Главная страница
Навигация по странице:

  • Ю.И. Сучков ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Калининград 2000

  • § 1. Структура и объекты преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

  • Непосредственный

  • Видовым

  • Таможенные преступления - Сучков Ю.И.. Таможенные преступления


    НазваниеТаможенные преступления
    АнкорТаможенные преступления - Сучков Ю.И..doc
    Дата09.08.2018
    Размер420 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТаможенные преступления - Сучков Ю.И..doc
    ТипУчебное пособие
    #21337
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Ю.И. Сучков
    ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

    Калининград

    2000

    КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


    Ю.И. Сучков
    ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
    Учебное пособие


    Калининград

    2000

    УДК 343.359

    ББК 67.628.111.6

    С916

    Рецензент

    Зам. начальника Калининградского юридического

    института МВД России, полковник милиции,

    доктор юридических наук, профессор

    В.М. Мешков

    Печатается по решению редакционного издательского Совета Калининградского государственного университета.

    Сучков Ю.И.

    С916 Таможенные преступления: Учеб. пособие. – Калининград, 2000. – 82 с.

    ISBN 5-88874-160-4.
    На основе современных достижений науки уголовного права и задач, стоящих перед правоохранительными органами в борьбе с преступностью, исследуются составы преступлений, посягающих на интересы внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, предусмотренные статьями 188, 189, 190, 194 УК РФ.

    Предназначается для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических работников правоохранительных органов и лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
    УДК 343.359

    ББК 67.628.111.6

    © Калининградский государственный

    университет, 2000

    ISBN 5-88874-160-4 © Сучков Ю.И., 2000

    Учебное пособие
    Юрий Иванович Сучков
    ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

    Редактор А.М. Соколова

    Оригинал-макет подготовлен И.А. Хрусталевым


    Лицензия № 020345 от 14.01.1997 г. Подписано в печать 29.02.2000 г.

    Бумага для множительных аппаратов. Формат 6090 1/16.

    Гарнитура «Таймс». Ризограф. Усл. печ. л. 5,1. Уч.-изд. л. 3,7.

    Тираж 300 экз. Заказ .
    Калининградский государственный университет

    236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14
    ВВЕДЕНИЕ
    Переход экономики Российской Федерации на подлинные рыночные отношения, являющиеся основой социального развития и благополучия любого демократического государства, осуществим лишь при условии нормального функционирования ее внешней экономической деятельности.

    Особо важное значение этой деятельности заключается в том, что она вносит огромный вклад в техническое перевооружение и модернизацию всех других отраслей хозяйства, в создание мощной материальной базы общества и, в конечном счете, способствует наиболее полному удовлетворению жизненных потребностей его граждан.

    Кроме того в рыночном хозяйстве внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая при посредстве постоянного законодательного регулирования и совершенствования уголовной и таможенной политики, является существенным источником пополнения казны государства. Достаточно сказать, что в большинстве экономически развитых стран только за счет таможенных поступлений от ведения внешнеэкономической деятельности формируется значительная часть доходов государственного бюджета. Например, в Великобритании таможенные денежные поступления составляют более 40% доходной части бюджета1. В Российской Федерации такие поступления равняются примерно 1/5 части национального дохода2.

    Поэтому одной из основных задач внешней экономической политики российского государства была и остается задача всемерного развития и расширения внешней торговли, совершенствование механизма производственного и иных видов сотрудничества с другими странами, без чего невозможно достижение мировых показателей производительности труда, насыщение внутреннего рынка необходимыми для народа товарами в достаточном количестве, высокого качества и т.д.

    Практическое решение этой важнейшей задачи, наряду с проведением экономических преобразований, во многом зависит также и от надежного правового обеспечения деятельности государства и других хозяйствующих субъектов в области внешнеэкономических связей.

    Однако, как показывает анализ уголовного законодательства, призванного защищать нормальную работу этой отрасли от преступных посягательств, на протяжении всего периода существования советского государства это законодательство, как и практика его применения, не выполняли необходимой правозащитной функции.

