Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность и назначение социально-культурной деятельности

  • Характеристика основных функций социально-культурной деятельности

  • Характеристика современных принципов социально-культурной деятельности

  • Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

  • Для экзамена (Теория и история СКД) доцент С. Г. Рубцов. Сущность и основные функции культуры


    Скачать 56.26 Kb.
    НазваниеСущность и основные функции культуры
    АнкорДля экзамена (Теория и история СКД) доцент С. Г. Рубцов.docx
    Дата14.09.2018
    Размер56.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДля экзамена (Теория и история СКД) доцент С. Г. Рубцов.docx
    ТипДокументы
    #23530
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Сущность и основные функции культуры

    Культура – одно из самых многозначных понятий. Этимология слова связана с древне-латинскими понятиями: обработка, возделывание почвы, почитание, воспитание. Определений понятия «культура» несколько сотен. В отечественной науке для осмысления сущности данного феномена, прежде всего, используются следующие подходы. 1-ый – системный (Ю. Лотман, М. Каган, В. Давидович, Ю. Жданов); 2-ой аксиологический (ценностный) – (Э. Соколов, А. Радугин, Н. Злобин) и деятельностный – (Э. Маркарян, Л. Коган, Э. Баллер). Синтезируя данные подходы ведущий российский философ-культуролог М. С. Каган в монографии «Философия культуры» (2009 г.) определяет культуру как саморазвивающуюся систему материальных и духовных ценностей, искусственную среду, созданную людьми, которая способствует формированию и развитию творческой личности как социального субъекта. Овладевая ценностями культуры, человек наполняет свою жизнь значимыми для него смыслами, преобразовывает в своих интересах окружающий мир и самого себя. Данное определение раскрывает сущность культуры как полифункционального явления.

    В научных работах А. Кармина, Э. Соколова, С. Токарева, А. Флиера раскрывается содержание основных функций культуры. Функция с латинского – роль, назначение, осуществление. Все функции культуры носят общественно и личностно значимый характер. Рассмотрим следующие основные функции культуры.

    Познавательно-преобразующая функция. Создавая и осваивая ценности культуры человек способен адекватно отразить в собственном сознании окружающий мир, проанализировать явления и закономерности действительности, передавать необходимые знания от одного поколения к другому. Познавая действительность, человек преобразовывает мир, меняет как материальную, так и духовно-социальную стороны жизни. Процесс преобразования и познания человеком действительности и самого себя – это творческий процесс, в котором личность является субъектом.

    Вторая функция – коммуникативная. Она связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может полноценно развиваться, так как для этого необходим обмен мыслями, знаниями. Общение является истинной стихией человеческой жизни. Коммуникация – это сложнейший процесс, основанный на сотрудничестве, взаимопомощи, сочувствии. При реализации данной функции формируется единство и общность людей, их убеждений, чувств и идеалов.

    Третья функция – информационная. Культура не только «кодирует» мир явлений и помогает передавать информацию через времена и пространства. Она создает условия для ее хранения, накопления, систематизации. Культура способствует развитию общества на основе доступа людей к накопленной информации. Работа с информацией является важнейшим общественным процессом. В современном обществе все сильнее происходит влияние на сознание человека и его поведение средств массовой информации, интернета. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

    Четвертая функция – нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации их действий. Ценности и значения, которыми располагает личность, очерчивают поле ее деятельности. Норма – есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек должен действовать. Особенно важны для человека нравственные нормы. Соблюдение таких норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности.

    Пятая функция – защитно-адаптивная. Её сущность связана с обеспечением и поддержанием равновесия между человеком и окружающей средой. Человек создает такие средства, которые способны защитить его здоровье от негативного влияния окружающей среды. Так, например, учреждения культуры пропагандируя знания в области экологии, медицины, гигиены помогают адаптироваться человеку в сложных условиях окружающего мира.

    Шестая функция – сигнификативная (знаковая). Она обусловлена разумностью человека. Культура вырабатывает запас значений, символов, имен, знаков из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы развития явлений. Для понимания людей мы изучаем их языки, знаки, которыми они пользуются. Так, например, при разработке рекламы, брендов учитываются особенности и стереотипы восприятия людьми тех или иных знаков.

