Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Понятия и основные принципы радиационной безопасности.

  • 2.Институты регулирования

  • Изучение последствий Чернобыля

  • МКРЗ - Международная комиссия по радиационной защите

  • НКДАР – Научный комитет по действию атомной радиации ООН

  • МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии ООН

  • 3. Обеспечение безопасностипри радиационной аварии.

  • Список используемой литературы.

  • Жене. Содержание Введение Понятия и основные принципы радиационной безопасности Институты регулирования радиационной безопасности Обеспечение радиационной безопасности при радиационной аварии Заключение Список используемой литературы Введение


    Скачать 47.44 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Понятия и основные принципы радиационной безопасности Институты регулирования радиационной безопасности Обеспечение радиационной безопасности при радиационной аварии Заключение Список используемой литературы Введение
    АнкорЖене.docx
    Дата14.03.2019
    Размер47.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЖене.docx
    ТипРеферат
    #24954

    Содержание:

    Введение…………………………………………………………………………...3

    1.Понятия и основные принципы радиационной безопасности……………………………………………………………………....6

    2.Институты регулирования радиационной безопасности……………………………………………………………………..10

    3. Обеспечение радиационной безопасности при радиационной аварии…………………………………………………………………………….18Заключение……………………………………………………...........................22Список используемой литературы………………………………………….…..24

    Введение.

    На нашей планете существует много опасных для жизни человека и окружающей среды веществ, которые при определенных условиях могут стать причиной гибели множества людей, к ним относятся такие вещества, которые становятся причиной радиационного загрязнения.

    В настоящее время в мире эксплуатируется 473 энергоблоков АЭС в 25 странах. Наша страна находится на 5 месте по количеству реакторов (29 реакторов), после США (109 реакторов), Франции (56 реакторов), Японии (51 реактор), Великобритании (35 реакторов). Самая крупная АЭС находится в Японии- «Касивадзаки-Карива». Эксплуатация АЭС позволяет экономить в мире 400 млн. тонн нефти ежегодно. Но среди плюсов, есть большие минусы, АЭС является потенциальным источником радиационного загрязнения, в случае аварии или террористического акта на АЭС.

    Также причиной радиационного загрязнения может стать взрыв атомной бомбы. В процессе взрыва образуется до 300 радиоактивных изотопов с периодом полураспада от долей секунд до нескольких десятков лет. Все они обладают высокой активностью.

    При взрывах атомных бомб образуется радиоактивное «заражение местности», как один из поражающих факторов. Источником радиоактивности являются продукты деления урана-235 и плутония-239, составляющие основу боеприпаса. При взрыве водородной бомбы добавляются еще продукты деления урана-238.

    Ядерная энергетика будет и дальше развиваться ускоряющимися темпами. Кроме того, накопленный арсенал ядерного оружия обязывает быть готовыми к обеспечению радиационной защиты населения в случае ведения военных действий. Поэтому радиационная защита человека и природной среды приобретает сейчас особо важное значение.

    Необходимо, чтобы население в зонах радиоактивного загрязнения предпринимало правильные действия, что позволяет если не совсем, то хотя бы частично обезопасить жизнь и здоровье людей оказавшихся в зоне заражения. Основная опасность заключается в том, что человек совсем не ощущает угрозы для жизни, облучение может убить мгновенно, а может оставить человека инвалидом на всю жизнь и даже стать причиной хронических заболеваний его детей и внуков.

    Объект исследования: явление негативного влияния радиационного загрязнения на жизнедеятельность человека в местах проживания.

    Предмет исследования: особенности (порядок) защиты людей в зонах радиационного загрязнения.

    Цель работы: определить основные способы защиты населения в зоне загрязнения

    На основании этого выдели следующие задачи:

    - изучить сущность понятия радиоактивное загрязнение и виды зон заражения

    - выявить основные источники радиационного загрязнения

    - ознакомиться с радиационным контролем зоны заражения

    - рассмотреть режимы радиационной защиты

    - проанализировать действия людей в зонах загрязнения

    1.Понятия и основные принципы радиационной безопасности.

