Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Расстройства эмоционально-волевой сферы. Гиперактивные. агрессивные дети (рекомендации для родителей). Расстройства эмоционально-волевой сферы. Гиперактивные. агрессив. Страничка психолога


Скачать 46.5 Kb.
НазваниеСтраничка психолога
АнкорРасстройства эмоционально-волевой сферы. Гиперактивные. агрессивные дети (рекомендации для родителей
Дата08.10.2018
Размер46.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРасстройства эмоционально-волевой сферы. Гиперактивные. агрессив.doc
ТипДокументы
#57271
КатегорияШкольному психологу

Страничка психолога

Алешина О.В.
Расстройства ЭВС, рекомендации для родителей.

(гиперактивные, агрессивные дети)
К наиболее часто встречающимся расстройствам эмоционально-волевой сферы можно отнести следующие: гиперактивность, агрессивность, тревожность, аутичность. Как вести себя если у ребенка отмечается, то или иное расстройство? Прежде всего необходимо знать основу нарушения , то в результате чего наблюдается подобное отклонение в поведении, степень возможности самоконтроля ребенком своего поведения, процент участия взрослого в коррекции поведенческих расстройств.

«Гипер...» (от греч. hyper«над», «сверху») — составная часть слож­ных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» при­шло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный». Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутству­ют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обуче­нии, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального разви­тия у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности на­блюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперак­тивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минималь­ная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необ­ходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...». Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффектив­ным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Одна­ко это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физио­логические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребен­ку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щед­ры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся ис­точниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт ха­рактера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с ко­торыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и по­кладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотруд­ничать с ним — вполне посильная задача. Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчинять­ся инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе вос­питателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздра­жительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Из­вестный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих де­тей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигает­ся, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он лег­ко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».
Правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

  3. Делить работу на более короткие, но более частые пе­риоды. Использовать физкультминутки.

  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

  7. Использовать тактильный контакт (элементы масса­жа, прикосновения, поглаживания).

  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

  1. Использовать гибкую систему поощрений и наказа­ний.

  2. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на буду­щее.

  3. Предоставлять ребенку возможность выбора.

  4. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия —нет пре­имущества!

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следу­ющее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существо­вания людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушев­ленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (от­рицательные переживания, состояние напряженности, страха, подав­ленности и т. п.)». Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматичес­кие заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жесто­кость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком при­сутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказыва­ет характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использо­ваны два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо стро­гость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессив­ность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это каче­ство, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реак­ции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое пове­дение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в при­вычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, зо­лотую середину, могут научить своих детей справляться с агрессией.
Правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ре­бенка.

  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведе­ния.

  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

  1. Наказания не должны унижать ребенка.

  2. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

  1. Давать ребенку возможность проявлять гнев не­ посредственно после фрустрирующего события.

  2. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

  1. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

  1. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

  2. Учить брать ответственность на себя





написать администратору сайта