Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

6.ТЕМА. Становление русской дореволюционной социологии основные направления, школы. Вплоть до xyiii века социальная мысль


Скачать 74.29 Kb.
НазваниеСтановление русской дореволюционной социологии основные направления, школы. Вплоть до xyiii века социальная мысль
Анкор6.ТЕМА.docx
Дата08.03.2018
Размер74.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла6.ТЕМА.docx
ТипДокументы
#13733

ТЕМА №6. Становление русской социологии.

  1. Становление русской дореволюционной социологии: основные направления, школы.

Вплоть до XYIII века социальная мысль функционировала в религиозной оболочке и посредством религиозных формул пыталась решать социальные проблемы, в основном связанные с задачами политического самоопределения общества.

XYIII век в российской истории, в котором закладываются основы социальной мысли России. В первой половине можно наблюдать весьма любопытную тенденцию обоснования с помощью просветительских идеалов идей естественного права : Ф. Прокопович (1681-1736 гг.), В. Татищев (1686-1750 гг.). Во второй половине XYIII века выделяется группа просветителей: Д.С. Аничков (1733-1788 гг.), Я.П. Козельский (172901794 гг.), С.Е. Десницкий (ок. 1740-1789), А.Н. Радищев (1749-1802 гг.), которые стремятся выделить структурные элементы общества, их роль в социальном процессе. В это время представляют интерес хозяйственная деятельность как ключевой фактор общественного прогресса (Десницкий), постановка проблемы общины, обоснование роли географического фактора в России (Радищев) и др.

Особое место в становлении русского социального мышления занимает первая четверть XIX века, когда, по мнению Герцена А.И., начинается “великий ледокол” русской мысли и рождается подлинно национальное русское философское сознание в форме философии истории. Мыслители первой половины XIX века фактически закладывают программу социологического поиска, которая будет реализована во второй половине XIX века - начале ХХ века, тем самым определив европейский путь развития российской государственности.

В это время А.И. Галич (1783-1848 гг.) формулирует основы антропологической традиции русской философии и социологии. Н.И. Надеждин (1804-1856 гг.) вводит в социальную мысль идею историзма и во многом выступает в качестве основоположника теоретической социологии в России. П.И. Пестель (1793-1826 гг.) формулирует идею революционного преобразования общества как способа его прогресса. Особое место принадлежит В.Н. Майкову (1823-1847 гг.), который первым познакомил Россию с идеями О. Конта и начал говорить на социологическом языке. В статье “Общественные науки в России” (1845 г.) Майков, не принимая во внимание контовский термин “социология”, говорит о задаче формирования новой “социальной философии” как общественной науки о законах социальной жизни людей и народов.

Одной из самых замечательных фигур XIX века является П.Я. Чаадаев (1794-1856 гг.), своим замечательным письмом, опубликованным в 1836 году, задавший направление философско-социологических поисков в России. Он формулирует задачу поисков новых способов осмысления социальных фактов, исходя из единства истории человечества и ее “законосообразного” характера. Он резко критикует современное ему время, говоря, что про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать урок миру. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.] В последующем взгляды Чаадаева становятся более оптимистичными. Он полагал, что нужно только сделать правильный социальный выбор, поняв особенности России, в частности особую роль в ее истории географического фактора.

Идеи Чаадаева нашли продолжение в сформировавшихся в 40-е годы XIX века в двух оригинальных социально-философских направлениях - западничестве и славянофильстве

В славянофильстве (И.Д.Киреевский (1806-1856 гг.), А.С.Хомяков (1804-1860 гг.), К.С.Аксаков (1817-1860 гг.) и др.) можно выделить следующие основные идеи описания русского общества того времени, получившие социологическое значение: самобытность культурных типов; ограниченность социальной эволюции; община как социокультурная структурообразующая форма социального бытия; соборность как принцип организации и идеал социальной жизни, где достигается соразмерность личного и общественного при их равномощности; отрицание государственности и идеи анархизма; особая роль духовной, в том числе религиозной, внерациональной детерминации социального поведения людей и др.

Что касается западничества (Т.Н.Грановский (1813-1870 гг.), В.Г. Белинский (1811-1848 гг.), А.И.Герцен (1812-1870 гг.), Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.) и др.), то здесь выявились такие наиболее значимые идеи: единство мировой истории и ее закономерный характер; проповедь революционного прогресса; анализ массового субъекта социальных преобразований (народы, классы); концепция социальных конфликтов и др.

Основное различие этих направлений заключалось в определении модели развития России: или это должна быть ориентация на страны Европы, либо это свой самобытный путь. Многие идеи западничества, особенно Н.Г.Чернышевского, непосредственно перешли в социологию, но с поправкам, учитывающими подход славянофилов.