    Названные нами функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Их реализация способствует позитивному влиянию культуры на человека и общество.

    1. Сущность и назначение социально-культурной деятельности

    Аннотация. Сущность социально-культурной деятельности. Деятельность как основа человеческого бытия. Активность социального субъекта. Деятельность как процесс реализации социальной активности. Социальная активность и социальная деятельность. Понятия: культурная, социально-культурная, культурно-досуговая деятельность. Субъекты социально-культурной деятельности. Характерные черты и назначение социально-культурной деятельности. Содействие социально-культурной деятельности развитию, реализации способностей и возможностей личности в обществе.

    Современные российские ученые, такие как Киселева, Красильников, Соколов, Ярошенко выдвигают разные точки зрения на сущность СКД. Но все они сходятся на том, что СКД – это подсистема социализации, культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных), по созданию культурных ценностей (творчеству); развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

    Социально–культурная деятельность занимает одно из главных мест в практическом труде социального работника; социального педагога, культуролога, социолога, экономиста – менеджера социально – культурной деятельности.

    Осмысление сущности понятия СКД возможно лишь на стыке таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика, право, теория управления и др. Социально – культурная деятельность имеет свои, присущие ей черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью различных групп людей.

    Социально – культурная деятельность обусловлена национально – этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, познавательных, художественных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. СКД реализуется в институциональных и не институциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.

    СКД отличается глубокой личностной направленностью. Эта деятельность можно протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность.

    Характерные черты СКД: гуманистическая (ради человека, его духовного развития); культурологическая (приобщение к культурным ценностям); развивающая (функциональное развитие личности)

    Анализ сущности СКД показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные (простое воспроизведение форм, предметов, способов деятельности) и творческие процессы, которые являются необходимым условием жизнедеятельности человека.

    Таким образом, сущность СКД связана с целенаправленной деятельностью по духовному и физическому развитию человека, на основе включения его в разнообразную культурную деятельность, в процесс освоения ценностей духовных и материальных в условиях свободного времени

    1. Характеристика основных функций социально-культурной деятельности

    Аннотация. Понятие функции социально-культурной деятельности. Определение термина «функция» применительно к ее содержанию.

    Функции социально-культурной деятельности. Ее социально защитный, реабилитационный характер. Стимулирование социальной активности, духовной реабилитации и адаптации личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения людей. Развитие творческих способностей, создание условий для социокультурного творчества людей. Развивающий характер функций социально-культурной деятельности.

    Социально-культурная деятельность – самостоятельная подсистема социализации личности, на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Социокультурные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного социокультурной сферой, отражают сущность социально-культурной деятельности, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации СКД.

    Исходя из общественной значимости СКД можно утверждать, ее социальные функции - ее основные сферы и направления, обусловленные социальным назначением СКД в наши дни.

    Функции проходят большой путь во времени — от возникновения и становления до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности, ее функции подразделяются на постоянные (основные), присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, которые возникают и исчезают в соответствие с требованиями времени. Мы остановимся на основных функциях социально-культурной деятельности.

    К ним относятся: развивающая, информационно- просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

    Генеральной функцией является развивающая функция социально-культурной деятельности. Благодаря своей главенствующей роли развивающая функция связывает в единый узел все остальные функции социально-культурной деятельности. Каждая из этих функций, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением.

    Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно- просветительной функции СКД. Под термином "просвещение" в данном случае подразумевается педагогическая, образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

    Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие социально-культурную, досуговую деятельность от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов): 1) информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей; 2) она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий; 3) она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; 4) она продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.

    С этой функцией тесно взаимодействует и культуро-творческая функция социокультурной деятельности. Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Способствует включению человека в процесс создания материальных и духовных ценностей, позволяет реализовать человеку собственные способности в различных сферах жизнедеятельности человека в свободное время. Она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека.

    Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно-оздоровительная функция. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, устранения производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия.

    Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. В любом случае организаторы стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий в любительских объединениях и клубах по интересам, в реализации программ выходного дня. Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия организаторов с широким кругом партнеров в лице творческих, экскурсионно-туристских, бытовых учреждений.

    Также существуют функции, которые носят дополняющий основные функции характер, но в то же время на определенном этапе развития социально-культурной деятельности они также важны, как и основные. К ним относят: коммуникативную функцию, экономическую, нормативно–правовую, финансово-экономическую.

    Коммуникативная функция - предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения).

    Экономическая функция - участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества людей.

    Нормативно-правовая функция - обеспечение защиты и свобод личности в условиях досуга.

    Финансово-экономическая функция - владение механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив в сфере свободного времени.

    На практике знание функций социально-культурной деятельности необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать организацию досуговой сферы, исключить из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рационально использовать кадровые ресурсы. Выполнение этих функций способствует благоприятному сотрудничеству государственных, общественных, частных предпринимательских структур сферы досуга. Только в своем единстве эти функции при их реализации будут способствовать эффективной и общественно- значимой СКД.

    1. Характеристика современных принципов социально-культурной деятельности

    Аннотация. Понятие принципа применительно к социально-культурным процессам. Понятие принципов организации социально-культурной деятельности и их методологической основы.

    Трансформация и современная классификация принципов социально-культурной деятельности. Конкретное отражение, развитие и обоснование принципов социально-культурной деятельности в практике государственных и негосударственных общественных институтов, их закрепление в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

    В настоящее время формируется новая система принципов СКД. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально - культурной ситуацией в стране.

    Мы раскроем только те принципы, которые сейчас актуальны для современной СКД. Но сначала дадим определение понятий СКД и принцип СКД.

    Социально-культурная деятельность - самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени.

    Свод главных правил, которыми необходимо руководствоваться при организации конкретной деятельности – это принципы.

    Принцип - это основополагающее положение, которым руководствуются в деятельности.

    В самом понятии «принципы» находят отражение основные исходные положения теории деятельности, основные особенности структуры и функционирования того или иного социального института.

    А теперь перейдём к самим современным принципам СКД:

    1. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей и принцип приоритета общечеловеческих ценностей при выборе содержания социально-культурных проектов и программ (например, при организации социально-культурных мероприятий необходимо пропагандировать такие темы, как милосердие, свобода творчества, демократические ценности).

    2. Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций, (например, организация праздника единства нации, где каждая национальность рассказывает о своих традициях, показывает национальные художественные произведения. Происходит обмен опытом и знакомство с традициями других народов)

    3. Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально - культурной сфере, (в каждом СКУ наличие органов самоуправления, которые сотрудничают с областными и региональными организациями)

    4. Принцип массового культуротворчества, самоорганизации, самодеятельности как доминирующего признака, (например, художественное самодеятельное творчество, смотры-конкурсы, отчетные концерты коллективов).

    5. Принцип гуманизации содержания и педагогического воздействия СКД, (учет интересов, потребностей и установок личности в сфере социально-культурной деятельности).

    Под гуманизацией мы понимаем - представления о человеке как о высшей ценности. Таким образом, в этих принципах отражены основные положения федеральных Российских документов по вопросам развития культуры. Реализация принципов должна быть комплексной с учетом принятых международных документов и российских программ (год чтения, год семьи) по реализации политики в области культуры.

    1. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

    Аннотация. Понятие социально-культурной деятельности. Педагогика как наука о сущности развития и формирования личности. Психология как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

    Психолого-педагогическая основа социально-культурная деятельность как целостная система взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп.

    Психолого-педагогические факторы и механизмы воздействия на участников социально-культурной деятельности. Психолого-педагогические методы.

    Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).

    Педагогические компоненты социально-культурной деятельности. Социально-психологические факторы, влияющие на решение педагогических задач.