    Вопросы защиты человека от радиации регулируются на международном и национальном уровнях. Каждая страна принимает соответствующие законы и утверждает радиационные нормативы, в том числе на случай радиационной аварии. 

    Современная система радиационной защиты, если сравнивать ее с защитой от других техногенных факторов риска, - одна из самых совершенных, а контроль за выполнением ее требований налажен чрезвычайно жесткий. Это не удивительно, учитывая сегодняшние масштабы использования ядерных технологий в мире. 

    Радиационная безопасность населения (далее - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

    Система радиационной защиты включает два уровня регулирования – международный и национальный. Разработка принципов, рекомендаций и стандартов радиационной безопасности ведется главным образом на международном уровне. 

    Национальные правительства принимают законы, закрепляющие общие принципы и подходы к обеспечению безопасности населения, персонала, пациентов и т.д. Уполномоченное правительством министерство или ведомство утверждает национальные нормы радиационной безопасности, разработанные на основе международных рекомендации с учетом реалий конкретной страны. 

    Принципы радиационной защиты 
    В основу радиационной безопасности положены три главных принципа: оправданности (целесообразности), оптимизации и ограничения (нормирования). 

    • Принцип оправданности 

    Первый принцип гласит, что использование источников ионизирующего излучения, меры по изменению сложившейся ситуации облучения населения, а также действия в случае радиационной аварии должны быть оправданы.

    Это означает, что они должны приносить достаточную пользу в плане защиты здоровья человека или развития экономики, и польза для отдельных людей и общества в целом должна перевешивать вред. Это — принцип оправданности. 

    Практически всегда оправдано медицинское применение ионизирующего излучения в целях диагностики или лечения тяжелых раковых заболеваний. Неоправданным было популярное в начале XX века использование радиоактивных веществ в украшениях и косметике. 

    Не столь однозначны ситуации с использованием мощных источников излучения в промышленности, с защитой населения от естественных источников облучения (например, от радона в жилых помещениях). С позиций оправданности следует подходить также к применению дорогостоящих мер защиты спустя десятки лет после радиационных аварий, когда дозы облучения снизились до уровня природного фона. 

    Решение об оправданности в каждом конкретном случае принимается обществом, например, его представителями в органах власти. 

    • Принцип оптимизации 

    Второй принцип утверждает, что дозы облучения отдельного человека, число облучаемых людей и вероятность их облучения должны быть на возможно низком уровне, достижимом с учетом экономических и социальных факторов. То есть нужно использовать все возможности для снижения суммарного риска с учетом ограничивающих экономических факторов и потребностей людей. 
    Это легко понять по аналогии с дорожным движением. Разделительный барьер на дороге снижает риск лобовых столкновений. Хорошо бы оборудовать такими барьерами не только автомагистрали, но и все второстепенные дороги. Для этого понадобятся большие ресурсы, которые могут быть направлены, например, на профилактику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний и рака. 

    Оптимизация радиационной защиты населения в послеаварийный период выполняется уполномоченными государственными органами. План радиационной защиты населения в послеаварийный период, как правило, рассматривается и утверждается органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. 

    • Принцип нормирования 

    Третий принцип устанавливает ограничения на уровни техногенного облучения. Для этого вводится понятие «предела дозы». Предел дозы для населения устанавливается так, чтобы гипотетический риск смерти от техногенной радиации соответствовал уровню приемлемого риска. Приемлемым считается повседневный риск, связанный с нормальной работой всех неядерных промышленных предприятий. Уровни приемлемого риска в разных странах могут отличаться. 
    Исходя из принятых в Беларуси, России и Украине значений приемлемого риска, предел дозы для населения установлен на уровне 1мЗв в год. Это примерно в два раза меньше среднемирового уровня природного фона. Дозовый предел не должен превышаться на практике ни для кого. 

