Главная страница
Навигация по странице:

  • Система упражнений

  • Речевые

  • Основные типы и виды упражнений

  • Понятие "система упражнений" и ее основные компоненты

  • Система Подсистема обучение говорение монологическое диалогическое чтение письмо аудирование Комплекс Серия упражнений

  • Цикл упражнений Группы упражнений Требования к системе упражнений

  • Проблема взаимодействия навыков и умений и ее отражение в системе упражнений

  • Методика Экзамен. Содержание обучения ия


    Скачать 89.18 Kb.
    НазваниеСодержание обучения ия
    АнкорМетодика Экзамен.docx
    Дата12.02.2018
    Размер89.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодика Экзамен.docx
    ТипДокументы
    #12635
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    . упражнения как основная форма обучения иностранному языку


    Процесс овладения иностранным языком в практических целях связан с затратами времени, усилий для овладения речевыми умениями.

    Основная форма организации деятельности – упражнения. Упражнение – это многократное повторение однотипных операций или действий, которое опирается на осознание и сопровождается контролем или самоконтролем.

    Использование тех или иных упражнений требует понимания, на что направлено данное упражнение, какое место в системе упражнений оно занимает и что является результатом его выполнения.

    Упражнения бывают языковые и речевые. Следует помнить, что языковые единицы – это средство общения, а не самоцель, поэтому языковые упражнения нужно ориентировать на то, чтобы операции служили подготовкой к коммуникации.

    Упражнения следует проводить в устной форме, а на дом задавать те же упражнения, но в письменной форме. Устных упражнений должно быть больше. Не стоит давать на дом заведомо трудные упражнения, которые вызовут ошибки. Контролировать нужно то, чем занимались.

    Упражнения должны составлять систему. Система упражнений – это такая организация учебных действий, которая предполагает определённую последовательность упражнений с учётом нарастания языковых и операционных трудностей.

    Требования к системе упражнений:

    1.            Выполнение действия должно быть целесообразным (соответствовать и заданным целям, и природе явления);

    2.            Последовательность должна соответствовать стадиям становления навыков и умений (от имитативных упражнений – к самостоятельному продуцированию по какому-либо стимулу).

    . классификация упражнений


    Выделяются языковые и речевые упражнения.

    Языковые упражнения могут быть тренировочными (подготовительными): они подготавливают к тому, чтобы навыки включались в речевую деятельность.  Цель языковых упражнений – формирование навыков (операций). Материалом для этих упражнений являются однотипные языковые единицы. Операции: наблюдение, анализ, сравнение, выбор, трансформация, подстановка, обобщение, составление по аналогии.

    Предлагаются упражнения имитативные, аналитико-дифференцирующие, оперативно-тренировочные, конструирующие, репродуцирующие.

    Эти упражнения аспектные (фонетические, (лексико-)грамматические (грамматики без лексики не существует), лексические).

    Нужно помнить, что язык – это средство общения, а не самоцель. Языковые упражнения следует ориентировать на то, чтобы операции служили подготовкой к коммуникации.

    Речевыми называются упражнения, развивающие речевые умения, имеющие коммуникативную задачу, адекватную задаче реального высказывания, и ничем не обусловленную форму высказывания. В них всё внимание говорящего направлено на содержание высказывания, языковая форма не задаётся в условиях упражнения. Это коммуникативные, творческие упражнения. Используется разнотипный материал. Действия: сообщение, просьба, подтверждение, соглашение, опровержение, уточнение. Стимулами для высказывания являются коммуникативные установки. Нужно идти от замысла к поиску языковых средств ("Расскажите о…", а не "Составьте предложение со словами…"). Результат - продуцирование целого текста в соответствии с темой или ситуация общения.

    Речевые упражнения могут быть ситуативными. Высказывания учащихся стимулируются предлагаемой ситуацией. Описывая ситуацию, преподаватель должен определить возможные её компоненты (обстоятельства, условия, социальные роли участников, их характеры и т.п.) и поставить перед учащимися экстралингвистическую задачу, требующую разрешения (Договоритесь, когда лучше провести собрание нашей группы). При этом каждый участник получает ряд ограничений: "Пятого у вас тренировка. Шестого вы идёте на день рождения и т.п.".

    Игровые речевые упражнения создают на уроке атмосферу естественного общения, РЯ используется как средство для достижения внеязыковой цели (победить). В больших группах целесообразно проводить командные соревнования. Результаты должны оцениваться по реальным критериям, а не по языковым.

    Требования:

    1.             Задания к упражнениям должны носить коммуникативный характер. Т.е. не "Вместо точек вставьте…", "Употребите слова, данные в скобках, в нужной форме…", "Составьте предложения со словами…", а "Выразите своё согласие/несогласие с…", "Выразите своё сомнение в…", "Уточните…".

