Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Понятие правовой культуры

  • 2.Правовая культура личности

  • 3.Соотношение правовой культуры и правового нигилизма.

  • 4.Роль законотворчества и законодательства в повышении правовой культуры

  • правовая культура. Содержание Введение 2 Понятие правовой культуры 4 Правовая культура личности 8 Соотношение правовой культуры и правового нигилизма. 11 Роль законотворчества и законодательства в повышении правовой культуры 13 Заключение 24 Литература 26 Введение


    Скачать 103.5 Kb.
    НазваниеСодержание Введение 2 Понятие правовой культуры 4 Правовая культура личности 8 Соотношение правовой культуры и правового нигилизма. 11 Роль законотворчества и законодательства в повышении правовой культуры 13 Заключение 24 Литература 26 Введение
    Анкорправовая культура.doc
    Дата02.12.2017
    Размер103.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаправовая культура.doc
    ТипЛитература
    #6331
    КатегорияЮриспруденция. Право





    Содержание

    Введение 2

    1.Понятие правовой культуры 4

    2.Правовая культура личности 8

    3.Соотношение правовой культуры и правового нигилизма. 11

    4.Роль законотворчества и законодательства в повышении правовой культуры 13

    Заключение 24

    Литература 26



    Введение


    Правовая культура - качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права.

    Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.

    Правовая культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

    Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обяза­тельно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

    В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократичес­кого государства можно лишь через нравственное и правовое со­знание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внут­ренним (личностным) механизмом определения правовой пози­ции (выбора правомерного или противоправного варианта пове­дения).

    Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.

    Правовая культура - показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правосознания.

    1.Понятие правовой культуры


    Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

    Правосознание – это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Это еще и новый этап состояния общественного сознания.

    Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию как одной из важнейших форм общественного сознания и даже мировоззрения, теория права выделяет и изучает структуру правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризует два пласта – правовая идеология и правовая психология.

    Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.

    Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

    Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве. Необходимым элементом правовой культуры является нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.

    Показателями уровня правовой культуры в цивилизованном обществе являются: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов, уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина, системность и доступность законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других. С точки зрения этих показателей можно оценить правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения или обеспечения правопорядка в стране; правовую культуру общества в целом, социальных групп и страт (например, правовую культуру должностных лиц), отдельных людей1.

    Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.

    Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства.

    Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

    Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

    Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

    Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

    Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

    Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

    При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, «момент».

    2.Правовая культура личности


    Правовую культуру личности составляют

    • правосознание и правовое мышление;

    • правомерное поведение;

    • результаты правомерного поведения и правового мышления.

    Правовая культура личности (общая и специальная - про­фессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от:

    • степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;

    • специфики профессиональной деятельности;

    • индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.

    Культурный стиль правомерного поведения характе­ризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выра­жающейся в особенностях выбора варианта правомерного по­ведения в границах, которые определены нормами права.

    Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая про­фессионально занимается юридической деятельностью, тре­бующей специального образования и практической подготов­ки.

    Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в со­ответствующих областях профессиональной деятельности. Вме­сте с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специ­фику, что обусловливает особенности правовой культуры раз­личных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвока­тов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, на­пример, сотрудников милиции различен. Различия наблюдают­ся в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, об­щественной безопасности, транспортной, государственной ав­томобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной ин­спекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотруд­ников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они нахо­дятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

    Главное в профессиональной правовой культуре - вы­сокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юри­дических кадров, роль юридических служб во всех сферах об­щественной и государственной жизни, положение суда, адво­катуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д.

    Выделяя три вида правовой культуры, следует пом­нить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: право­вая культура, как социальное явление, едина; правовая культу­ра общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и резуль­татом культурно-правовой деятельности граждан и их профес­сиональных групп.

    Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

    Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квали­фикации. Юрист на своем рабочем месте должен соответство­вать своей профессии и соответственно укреплять свой пре­стиж и престиж сообщества юристов.

    Юрист - личность, которая призвана стать выше сво­их привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок, с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и рас­следованием преступлений - схватка между личностями, ха­рактерами. Человек формируется в личность в процессе соци­альной практики. Юридическое образование - первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и по­нимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязанно­стей, прав и основных свобод человека, признанных законо­дательством страны и международным правом.

    Теоретический уровень правовой культуры представля­ет собой научные знания о сущности, характере и взаимодей­ствии правовых явлений вообще, механизма правового регули­рования, правового поля государства, а не только его отдель­ных направлений.