    Предел дозы применяется исключительно в так называемых “плановых ситуациях”, когда облучение человека связано с повседневным (предусмотренным проектом и лицензией) режимом работы установки, использующей источники ионизирующего излучения.
    Предел дозы является исходным параметром для проектирования всех новых ядерных установок, от рентгеновской аппаратуры до ядерных реакторов. 

    2.Институты регулирования

    Через 50 лет после открытия радиации защита от нее потребовалась населению всей планеты. С этого времени вопросы ядерной и радиационной безопасности отнесены к сфере ответственности ООН.

    Более века назад, в 1896 году, французский физик Анри Беккерель сообщил о свойстве урана испускать невидимые «урановые лучи». Так было открыто явление радиоактивности. Вскоре специалисты, работавшие с радиоактивными материалами и первыми рентгеновскими установками, столкнулись с тем, что новые «урановые лучи» небезопасны и от них нужно как-то защищаться.

    С двадцатых годов ХХ века радиоактивные вещества и источники ионизирующего излучения стали все шире использоваться в медицинской практике. Появились данные об ухудшении здоровья врачей-рентгенологов и их пациентов. Чтобы определить степень опасности новых методов лечения и возможность защиты от нее в 1928 году врачи-рентгенологи создали специальную организацию - Международную комиссию по радиологической защите (МКРЗ). Комиссия работает и сегодня.

    Примерно 60 лет назад, когда создавалось ядерное оружие, и появились первые предприятия атомной промышленности, встал вопрос о защите от радиации рабочих новых предприятий. В пятидесятые-шестидесятые годы стали регулярно проводиться испытания ядерного оружия, и проблемы радиационной защиты коснулись населения всего земного шара. Тогда Организация объединенных наций (ООН) создала две специальные организации: в 1955 году Научный комитет по действию атомной радиации (НКДАР), и в 1957 году Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

    В рамках ООН есть еще одна организация, занимающаяся вопросами влияния атомной радиации на человека. Это - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Широкое использование атомных технологий поставило радиацию в один ряд с другими глобальными факторами риска для здоровья населения. В этом контексте ВОЗ определяет приоритеты в медицинских и эпидемиологических исследованиях, связанных с радиационным воздействием, устанавливает нормы и стандарты оказания медицинской помощи с использованием ядерных технологий, контролирует ситуацию в области здравоохранения.

    На национальном уровне вопросами радиационной безопасности занимаются несколько организаций. Сферы ответственности поделены между ними, как правило, следующим образом.

    Органы государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности лицензируют и контролируют деятельность предприятий и организаций, эксплуатирующих ядерные установки и источники ионизирующего излучения.

    Органы государственного регулирования в сфере охраны здоровья отвечают за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, устанавливают и контролируют выполнение радиационно-гигиенических нормативов.

    Научную экспертизу проводит национальная комиссия по радиационной защите.

    В Беларуси, России и Украине вопросами защиты населения от последствий аварии на ЧАЭС уполномочены заниматься национальные министерства по чрезвычайным ситуациям. Они организуют и координируют работы по ликвидации аварии, реабилитации территорий и социальной защите граждан. 

    Изучение последствий Чернобыля

    Чернобыльская авария открыла новую страницу в деятельности и международных и национальных организаций.

    ВОЗ организовала первую научную экспертизу радиологических последствий аварии для населения Европы. Эта работа началась уже через 10 дней после аварии. В 1992-95 годах ВОЗ провела международную медицинскую программу АЙФЕКА .

    МАГАТЭ через 3 месяца после аварии провело первую международную конференцию по анализу причин ее аварии и оценке радиологических последствий. В 1990-91 гг. по просьбе правительства СССР МАГАТЭ организовало Международный чернобыльский проект для изучения здоровья населения пострадавших районов.

    НКДАР в 1988 году представил Генеральной ассамблее ООН специальный отчет по оценке чернобыльских доз облучения населения всего земного шара.

    В 2000 году НКДАР подготовил доклады по итогам многолетних исследований последствий аварии на ЧАЭС.

