Главная страница
Экономика
Финансы
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Медицина
Дошкольное образование
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
Вычислительная техника
История
Логика
Философия
Этика
Религия
Физика
Политология
Социология
Языкознание
Языки
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Другое
Промышленность
Энергетика
образование
Строительство
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Связь
Автоматика
Электротехника
Геология
Иностранные языки
Логопедия
География
Химия
Искусство
Культура
Экология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Обществознание
Социальному педагогу
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Астрономия
Украинский язык
Психология

Таблица философов.. Таблица Философов


Скачать 38.44 Kb.
НазваниеТаблица Философов
АнкорТаблица философов..docx
Дата04.05.2017
Размер38.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТаблица философов..docx
ТипДокументы
#2014


Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

Философский факультет

Кафедра политических наук и международных отношений

« Таблица Философов »

Выполнил

Студент 1 курса

Философского факультета

Специальность политология

Доронин Никита


г. Симферополь

2013

Период жизни


Представители

Учения

(VI— V вв. до н.э.)

Сиддхартха Гаутама (Будда)

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о "четырех благородных истинах", открывшихся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей: есть страдание; есть причина страдания, есть свобода от страдания есть путь, ведущий к свободе от страдания В этих истинах, согласно учителю, весь закон нравственной

жизни, ведущий к высшему блаженству

Рождение, болезнь, смерть, разлука с близким человеком - словом, сама жизнь во всех ее проявлениях.

*Страдание в буддизме оказывается и то, что всегда считалось радостью Родные, близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств - все это считается сковывающими человека цепями.

*Вторая "благородная истина" - источником страдания является само желание, не существо его, а само его наличие "жажда, себя поддерживающая, прелесть,

сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно жажда обладать, жажда быть, жажда избыть"

*Третья "благородная истина" - пресечение страданий, погашение желаний, точнее - притушение их страстности.

*Четвертая "благородная истина" - существует путь, который ведет к нирване. Это "восьмизвенная стезя", восьмиступенчатая программа духовного возвышения.

Истинное воззрение (усвоение четырех кардинальных истин Будды - таков исходный пункт как осознание смысла жизни)

(конец VII — середина VI вв. до н.э.)

Лао-Цзы

Основоположник даосизма. Является автором трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о пути к добродетели"), трактата о нравственности, посвященному выяснению основного в философии Лао-Цзы понятия "Дао" (путь, разум, логос).

Дао – единое верховное существо, первопричина всего существующего, являющееся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла. Если исследовать теоретические учения об управлении хронологически, то окажется, что основоположником этой теории является Лао-Цзы, поскольку его философские произведения содержат глубокие мысли о содержании и сущности деятельности правителя, о роли и личности первого человека и так далее.

* «Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя».

(551— 479 гг. до н.э.)

Конфуций (Кун-Цзы)

Учение Конфуция весьма многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, передававшихся из поколения в поколение на протяжении 2,5 тысячелетий. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе. Цель конфуцианства — создать общественный порядок, основанный на этике и культуре личности.

Ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классов и восхваление «небесной воли»

(Около 624-547 до н.э.)

Фалес из Милета


Первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. Фалес – основатель стихийно-материалистической милетской школы. Он искал в многообразии вещей некое единое первоначало (элемент), хотя и рассматривал его как телесное, чувственное вещество. Согласно его учению первоосновой всего сущего является вода.


(570 г. до н.э. — 490 г. до н.э)

Пифагор

О Пифагоре-основателе первой в истории философской школы известно гораздо меньше, чем о Пифагоре-математике. Между тем, философская школа, основанная им, давала не просто знания. Это была система воспитания, основанная на пробуждении души; образ жизни, позволяющий жить тем, что познаешь, и тем самым стать глубже, сильнее, внутренне свободнее. Неслучайно поэтому к нему приходили учиться со всего Средиземноморья. А его учеников приглашали в качестве советников многие правители того времени.

(около 510 до н.э.)

Парменид

Как много философов до Сократа, Парменид отличался непостижимостью и определенным безумствием. Он стал основателем философской школы в Елее. Из трудов философа до нас дошла лишь его поэма «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Полагал, что бытие существует, а небытие - нет. Поскольку мышление - это и есть бытие, а о небытие мыслить невозможно, то и самого небытия не существует. Немного безумно, но логично, не так ли?