    Правовая культура юриста содержится в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократиче­ского и морального содержания.

    3.Соотношение правовой культуры и правового нигилизма.


    Нигилистическое отношение, то есть абсолютное отрицание, формулируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.

    Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционеров, вместо того чтобы внушить ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник.

    Поэтому так важно формировать, использую и искусство, и СМИ, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

    Во многих кинокартинах герои-полицейские – это лица негритянского происхождения, и этим также снимаются нелепые расовые, националистические, шовинистические представления.

    Таким образом, правовой нигилизм – это во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.

    Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права.

    Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура.

    4.Роль законотворчества и законодательства в повышении правовой культуры


    Уровень развития правового государства, цивилизованности общества во многом определяется уровнем правовой культуры его граждан. Вполне очевидно, что правовая культура является разновидностью общечеловеческой культуры. Под ней многие специалисты понимают качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества2.

    Правовая культура, будучи необходимым условием точного и неуклонного выполнения правовых предписания, обеспечения законности правовой основы государственной и общественной жизни, безусловно, выполняет важную роль в правовой системе общества. Тем не менее, ей практически никогда не уделяли должного внимания в России как в далеком прошлом, так и в советский период, а также в настоящее время. Это, видимо, потому, что в нашей стране правовая культура по большому счету никогда не рассматривалась как один из возможных способов правления. В ней не нуждалось ни русское, ни советское самодержавие. А многовековое крепостничество, лишавшее многих людей правосубъектности, репрессивное законодательство, несовершенство правосудия отнюдь не способствовали формированию правовой культуры. Следует отметить, что руководящие кадры партии еще в начале Советской власти отдавали себе отчет в том, что "у нас никаких корней уважения к праву и к закону в народе не было и не могло быть"3.

    Во второй половине советского периода предпринимались определенные попытки по повышению правовой культуры граждан. Партийными и советскими органами государственной власти принимались решения по данному вопросу, практиковались выездные судебные заседания, всенародно обсуждались некоторые законопроекты, включая и конституции страны, по линии общества "Знание" организовывались в середине 70-х гг. лекции для населения. Повышение уровня правовой культуры трудящихся рассматривалось как неотъемлемая часть профессиональной деятельности юристов. Об этом свидетельствуют законодательство, определяющее функции юридических органов и учреждений, документы центральных юридических ведомств, в которых участие юридических работников в правовом воспитании и пропаганде права рассматривалось как их профессиональный долг и служебная обязанность. Тем не менее, нельзя утверждать, что сложилась определенная установившаяся система работы по повышению правовой культуры. Не зря в Программе КПСС говорилось, что "обсуждение трудящимися проектов законов и других решений как общегосударственного, так и местного значения должно стать системой".

    Но в последние годы многое и из этого положительного опыта растеряли, хотя именно сейчас вплотную ставится задача создания демократического правового государства. К тому же идет существенное реформирование законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне. В этих условиях формирование правовой культуры становится одной из важнейших задач институтов государственной власти. Вне решения данной задачи невозможно построение гражданского общества, реформирование многих сфер жизни, эффективная борьба с социально негативными формами поведения. Поэтому, на мой взгляд, именно сейчас необходимо уделить существенное внимание повышению правовой культуры. Но прежде чем говорить о некоторых направлениях такой работы, отмечу основные элементы правовой культуры. Они практически вытекают из ее определения. К ним в учебной литературе относят правовые нормы, правоотношения, правосознание, правопорядок и т.д4.

    В специальной монографической литературе к ним относят:

    1. состояние правосознания в обществе, то есть степень знания и понимания права, осознание необходимости строгого выполнения требований законности, уровень развития чувства права и законности;

    2. состояние законности, которое характеризуется степенью развертывания всех ее требований, реальностью их осуществления (прочностью правопорядка);

    3. состояние законодательства, совершенство его содержания и формы;

    4. состояние практической работы в области права - суда, а также прокуратуры, других юридических органов, выражающее их реальную роль в политической и правовой системе, степень использования передовых приемов юридической техники, правил научной организации труда и т.п5.

    Как видно, нет принципиальной разницы между элементами правовой культуры, определяемыми в учебной и монографической литературе. Повышение правовой культуры происходит через совершенствование ее элементов, в частности через законотворчество и законодательство. Рассмотрим данный вопрос подробнее. Знание законотворчества, соблюдение его процесса и участие в нем граждан в значительной степени способствует повышению их правовой культуры. Законотворчество предполагает как подготовку законопроектов, так и участие в их обсуждении. И, если в первом случае возможности граждан более ограничены в силу необходимости специальных знаний, то во втором случае, когда речь идет о готовом законопроекте, они принимают активное участие в его обсуждении.