    Социально-культурная деятельность, по определению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова – это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Эта деятельность осуществляется на основе взаимодействия людей. Эффективная организация данного человеческого взаимодействия, самой творческой деятельности невозможна без использования достижений таких наук как педагогика и психология. В Большой современной энциклопедии «Педагогика и психология» (составитель Е. С. Рапацевич) (2005 г.) педагогика определяется как наука о сущности развития и формирования личности, разрабатывающая на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного процесса. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

    Психолого-педагогические основы СКД разрабатывает целый ряд отечественных ученых. Наибольший вклад в этом направлении внесли Ю. А. Стрельцов, Д. М. Генкин, Г. И. Фролова, , Е. И. Смирнова, М. А. Ариарский, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко, В. Я. Суртаев, А. Д. Жарков, Г. И. Бакланова, В. С. Русанова и др.

    Современная теория СКД опирается на гуманистические, человекоцентристские психолого-педагогические идеи. В настоящее время учеными и практиками СКД особое внимание уделяется психолого-педагогическим факторам и механизмам воздействия на участников СКД, например, использованию индивидуальных или коллективных технологий самодеятельного творчества взрослых и детей. С помощью психолого-педагогических методов решаются дидактические и воспитательные задачи, осуществляется сбор и анализ необходимой для организаторов СКД информации. Так, например, при организации досуга детей и молодежи, семейного отдыха, активно используются средства народной этнопедагогики, особенно для возрождения национальных культурных традиций. Например, при организации массовых праздников, используются такие психолого-педагогические методы как эмоциональное заражение, внушение, показ, пример, игра, которые способствуют эффективности социально-культурного воздействия на аудиторию.

    Социально-педагогические параметры, методы и приемы социометрии, референтометрии позволяют оптимально взаимодействовать, например, участникам клубного объединения, развивать их творческие способности. Для реализации образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социокультурных технологий необходимо учитывать психологические особенности аудитории, содержание ее установок и ценностных ориентаций. Для успешного творческого развития участников СКД необходимо использовать психолого-педагогические методы, определяющие уровень креативности. Так, например, положительно зарекомендовали себя в развитии творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования технологий на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).

    Профессионализм специалиста СКД определяется тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается взаимодействие между ним и участниками СКД. Опираясь на знания психологии и педагогики, специалист может эффективно исследовать культурные запросы аудитории, мотивацию участия в СКД, уровень культуры общения и многое другое.

    Важнейшими педагогическими компонентами СКД являются: учет закономерностей обучения и воспитания участников данного процесса; эффективное применение психолого-педагогических методов и технологий; установление педагогически оправданных связей и взаимоотношений среди участников СКД.

    Возникновение новых социально значимых досуговых интересов, увлечений, потребностей является мощным педагогическим потенциалом СКД. Специалист создает реальные условия для реализации данного потенциала в рамках конкретного социокультурного учреждения. Решение педагогических задач, возникающих в процессе СКД, зависит от учета следующих социально-педагогических факторов, которые выделяют Т. Г. Киселева и Ю. Г. Красильников. Это:

    межсубъектное сотрудничество партнеров СКД, с учетом влияния окружающей культурной среды;

    выбор эффективных психолого-педагогических методов и технологий при осуществлении СКД, начиная от планирования, контроля и заканчивая анализом результатов;

    осуществление этического отношения ко всем участникам СКД, развитие их духовно-нравственного потенциала;

    формирование эстетической среды, в которой реализуется СКД;

    воздействие на эмоционально-волевой настрой участников СКД; повышение уровня сознательной активности аудитории;

    повышение образовательного и общекультурного уровня участников СКД;

    создание условий для максимальной реализации творческого потенциала участников СКД.

    Выше названные положения говорят о необходимости глубокой и разносторонней психолого-педагогической подготовки профессиональных организаторов СКД, на это и ориентировано современное социально-культурное профессиональное образование. Таким образом, психолого-педагогическую основу СКД можно охарактеризовать как целостную систему взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп. Данная педагогическая система сотрудничества и сотворчества является частью общекультурного процесса, способствует приобщению человека к ценностям национальной и общечеловеческой культуры, развитию творческих способностей личности, ее духовному росту.
    1.   1   2   3
    написать администратору сайта