Социологические проблемы начинают активно обсуждаться к концу 60-х годов XIX века, что можно считать исходным хронологическим рубежом начала социологии в России. Процесс самоопределения социологии завершился, как и в Европе и Америке, к началу 20-х годов XX века. В контексте понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа развития социологии.

Первый этап - 1860-1890-е годы XIX века.

Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины. Складывается ряд школ и направлений социологических исследований: натуралистическая социология в различных формах - культурно-исторических типов теория Н.Я.Данилевского (1822-1885 гг.), географический детерминизм Л.И.Мечникова (1838-1888 гг.) и др.; этико-субъективная школа Н.М.Михаловского, П.Л.Лаврова, социологическая концепция народничества (М.А.Бакунин (1814-1876 гг.), П.А.Кропоткин (1842 -1921 гг.) и др.

Свои национальные проекты переустройства общества Бакунин фактически никак не увязывал с экономическими факторами, хотя нередко оперировал терминологией экономических учений того времени. Что касается общества, то в социологии Бакунина оно рассматривалось как “социальное тело”, статичный организм. В предмет социологии как дисциплины Бакунин включал все науки о человечестве в мире.

Выделение собственно социологических работ у Лаврова достаточно условно – целостность его подхода во многом опирается на его более ранние философские работы, обосновывающие антропологический принцип как исходный взгляд на природу, общество и личность. Кроме того, следует учитывать эволюцию П. Л. Лаврова в сторону марксизма и экономизма, а Н.К. Михайловского – в сторону социальной психологии. Центральной проблемой выступает у них соотношение истории и социологии. Ведь социология, опираясь на естествознание, отыскивает свои законы в истории. Только осмыслив историю, можно понять общество. Справедливо и обратное утверждение: познавая общество, мы осмысливаем историю, тем самым обозначается двойственная, противоречивая природа социологического познания.

Социология (как и история) не отделима от этики, следовательно, метод наук о человеке может быть определен как этико-субъективный метод (от названия метода происходит и название школы).

Несмотря на такое многообразие акцентов, широту охвата социологической проблематики в рамках школы сохранялся общий контекст их обсуждения и ряд сквозных тем. Общей основой решения социологических проблем явился общенароднический тезис о возможности особого пути развития, минуя некоторые его стадии, прежде всего капитализм, опираясь на такой институт традиционного общества, как община, и активно революционную деятельность интеллигенции и ее лидеров. Круг идей, вписывающихся, в принципе, в утопический социализм, позволил сформулировать одну из главных тем чуть ли не всей российской социологии – анализ структур традиционного общества и возможности перехода от них к другим стадиям цивилизационного развития.

Социология как наука оказывается подчинена необходимости реализации идеала, который Лавров и Михайловский трактовали прежде всего как идеал социалистический. Наука сомкнулась у них с политической идеологией. В этом слабость субъективной социологии. Ее слабость и в абстрактности подхода к личности. Но здесь же и источник ряда сильных идей, нашедших в последующем много защитников. В частности, если сказанное обречь в современную терминологию, то можно увидеть в построениях того же Лаврова обоснованные роли политической и интеллектуальной элит в жизни цивилизованного общества, кроме того, обоснование нравственного долга интеллигенции перед народом. Рассмотрение развития человеческой индивидуальности как цели истории выводило субъективных социологов на анализ потребностей как основу общественных дифференциаций и как основу структурирования личности. В историю русской социологии П.Лавров и Н.Михайловский вошли как основные представители этико-субъективной школы и авторы этико-субъективного метода в социологии.

Л.И.Мечников (1838-1888 гг.)

Основные подходы собственно социологической теории ученого-географа и социолога Л.Мечникова были изложены в крупнейшей его работе “Цивилизация и великие исторические реки” (1889 г.). Отвергая концепцию социал-дарвинизма за его механистическое уподобление социальных закономерностей закону борьбы за существование, он стремился превратить социологию в точную научную дисциплину. Для этого, по его мнению, было необходимо сформулировать истинные специфичные законы общественной жизни, а также достаточно корректно определить критерии социального прогресса.

В качестве количественного индикатора степени эволюции общества по пути социального прогресса он фиксировал достигнутый людьми уровень солидарности, вытесняющей первичную борьбу за существование, характерной для биологической природы. Обращая внимание на то, что солидарность как отношение людей может конструироваться как добровольно, так и по принуждению, он полагал, что именно степень свободы индивидов в этом процессе выступает как главное мерило прогрессивности данной цивилизации.

Полагая, что главным компонентом географической среды является, так называемый, гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), он выделял в мировой истории три основные эпохи или цивилизации: речную, морскую и океанскую (или “всемирную”.