    Необходимо сказать, что такая практика сложилась еще в советский период. Из печати известно, что в свое время, например, общенародному обсуждению подверглись проекты конституции СССР, Основ гражданского законодательства, гражданского судопроизводства, земельного законодательства, законодательства о браке и семье и др.

    Активное обсуждение на страницах "Российской газеты" получил проект ныне действующей Конституции Российской Федерации. Однако заданный тон дискуссии, особенно по отношению к альтернативным проектам, изначально не способствовал в полной мере проведению объективной общественной экспертизы, о чем правильно было сказано участниками "Круглого стола" по вопросам законодательства РФ. Вместо детального и взвешенного анализа каждого проекта в прессе возобладали взаимоисключающие оценки, перепалка между отдельными изданиями, идеологические установки заслонили суть обсуждаемой темы. Между тем, как правильно отметили здесь же, задача общественной дискуссии в печати состоит в том, чтобы выяснить многообразие альтернативных мнений, выбрать оптимальные предложения, которые послужили бы базой для эффективных решений6.

    В настоящее время важное значение имеет обсуждение не только федеральных законопроектов, но и законопроектов субъектов Федерации. Необходимо заметить, что ныне обсуждение законопроектов чаще практикуется на местах. Видимо, это связано с тем, что на небольших территориях легче организовать такую работу. Это подтвердилось еще при обсуждении проектов Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РСФСР: в краях, областях и автономных республиках было внесено около 4500 тыс. различных замечаний и предложений.

    Во время разработки законопроекта, его опубликования и обсуждения общественное мнение оказывает наиболее сильное влияние на качество будущих законов. Вот почему не только с чисто юридических, но и с воспитательных позиций важно рассматривать всенародное обсуждение законопроектов в качестве самостоятельной и важной стадии законотворческой работы государственных органов и общественности в создании законов7.

    К сожалению, практика показывает, что процесс подготовки проектов законов, ход их обсуждения и принятия в рамках законодательных органов столь широкого воспитательного воздействия на население пока что не оказывает. Данные стадии законотворчества оказывают определенное воздействие идеоло-гического характера в основном на депутатов и должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к созданию законов. Поэтому обсуждение гражданами и их общественными объединениями проектов наиболее важных законов в СМИ, особенно в печати, аргументация различных точек зрения, учет мнения граждан при создании закона способствуют не только демократизации законотворческого процесса, но и более глубокому пониманию причин и целей правового регулирования, то есть по большому счету смыслу принятия закона.

    С учетом сказанного становится вполне очевидным заметное влияние законотворчества, особенно тогда, когда в нем принимает участие общественность, на повышение правовой культуры. Вместе с тем, на мой взгляд, существуют возможности дальнейшего совершенствования этого процесса8. К ним следует отнести:

    • оптимальное разграничение правотворческих полномочий федеральных, региональных и местных органов государственной власти. Это необходимо не только в силу федеративного характера устройства нашего государства, о чем я неоднократно более подробно писал в других своих работах, но и в силу важного воздействия на правовую культуру как федеральных, так и региональных законов;

    • обязательное обсуждение законопроектов, имеющих важное социальное значение, для чего необходимо законодательное регламентирование процесса всенародного обсуждения. Это в значительное мере упорядочит не только данную работу, но и будет способствовать повышению правовой культуры;

    • совершенствование законодательной техники. Высокий уровень законодательной техники является одним из существенных показателей степени развития правовой культуры.
      Правовая норма, регулируя общественные отношения, должна одновременно воздействовать и на правосознание граждан, а для этого необходимо соответствующее профессиональное изложение гипотез, диспозиций и санкций правовых норм. Каждый гражданин, прочитав текст закона, должен отчетливо уяснить себе, что же запрещает или дозволяет законодатель, каковы последствия за ненадлежащее исполнение или соблюдение правового веления, почему то или иное отношение вообще регулируется правом, и почему оно регулируется именно таким образом;

    • нуждается в специальной подготовке комплекс мероприятий по ознакомлению населения с ходом подготовки, обсуждения и принятия закона компетентными органами. В частности, заслуживает внимания широкая организация прямых радио- и телевизионных передач с заседаний комитетов по подготовке проектов законов, с заседаний законодательных органов. Такие передачи могли бы еще больше приблизить граждан к правовой материи, сделали бы их как бы непосредственными участниками создания и принятия законов, помогли бы им еще до опубликования правового акта и вступления его в законную силу уяснить и оценить его социальное назначение и содержание.