(IV в до н.э.)

Эвклид из Мегары


Эвклид утверждал, что существует лишь единое добро, которое, будучи неизменным и тождественным самому себе, известно также под именами истины, ума, бога и т.п. Единственная и единая добродетель, разновидностями которой являются другие добродетели, - познание добра. Множество и разнообразие вещей противостоят единому добру и представляют собой не сущее, нереальное.

(IV в. до н.э.)

Диоген из Синопа


Яркий представитель школы кинизма . Киники выражали настроения демократических слоев рабовладельческого общества. Основой счастья и добродетельства он считал пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий.


(ок. 470 — 399 гг. до н.э.)

Сократ

Величайший философ, воспитавший целую плеяду учеников — основателей философских школ, но заявлявший, что знает только, что ничего не знает, Сократ считал, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймону — внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас переосмысливать свою жизнь.

(428— 348 гг. до н. э.)

Платон

Платон отец идеализма, он оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру.

Он говорит о двух мирах: изменчивом чувственном и умопостигаемом мире идей, существующем вне времени и пространства.

Именно в познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке. Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости — позволяет душе подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Сила же, ведущая нас по этому пути, — Эрос Птерос, любовь, дающая крылья.

Учение Платона об идеальном государстве до сих пор является камнем преткновения для философов.

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя».

(384-322 гг. до н.э.)

Аристотель

В философии Аристотель различал:

  1. теоретическую часть – о бытии, его частях, причинах и началах;

  2. практическую – о человеческой деятельности;

  3. поэтическую – о творчестве.

Аристотель признавал четыре причины:

1) материю или пассивную возможность становления;

2) форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность;

3) начало движения и 4) цель.

Вся природа рассматривается у Аристотеля в виде последовательных переходов от «материи» к «форме» и обратно. Но в материи Аристотель видел только пассивное начало, всю же активность приписывал форме, к которой сводил начало движения и цель. Конечным источником всякого движения у Аристотеля является бог – «неподвижный первовыдвигатель».

(341-270гг до н.э.)

Эпикур


Греческий философ – материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения.

(Ок. 50-138гг. н.э.)

Эпиктет


Эпиктет представитель римского стоицизма. Учение Эпиктета было записано Аррианом, до нас дошли «Рассуждения Эпиктета» и другие сочинения. Весь пафос учения Эпиктета – в этике, именно в проповеди внутренней свободы. Он доказывает, что господин может быть рабом своих страстей, а раб свободным в своей внутренней духовной независимости, но эта свобода не достигается через изменение мира. Не сами вещи, а представления о них делают человека счастливым, добро и зло не в вещах, а в нашем отношении к ним, поэтому стать счастливым – в вашей воле. Философия Эпиктета оказала влияние на христианство.


(26 апреля 121— 17 марта 180 гг. н.э.)

Марк Аврелий

Он философ-стоик, считающий, что человек по сути своей свободен и никакие проблемы не могут заставить его поступить против совести.

Он не оставил потомкам трактатов ни о мироздании, ни о глубинах подземных, ни о душах людских... Он оставил нечто большее — самого себя, свою прекрасную душу, запечатленную на немногих страницах своего дневника, позднее получившего название «Размышления к самому себе».

«Искусство жить похоже скорее на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твердо и с готовностью к неожиданному, а не к известному заранее».

(ок. 205 г. н.э. — 270 г. н.э.)

Плотин

Основал одну из самых загадочных и глубоких философских школ — неоплатонизм.

Философия Плотина — это философия поиска божественного, поиска красоты, рождающей в душе человека любовь

Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Материя – лишь низшие звено в иерархии Вселенной, эманация «мировой души», над которой возвышается «дух», а еще выше – «первосущность» или «единое»..

(1033-1109гг. н. э.)

Ансельм Кентерберийский


Средневековый богослов и философ, представитель ранней схоластики. Ансельм утверждал, что вера должна предшествовать знанию: следует «верить, чтобы понимать», но вера может быть «рационально» обоснована. В споре об универсалиях придерживался крайнего реализма. Он развил так называемое «онтологическое доказательство бытия богов».