    2.             Упражнения должны быть ситуативно отнесёнными: для тренировки той или иной грамматической конструкции должны отбираться те ситуации, в которых эта конструкция реально функционирует в речи. Например, на вопрос У вас есть словарь? – ответ "Нет" или "К сожалению, нет", а не "Нет, у меня нет словаря".

    3.             Упражнения должны быть построены так, чтобы обеспечивались относительная безошибочность и быстрота их выполнения. Нельзя, например, тренировку употребления конструкции "у кого нет чего" сразу начинать с упражнений типа "Скажите, что у вас нет того, о чём вас спрашивают": - Дайте мне, пожалуйста, ваш телефон. – У меня, к сожалению, нет телефона. С самого начала лучше предложить такие: "Переспросите собеседника, выражая своё удивление. Спросите, где находится предмет, о котором идёт речь": -У меня нет часов. – Нет часов? А где же они?

    понятие системы упражнений. система упражнений для формирования речевых навыков.


    Основная форма организации деятельности – упражнения. Упражнение – это многократное повторение однотипных операций или действий, которое опирается на осознание и сопровождается контролем или самоконтролем.

    Использование тех или иных упражнений требует понимания, на что направлено данное упражнение, какое место в системе упражнений оно занимает и что является результатом его выполнения.

    Упражнения должны составлять систему. Система упражнений – это такая организация учебных действий, которая предполагает определённую последовательность упражнений с учётом нарастания языковых и операционных трудностей.

    Требования к системе упражнений:

    1.      Выполнение действия должно быть целесообразным (соответствовать и заданным целям, и природе явления);

    2.      Последовательность должна соответствовать стадиям становления навыков и умений (от имитативных упражнений – к самостоятельному продуцированию по какому-либо стимулу).

    Требования к упражнениям:

    1. Задания к упражнениям должны носить коммуникативный характер. Т.е. не "Вместо точек вставьте…", "Употребите слова, данные в скобках, в нужной форме…", "Составьте предложения со словами…", а "Выразите своё согласие/несогласие с…", "Выразите своё сомнение в…", "Уточните…".

    2. Упражнения должны быть ситуативно отнесёнными: для тренировки той или иной грамматической конструкции должны отбираться те ситуации, в которых эта конструкция реально функционирует в речи. Например, на вопрос У вас есть словарь? – ответ "Нет" или "К сожалению, нет", а не "Нет, у меня нет словаря".

    3. Упражнения должны быть построены так, чтобы обеспечивались относительная безошибочность и быстрота их выполнения. Нельзя, например, тренировку употребления конструкции "у кого нет чего" сразу начинать с упражнений типа "Скажите, что у вас нет того, о чём вас спрашивают": - Дайте мне, пожалуйста, ваш телефон. – У меня, к сожалению, нет телефона. С самого начала лучше предложить такие: "Переспросите собеседника, выражая своё удивление. Спросите, где находится предмет, о котором идёт речь": -У меня нет часов. – Нет часов? А где же они?

    Основные типы и виды упражнений

    Вопрос о системе упражнений является одним из спорныхю Особенно в 50-е годы велась бурная дисскусия о том, какие упражнения наиболее эффективные. Пришли к следующему выводу, что лучше всего классифицировать упражнения следующим образом: 1. языковые упражнения, 2. условноречевые упражнения, 3. подлиноречевые упражнения.

    Понятие "система упражнений" и ее основные компоненты

    Система упражнений имеет очень сложную структуру. Центральное место занимают упражнения, которые должны быть в системе. Почему вопрос о системе упражнений очень важен? 1. он актуален в практическом плане (одно упражнение само по себе не гарантирует успешности в целом), 2. этот вопрос сложен в теоретическом плане, поскольку система упражнений связана с рядом проблем. Система упражнений - совокупность таких типов и видов упражнений, которые выполняются в таком количестве и качестве с учетом закономерностей формирования навыков и умений и обеспечивают высокий уровень овладения в заданных условиях.

    Система

    Подсистема

    обучение говорение монологическое диалогическое чтение письмо аудирование

    Комплекс

    Серия упражнений

    фонетические лексические грамматические

    Цикл упражнений

    Группы упражнений

    Требования к системе упражнений:

    1. адекватность данного вида и типа упражнений виду речевой деятельности, 2. взаимодействие всем видам речевой деятельности.

    Проблема взаимодействия навыков и умений и ее отражение в системе упражнений

    Первичное умение - Языковое упражнение

    Навык -Условноречевое упражнение

    Вторичное умение - Подлинноречевое упражнение
    1   2   3   4
    написать администратору сайта