    • надлежащее опубликование законов. Что имеется ввиду? Это опубликование законов в отведенный для них срок в средствах массовой информации, признанных официальными. Качественным отличием официального опубликования законодательных актов является его обязательность. Поэтому нельзя согласиться с авторами, допускающими, что можно публиковать нормативные акты, ограничиваясь доведением их до сведения исполнителей путем официальной рассылки. В этом случае во многом теряется их предназначение. Наоборот, чем шире осуществляется публикация нормативных правовых актов, чем больше возможности знакомства с их содержанием, тем сильнее оказывают они воздействие на правовую культуру граждан, и наоборот, если они остаются неизвестными широким массам, их роль значительно теряется.

    Анализ существующей практики законотворчества позволяет считать, что официальная правовая информация в соответствии с действующим законодательством осуществляется посредством публикации текстов правовых актов в специально установленных центральных, республиканских, областных и районных газетах. Опубликование нормативных актов в "Собрании законодательства Российской Федерации" и соответствующих республиканских органах рассчитано на должностных лиц и других специалистов - юристов.

    В прошлом многие законы, имеющие определенное общественное значение, часто в широкой печати не публиковались. Хотя именно на этапе опубликования принятый закон доводится до сведения населения, именно после ознакомления с текстом закона у многих людей складывается определенное к нему отношение.

    Действующая Конституция Российской Федерации принципи-ально изменила ситуацию по данному вопросу. Впервые в Конституции была закреплена норма (статья 15, часть 3) о том, что "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные Законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

    Важнейшим элементом правовой культуры является законода-тельство как результат законотворческой работы. Закрепляя в законах правила поведения и устанавливая ответственность за их нарушения, государство использует законодательство в качестве важнейшего средства формирования развитой личности. В ее правовой культуре принято выделять такие элементы, как знание права, отношение к праву и готовность к правомерному поведению9.

    Говоря о знании права, на мой взгляд, в первую очередь, следует выделить знание законодательства. Вполне очевидно, что все законы практически невозможно знать, тем более для гражданина, специально не занимающегося юридическими вопросами. Поэтому возникает задача выделить те сферы и положения законодательства, которые представляют наибольший интерес для гражданина и дают ему возможность ориентироваться в действующем законодательстве. К ним, в первую очередь, можно отнести:

    • основы конституционного строя. Здесь сформулированы принципиальные положения относительно приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства федеральных законов, организации государственной власти и местного самоуправления, механизма действия национального законодательства и принципов международного права;

    • права и свободы человека и гражданина, способы их защиты национальными и международными органами власти. Это основная задача законодателя, других институтов государственной власти. Не зря пересмотр положений главы второй Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, предполагает особую, более сложную процедуру, чем изменения ряда других глав конституции;

    • принципы и общие правила функционирования различных ветвей власти;

    • наиболее важные нормы из гражданского и трудового законодательства, а также законодательства в сфере профессиональной деятельности человека, что, наряду с общими нормами права, будет заметно способствовать повышению его правовой культуры;

    • неразрывное единство прав и обязанностей граждан - один из основополагающих принципов действующего законодательства. Каждый гражданин Российской Федерации, согласно статье 6 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Последние более подробно предусмотрены в статьях 57,48 и 59 Конституции РФ.

    Одного только знания указанных положений законодательства явно недостаточно для соответствующего уровня правовой культуры личности. Чрезвычайно важным является ее отношение к данным и другим нормам права, степень участия в формировании нормативно-ценностной ориентации и мотивации социально-правовой деятельности. А это возможно только тогда, когда само законодательство является достаточно совершенным. К сожалению, этого нельзя сказать в отношении всего законода-тельства. Вместе с тем указанные выше нормы права, особенно те из них, которые определяют правовой статус личности, вобрали в себя достижения современной теории права и законодательства по вопросам прав и свобод человека и гражданина. Да и практика показывает, что в последние годы к ним все чаще прибегают наши граждане, в том числе при защите своих прав и законных интересов. Однако, эффективное использование их, как и других норм права, обуславливает необходимость выявления наиболее действенных направлений влияния законодательства на правовую культуру.