    Исторически сложившееся в СССР командно-админис­тра­тивное руководство всеми сферами жизни общества, в том числе и экономикой страны, привело, в частности, к полной монополизации государством его внешней торговли, введенной в первые годы советской власти как меры временной, направленной на отстаивание и укрепление экономической независимости от капиталистической системы хозяйства.

    В этих условиях все важнейшие вопросы внешнеэкономической деятельности решались, как правило, принятием совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также ведомственными актами внутреннего пользования Министерства внешней торговли СССР. Законодательному регулированию внешнеэкономической деятельности государства отводилось второстепенное место.

    Распад Советского Союза как единого государственного образования и объявление бывшими союзными республиками полного суверенитета повлекли за собой тяжелейший экономический кризис во вновь образованных независимых государствах и практически разрушили их внешнеэкономическую деятельность. В связи с этим бывшие союзные республики, даже вошедшие во вновь образованное Содружество Независимых Государств, были поставлены перед необходимостью самостоятельно выходить на внешний рынок, тратить конвертируемую валюту на закупки продукции, ранее поступавшей им в порядке межреспубликанских поставок3.

    Но как показала жизнь, став независимыми государствами, Россия и бывшие союзные республики с трудом справляются со сложной задачей восстановления и развития новых внешних экономических связей между собой и другими странами, и положение дел в этой важной отрасли хозяйства остается неблагополучным.

    Перестройка внешнеэкономической деятельности, начатая в СССР в середине 80-х годов, создала объективные условия для свободного перемещения через государственную границу большого количества граждан и товарно-материальных ценностей и одновременно породила благоприятную среду для контрабандной и иной преступной деятельности многих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические связи с Российской Федерацией и от ее лица с другими государствами.

    Контрабандный поток из России устремился не только в капиталистические страны, но и так называемое «ближнее зарубежье» – в бывшие союзные республики, ставшие независимыми государствами, с которыми пока, по существу, не установлена ни государственная, ни таможенная граница, что позволяет бесконтрольно и безнаказанно вывозить из России всевозможные товарные ценности на огромные суммы.

    Наряду с традиционными товарами массового потребления: промышленными изделиями, продуктами питания, алкогольными напитками и т.д. предметами нелегального ввоза в Россию и вывоза из нее являются: вооружение, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация и услуги, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения; вредные для окружающей среды производственные отходы; отравляющие ядовитые и радиоактивные вещества; наркотики и наркотические средства и т.п., что не только нарушает нормальную внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации, но и наносит невосполнимый вред государственной, общественной, экологической безопасности, здоровью и нравственности населения.

    Кроме того в связи с либерализацией внешней экономической деятельности в этой отрасли хозяйства появились новые виды контрабандной и иной преступной деятельности, существенно изменился облик преступника.

    В настоящий период таможенные и иные правоохранительные органы имеют дело уже не со случайными преступниками-одиночками или редкими преступными группами, а с хорошо организованными структурами, действующими в рамках разветвленного преступного бизнеса, для которых контрабанда, незаконный экспорт стратегических товаров, технологий, оборудования и сырья, неуплата таможенных платежей стали основным источником получения огромных доходов. Характерно, что в этом преступном процессе, наряду с частными, все большее участие принимает широкий круг юридических лиц: государственные, кооперативные, коммерческие структуры, малые и совместные предприятия, различные акционерные общества и т.п. Последними обстоятельствами и объясняется тот факт, что после отмены в России монополии на внешнюю торговлю из страны ежегодно стало нелегально вывозиться до 20% всей добытой нефти, 34% минеральных удобрений, утекает на Запад и оседает в иностранных банках 18-20 миллиардов долларов США4.

    В то же время несовершенство закона об ответственности за контрабанду (ст. 78 УК РСФСР 1960 г.), а также отсутствие в уголовном законодательстве других норм, карающих за общественно-опасные деяния в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, в практике правоохранительных органов нередко приводили к разноречивому толкованию юридической сущности этих деяний, к серьезным ошибкам в их квалификации и в назначении судами наказаний, несоразмерных тяжести содеянного, что является грубым нарушением конституционных и процессуальных прав граждан и наносит ущерб престижу государства, являющегося гарантом соблюдения законности.