Определяя источник эволюции общества в отношении между географической средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности, Л.Мечников вошел в историю русской социологии как представитель географического детерминизма.

Н.Я.Данилевский (1822-1885 гг.)

Основной социально-философский труд Н. Данилевского “Россия и Европа” был опубликован в 1869 году в журнале “Заря”. Три основных момента работы: во-первых, идейно-политический, отвечающий на вопрос “Почему Европа ненавидит Россию?” и обосновывает концепцию всеславянского союза; во-вторых, социологическое “ядро” книги - культурно-исторических типов; в-третьих, философско-исторический, рассматривающий проблему смысла и направленности истории.

Данилевский утверждал, что какая-либо общая теория общества в принципе невозможна в силу специфичности социального объекта. Общественные явления управляются общими духовными законами.

Общество, по Данилевскому, не представляет собой целостности, а есть сумма национальных организмов, которые развиваются в плоскости собственного существования, по собственным, свойственным только ему (имманентным) законам. Каждый общественный организм рассматривался как целостность, устойчивая в изменяющейся среде.

Человечество, по его мнению, не представляет какой-то единой живой целостности, а скорее походит на стихию, которая в различных точках складывается в формы, в той или иной форме аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм, имеющих четкую структуру и линию развития, Данилевский назвал культурно-историческим типом, внутри которого осуществляется общее историческое развитие.

Культурная деятельность структурируется на четыре разряда:

религиозная деятельность как твердая народная вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека;

культурная деятельность (в узком смысле слова) как отношение человека к внешнему миру в форме науки, искусства и промышленности;

политическая деятельность - отношения людей между собой как членов одного народного целого;

общественно-экономическая деятельность как отношения людей применительно к условиям пользования предметами внешнего мира.

Согласно его классификации существовало 10 основных культурно-исторических типов, вытекающих особенностей народов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский (европейский), а также американский и перуанский. Кроме того, функционально выделялись народы - ”бичи Божии”, которые разрушают отжившие цивилизации, а затем снова возвращаются в “прежнее ничтожество” (гунны, монголы), а также народы, которые не сложились в культурно-исторические типы и представляют только “этнографический материал” для других типов. С точки зрения соотношения традиций и новаций культурные типы разделяются на “уединенные” и “преемственные”.

Культурно-исторический тип в своем развитии проходит четыре основных периода:

этнографический период, самый длительный, когда формируется запас сил будущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и, следовательно, особый тип его развития;

государственный период, носящий переходный характер, когда, в основном в силу внешнего влияния (например, агрессии), народ строит государство как условие независимого самобытного развития;

период собственно цивилизации, самый короткий, период плодоношения, когда накопленные народом силы обнаруживают себя в самых различных формах культурного творчества; это время растраты накопленного запаса, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу;

период естественного конца культуры, имеющий две формы: апатия самодовольства - окостенение, одряхление культуры, когда завет старины считается вечным идеалом для будущего; апатия отчаяния - обнаружение неразрешимых противоречий, осознание ошибочности идеала, отклонения развития от прямого пути.

Данилевский формулирует пять основных законов эволюции культурно-исторических типов:

1.Закон сродства языков, на основе чего и формируется культурно-исторический тип.

2.Закон, утверждающий, что для становления цивилизации, свойственной самобытному культурно-историческому типу, необходима политическая независимость народа. При этом государство рассматривается как сугубо внешняя форма, обеспечивающая благоприятные условия для ее самобытного развития.

3.Закон непередаваемости цивилизаций: начала одного типа могут быть искажены, уничтожены, но не могут быть заменены началами другого типа. В последнем случае произойдет просто уничтожение народа, превращения его из самостоятельного субъекта истории в этнографический материал для иной культуры.

При этом он выделяет три способа распространения цивилизации:

а) простейший способ - пересадка с одного места на другое посредством колонизации. Фактически это создание очагов собственной культуры в иных регионах при превращении аборигенов любыми способами в этнографический материал;

б) прививка, под которой обычно и понимают передачу цивилизации: самобытная культура становится средством для чужой. Испытывая глубокие потрясения, она может либо погибнуть, либо сбросить чуждую культуру и восстановить себя;

в) способ воздействия: народы знакомятся с чужим опытом и используют наименее национальные его элементы, Остальное же принимается только к сведению как элемент сравнения.

4.Закон, устанавливающий зависимость богатства и полноты развития культурно-исторического типа от разнообразия и уровня самостоятельности входящего в его состав этнографического материала (народов). Отсюда Данилевский делает вывод о необходимости политической интеграции близких по языку народов и вреде для их культуры политической раздробленности, что иллюстрировал на примере славян.