    В 2005 году под эгидой ООН был проведен международный Чернобыльский форум. Вниманию общественности были представлены доклад ПРООН «Гуманитарные последствия чернобыльской ядерной аварии – стратегия восстановления», и доклады двух экспертных групп форума «Экология» и «Здоровье». Над этими документами работали около 100 признанных экспертов по чернобыльской проблеме из многих стран мира, включая специалистов Беларуси, России и Украины. Он стал предметом консенсуса восьми организаций ООН и трех пострадавших стран. 

      МКРЗ - Международная комиссия по радиационной защите
    - разрабатывает и публикует международные рекомендации по радиационной защите; 
    - выпускает оригинальные публикации, которые охватывают все аспекты действия радиации на живые организмы, и в первую очередь на человека. 

    Международная комиссия по радиационной защите является независимой международной организацией и состоит из Главной Комиссии и пяти Комитетов: по Радиационной защите, по Дозам радиационного воздействия, по Защиты в медицине, по Применению рекомендаций МКРЗ и по Защите окружающей среды. Все комитеты обслуживаются небольшим научным секретариатом. В состав Главной Комиссии входят 12 членов и председатель Комиссии (в настоящее время д-р Л-Е Нолм, Швеция). Комитеты состоят из 15–20 членов. Среди них преобладают биологи и врачи, а также широко представлены физики.

    МКРЗ, в соответствии со своей конституцией, при подготовке рекомендаций руководствуется основными принципами применения соответствующих мер радиационной защиты, оставляя национальным организациям по радиационной защите нести ответственность за формулирование специальных рекомендаций, законодательных и нормативных актов, отвечающих потребностям каждой страны.

    МКРЗ предлагает свои рекомендации организациям по нормированию и научному сопровождению в качестве помощи в руководстве и реализации мер радиационной защиты. Несмотря на то, что МКРЗ не имеет формального права навязывать свои предложения кому-либо, практическое законодательство в большинстве стран в основном следует ее рекомендациям.

    НКДАР – Научный комитет по действию атомной радиации ООН 
    - систематизирует и обобщает научные данные об уровнях радиации и эффектах ее воздействия на здоровье человека, а также на флору и фауну; 
    - раз в 5 лет выпускает результирующие доклады, которые представляются на Генеральной ассамблее ООН. 

    Научный комитет ООН по действию атомной радиации (НКДАР) был учрежден в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 913(Х) 3 декабря 1955 года с целью организации сбора и оценки информации о действии радиоактивного излучения на организм человека и окружающую среду.

    Первоначально в состав НКДАР входили 15 государств-членов ООН: Аргентина, Австралия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Египет, Индия, Канада, Мексика, СССР, США, Франция, Чехословакия, Швеция и Япония. Впоследствии состав НКДАР расширялся дважды – в 1973 (членами НКДАР стали Германия, Индонезия, Перу, Польша 
    и Судан) и 1986 годах (Китай). Таким, образом, в настоящее время в состав Комитета входит 21 государство. 

    В задачи НКДАР входит проведение оценки и подготовка научных докладов об уровне и последствиях воздействия радиации на здоровье человека и окружающую среду. Доклады НКДАР признаются международным сообществом в качестве достоверного и всеобъемлющего источника информации и широко используются для оценки рисков и принятия мер по защите от воздействия радиоактивного излучения. За время своего существования Комитет подготовил 17 научных докладов. Тексты докладов (на английском языке) доступны в сети Интернет

    В последние годы НКДАР уделяет повышенное внимание изучению негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

     С 1988 года Комитет выпустил несколько публикаций по данной тематике, в том числе два доклада. Планируется, что третий доклад по чернобыльской тематике будет издан в первом квартале 2011 года.

    Секретариат НКДАР располагается в Вене (Австрия). В ходе 37-й сессии Комитета в августе 2010 года председателем НКДАР на период 2011-2012 годов избран представитель Германии Вольфганг Вайс. 

    МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии ООН 
    - разрабатывает международные стандарты ядерной и радиационной безопасности, которые основаны на рекомендациях МКРЗ; 
    - обеспечивает режим нераспространения ядерных материалов, контролирует работу ядерных установок и исполнение странами-членами организации взятых ими обязательств в области ядерной и радиационной безопасности; 
    - ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее и при необходимости — Совету Безопасности ООН. 

    Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) является ведущим мировым международным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии.

    МАГАТЭ было создано в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 году. Устав МАГАТЭ был утверждён на учредительной конференции в Нью-Йорке 23 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля 1957 года.

    Членами организации являются 146 государств (на май 2009 года).

    Цели организации: содействие развитию атомной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях; содействие реализации политики разоружения во всем мире; обеспечение гарантии того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не применялись в военных целях; осуществление системы контроля над нераспространением ядерного оружия; оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ в области ядерной энергетики и практического использования атомной энергии в мирных целях; предоставление информации по всем аспектам ядерной науки и технологии.

    Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ – обеспечение нераспространения ядерного оружия. В 1968 году 102 страны подписали договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). По Договору о нераспространении ядерного оружия на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства – так называемые гарантии МАГАТЭ – имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия. Проверка может происходить только на основе соглашения с государством, в котором должна проводиться инспекция. Принятие гарантий является добровольным. Контроль МАГАТЭ распространяется на десятки стран мира, включая государства с развитой ядерной промышленностью. В добровольном порядке под гарантии Агентства поставили ядерные установки США, Великобритания, Франция, Китай, Россия. Гарантии МАГАТЭ распространяются также на 95% ядерных установок за пределами пяти вышеназванных государств. К настоящему времени действует 225 соглашений о гарантиях с 141 государством.

    Генеральная конференция созывается один раз в год.

    Генеральный директор избирается сроком на 4 года.

    Радиационная защита при аварии. 
    В аварийных ситуациях предел дозы неприменим. Для целей оптимизации радиационной защиты вводится понятие «референтной дозы». Превышение референтного уровня считается неприемлемым и требует применения защитных мер (вмешательства). Все защитные меры в той или иной степени нарушают нормальную жизнь людей и наносят ущерб экономике. Оптимизация означает поиск таких решений, при которых польза от вмешательства будет достаточной, чтобы оправдать вред и стоимость защитных мер. Чистая польза (выигрыш минус затраты) должна быть максимально возможной в данных обстоятельствах. 
    По отношению к “существующим” ситуациям облучения также применяется референтная до-за, а не предел дозы. К таким ситуациям относятся, например, текущее облучение населения на чернобыльских территориях и облучение за счет радона в помещениях. 

    На чернобыльских территориях референтный уровень дозы сегодня составляет 1 мЗв в год, и численно он совпадает с установленным в трех странах пределом дозы.

    3. Обеспечение безопасности
    при радиационной аварии.


    Поскольку радиационные аварии встречаются редко, медицинский персонал не имеет достаточного опыта в преодолении их последствий. Вместе с тем масштаб радиационных аварий и возникших при этом задач по оказанию медицинской помощи пострадавшим может быть, исходя из опыта аварии на Чернобыльской АЭС и других крупных радиационных аварий, очень большим. Поэтому, знание вопросов оказания медицинской помощи при радиационных авариях необходимо не только медицинскому персоналу изучающим радиационную медицину, но и медицинским работникам всех категорий.

    Радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью, повреждением оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды сверх установленных норм.

    Для адекватного реагирования при радиационных авариях необходимо заблаговременное планирование системы организационных мероприятий. Придается чрезвычайно большое значение первому опросу, осмотру пострадавших, оказанию им неотложной помощи. В плане аварийных мероприятий заранее определенных медицинских учреждений должен быть предусмотрен порядок действий при радиационных авариях и готовность к ним. В крупных регионах заблаговременно создается специализированная радиологическая медицинская бригада быстрого реагирования при радиационных авариях.