    В связи с этим у государства в лице его законодательных и правоохранительных органов появилась настоятельная необходимость в разработке и внедрении в жизнь не только новой программы действий в борьбе с названными преступлениями, но и нового законодательства, отвечающего духу времени.

    С принятием федеральных законов от 29 апреля 1993 года и от 1 июля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации» произошло коренное изменение уголовно-право­вой политики в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации5.

    Этими нормативными актами в Уголовный кодекс РСФСР 1960 года были введены четыре новых состава преступления, ранее неизвестных российскому уголовному законодательству: «Незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения» (ст. 781), «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» (ст. 782), «Уклонение от уплаты таможенных платежей» (ст. 1626) и «Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации» (ст. 1691).

    1 января 1997 года в соответствии с Федеральным законом, принятым Государственной Думой 24 мая 1996 года, на территории России вступил в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации.

    В отличие от прежнего УК РСФСР 1960 года новый Уголовный кодекс РФ 1996 года внес принципиальные изменения в структуру и содержание норм, предусматривающих ответственность за преступные деяния в сфере внешней экономической деятельности, которые в теории уголовного права нередко именуются – «таможенные преступления»6.

    Законодатель реорганизовал главу «Государственные преступления» УК РСФСР 1960 года, исключил из ее содержания раздел «Иные государственные преступления» и рассредоточил содержащиеся в нем составы преступлений по другим главам нового Уголовного кодекса.

    В связи с этим такие составы, относившиеся к иным государственным преступлениям, как контрабанда (ст. 78), незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 781), невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 782) с определенными изменениями их содержания были включены в раздел 8 нового Уголовного кодекса РФ «Преступления в сфере экономики» (статьи 188, 189, 190 УК РФ 1996 г.)7. В этот же раздел была перенесена из главы 6 «Хозяйственные преступления» УК РСФСР 1960 года статья 1626, предусматривающая ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ 1996 года).

    Кроме того законодатель ликвидировал научно и практически ничем не оправданное разделение прежним Уголовным кодексом незаконное перемещение предметов через таможенную границу Российской Федерации на контрабанду (ст. 78) и нарушение таможенного законодательства РФ (ст. 1691), соединив их в единый состав преступления – контрабанду (ст. 188 УК РФ 1996 года).

    Таким образом, в новом Уголовном кодексе Российской Федерации появился блок норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, совершаемые в одной из важнейших отраслей экономики страны – ее внешнеэкономической деятельности, который был включен в главу 22, носящую название «Преступления в сфере экономической деятельности».
    § 1. Структура и объекты преступлений,

    совершаемых в сфере внешнеэкономической

    деятельности Российской Федерации
    Структура нового Уголовного кодекса России позволяет разделить преступления, совершаемые в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, на две группы:

    1-я группа. Преступления, посягающие на установленный порядок, регулирующий перемещение предметов через таможенную границу Российской Федерации. К этой группе относятся: контрабанда (ст. 188); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189).

    2-я группа. Преступления, посягающие на установленный порядок, регулирующий международную торговлю, межгосударственный культурный обмен и поступление в государственный бюджет средств от субъектов внешнеэкономической деятельности в виде таможенных платежей. Эта группа включает в себя: невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194).

    Сложность уголовно-правовой характеристики составов преступлений, предусмотренных вышеуказанными нормами, обуславливает необходимость их глубокого юридического исследования, что имеет важное научное и практическое значение в деле правильной оценки общественной опасности и квалификации преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности.

    В первую очередь это касается объекта исследуемых преступлений, то есть круга общественных отношений, охраняемых уголовным законом, которым преступлением причиняется вред либо создается угроза причинения такого вреда. Этот круг отношений не статичен и постоянно изменяется в зависимости от конкретных исторических условий развития государства и от того, какие новые отношения возникают и укрепляются в политической, экономической и социальной сферах жизни общества.