5.Закон краткости периодов цивилизации: период каждого типа цивилизации сравнительно очень короток, истощает силы и вторично не возвращается.

Данилевский был убежден, что славянство для сохранения своей культуры от экспансии Запада должно избавиться от болезни подражательности и объединиться на основе начал собственного культурно-исторического типа. В противном случае судьба славянства будет печальной, а поэтому “для всякого славянина... после Бога и Его святой Церкви, - идея славянства должна быть высшею идеею, выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без ее существования - без духовно, народно и политически самобытного, независимого славянства”.

Теория Н.Я.Данилевского представляла собой одну из первых попыток сформулировать новый взгляд на истории как на нелинейный многовариантный процесс и дать элементы социологической интерпретации. В историю социальных учений Н.Я.Данилевский вошел как один из основателей культурно-исторических типов теории.

Второй этап становления русской социологии - 1890-начало ХХ века.

В этот же период начинается, правда эпизодическое, преподавание социологии.

В это время утверждается позиция, что социология есть одна из многих социальных наук, она имеет собственный предмет исследования и своеобразие задачи. В таком понимании социология все более положительно стала приниматься в научных и общественных кругах, в академической среде. Одновременно социологический подход начинает широко использоваться в других социальных дисциплинах. Русская социология, особенно благодаря деятельности М.М.Ковалевского, выходит на международную арену на равных. Русские социологи участвуют в работе Международного института социологии, конгрессы которого собирались раз в три года. Три русских социолога (П.Ф.Лилиенфельд, М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин) избирались президентами института, что говорит о международном признании русской социологии.

В 1901 г. М.М.Ковалевский и Е.В.Де Роберти создали в Париже “Русскую школу общественных наук”, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали многие ведущие как русские, так и западные социологи. Школа по праву была тогда оценена как первая модель русского социологического факультета, причем не имеющая аналогов в мире. Однако по требованию правительства царской России она была закрыта.

По личному разрешению Николая II в Петербурге в 1908 г. был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В.М.Бехтеревым с первой русской социологической кафедрой, возглавленной М.М. Ковалевским, затем Е.В. Де Роберти, позднее П.А.Сорокиным и К.М.Тахтаревым. Кафедра провела большую работу по организации обучения социологии, подготовила четыре выпуска сборника “Новые идеи в социологии”.

Несмотря на разницу во взглядах представителей всех этих школ и направлений, для них было характерно обращение: к процессам общественного развития страны; особенностям социально-классовых отношений и развитию общественных институтов; роли личности и социальных групп в истории.

Для данного этапа характерна острая критика позитивистской методологии. Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б.А.Кистяковский (1868-1920 гг.), Л.П.Петражицкий (1867-1931 гг.), А.С.Лапо-Данилевский (1863-1919 гг.) и др.). Представители старых школ (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский и др.) во многом уточняют свои позиции. Утверждаются марксистская социология (Г.В. Плеханов (1856-1918 гг.), В.И.Ульянов - Ленин (1970-1924 гг.) и др.), в том числе “легальный марксизм” весьма близкий с точки зрения методологии к неокантианству (П.Б.Струве (1870-1944 гг.), Н.А.Бердяев 1874-1948 гг.), С.Н.Булгаков (1871-1944 гг.), М.И.Туган-Барановский (1865-1919 гг.) и др.).

Начало XX - 50-е гг. ХХ века - третий этап в развитии русской социологии, насильственно прерванный в 1922 году. Это время четкого предметного самоопределения социологии как общей теории социального развития (П.А.Сорокин). Ведущей школой становится неопозитивизм (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев). Одновременно оформляется своеобразная “христианская социология” в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк (1877-1950 гг.) и др.), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках марксизма, с одной стороны усиливается политизация социальной теории, формулирование теории социалистической революции (В.И.Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современными научными, а не политическими, достижениями (А.А.Богданов (1873-1928 гг.).

Отечественная социология отличается рядом особенностей: антропологизмом, т.е. интересом к человеку при ис­следовании всех сфер общественной системы; историчностью (общественные теории своей исходной точкой брали конкретную российскую действительность; интерес к будущему России и ее роли в мировом историческом процессе); синтетичностью (общество исследуется как органичное целое); противоречивостью (противоборство между славянофилами и западниками); ориентацией на достижения западной мысли: идей французского Просвещения и немецкого романтизма, а в конце XIX — начале XX в. — марксизма.

Российская социологическая мысль способствовала формированию теоретико-методологических принципов социологической науки. Отечественные ученые внесли значительный вклад в ее развитие

  1. Социологический интегрализм П.А. Сорокина.