    В ее обязанности входит:

    • Быть постоянно готовой к срочному направлению на место аварии.

    • Иметь и поддерживать в эксплуатационном состоянии укладки материально - технических средств.

    • Обеспечивать высоко квалифицированную экстренную медицинскую помощь пострадавшим в очагах поражения.

    • Постоянно совершенствовать приемы и методы организации и оказания экстренной медико-санитарной помощи.

    • Осваивать и применять в своей работе совершенные технические средства и аппаратуру, предназначенные для этих целей.

    Состав бригады:
    1. руководитель
    2. терапевт
    3. гематолог
    4. фельдшер-лаборант
    5. медицинская сестра
    6. водитель
    7. инженер-физик
    8. техник - дозиметрист.

    ДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА НА МЕСТЕ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

    Оценка места происшествия и первоначальное прибытие в опасную зону.
    Если признаки радиационной опасности очевидны на месте катастрофы, то должны быть приняты соответствующие меры безопасности. Обычно это такие же меры, какие принимаются при наличии токсических и опасных веществ. С практической точки зрения, машины скорой медицинской помощи следует парковать с подветренной стороны, вдали от какого-либо дыма, запаха или зон разлития жидкости. Если возможно, медицинский персонал по оказанию неотложной медицинской помощи также должен подходить с подветренной стороны.

    Бригада неотложной помощи, производящая первоначальное обследование места происшествия должна уведомить свое руководство (координатора) о необходимости обязать соответствующее медицинское учреждение или местный персонал занимающийся радиологическими обследованиями произвести измерения на месте аварии.

    Первостепенная задача первой медицинской бригады неотложной помощи состоит в том, чтобы определить имеются ли пострадавшие и обеспечить необходимые меры по спасению и оказанию медицинской помощи. При наличии предметов защитной одежды таких как: защитные костюмы, ОЗК, Л-1, противопожарные комбинезоны, чехлы для обуви, накидки, плащи, куртки, то они должны быть немедленно одеты, если предполагается радиоактивное загрязнение.

    Защитная одежда предохраняет кожу от контаминации радиоактивными веществами, но не препятствует проникновению гамма-излучения. Правильно оцените ситуацию, и не откладывайте оказание срочной медицинской помощи по спасению пострадавших, если под рукой нет защитной одежды. В этом случае максимально используйте возможность защиты временем.

    Применение изолирующих средств защиты органов дыхания может быть обусловлено возможными не радиологически опасными состояниями типа огонь, дым, пыль или газ, которые могли бы вызвать распространение радиоактивных веществ по воздуху. Хирургические или одноразовые перчатки должны использоваться при лечении пострадавших. Личный состав спасательных отрядов МЧС может тушить пожары и заниматься другими опасными участками, также как они действуют при наличии токсических химических веществ.

    При первоначальном прибытии к месту катастрофы рекомендуется использовать радиометрические и дозиметрические приборы, если они имеются в наличии. Прежде чем войти в зону катастрофы определите уровень радиационного фона, используя прибор МКС-О1Р, МКС-1117, ДКС-1119, ДП-5А или другой аналогичный прибор.

    Уровни природного радиационного фона не могут быть определены с помощью прибора ДП-5А и других приборов, определяющих гамма - излучение с уровня превышающего природный радиационный фон, поэтому срабатывание данного прибора должно сигнализировать бригаде срочной медицинской помощи о том, что необходимо действовать предельно быстро.

    Несмотря на то, что показания измерительного прибора, превышающие природный радиационный фон указывают на наличие потенциальной радиационной опасности, положительное показание измерительного прибора не всегда означает, что имеет место опасная радиационная ситуация. Радиационное облучение всегда должно быть как можно меньше. Согласно инструкциям допустимое накопление не должно превышать 0.25 Зв.

    Заключение.

    Радиационный контроль - контроль за соблюдением норм радиационной безопасности и основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и иными источниками ионизирующего излучения, а также получение информации об уровнях облучения людей, радиационной обстановке на объекте и в окружающей среде.