    Исходя из прошлого опыта и изменившихся условия жизни, в том числе и сферы правового воспитания, можно выделить несколько таких направлений:

    • доступность законодательства, что является, на мой взгляд, важнейшим условием знания нормативных правовых актов. Сейчас, когда они постоянно меняются и в связи с этим потеряли свою стабильность, а переход к демократическому обществу и рыночной экономике ведет к резкому возрастанию роли законодательства, намного увеличивается значимость его доступности. Одного лишь опубликования в официальных изданиях явно недостаточно. Необходимо предусмотреть возможность дополни-тельной публикации в других изданиях;

    • выступления и комментарии специалистов по наиболее важным положениям законодательства. Многие новые нормы права, а, тем более, если они противоречат друг другу, что нередко бывает, невозможно уяснить без помощи специалиста;

    • создать систему непрерывного и последовательного правового воспитания, которое охватывало бы все ступени общеобразовательной школы, весь период обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, а также обеспечивало бы постоянный переход, по мере формирования личности, от относительно простых к более сложным и полным знаниям о законодательстве;

    • организовать правовой всеобуч, который бы охватывал более широкий круг всех слоев населения, с учетом их образовательных, профессиональных, возрастных и других социальных особенностей10.



    Заключение


    Правовая культура общества предполагает определенный уровень знания населением в целом и отдельными гражданами действующего законодательства, их законопослушное поведение в форме соблюдения и исполнения норм права .

    Системный кризис российского общества сказался на правовом и политическом сознании россиян. Происходит трансформация сознания людей, меняются их убеждения, ценности, установки.

    Важно отметить, что эффективность политического правового сознания зависят, прежде всего, от конкретной исторической ситуации. Демократическая правовая система для сегодняшней России - это идеал. При низком уровне правового сознания, правовом нигилизме граждан даже самые смелые реформы, даже самое современное законодательство может ожидать неуспех.

    Особую озабоченность вызывает распространение таких явлений в молодежной среде. С целью повышения юридических знаний сегодня во многих школах существуют специализированные юридические классы. В стране существует огромное количество юридических вузов. Кроме этого, СМИ активно занимаются правовым просвещением. Существует множество общественных организаций, занимающихся предоставлением юридических услуг населению и правовым просвещением.

    Повышению уровня правовой культуры способствует активное участие молодежи в политической жизни общества. Так как право - это эффективный и гибкий инструмент политики. И как выражение государственной воли, опирающейся на принудительную силу государства, право всегда имеет иполитическое содержание, и выступает одной из форм политики. При этом правовое и политическое сознание тесно взаимодействуют.

    Однако, несмотря на это, уровень правосознания и в целом правовой культуры молодежи остается достаточно низким. Его обуславливает, прежде всего, экономический кризис, в котором находится наша страна. Отчуждение живущих в нищете людей является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма.

    Правовая культура - это результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутреннее осознанное отношение к правам и свободам, а через них ко всей правовой жизни общества.

    Содержание, субъективный и объективный состав системы правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности

    Правовое воспитание призвано искоренить правовой нигилизм и правовой идеализм, сложившиеся стереотипы и повысить уровень правовой культуры. Потому, что только в этом случае возможно создание правового государства и гражданского общества, в условиях которых реально полное осуществление всех прав и свобод личности.

    Литература


    1. Баскин Ю. Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 1996.

    2. Вальденберг. О задаче философии права // Вопросы философии и психологии. 1987. № 40.

    3. Ершов Ю. Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995.

    4. Керимов Д.  А. Основы философии права. М, 1992.

    5. Керимов Д. А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7.

    6. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989.

    7. Малинова И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.

    8. Малинова И. П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.

    9. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997.

    10. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

    11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 1996

    12. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1999

    13. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.

    14. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996

    15. Поздняков Э. А. Философия государства и права. М., 1995.

    16. Редкин П. Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб., 1989.

    17. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. Учебное пособие. М: Вестник. 1997.




    1 Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов // Под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.

    2 Общая теория права и государства / Под ред. В. Лазарева. М., 1994. С. 167

    3 III съезд Советов. Заседание 7. Стенографический отчет.

    4 Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова - М. Манускрипт, Русь-90, 1999

    5 Алексеев С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 270.

    6 Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы, перспективы развития // Государство и право. 1992. № 11. С. 15.

    7 Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко - М. Юридический колледж МГУ, 1995г.

    8 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений // Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М., 1995.

    9 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов // Под ред. В. М. Карельского и В. Д. Перевалова. М., 1997.

    10 Цалиев А. О проблемах правового просвещения молодежи // Правовое просвещение молодежи. Владикавказ, 1997.
    написать администратору сайта