личность П. Сорокина

Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда (ныне Княжпогостский район), Вологодской губернии (ныне Республика Коми) . Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.

В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. В 1906 - арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Кинешме, где много читал (Лавров, Михайловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт и др.).После освобождения решил продолжить образование. В 1909 Сорокин поступает в столичный Психоневрологический институт, где была открыта кафедра социологии Е.В. Де-Роберти и Ковалевским . Через год Сорокин переводится на юридический факультет университета, где проходит обучение под началом Петражицкого. Главным достижением этого периода творчества Сорокин становится его монографическая работа "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914), которая представляет собой обстоятельный обзор современных криминологических теорий. В 1917 С. получил звание приват-доцента Петербургского университета. Был активен в области популяризаторства, пытался донести до читателя мысли Дюркгейма , идеи которого пронизывают почти все его работы. Февральская революция застала Сорокин "посреди дел". Отложив работу, он опять занялся политикой, принимал активное участие в работе Госдумы, Временного правительства, редактировал эсеровские газеты. За это время им была написана целая серия социально-политических памфлетов. В 1918 опять арестован, но уже новым, большевистским правительством. В 1920 Сорокин избирается руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета. Предлагает конструирование новой дисциплины - "родиноведения", призванной синтезировать знания разных естественных и гуманитарных наук. Тогда же он пишет популярные учебники по праву и социологии, публикует работу в двух томах "Система социологии" (1920), которая стала венцом его творчества в России. В 1922 начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции. В России оставаться было опасно и Сорокин вместе с женой эмигрируют за границу. Сначала Сорокин жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни.

П.Сорокин оказал огромное воздействие на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами. Американцы относят П. Сорокина к числу основателей американской социологии, у себя на родине в России имя ученого обрело заслуженный статус только в недавнее время..

социология революции П. Сорокина

П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

В работе “Социология революции” (1925) Сорокин называет революцию великой трагедией. Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами.

Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения -- потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка.

В работе «Листы из русского дневника» (1924) П.А. Сорокин высказывает мысль, что всякая революция проходит три стадии: «Первая обычно очень кратковременна. Она отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями обещаемых реформ. Эта начальная стадия лучезарна своим настроением, её правительство гуманистично и милостиво, а его политика мягка, нерешительна и часто бессильна. Но вот в людях начинает просыпаться «наихудший из зверей». Краткая увертюра подходит к концу и обычно на смену ей приходит вторая, деструктивная фаза. Великая революция превращается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий всё на своем пути. Она безжалостно искореняет не только обветшалые, но и все ещё жизнеспособные институты и ценности общества, а тем самым уничтожает не только отжившую свой век политическую элиту старого режима, но и множество творческих лиц и групп. Революционное правительство на этой стадии безжалостно, тиранично и подчас кровожадно, а его политика преимущественно деструктивна, насильственна и террористична... Постепенно революция вступает в свою третью, конструктивную фазу, начинает создавать новый социальный и культурный порядок. В постреволюционном порядке обычно новые модели и образцы поведения тем самым гармонизируют со старыми, но не потерявшими жизненную силу образцами дореволюционной действительности». Первую фазу П.А. Сорокин называет фазой революционного подъёма, вторую -- революционной диктатурой, третью -- реакцией.

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества -- краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;

каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;

каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

социология войны П. Сорокина

Исходя из принципов современных социальных наук, автор предлагает свои критические заметки о существующих теориях причин войны и отмечает внутреннюю несовместимость многих из них. Автор критически рассматривает имеющиеся версии о причинах войн. Рассматриваются графики соотношений между внутренними беспорядками и величиной потерь на протяжении истории человечества – В древних Греции и Риме, в Римской империи и Европе с Х11 по Х1Х в. Отмечена важность в анализе факторов войн паутины социальных отношений и системы культурных ценностей. Делается вывод, что всегда, когда в отношениях государств или социальных групп система соответствующих социальных отношений и культурных ценностей обнаруживает тенденцию к развалу, беспорядку или неопределенности, такое изменение повышает шанс войны. Обратные тенденции повышают шансы к миру во взаимоотношениях.

В одной из работ российского периода творчества П.А. Сорокин писал об «отрицательной селекции»: в периоды острых социальных катаклизмов самыми приспособленными оказываются не лучшие, а средние, способные слиться с массой в ее инстинктивных мотивах и не дистиллированных разумом побуждениях. Это те «духи» из легенды о Фаусте, которые сами по себе «не оставляют запаха».

