Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность конкуренции

  • Виды конкуренции в ЖКХ

  • Список литературы

  • Виды конкуренции в ЖКХ. Содержание Сущность конкуренции Виды конкуренции в жкх список литературы Сущность конкуренции


    Скачать 30.7 Kb.
    НазваниеСодержание Сущность конкуренции Виды конкуренции в жкх список литературы Сущность конкуренции
    АнкорВиды конкуренции в ЖКХ.docx
    Дата17.01.2018
    Размер30.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВиды конкуренции в ЖКХ.docx
    ТипДокументы
    #11410

    Содержание

    Сущность конкуренции…………………………………………………………...3

    Виды конкуренции в ЖКХ……………………………………………………….5

    Список литературы………………………………………………………………11

    Сущность конкуренции

    Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

    Рассматривая конкуренцию, необходимо указать ее положительные и отрицательные стороны.

    Положительные стороны конкуренции:

    • конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

    • конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

    • конкуренция стимулирует повышение качества товара;

    • конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

    • конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

    • конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

    • конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

    • конкуренция вводит новые формы управления.

    Отрицательные стороны конкуренции:

    • при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

    • многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

    Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы: при его производстве, производительность труда, уровень налогообложения, внедрение научно-технических разработок, размеры прибыли предприятия, величина оплаты труда.

    Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

    Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны – это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой – это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что в конечном счёте оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента.

    Конкуренция – это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого
    рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

    Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования – это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна «санировать» производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.

    С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в трех основных аспектах:

    1. как степень состязательности на рынке;

    2. как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

    3. как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

    Виды конкуренции в ЖКХ

    Жилищно-коммунальное хозяйство – комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населённых пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путём предоставления им широкого спектра услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.

    Развитие конкуренции в сфере ЖКХ является одним из важнейших факторов эффективности и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Основные особенности, характерные для рынка жилищно-коммунальных услуг:

    Во-первых, рынок жилищно-коммунальных услуг относится к высоколокализованным региональным рынкам, что обусловливает его структуру и характер конкурентной среды. Уровень монополизации данного рынка во многом определяется типом района или населенного пункта. Региональные и муниципальные рынки жилищно-коммунальных услуг в России находятся еще на стадии формирования. Важным аспектом в процессе демонополизации и развития конкуренции на рынке ЖКУ являются изменения, связанные со структурой собственников жилья. Одной из предпосылок создания конкурентной среды должна стать приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий, работающих в данной сфере. Это обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать привлечению частного капитала в ЖКХ.

    Во-вторых, модель рынка ЖКУ характеризуется наличием конкурентных (потенциально конкурентных) и неконкурентных (естественномонопольных) сфер деятельности. В конкурентных сферах деятельности необходимое обеспечение интересов производителей и потребителей может быть достигнуто рыночными инструментами, в том числе методами антимонопольного регулирования и контроля. Опыт применения антимонопольного законодательства показывает, что саморегулирование является преждевременным, поскольку специфика рынков ЖКХ такова, что принятие необоснованных решений может дестабилизировать ситуацию в экономике в целом.

    Предприятия, предоставляющие услуги, оказание которых связано с использованием инженерных сетей, относятся к субъектам естественных локальных монополий (их доля на рынке данных услуг практически всегда составляет 100 %). К естественно-монопольным рынкам следует относить услуги по передаче тепловой и электрической энергии, газа, а также водоснабжение и водоотведение. Границы этих систем являются географическими границами рынка данных услуг, так как потребитель, подсоединенный к одной системе сетей, не может воспользоваться услугами другой. В отношении систем водоснабжения и водоотведения следует отметить, что технически выделение сетевой составляющей от водозабора невозможно и данный вид деятельности следует рассматривать как единый комплекс (услугу).

    Что касается цен на коммунальные услуги, то они не подчиняются воздействию рынка. Здесь необходимо сравнить, имеет ли коммунальная деятельность какое-либо сходство с моделью конкурентного рынка. Например, рынок инженерных услуг, функционирование которого может быть рассмотрено как полная аналогия рынка частных товаров. Такое сходство этих рынков ввело в заблуждение не только авторов концепции коммунальной реформы, но и многих экономистов и политиков. Единственное, что роднит эти два рынка – свойство однородности продукции, что позволяет покупателю конкурентного товара не отдавать предпочтений ни одному продавцу. Следует обратить внимание на некоторые важные моменты, которые существенно отличают рынок коммунальных услуг от рынка конкурентных товаров. Особенности:

    • невозможность рыночного регулирования цен в сфере коммунальной деятельности;

    • рынок коммунальных услуг изначально является равновесным, что не позволяет колебание объемов потребления услуг использовать для ценового регулирования;

    • на конкурентном рынке отдельный производитель лишен возможности влиять на цены. На рынке коммунальных услуг такая возможность не только существует, но и входит в круг экономических интересов производителя услуг;

    • несмотря на все, необходимость регулирования цен в данной сфере сохраняется. Это обстоятельство обуславливает и придает ценам еще более субъективный характер, превращает их в инструмент борьбы экономических интересов и источник экономических противоречий;

    • экономический механизм коммунальной деятельности лишен автоматизма действия механизма конкурентного рынка в силу уникальности (отсутствие взаимозаменяемости), насущного характера и постоянной доступности услуг потребителю.

    Жилищные услуги, такие, как содержание и ремонт, в том числе капитальный, жилищного фонда, управление его обслуживанием, эксплуатация и ремонт лифтового оборудования, вывоз твердых бытовых отходов относятся к конкурентным рынкам услуг.

    Развитие конкуренции в сфере управления обслуживанием жилищного фонда должно осуществляться в двух направлениях:

    1. управление жилищным фондом (через заключение договора на управление с собственником);

    2. оказание услуг, выполнение работ (через заключение договора на оказание жилищно-коммунальных услуг с управляющей организацией).

    На мой взгляд, в сфере ЖКХ могут действовать следующие виды конкуренции:

    1. Совершенная (свободная, чистая) конкуренция – идеализированное состояние рынка, когда отдельные заказчики и поставщики не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение заказчиков и поставщиков заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Признаки: множество равноценных заказчиков и поставщиков; однородность и делимость предлагаемых услуг;

    отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

    2. Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

    3. Недобросовестная конкуренция – нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Признаки: распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, потребительских свойств, качества оказываемых услуг; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; оказание услуг с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

    4. Ценовая конкуренция – это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.

    5. Неценовая конкуренция – метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.


    Список литературы

    1. ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-ФЗ

    2. ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ

    3. Азоев Г.А. Конкуренция: анализ, стратегия и практика, 2005. – 213 с.

    4. Беляев Д.Е. Развитие конкуренции в сфере ЖКХ, 2007. – 102 с.

    5. Новикова Н.Г. проблемы методологии анализа факторов формирования конкурентной среды в сфере ЖКХ, 2008. – 209 с.

    6. Ряховская А.Н. Создание конкурентной среды в ЖКХ, 2006. – 97 с.

    7. Салама Ю.М. Программа реформирования ЖКХ и переход на рыночные отношения, 2007. – 114 с.

    8. Челенков А.П. Анализ конкурентоспособности на взаимосвязанных рынках, 2005. – 259 с.

    9. Юданов А.Ю. Конкуренция, 2008. – 267 с.



    написать администратору сайта