установки и образы поведения . (Для семьи – привязанность, уважение, ответственность; для института образования – любовь к знаниям, посещаемость). Культурные

  • Утилитарные культурные черты

  • Устные и письменные кодексы поведения . (Для государства – конституция, законы; для бизнеса - контракты, лицензии). Идеология

  • 3. Функции социальных институтов и их взаимосвязь. Проблема дисфункции

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

  • Коммуникативная функция.

  • Торстейн Веблен (1857-1929)

  • 9.СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.. Социальные институты и социальные организации


    НазваниеСоциальные институты и социальные организации
    Анкор9.СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ..doc
    Дата11.03.2018
    Размер60 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла9.СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ..doc
    ТипДокументы
    #13907

    СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ


    1. Социальные институты как понятия социологической науки.

    2. Институциональные признаки и типология социальных институтов.

    3. Функции социальных институтов в обществе.


    1. Социальные институты как понятия социологической науки.
    С обществом, с другими людьми человек связан тысячами невидимых нитей. И врядли это вызывает сомнение. Завися друг от друга, индивиды, социальные общности, т.е. субъекты вступают во взаимосвязь.

    Если люди для реализации своих потребностей вступают в общественные отношения, то они заинтересованы, чтобы эти отношения были прочными и длительными, т.е. сохраняли целостность социальной системы. Для обеспечения такой целостности люди создавали систему учреждений, закрепляющих нормативное регулирование отношений и контролирующих поведение своих членов.

    Социальные институты- великое социальное изобретение человечества. Если человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, с обществом, то в системе социальных связей социальные институты- это наиболее крепкие, мощные контакты.

    Для человеческого общества оказалось жизненно необходимым закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы или общества, заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения ( т.е. институты семьи, образования и т.д.).

    Фиксирование отношений в форме института заключается в создании жесткой, закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

    В чем преимущество социального института, и чем обеспечивается особая эффективность социальных институтов? Во-первых, особый тип и механизмы регламентации обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей.

    Во-вторых, четкое распределение функций, прав и обязанностей, наличие санкций обеспечивает большую предсказуемость поведения индивида в пределах социального института, а самому социальному институту - регулярную возобновляемость

    В-третьих, обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность социального института, разделения труда и профессионализация выполнения функций в рамках института (деперсинификация). Наличие учреждений для выполнения институтом своих функций, наличие средств и ресурсов ( помещений, оборудование, денежные ресурсы и т.д.).

    Особые условия для возникновения социальных институтов:

    1. должна возникнуть и распространиться некая потребность;

    2. должны быть в наличии операциональные средства для удовлетворения этой

    потребности, т.е. система функций, действий, операций.

    1. институт должен быть наделен ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

    2. для обеспечения самовоспроизводства института необходима и некая культурная среда, т.е. должна формироваться присущая ему субкультура (особая система знаков, символов, правил поведения).

    Термин «институт» имеет множество значений и происходит от латинского слова

    «institutum»- установление, устройство. Со временем он приобрел два основных значения - узкое техническое + учебное заведение) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений (например: институт брака и т.д.). Социологи, позаимствовав это понятие правоведов, наделили его новым содержанием.

    В социологии понятие социальный институт впервые использовал Г. Спенсер.

    Социальные институты Э.Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства социальных отношений и связей».

    Заметное внимание уделяли институтам К. Маркс и М. Вебер. Маркс изучал

    институты частной собственности, разделения труда, а М. Вебер дал пример анализа института бюрократии, религии и др. В современной социологии социальным институтами занимались Т. Парсонс, Дж. Хоманс и другие.

    Можно дать следующее определение: Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Социальный институт нужно отличать от конкретных организаций и социальных групп. Например, понятие « социальный институт семьи» означает не отдельную семью, а комплекс норм, социальных ролей, реализуемых в бесчисленном множестве конкретных семей.

    Такие понятия как институт, группа, ассоциация тесно связаны. Но между ними есть и существенное различие. Дело в том, что всегда есть люди, которые осуществляют связи в рамках института и используют его нормы на практике. Поэтому в каждый институт входит много групп и ассоциаций. Так церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через группы. Следовательно, институты, социальные группы, ассоциации взаимосвязаны, полностью разделять их бессмысленно.

    Известную трудность представляет разграничение понятий социальные институты и социальные организации. Это происходит потому, что многие социальные явления (например, системы образования, здравоохранения, армия, суд, банк) могут рассматриваться и как социальный институт и как социальная организация. Немало социологов вообще не считают необходимым различать их, другие же такое разграничение проводят более или менее четко.

    Так Нейл Смелзер определяет организацию как характерную для сложных обществ «крупную вторичную группу, образуемую для достижения определенных целей».

    Российский социолог Геннадий Осипов рассматривает социальные организации как сложные взаимосвязанные иерархические целевые социальные системы, как своего рода «клеточки» социальной структуры, её малые совокупности».

    А.И. Пригожин в книге «Социология организаций» выделяет признаки, характерные для социальной организации: целевая природа, распределение членов организации по ролям и статусам, разделение труда и его специализация, построение по вертикальному (иерархическому) принципу, наличие специальных средств регулирования и контроля за деятельностью организаций (прежде всего через создаваемые управляющей подсистемой институты и нормы), целостность социальной системы.