(1548 — 17 февраля 1600 г.)

Джордано Бруно

Итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма ( пантеизм – философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а является тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе, отвергая сверхприродное начало ).

Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Ликвидируя натурфилософский дуализм схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их начало.

(1561-1626гг)

Бэкон Фрэнсис


Английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени.

В развитии философского материализма Бэкон, во-первых, восстановил материалистическую традицию, и произвел – под этим углом зрения – переоценку философских учений прошлого, возвысив ранний греческий материализм. Во-вторых, Бэкон выработал собственное материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как на совокупность частиц, а на природу – как на совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотделимым свойством материи является движение, не ограничивающееся у Бэкона механическим перемещением (он насчитывал 19 видов движения).

(1588-1679 гг.)

Гоббс Томас

Английский философ – материалист;

Гоббс развивал учение механического материализма, систематизировал материализм Бэкона. Мир, по Гоббсу, совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Гоббс сводит также духовную жизнь животных и человека. Они – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Гоббс выводит:

1)отрицание существования души как особых субстанций; 2) признание материальных тел в качестве единой субстанции;

3) утверждение, что вера в бога только плод воображения.


(1596-1650гг.)

Декарт Рене

Французский философ, математик, физик, физиолог. Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой.

Декарт отождествил материю с протяжением или с пространством: только притяжение не зависит от субъективности и обусловлено необходимыми свойствами телесной субстанции. В материалистическую физику Декарта вторгается дуализм: общая причина движения, по Декарту, бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. Также дуалистично учение Декарта о человеке; в человеке по Декарту, реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с воюющей и мыслящей душой. По Декарту, разнородное тело и душа, взаимодействуют по средствам особого органа – шишковидной железы.

В отличие от тела, сущность души по Декарту, в мышлении. В животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека.

(1632-1677гг.)

Бенедикт Спиноза

Нидерландский философ-материалист.

Спиноза – создатель геометрического метода в философии. Вместе с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза считал целью знания завоевание господства над природой и совершенствование человека

Спиноза считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее называл, Бог. От субстанции – бытия необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) – как телесных, так и мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш конечный человеческий разум постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как «протяжение» и как «мышление».

Согласно Спинозе, человек – существо, в котором модусу протяжения – телу – соответствует модус мышления – душа. И по первому и по второму модусу человек – часть природы.

Спиноза отверг идеалистическое учение о свободе, воле, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. По учению Спинозы, свободной может быть не масса, но лишь мудрец.

(1632-1704гг.)

Локк Джон

Английский философ-материалист.

Локк единственным источником всех идей объявляет опыт. Идеи возникают или в следствии действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или в следствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи ощущения) или в следствии внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах либо первичные, либо вторичные качества. Идеи, приобретенные из опыта, только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, отличной и от ощущения и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечений (абстракции). Посредством этой деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Условием возможности общего знания Локк, как и Гоббс, считает язык.

(1712-1778гг.)

Руссо Жан Жак

Главные философские и социологические труды Руссо: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей»(1755) и «Общественный договор» (1762). В вопросах мировоззрения Руссо придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал бессмертную душу. Руссо учил о материи и уже как двух извечно существующих началах (дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей.


(1713-1784гг.)

Дидро Дени

Французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, критик искусства. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма

Дидро развил материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. В теории познания идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем известные нам из опыта явления, между которыми существует либо необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не следует что наши ощущения – зеркально точные копии предметов: между большинством ощущений и их внешними причинами не сходства, чем между представлениями и их названиями в языке.

(1724-1804гг)

Кант Иммануил

Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Кант является основателем «критического» или «трансцендентального» идеализма.

Кант высказал гипотезу о существовании Большой Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил учение о замедлении – в результате приливного трения – суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя.

Канта утверждает, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещей в себе»), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно «явлений», т.е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.

По Канту, в разуме заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого стремления наш рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о боге, как безусловно необходимом существе.

Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен и не имеет пределов; все процессы протекают как причинно обусловленные – и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое существо - и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антикомичен, т.е. раздваивается в противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений», в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на котором основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т.д.

Учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.

написать администратору сайта