социология голода П. Сорокина

В журнале "Экономист" в 1922 г. он опубликовал следующие статьи: "Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию" (№ 1, с. 77-107), "Влияние голода на социально-экономическую организацию общества" (№ 2, с. 13-53), "Голод и идеология общества" (№ 4-5, с. 3-32). Этой же проблематике посвящены и его статьи в "Артельном деле": "Голод и убеждения (идеология) человека" (1921, № 9-16, с. 11-16), "Война и милитаризация общества" (1922, № 1-4, с. 3-10).

Полное название книги: "Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь". Пг.: Колос, 1922. Это последняя книга, написанная Сорокиным в России. Первоначально Сорокин намеревался включить главу о "социологии голода" в третий том "Системы социологии", но постепенно глава эта разрослась в самостоятельное и весьма обширное (ок. 560 стр.) исследование. К изучению голода Сорокин приступил осенью 1921 г. по совету И.П. Павлова и В.М. Бехтерева, и вся дальнейшая работа велась "в тесном сотрудничестве" с ними.

Содержание: 1) понятие голода, 2) его физиологические и психические эффекты, 3) депрессирование голодом стимулов: полового, самосохранения, 4) деформация психо-социального "я" индивида: его души, верований, убеждений, вкусов, право-нравственных воззрений под влиянием голода. Социальные эффекты: изменение состава населения: смертность, рождаемость. Голод и бунты. Голод и апатия. Голод и коммунизация. Голод и изменения общественного сознания.

«…сказанное о голоде и жажде как факторах мы можем прорезюмировать в следующих теоремах.

1) Потребность питания действительно является фактором человеческого поведения и явлений общественной жизни.

2) Она толкает людей на одни поступки, удерживает их от других, вызвала и вызывает к жизни ряд социальных институтов, явлений и общественных движений.

3) Сила ее влияния зависит: а) от ее интенсивности, Ь) от силы влияния других факторов, действующих в противоположном направлении. Поэтому в одних случаях она может: а) парализовать и победить их, в других может быть парализована и побеждена ими, Ь) в третьих — ограничена и видоизменена в своем влиянии и в его формах. В зависимости от соотношения этих сил соответствующий характер приобретает и поведение людей.

4) Рост культуры, знания, вообще рост социально-психических сил ведет к разрушению инстинктивного механизма питания, к замене этого инстинктивного механизма правилами точной науки, т.е. к удовлетворению потребности питания согласно способам, устанавливаемым знанием. Так как сейчас биологический инстинктивный механизм полуразрушен, а соответствующих знаний и средств у людей - у масс - недостаточно, то неизбежным следствием такого положения дел служат вредные и болезненные извращения этого инстинкта: обжорства. неправильное питание, вкусовые извращения и т.д.

Задача будущего — скорее пройти этот переходный период, и раз уж инстинктивный механизм питания разрушен, то необходимо на его место поставить правила здорового питания, вырабатываемые точной наукой. Дело последней — удовлетворительно разрешить эту задачу, дело людей воспользоваться научными указаниями».

теория конвергенции П. Сорокина

Основы теории конвергенции были намечены П.А. Сорокиным ещё в работе «Россия и Соединённые Штаты», написанной в 1944 году, когда СССР и США были союзниками во Второй мировой войне. Но и позднее, уже в годы Холодной войны, в частности, в работах «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960) и «Главные тенденции нашего времени» (1964), П.А. Сорокин проводит мысль о том, что наблюдается постепенная конвергенция (схождение) черт, характеризующих советское и западное общества, СССР и США. Он считал, что если удастся избежать новой мировой войны, то доминирующей формой общества будет не капитализм, и не социализм, а некая интегральная форма, сочетающая в себе лучшее из обеих систем. Но в тоже время она будет характеризоваться новым типом личности, новыми социальными институтами, новыми культурными ценностями, не сводимыми ни к «капиталистическим», ни к «социалистическим». Для Запада конвергенция будет означать отказ от иллюзорных материальных ценностей чувственной фазы, ограничение власти денег. Для СССР конвергенция будет означать уважение прав человека и повышение материального уровня жизни масс. Постепенно и Запад, и Советский союз придут к смешанному типу экономики, отличающемуся и от экономики свободного предпринимательства, и от чисто государственной экономики. В этом вопросе П.А. Сорокин был солидарен с Дж. Гэлбрейтом. В Советском Союзе в 1970-е годы идеи конвергенции разделял академик-диссидент А.Д. Сахаров, в то время как на официальном уровне теория конвергенции клеймилась в СССР как буржуазная. Во второй половине 1980-х гг. мысли о конвергенции высказывал и советский лидер-реформатор М.С. Горбачёв. И хотя реальные пути развития США и особенно СССР оказались несколько иными, чем предсказывал П.А.Сорокин, доктрина конвергенции оказала большое влияние на различные теории нарождающегося и будущего типа человеческого общества (модели постиндустриального общества и др.).

альтруистические исследования П. Сорокина

Созидательный альтруизм, бескорыстную, созидательную любовь, П.А. Сорокин рассматривал как важнейшее средство преодоления бездуховности современной цивилизации («Альтруистическая любовь» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Власть и мораль» (1959), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963)). Он отмечал, что ни демократические преобразования, ни создание международных инструментов типа ООН сами по себе не могут привести к предотвращению войн и конфликтов. Демократия может быть так же агрессивна, как и автократия. Только значительное увеличение степени альтруизма отдельных личностей, институтов или культур способно установить прочный мир и гармонию между людьми. Альтруизм, альтруистическая любовь, как отмечает П.А. Сорокин, является огромной силой, но при условии, что мы знаем, как её производить, аккумулировать и использовать.

П.А. Сорокин описывает три типа альтруистических личностей:

«удачливые» альтруисты, проявляющие с детства незначительные эгоистические наклонности и удачно интегрирующие в себе ряд моральных ценностей;

«катастрофические» или «поздние» альтруисты, ставшие таковыми в зрелом возрасте в результате дезинтеграции эгоистических ценностей, чему способствуют пережитые ими социальные катастрофы;

«промежуточные» альтруисты, находящиеся в постоянном поиске морального совершенства.

П.А. Сорокин исследовал личности Будды, Мохатмы Ганди, христианских святых, проводил полевые исследования в университетах, больницах, тюрьмах, и на их основании сформулировал так называемый закон поляризации. Суть его в том, что люди реагируют на социальные и личные катастрофы в полярно противоположных направлениях (позитивная и негативная моральная поляризация). В случае позитивной моральной поляризации имеет место альтруистическое перевоплощение, в случае негативной — поиск гедонистического, ориентированного на себя, удовольствия, ожесточение, агрессия, или тупая покорность судьбе, или самоубийство. Часть современного человечества движется к позитивной поляризации и противостоит деструктивному процессу деморализации другой части человечества, движущегося к негативной поляризации. Задачи выживания человечества, считает П.А. Сорокин, требуют альтруистического перевоспитания, как правителей, так и масс.

сущность интегрализма социологии П. Сорокина

П.А. Сорокин активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагает изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека. В работе «Интегрализм -- моя философия» (1957) П.А. Сорокин рассматривает действительность как бесконечное множество различных качеств и количеств: духовных и материальных, меняющихся и неизменных и т.д. Наивысшей формой действительности П.А. Сорокин считает активное разумное творческое начало -- Бесконечное Творческое X. С точки зрения способов познания П.А. Сорокин различает:

эмпирический аспект действительности (постигаемый опытом);

рациональный (постигаемый разумом, то есть посредством логики и математики);

сверхчувственно-сверхрациональный (постигаемый творческим озарением и интуицией);

Наиболее полной является истина, полученная через все три эти аспекта, а не какой-либо один из них.

Сам человек -- тоже интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник творческого X всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира. Этот культурный («суперорганический») мир существенно изменил поверхность земли и уже простирает своё влияние к Космосу (здесь идеи интегрализма суперорганического мира П.А. Сорокина перекликаются с мыслями В.И. Вернадского о ноосфере).

Важнейшей компонентой суперорганического мира является смысл. Высшей интегральной смысловой ценностью является единство Правды (Истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства). Таким образом, интегрализм П.А. Сорокина выступает не только как познавательная, но и морально-этическая доктрина. И эти понятия для него неразделимы. Каждая открытая истина, согласно П.А. Сорокину, это одновременно вклад в добро и красоту. Любой акт неэгоистической любви (добра) обогащает мир правды и красоты. В то же время П.А. Сорокин констатирует, что за последние столетия деятельность человечества в области истины (научные открытия) и красоты (произведения искусства) опережала деятельность в области добра (неэгоистической любви). Поэтому ему не удалось открыть пути для морального облагораживания суперорганического мира и контроля над своими животными пристрастиями. В современную эпоху это накладывается на смену фаз социокультурной суперсистемы западной части суперорганического мира. В результате совместного действия двух этих причин встал вопрос о самом выживании человеческой цивилизации. Выход из этого кризиса П.А. Сорокин видит в необходимости увеличения неэгоистической творческой любви и этики солидарности. Отсюда его интерес к теории созидательного альтруизма, которую он разрабатывал в 1940-е -- 1950 -е годы.

Интегральная сущность всех работ Сорокина всегда оставалась неизменной. Более того, все его мировоззрение было пронизано философией интегрального синтеза и на уровне сциентистских программ, и на уровне жизненной философии.

  1. Особенности развития и основные достижения социологической науки в советский период.