    Как социальные институты социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.
    2. Типология социальных институтов и их основные признаки.
    Институализованные социальные связи бывают формальными и неформальными.

    Формальные социальные институты имеют общий признак - взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов и т.д. Формальные социальные институты играют важную роль в упрочении общества.

    Неформальные социальные институты хотя и регламентированы в социальных действиях, связях, но не оформлены законами, правилами, положениями. Например, институт дружбы. Ему присущи многие признаки социального института.

    С точки зрения содержания целей и задач, которые имеют социальные институты, охватывающие все сферы жизни общества, они подразделяются на:

    1. Политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением власти (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и др.).

    2. Экономические, связанные с организацией и управлением хозяйственной деятельностью (собственность, банк, предприятие, деньги, труд, рынок).

    3. Институты культуры и социализации, связанные с созданием, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, учреждения культуры, семья и др.).

    Ведущая роль среди этих институтов принадлежит политическим институтам.

    Но есть среди множества социальных институтов важнейшие, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи полагают, что таких институтов в развитых обществах всего пять. Это: институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, к важнейшим можно было причислить и институты науки.

    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

    Для выполнения своих функций социальный институт должен формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействия с другими институтами. Поэтому сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

    Российский социолог С.С. Фролов выделяет пять групп общих признаков социальных институтов:

    • Установки и образы поведения.

    (Для семьи – привязанность, уважение, ответственность; для института образования – любовь к знаниям, посещаемость).

    • Культурные символы.

    (Для семьи – обручальное кольцо, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фабричная марка, патентный знак).

    • Утилитарные культурные черты.

    ( Для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, предприятие, оборудование; для образования – классы, библиотека).

    • Устные и письменные кодексы поведения.

    (Для государства – конституция, законы; для бизнеса - контракты, лицензии).

    • Идеология.

    ( Для семьи – романтическая любовь, совместимость; для бизнеса – монополии, свобода торговли и т.д.).

    Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это обозначает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.
    3. Функции социальных институтов и их взаимосвязь. Проблема дисфункции.
    Социальные институты имеют два типа функций: явные и латентные (скрытые).

    Явные функции легко распознаются как часть признанных целей института. Латентные функции осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они, и признаны, считаются побочным продуктом.

    Как же действует институт, в чем заключается его функции?

    1. Явные функции.

    Одна из важнейших черт института является его соответствие «социальной


    потребности». Практически все теоретики общественных наук стремятся определить, в чем заключаются эти потребности.

    Наконец, более современные исследователи Г. Ленски и Дж. Ленски (США) предлагают такой перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

    1. Коммуникация между членами общества. Всегда есть разговорный язык.

    2. Производство товаров и услуг.

    3. Распределение товаров и услуг.

    4. Защита членов общества от физической опасности, биологических организмов и врагов (других людей).

    5. Замена выбывающих членов общества (путем биологического размножения и воспитания (социализация).

    6. Контроль над поведением членов общества.

    Эти потребности и удовлетворяют социальные институты. Производство 

    потребности № 2 и 3, семья и институты образования  потребность № 5, правовые и правительственные институты  потребность № 6.

    Из всего изложенного выше становится понятным, откуда берутся и функции социальных институтов.

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

    Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, стандартизирующих поведение своих членов и делающих его предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок, поддерживает соблюдение норм и правил. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Так институт семьи стремится обеспечить состояние каждой отдельной семьи, ограничивает возможности её распада ( в прежние времена даже партийные органы занимались этой проблемой). Общество стремится сделать процедуру развода как можно более болезненной.

    1. Регулятивная функция.

    Она состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает

    регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области.

    1. Интегративная функция.

    Эта функция включает в себя процессы сплочения членов социальных групп. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов:

    а) консолидация и совмещение усилий;

    б) мобилизация (каждый вкладывает свои ресурсы в достижение целей);

    в) конформность личных целей индивидов с целями других. Интеграция – это одно из условий выживания организаций.

    1. Транслирующая функция.

    Заключается в передаче социального опыта. Приходят новые поколения, в связи с

    этим в каждом институте есть механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам, ролям.

    1. Коммуникативная функция.

    Суть этой функции состоит в распространении информации как внутри социального института так и во взаимоотношениях с другими институтами. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы. СМИ специально предназначен для передачи информации, другие имеют ограниченные возможности. Одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

    Когда институт не справляется с выполнением своих функций, его ждут дезорганизация и изменения: эти функции могут быть присвоены другим институтам.

    II. Латентные функции.

    Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые не планировались заранее и не являются желательными. Они могут иметь большое значение для общества.

    Так церковь стремится закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры. Но независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность, фанатики начинают гоне6ния на иноверцев и т.д.

    Семейное воспитание может приводить к конфликту индивида с культурной группой.

    Американский экономист и социолог Торстейн Веблен (1857-1929) хорошо показал действие латентных функций. Он писал: «Было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадилак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Эти вещи приобретаются не ради удовлетворения насущных потребностей». Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа.

    Образование – латентная функция – получение диплома и повышение социального статуса.




    написать администратору сайта