Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Судебный контроль и прокурорский надзор за законностью применени. Судебный контроль и прокурорский надзор за законностью применения мер пресечения


Скачать 16.94 Kb.
НазваниеСудебный контроль и прокурорский надзор за законностью применения мер пресечения
АнкорСудебный контроль и прокурорский надзор за законностью применения мер пресечения.docx
Дата10.03.2018
Размер16.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСудебный контроль и прокурорский надзор за законностью применени.docx
ТипДокументы
#13866

Судебный контроль и прокурорский надзор за законностью применения мер пресечения.

В процессе предварительного расследования возникает необходимость в ограничении конституционных прав и свобод подозреваемых, обвиняемых. Такие ограничения, правомерность которых вытекает из положений Конституции РФ, предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством и осуществляются они в целях создания надлежащих условий для успешного осуществления расследования уголовного дела. К ним со всем основанием можно отнести и меры процессуального пресечения. Основания и порядок принятия процессуальных решений о применении указанных мер, процедура их реализации, гарантии законности при их применении строго регламентированы уголовно-процессуальным законом. В системе гарантий особое место занимают судебный контроль и прокурорский надзор. На стадии предварительного расследования суд участвует в применении мер пресечения в двух формах: первая форма - это непосредственное применение мер пресечения, которые отнесены к исключительной компетенции суда (заключения под стражу и домашнего ареста); вторая форма - это судебный контроль за применением мер пресечения органами предварительного расследования на основе полномочий суда. С вступлением в силу УПК РФ в досудебном производстве по уголовным делам сфера действия судебного контроля существенно расширилась. Сокращен до 48 часов срок допустимого задержания подозреваемого до решения суда. Введен судебный порядок принятия целого ряда процессуальных решений: о заключении под стражу, о домашнем аресте. В суд могут быть обжалованы постановления дознавателя, следователя, прокурора об избрании той или иной меры пресечения, а равно иные их решения и действия (бездействие), касающиеся законности и обоснованности применения мер пресечения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам человека. Прокурор наряду с дознавателями, следователями, начальниками органов дознания и следственных отделов отнесен к стороне обвинения. Он, как и они, осуществляет функцию уголовного преследования. Вместе с тем в досудебных стадиях за прокурором обоснованно сохранены надзорные полномочия, определяющие его особый процессуальный статус и роль гаранта законности. Практически все обращения дознавателя и следователя в суд с ходатайствами о применении мер процессуального принуждения и производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, допускаются только с согласия прокурора. Прокурор участвует в их рассмотрении судом и в любой момент, выявив нарушения закона, вправе и обязан отказаться от поддержания ходатайства. Некоторые ученые в области уголовного процесса за постепенную полную замену прокурорского надзора за законностью предварительного расследования судебным контролем, в том числе и за применением мер пресечения. Однако при этом они не учитывают, что без ущерба основной функции суда - отправления правосудия суд, в отличие от прокурора, не может осуществлять постоянный контроль за исполнением законов при производстве предварительного расследования и применением в его ходе мер процессуального принуждения. Суд обращается и может обращаться к этим вопросам лишь эпизодически - при рассмотрении ходатайств дознавателя, следователя, прокурора либо жалоб участников процесса и иных лиц. Судебный контроль, безусловно, вносит существенный вклад в обеспечение законности расследования, но требует одновременного наличия других гарантий, в качестве которых и выступает прокурорский надзор. Прокурор вправе и обязан в порядке надзора и как должностное лицо, осуществляющее функцию уголовного преследования, постоянно следить за законностью процессуальных действий и решений дознавателя, следователя по применению мер пресечения, а также независимо от наличия или отсутствия обращений извне безотлагательно принимать в пределах своей компетенции меры, направленные на устранение нарушений закона, в том числе при вторжении в конституционные права граждан. Отказ от прокурорского надзора привел бы к непоправимому ослаблению охраны прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве по уголовным делам в целом, и в применении мер пресечения в частности. Необходимость сохранения прокурорского надзора подтверждает и тот факт, что при рассмотрении судом ходатайств о заключении подозреваемых, обвиняемых под стражу, и в других случаях, зачастую отсутствует единый подход к характеру и объему подлежащих проверке материалов. Чаще всего, и это представляется обоснованным, такая проверка носит ограниченный характер и не затрагивает оценку достаточности доказательств, подтверждающих событие преступления и виновность лица, подозреваемого либо обвиняемого в его совершении. Иначе в дальнейшем при рассмотрении уголовного дела по существу и вынесении приговора суды будут «связаны» своим предыдущим решением. Прокурор же, в отличие от судьи, обязан перед дачей согласия на обращение дознавателя, следователя в суд с ходатайством всесторонне изучить материалы уголовного дела и оценить собранные доказательства с точки зрения их достаточности для подтверждения предусмотренных законом оснований применения к лицу тех или иных ограничительных мер. Особенно важное значение прокурорский надзор имеет в случаях, когда ограничение конституционных прав граждан при расследовании преступлений носит длящийся характер. Так, срок содержания обвиняемого под стражей равен двум месяцам. Далее он может быть продлен в судебном порядке до шести, по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - до двенадцати, а в исключительных случаях - до восемнадцати месяцев. Таким образом, суд, приняв однажды решение, при отсутствии ходатайств и жалоб не проверяет законность применения данной меры пресечения по четыре и более месяца, хотя основания для ее применения могут отпасть гораздо раньше. Аналогичное положение возникает при применении домашнего ареста, продолжительность которого в УПК РФ четко не определена. В этих случаях роль прокурора, постоянно на протяжении всего хода расследования осуществляющего надзор, в восстановлении незаконно и необоснованно ограниченных прав участников уголовного процесса незаменима.
написать администратору сайта