После 1917 г. Некоторая либерализация происходит в период «хрущевской оттепели», однако социология еще не признавалась наукой.

В конце 20-х и в 30-е годы в нашей стране формируется тоталитарное общество. Для социологических исследований это было время свертывания, а затем и запрета, как и самой социологии, объявленной "буржуазной лженаукой". Объективные данные об обществе и происходящих в нем процессах оказались не только не востребованными, но и опасными для личной диктатуры, волюнтаризма и субъективизма. Наукам об обществе отводилась роль "служанок" политики. Место научной социологии заняла социальная апологетика, подменившая науку социальной мифологией, нацеленной на оправдание советского государства, доказательство его эффективности и справедливости.

Возрождение социологических исследований относится к 60-м годам, периоду "оттепели". Только в конце 1970-х гг. за социологией вновь укрепляется статус науки. В этот период для нее характерны следующие особенности: сосредоточение на прикладных исследованиях; подчиненность интересам партийной номенклатуры; односторонняя критика западного общества. Выходят в свет социологические труды советских ученых, проводятся социологические исследования, создаются социологические центры и лаборатории. Социологическим исследованиям отводится все более значимое место в познании общества, так как они дают "снимок состояния" социальных явлений и процессов, их объективный, реальный "срез". Эти исследования выявляют тенденции развития социальных отношений и факторы, влияющие на изменение социальных явлений; позволяют выделить имеющиеся противоречия и дать прогноз социальной ситуации. Социологические исследования дают возможность осуществлять контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, реализовать обратную связь.

Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в познании самого себя, в объективном, научном познании. В качестве научного метода в социологии выступает диалектический метод, т.е. рассмотрение общества как живого организма в его постоянном развитии, во всех его связях и взаимоотношениях. При этом следует выделять наиболее существенные признаки, стороны, свойства и отношения социального явления и процесса.



  1. Современный этап в развитии отечественной социологии. Российские социологические организации и частные фирмы (ответ на вопрос оформляется письменно).

В 1980-е гг. в социологии возобладало стремление найти некую синтетическую картину социальной реальности, которая стала бы общим теоретическим основанием.

В настоящее время социология находится на новом этапе институциализации. В начале 1990-х гг. воссоздаются социологические ассоциации, вузы начинают прием на социологические специальности.

Сегодня перед социологией России стоят важные научные задачи:

• накопление обширных баз данных, проверка на их основе различных гипотез;

• развитие междисциплинарного и сравнительно-исторического характера исследований;

• создание целостной и эффективной структуры общественно-научных исследований, которая включила бы базы данных, компьютерные информационные системы и др.

На современном этапе трансформации российского общества можно говорить о следующих особенностях развития отечественной социологии: оценке современной эпохи как переломного момента человеческой истории; неспособности описать происходящие социальные трансформации средствами классических социологических теорий и методов.

В связи с этим встала проблема формирования новой парадигмы социологии, которая не замыкалась бы на исключительно социологическом инструментарии, а попыталась создать новую картину социальной реальности. Данное стремление нашло свое выражение в концепциях постиндустриального, информационного, постэкономического, посткапиталистического, постмодернистского общества.

Все эти концепции рассматривают современное общество как качественно новое образование, определяющими постулатами которого являются: трудовое индустриальное общество в ходе социально-экономического развития преодолено постиндустриальным обществом, последнее отрицает первое; главной ценностью и фактором развития современного общества является информация; система материального производства утрачивает первостепенную роль в системе общественного производства; деятельность человека на современном этапе определяется не только выгодой, пользой или интересом: появляется новый тип рациональности, мотивационных механизмов, ценностей.

Современная социологическая наука все больше обращается к истории, психологии и философии. Этот процесс характеризует общее состояние науки: в настоящее время наблюдается интеграция научного знания, которая привела к появлению междисциплинарных исследований и новых научных дисциплин, таких, как экономическая и политическая социология, политическая география и др.

Несмотря на разнообразие школ и направлений современной социологии, отчетливо проявляются две основные тенденции: позитивистская и понимающая социология.

В числе основных направлений и школ современной социологии можно выделить следующие: теоретическую социологию; историческую социологию; феноменологическую социологию и структурный функционализм; теорию модернизации; критическую теорию, символический интеракционизм и этнометодологию; социографию и социобиологию; французскую социологическую школу; дюркгеймовскую социологическую школу и др.

Российская социологическая мысль способствовала формированию теоретико-методологических принципов социологической науки. Отечественные ученые внесли значительный вклад в ее развитие.

ТЕРМИНЫ: отрицательная селекция войны, теоремы соотношения идеологии и голода, конвергенция, альтруизм, интегрализм.

.

.
написать администратору сайта