    Различают дозиметрический и радиометрический контроль.

    Радиационный и дозиметрический контроль предназначен для решения следующих задач:

    1. Установление факта и степени радиоактивного заражения (загрязнения) любых элементов и объектов окружающей среды (местности, воздуха, воды, одежды, продовольствия, техники, зданий, сооружений и т.п.)

    2. Выявления зон радиоактивного заражения (загрязнения) местности и видов ИИ.

    3. Определение качества дезактивации зараженных объектов.

    4. Определение доз облучения, получаемых людьми при нахождении в зонах радиоактивного заражения (загрязнения).

    В зависимости от уровня загрязнения территории организуются режимы радиационной защиты.

    Режимы радиационной защиты - порядок действия людей, а также применение средств и способов защиты в зонах радиоактивного заражения с целью максимального уменьшения доз облучения людей.

    Режимы определяют целый ряд факторов, которые надо соблюдать. Это

    — последовательность и продолжительность использования защитных сооружений (убежищ, ПРУ), время пребывания в жилых и производственных зданиях, на открытой местности, порядок применения средств индивидуальной защиты, противорадиационных препаратов.

    Сами режимы зависят от времени выпадения радиоактивных веществ, мощности дозы на местности, защитных свойств убежищ, ПРУ, производственных и жилых зданий.

    Что касается жизни и здоровья человека, оказавшегося в зоне радиационного заражения, то они будут зависеть от того, насколько грамотно, быстро и своевременно они станут выполнять все указания, объявленные по радио или телевизору.

    Не забывать: главная опасность на загрязненной местности — это попадание радиоактивных веществ внутрь организма с вдыхаемым воздухом, при приеме пищи и воды. Нами были приведены основные факторы от которых и будет зависеть жизнь человека в зоне заражения:

    • Применение противорадиационных препаратов.

    • Средства индивидуальной защиты

    • Правила безопасности и личной гигиены

    • Правила приема пищи

    Список используемой литературы.

    1. Алексеенко В.А. Биосфера и жизнедеятельность: Учеб. пособие для вузов по направлению «Защита окружающей среды» / В.А. Алексеенко, Л.П. Алексеенко. - М.: Логос, 2008.-103с.

    2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68–ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

    3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко, О.В. Шатровой и др.; Под ред. Л.А. Михайлова. СПБ.; Питер, 2006. – 302с

    4. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"

    5. Будыко М.И. «Современные проблемы экологии» М.:1994г. - 307с


    6. Булатов В. И. «Россия радиоактивная». – Новосибирск: ЦЭРИС, 2009. – 267 с

    7. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Р. н/Д.: Еникс, 2011. –575с.

    8. Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / А.С. Гринин, В.Н. Новиков; Под ред. А.С. Гринина. - М. ГРАНД: Фаир-Пресс, 2008.- 98 с.

    9. Дуриков А.П. Радиоактивное загрязнение и его оценка. - М.: Энергоатомиздат, 2002.- 125 с.

    10. Защита населения в чрезвычайных ситуациях выпуск №2. (темы с 8 по 1). Сборник методических разработок для проведения занятий с населением по тематике ГО и ЧС. Москва - 2003.

    11. Крючек Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учеб. - метод. пособие для проведения занятий с населением/ Н.А. Крючек, В.Н. Латчук; Под ред. Г.Н. Кириллова; М-во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.- 230 с.

    12. Новиков В.Н. Экология, урбанизация, жизнь: Учеб. пособие / В.Н. Новиков; Под ред. А.С. Гринина; Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.-198 с.

    13. Петров Н.Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Учебное пособие - Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1995 г.- 65 с.

    14. Плохих Г.П. Радиация - малые дозы. Как защитить здоровье / Г.П. Плохих; Обществ. просветит. эколог. орг. «Движение за ядерную безопасность». - Челябинск: Челяб. Дом печати, 2006.- 144 с.

    написать администратору сайта