    Для удобства изучения этого элемента состава преступления в теории уголовного права, до принятия нового Уголовного кодекса РФ 1996 года, объект было принято подразделять на общий, родовой и непосредственный8.

    Общий объект включает в себя всю совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом, и поэтому он един для всех преступлений вместе взятых и для каждого преступления в отдельности. Исходя из этого, указанное определение распространяется и на понятие общего объекта преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности. Такая позиция очевидна, общепризнанна и не вызывает споров у ученых и практиков.

    Более сложное положение в науке уголовного права создалось в определении понятий родового и непосредственного объектов исследуемых преступлений, которое не нашло единого толкования до последнего времени.

    Родовым объектом признается группа однородных и взаимосвязанных между собой общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств.

    Важность правильного определения родового объекта заключается в том, что именно по этому объекту происходит построение Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации по отдельным главам, включающим в себя группу однородных и взаимосвязанных преступлений.

    Непосредственный объект представляет собой конкретное общественное отношение, на которое посягает определенное преступление и которому этим преступлением причиняется вред или создается угроза причинения такого вреда. Этот объект является критерием, отличающим одно преступление от другого в рамках одной главы Особенной части Уголовного кодекса.

    Такое понимание объекта преступлений было изменено новым Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 года, состоящим из двенадцати разделов, десять из которых включают в свое содержание по несколько глав, имеющих разные родовые объекты.

    При этом отдельные группы преступлений, находящиеся в этих главах, посягают на различные виды одного и того же родового объекта.

    Объясняется данное обстоятельство изменением общественного строя Российской Федерации и переходом от государственной плановой экономики к рыночным отношениям, в частности, отказом государства от монополии на внешнюю торговлю, повлекшим за собой возникновение новых общественных отношений, ранее не охранявшихся уголовным законом, что и обусловило включение в Уголовный кодекс статей, ранее неизвестных уголовному законодательству.

    Особенно видна эта особенность на примере раздела 8 «Преступления в сфере экономики», включившего в свою структуру три главы: 21 – «Преступления против собственности», 22 – «Преступления в сфере экономической деятельности», 23 – «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Каждая из этих глав имеет свой самостоятельный родовой объект, то есть совокупность общественных отношений, регулирующих: собственность (гл. 21); экономическую деятельность (гл. 22); интересы службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23).

    Создавшаяся обстановка привела специалистов в области уголовного права к выводу о необходимости изменить взгляд на классификацию объектов преступления и дополнительно ввести в нее такие понятия, как сложный или составной объект, представляющий собой часть общего объекта, объединяющий два или более родовых объекта, а также видовой объект как часть родового объекта9.

    Согласно этой концепции все преступления, входящие в раздел VIII Особенной части «Преступления в сфере экономики», имеют один и тот же сложный (составной) объект – совокупность общественных отношений, регулирующих всю сферу экономики Российской Федерации.

    Родовым объектом преступлений, предусмотренных главой 22 Уголовного кодекса, являются общественные отношения, регулирующие и охраняющие нормальную экономическую деятельность всех хозяйствующих субъектов.

    Видовым объектом преступлений, предусмотренных статьями 188, 189, 190 и 194, включенных в главу 22 Особенной части Уголовного кодекса, следует считать общественные отношения, регулирующие и охраняющие более узкую сферу экономики – внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

    По видовому объекту и отличается эта группа преступлений от других групп, включенных в главу 22 УК РФ и имеющих своими видовыми объектами общественные отношения, регулирующие и охраняющие сферу предпринимательской деятельности, а также налоговой, финансовой, денежно-кре­дитной систем и т.д.

    Между собой составы преступлений, предусмотренных статьями 188, 189, 190 и 194 УК РФ 1996 г., отличаются по непосредственному объекту, который будет предметом исследования при анализе этих преступлений.

      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта