Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Административное право. Тема ап как учебная


Скачать 55.87 Kb.
НазваниеТема ап как учебная
АнкорАдминистративное право.docx
Дата04.05.2017
Размер55.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАдминистративное право.docx
ТипДокументы
#1826


Административное право.

Гребенникова (Подсумкова) Анна Александровна

5.09.2012

Тема 1. АП как учебная дисциплина.


АП – отрасль правовой системы РФ, занимающая в ней ведущее место и имеющая специфические истоки возникновения.

АП – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, внутриорганизационной деятельности иных органов государственной власти, а также общегосударственной контрольной деятельности.

АП как самостоятельная отрасль права сформировалось в России в конце 19- начале 20 вв.

АП занимает особое место в правовой системе РФ, т.к.:

  1. выступает в роли выразителя публично-правовых интересов;

  2. регулирует административную деятельность органов государственной власти

АП – научная дисциплина, представляющая собой совокупность знаний, идей и теорий об исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства, Правительство Саратовской области, министерства и комитеты Саратовской области)

АП – учебная дисциплина, направленная на изучение наиболее важных положений науки АП.

Основные задачи государственно-управленческой деятельности:

  1. разработка и реализация государственной политики (выражается через федеральные и региональные целевые программы, например, программы поддержки молодых семей и т.д.);

  2. установление и реализация правовых и организационных основ развития различных сфер общественной жизни (экономика, политика, культура и др.);

  3. осуществление управления предприятиями и учреждениями государственного сектора (заводы, больницы);

  4. регулирование функционирования объектов государственного сектора;

  5. координация деятельности секторов экономического, социально-культурного строительства;

  6. обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

  7. осуществление государственного контроля и надзора за объектами государственного сектора.

Предмет АП – общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов исполнительной власти, внутриорганизационной деятельности данных органов, общегосударственной контрольной деятельности.

Метод правового регулирования – это определенная совокупность юридических средств или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения (метод отвечает на вопрос «как регулируется система?»). Каждая отрасль права имеет свой собственный метод (гражданское право – гражданско-правовой метод, финансовое право – финансово-правовой метод, АП – административно-правовой метод).

Методы АП выражают, в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять субъекты АП, каким образом один участник реальных или потенциальных отношений воздействует на другого (Манохин, Адушкин).

К методам АП относят:

  1. метод власти – подчинение (метод распорядительства). Это важнейший метод административно-правового регулирования, характеризуется иерархическим подчинением одного субъекта административного правоотношения другому, заключается в передаче вышестоящим субъектом обязательных для нижестоящего субъекта указаний (например, субординация на военной службе);

  2. метод рекомендаций. Это метод правового регулирования административных отношений, при котором рекомендация субъекта управления приобретает правовую силу при условии принятия её другими участниками управления;

  3. метод согласования. Это метод правового регулирования административных отношений, в котором регулируются отношения между субъектами, не состоящими между собой в подчинении (например, Правительство Саратовской области и мэрия г. Саратова);

  4. метод равенства. Одна из разновидностей метода согласования. Применяется в случае, если субъекты находятся на одном уровне государственного механизма, принимают совместные действия (договорные отношения).

АП практически использует все методы регулирующего воздействия на управленческие отношения. Вместе с тем на выбор метода оказывает влияние сущность исполнительной власти.

Название метода

Характеристика

Пример

Предписание (указывает, как нужно поступать в определенных условиях)

Это возложение соответствующей правовой нормы юридической обязанности совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных данной нормой

Граждане с 14-летнего возраста должны получить паспорт; граждане по достижению 20 и 45 лет обязаны обменять паспорт

Запрет

Это возложение соответствующей правовой нормы юридической обязанности воздерживаться от совершения определенных действий в условиях, предусмотренных данной нормой

Сотрудникам полиции запрещено использовать оружие в отношении лиц до 14 лет

Дозволение

Возложение соответствующей правовой нормы юридического разрешения совершать те или иные юридические действия либо воздерживаться от их совершения в условиях, предусмотренных данной нормой, по своему усмотрению

Право обжаловать в судебном порядке действия органов государственной власти

Особенности административно-правового регулирования:

  1. установление определенного порядка действий для участников регулируемых общественных отношений (метод предписаний);

  2. запрещение определенных действий (запрет);

  3. предоставление возможности выбора действий должностными лицами в рамках закрепленных законодательством вариантов (дозволение);

  4. предоставление возможности должностным лицам действовать по своему усмотрению в рамках закрепленных законом вариантов (дозволение);

  5. допуск определенных условий паритетного (равного) правового положения сторон регулирования управленческих отношений (договорные отношения).

Функции – это основные направления деятельности субъекта или объекта системы, в которых выражается его сущность, социальное значение, цели и задачи.

Функции АП – это основные направления административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, через которые проявляются важнейшие свойства АП как самостоятельной отрасли права.

Функции АП:

  1. правоисполнительная функция. АП обеспечивает присущими ему юридическими свойствами (методами) исполнение норм действующего российского законодательства;

  2. правотворческая функция. Субъекты исполнительной власти наделяются полномочиями самостоятельно, но на подзаконной основе издавать административно-правовые нормы (например, Правительство РФ издает ППРФ);

  3. организационная функция. Нормативное обеспечение структуры и системы механизма реализации исполнительной власти;

  4. координационная функция. Обеспечение эффективного взаимодействия всех элементов системы государственного управления;

  5. правоохранительная функция. Обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима и защиту законных прав и интересов участников общественных отношений.

Принципы – основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязи между элементами.

Принципы АП – основополагающие идеи, положенные в основу правового регулирования общественных отношений. К принципам АП относят принципы построения системы государственной исполнительной власти.

Принципы АП – основополагающие начала, на которых базируется построение системы органов государственной власти.

Принципы:

  1. принцип законности - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства (Матузов и Малько)

    1. верховенство Конституции РФ

    2. соответствие законодательства РФ Конституции РФ

    3. определенный порядок взаимоотношений между субъектами исполнительной власти и гражданами

  2. принцип разделения властей (16 в., Монтескье) – принцип сдержек и противовесов

    1. обеспечивает установленные Конституцией РФ паритеты в процессе правотворчества (т.е. недопущение подмены законодательных актов подзаконными актами)

    2. усиление контроля за исполнением законов со стороны судебных органов

  3. принцип федерализма

    1. соотношение административно-правовых норм федерального и регионального уровней

    2. разграничение предметов ведения федерального и регионального уровней

    3. приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным

  4. принцип демократизма – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2 КРФ)

  5. принцип гласности

    1. обязательное опубликование НПА (механизм вступления в силу)

    2. открытость деятельности субъектов исполнительной власти

  6. принцип ответственности – любое нарушение требований административно-правовых норм влечет за собой наступление негативных последствий в виде применения к виновным соответствующих мер юридической ответственности

Административно-правовые нормы – правила поведения субъектов АП (граждан, организаций, органов государственной власти и др.), обязательные для них, обеспечивающиеся государством посредством организационных, социальных и иных мер, включая меры дисциплинарного и административного воздействия (Манохин, Адушкин).

Административно-правовые нормы – устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения, складывающиеся в процессе практической реализации задач и функций исполнительной власти.

Административно-правовые нормы решают конкретные задачи, обладают рядом особенностей и имеют собственную структуру.

Структура административно-правовой нормы – это способ и форма связи её элементов.

ГИПОТЕЗАДИСПОЗИЦИЯСАНКЦИЯ (иногда ПООЩРЕНИЕ).

Не во всех административно-правовых нормах есть САНКЦИЯ.

ГИПОТЕЗА – это определенное условие, при наступлении которого начинает действовать данная норма

ДИСПОЗИЦИЯ – правило поведения, предписываемое нормой. Оно излагается как право, полномочие, запрет или ограничение.

САНКЦИЯ – часть правовой нормы, указывающая на меры административного или иного воздействия, применяемые к правонарушителю в связи с конкретным правонарушением.

Основное юридическое содержание административно-правовых норм:

  1. возложение на конкретных субъектов определенных обязанностей

  2. предоставление исполнительным органам государственной власти право требовать от нижестоящих субъектов исполнения возложенных на них обязанностей

  3. предоставление участникам регулируемых отношений определенного комплекса прав

  4. гарантия предоставляемых прав

Виды административно-правовых норм:

  1. по характеру норм

    1. материальные – определяют и закрепляют административно-правовой статус участников общественных отношений. Закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти

    2. процессуальные – определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками общественных отношений своих прав и обязанностей. Определяют как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуется материальная норма и достигаются заключенные в ней цели

  2. по юридическому содержанию

    1. обязывающие (предписание). Они требуют от государственных органов, граждан и других субъектов АП совершать определенные действия (например, должностные инструкции государственного служащего)

    2. запрещающие (запрет). Устанавливают запрет на совершение определенных действий (например, кодекс об административных правонарушениях в большинстве своих статей содержит именно запрет)

    3. уполномочивающие (дозволение). Предоставляют субъектам право совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения по своему усмотрению, т.е. предоставляют субъекту возможность выбирать наилучший вариант поведения в рамках нормы права. Данные нормы создают определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняются данному режиму.

    4. рекомендательные (рекомендация). Эти нормы, как правило, не носят обязательного юридического характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной государственной власти и негосударственных образований (например, ГК РФ содержит рекомендации для участников экономической деятельности). Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо выраженных предписаний, дают возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения проблем

    5. стимулирующие (поощрение). Как правило, не носят юридически обязательного характера

  3. по адресату

    1. регламентирующие административно-правовой статус граждан

    2. регламентирующие административно-правовой статус общественных объединений

    3. регламентирующие административно-правовой статус некоммерческих организаций

    4. регламентирующие административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений

    5. регламентирующие административно-правовой статус государственных служащих

    6. регламентирующие административно-правовой статус органов и структурных подразделений исполнительной государственной власти

  4. по масштабу действия

    1. устанавливаемые на федеральном уровне

    2. устанавливаемые на уровне субъекта РФ

    3. межтерриториальные нормы (действуют в границах нескольких государственно-территориальных образованиях) (например, НПА в условиях чрезвычайного положения). Они могут действовать как в рамках нескольких государственно-территориальных образований (государств), так и в рамках административно-территориальных образований РФ.

  5. по объекту регулирования

    1. общие (обязательные)

    2. отраслевые (ведомственные)

    3. межотраслевые

7.09.2012

(продолжение Темы 1)

Источники права – внешние формы выражения норм соответствующей отрасли права.

Источники АП – это НПА, содержащие нормы АП.

Источниками АП являются НПА, договоры с нормативным содержанием, юридические прецеденты и правовые обычаи.

Основными источниками АП являются НПА. Они делятся на законы и подзаконные акты. К подзаконным актам относятся УПРФ, ППРФ, постановления органов исполнительной власти субъектов РФ, приказы руководителей органов исполнительной власти и др.

Система источников АП:

  1. Конституция РФ

  2. законодательные акты РФ: кодексы, ФЗ («Об общих принципах организации законодательных(представит.) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» 1999г.)

  3. УПРФ

  4. ППРФ

  5. НПА субъектов РФ: законы, указы губернатора Саратовской области, ПП Саратовской области

  6. НПА руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений

  7. договора и соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ

  8. международные соглашения

Тема 2. Административно-правовые отношения.


Административно-правовые отношения – это урегулированные административно-правовыми нормами управленческие отношения, в которых стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей.

Особенности:

  1. возникают на основе административно-правовых норм (административно-правовая норма является предпосылкой административно-правовых отношений)

  2. административно-правовые отношения складываются в области государственно-управленческой деятельности (т.е. в специфической области)

  3. большинство административно-правовых отношений по своей природе является властеотношениями, строятся на императивных началах, т.к. связаны с реализацией управленческих функций государства, что порождает неравенство у субъектов в правах и обязанностях, но предполагает равенство субъектов перед законом

  4. отсутствие ограничений на количество и состав участников административно-правовых отношений

  5. административно-правовые отношения всегда связаны с обеспечением управленческих целей и интересов государства. Поэтому в них всегда в той или иной форме находит свое отражение публично-правовой (государственный) интерес.

  6. в административно-правовых отношениях всегда присутствует обязательная сторона, без которой такие отношения не возникают. Это исполнительный орган или должностное лицо государственной власти, представляющий публично-правовой интерес

  7. административно-правовые отношения возникают при обязательном участии особого субъекта – носителя полномочий государственно-властного характера

  8. административно-правовые отношения являются властеотношениями, т.е. строятся на принципе «власть-подчинение»

  9. объектом административно-правовых отношений является поведение людей (участников управляемого процесса)

  10. административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон (субъекты и объекты). Однако, согласие или желание второй стороны (объектов) не всегда является во всех случаях обязательным условием для возникновения отношений. Т.е. в некоторых случаях административно-правовые отношения могут возникать и вопреки желанию второй стороны.

  11. по своей природе административно-правовые отношения являются организационными правоотношениями, поскольку призваны организовывать процесс исполнения норм права. Кроме того, такие отношения являются разновидностью организационных отношений еще и в силу того, что призваны организовывать не только работу аппарата управления, но и ветвей государственной власти

  12. административно-правовые отношения подлежат защите в административном, судебном порядке

  13. виновная сторона несет ответственность перед государством в лице его органов

Структура административно-правовых отношений:

  1. субъекты (например, органы и должностные лица государственной власти)

  2. объекты (то, по поводу чего возникают отношения, т.е. физические и юридические лица)

  3. содержание правоотношений

Виды административно-правовых отношений:

  1. по характеру управленческой связи

    1. непосредственно выражающие сущность исполнительной власти

    2. выходящие за рамки исполнительной власти

  2. по составу участников

    1. в рамках внешней сферы управления

    2. в рамках внутренней деятельности органов исполнительной власти

  3. в зависимости от характера конкретных управленческих связей

    1. основные (вертикальные, субординационные), непосредственно выражающие главную формулу управленческой деятельности СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, КОМАНДА-ИСПОЛНЕНИЕ. Они являются типичными в процессе государственной деятельности. Властной стороной здесь выступает соответствующий субъект исполнительной власти. Для данных отношений характерно:

      1. неравенство сторон в юридическом смысле

      2. подчиненность объекта субъекту

      3. подконтрольность и поднадзорность

Однако, некоторые вертикальные правоотношения возникают между несоподчиненными участниками. Как правило, такие управленческие связи действуют в рамках межотраслевого государственного управления (например, НПА, изданные по вопросам валютного контроля, подлежат обязательному исполнению всеми участниками подобных правоотношений)

    1. неосновные (горизонтальные, координационные). Они возникают непосредственно в сфере государственного управления. Не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие на объект управления. Это формула СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТ. Такие отношения носят вспомогательный характер, они также могут быть предпосылкой к основным правоотношениям

  1. с точки зрения государственного устройства

    1. между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (например, Правительство РФ и Правительство Саратовской области)

    2. между органами исполнительной власти субъектов РФ, находящимися на одном уровне (например, Администрация Самарской области и Правительство Саратовской области)

    3. между органами исполнительной власти субъектов РФ, стоящими на разных уровнях (например, Правительство Тюменской области и Правительство Ханты-мансийского АО)

  2. по содержанию

    1. материальные – общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами АП

    2. процессуальные – отношения, складывающиеся в процессе управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами

  3. с точки зрения целевой направленности

    1. регулятивные

    2. охранительные

Административная правоспособность гражданина – это установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта быть участником общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления. Это реальная и обеспечиваемая государством возможность гражданина иметь субъективные права и исполнять административно-правовые обязанности. Возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности.

Административная дееспособность – это практическая способность субъекта реализовывать свою административную правоспособность в конкретных административных правоотношениях. Это способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти.

Административная дееспособность гражданина частично наступает с 14 лет, а затем в 16 лет (возможность привлечения к административной ответственности) и полная – с 18 лет.

По закону граждане обладают равной административной дееспособностью. Однако, по состоянию здоровья некоторые граждане могут быть признаны судом частично/полностью недееспособными.

Административная правоспособность юридических лиц начинается с момента их государственной регистрации в органах юстиции и заканчивается в момент ликвидации.

Административная деликтоспособность – это возможность субъекта АП самостоятельно нести юридическую ответственность за свои действия, совершенные вопреки соответствующим требованиям административно-правовых норм.

Административная правосубъектность – возможность определять и систематизировать субъекты АП. Это сочетание административной правоспособности и дееспособности.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти. Закрепляя административно-правовой статус общественных объединений, государство тем самым устанавливает тот круг административных правоотношений, в котором данные объединения могут выступать в качестве их субъектов.

8.09.2012

(продолжение Темы 2)

Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, заключающаяся в применении уполномоченным органом или должностным лицом государственной власти к лицу, совершившему административное правонарушение, административных взысканий, наказаний.

Черты административной ответственности:

  1. представляет собой государственное принуждение, которое выражается в возможности применения кары (наказания) по отношению к правонарушителю

  2. основанием административной ответственности выступает административное правонарушение

  3. административная ответственность выражается в применении административного наказания

  4. условием применения административной ответственности является определенная процедура – производство по делам об административных правонарушениях

Таким образом, административная ответственность – это вид государственного принуждения, выражающийся в применении административного наказания к субъектам права, совершившим административное правонарушение, виновность которых была установлена в процессе производства по делам об административным правонарушениях.

Структура административной ответственности:

  1. юридическое, фактическое и процессуальное основание административной ответственности

  2. субъекты административной ответственности

  3. условие административной ответственности

  4. административное наказание

  5. порядок привлечения к административной ответственности

Структурные элементы:

  1. Юридическое, фактическое и процессуальное основание административной ответственности. Юридическое основание административной ответственности – это конкретная норма права в действующем законодательстве, формулирующая состав данного административного правонарушения и устанавливающая соответствующие административные санкции за его совершение. Таким образом, юридическое основание административной ответственности – предусмотренность административной ответственности за конкретное правонарушение в действующем законодательстве. Фактическое основание административной ответственности – конкретизирующее в полном составе составляющих его элементов административного правонарушения, совершенное соответствующими субъектами. Процессуальное основание административной ответственности – составленный уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

  2. Субъекты административной ответственности. Субъекты административной ответственности – физические и юридические лица, совершившие административное правонарушение и привлекаемые на этом основании к административной ответственности. Виды:

    1. общие те, кто несет ответственность на общих основаниях (граждане РФ)

    2. особые – те, кто привлекается к административной ответственности в особом порядке (несовершеннолетние, военнослужащие – более мягкий порядок и меры административной ответственности; должностные лица, юридические лица – более жесткий порядок)

    3. специальные

  3. Условия административной ответственности. смотри КоАП глава 4.

  4. Административное наказание. Административное наказание – наиболее жесткая мера административного принуждения, мера административной ответственности, применяемая уполномоченными органами или должностными лицами государственной власти к правонарушителю.

Согласно ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административных правонарушений и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Согласно ст.3.2 КоАП РФ, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний:

  1. предупреждение – мера административной ответственности, выражающаяся в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме.

  2. административный штраф – мера административной ответственности, денежное взыскание, которое может выражаться в величине, кратной:

    1. МРОТ

    2. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения

    3. сумме неуплаченных налогов

    4. сумме незаконной валютной операции

Согласно ст.3.5 КоАП РФ, размер административного штрафа не может быть меньше 1/10 МРОТ и больше 25 МРОТ на граждан, 50 МРОТ для должностных лиц и 1000 МРОТ для юридических лиц.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ и т.п. может быть установлен с превышением размеров, но не может превышать 200 МРОТ для должностных лиц и 5000 МРОТ для юридических лиц.

Размер административного штрафа за неуплаченные налоги не может превышать 3-хкратного размера неуплаченного налога.

Сумма административных штрафов подлежит зачислению в федеральный бюджет.

  1. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – заключается в принудительном изъятии и в последующей реализации таких предметов с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов за реализацию изъятого предмета.

Назначается судом. Исключение – возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов, рыболовных снастей и т.п. не может применяться к лицам, для которых охота/рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

  1. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – мера административной ответственности, состоящая в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается только в судебном порядке (ст.3.7 КоАП РФ)

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота/рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

  1. лишение специального права – это мера административной ответственности, которая состоит в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судом. Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.

Законодатель предусмотрел 2 разновидности такого наказания:

    1. лишение права управления транспортным средством

    2. лишение права охоты.

Особенности применения данного наказания к отдельным категориям субъектов административной ответственности содержит ст.3.8 КоАП РФ

  1. административный арест – это мера административной ответственности, которая заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток. Назначается судом.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; несовершеннолетним; инвалидам 1 и 2 групп.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ)

  1. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – это мера административной ответственности, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц без гражданства через государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.

Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судом, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ – соответствующим должностным лицом (ст. 3.10 КоАП РФ, ст. 34 ФЗ от 25.07.02 г. №115 «О правовом положении иностранных граждан»)

  1. дисквалификация – это мера административной ответственности, которая заключается в лишении физического лица права занимать руководительские должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в Совет Директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Назначается судом, устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам Совета Директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим (ст. 3.11 КоАП РФ).

В отношении юридических лиц могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4 ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3-8 ч.1 данной статьи устанавливаются только КоАП.

Согласно п.1 ст. 3.3 КоАП РФ, предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (п.2 ст. 3.3 КоАП РФ).

В административном законодательстве закреплено правило: «За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности».

  1. Порядок привлечения к административной ответственности. Установление административной ответственности – это процесс возведения нормы в правило, за нарушение которого определяется административная ответственность. Установление административной ответственности регулируется нормами КоАП (глава 1). Установление административной ответственности следует отличать от её применения. Применение административной ответственности – это фиксирование в установленном порядке конкретного правонарушения, правонарушителя и назначение ему административного наказания при соблюдении предусмотренных законодателем процессуальных норм.

Тема 4: Государственное управление – понятие и общая характеристика

Вопросы:

  1. понятие и сущность государственного управления (признаки, системный подход)

  2. методы

  3. функции

  4. принципы конституционного строя России

Управление – это деятельность, направленная на достижение определенных целей, для чего формируются специальные органы и механизмы управления

Государственное управление – это целенаправленное, планомерно организованное воздействие государства на общественную систему в интересах её упорядочения оптимального функционирования и развития

Схема 1.

Субъект государственного управления – это сложная иерархическая система, в которой одни государственные органы и должностные лица (вышестоящие) управляют другими (нижестоящими)

Объекты государственного управления (управляемые объекты) – это общественные и социальные отношения, виды деятельности, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных благ, социальных условий жизнедеятельности

Системный подход к государственному управлению, заключается в следующем:

  1. рассмотрение субъектов и объектов управления в качестве систем, как взаимосвязанных совокупностью элементов

  2. руководство принципами системного подхода при анализе и синтезе объектов и субъектов управления

  3. Использование методов системного подхода

Цели государственного управления

  1. развитие государственности

  2. формирование механизма федеративных отношений

  3. реализация конституционных прав, свобод и обязанностей

  4. повышение уровня жизни

  5. обеспечение внутренней и внешней безопасности страны

Задачи государственного управления:

  1. разработка, принятие и реализация федеральных целевых программ

  2. развитие экономики, социальной сферы и д.р. сфер по наиболее приемлемой стратегической территорией

  3. разработка четкой системы государственной регламентации хозяйственной деятельности

  4. контроль за стандартами

  5. создание федеральных фондов (инвестиционных, трансфертных, стабилизационных)

2. Метод государственного управление – это инструмент для принятия стратегических и текущих решений

Основные методы:

  1. правовые методы – это система законодательных актов регулирующей деятельность субъектов управления и хозяйствования, устанавливающий статус всех звеньев системы управления

  2. административные (организационно распорядительные методы) – это система распределения прав, задач, функций и ответственности, система взаимодействия органов и должностных лиц позволяющие быстро и компетентно реагировать на проблемные ситуации

  3. экономические методы – это система воздействия по средствам экономических рычагов (стимулов) на социальные и экономические процессы в целях обеспечения и фиктивной государственной политики (налоги, инвестиции, кредиты, займы, дотации, субвенции, субсидии, суды, льготы, тарифы и т.п)

3. Функции государственного управления

Функции – это целенаправленной организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние

Функции – это направление управляющего воздействия государства

Основные функции государственного управления

  1. планирование – это определение целей, задач и этапов достижения конкретных результатов

  2. прогнозирование – это научное предвиденье вероятного развития исходя из предыдущего опыта

  3. организация – создание наиболее благоприятных условий для функционирование органов власти (определение форм, методов деятельности государственной власти, разграничение компетенции между органами государственной власти)

  4. регулирование – это установление рамок и порядка, осуществление какой либо государственной деятельности (а так же их корректировка)

  5. координация – это согласование действий для какой либо решение задачи

  6. контрольная – за исполнением законов, соблюдением дисциплины органов исполнительной власти

Таким образом, управление – это единый процесс планирования, регулировании, организации, координации, и контроля для достижения поставленных целей.

Функции государства – основные направления деятельности государства

  1. Внутренние функции

  1. законотворческая деятельность

  2. экономические функции (хозяйственно – административные планирование, организация и регулирование права в масштабе всей страны)

  3. социальные функции (регулируемые меры труда и потребления, регулируемые социальных отношений, регулирование заработной платы и т.д.) льготы социально не защищенным категориям граждан

  4. политические

  5. культурно – воспитательные

  6. охрана правопорядка

2. Внешние функции

1) внешняя политика (в т.ч и внешне – экономическая деятельность)

Обеспечение национальной безопасности и целостности государства

Национальная безопасность – это возможность государства обеспечить достойные условия жизни и развитие личности, социально экономической и военно – политической стабильности государства, а так же способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз

Механизмы государственного регулирование – это организация и деятельность органов государственной власти на основе соблюдения конституционных принципов с использованием инструментов, государственного регулирования контроля

К инструментам государственного регулирования относятся:

1) бюджетно - инвестиционная политика

2) фискальная политика (налоги)

3) законотворчество

4) социально – экономическая политика

5) организационные инструменты

Схема 2.

Принципы конституционного строя:

    1. демократизм (ст.1 КРФ)

    2. принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.2 КРФ)

    3. принцип народовластия (ст.3 КРФ)

    4. принцип верховенства конституции РФ (ст.15 КРФ)

    5. принцип федерализма (ст.5 КРФ)

    6. принцип социального государства (ст.7 КРФ)

    7. принцип многообразия форм собственности (ст. 8-9 КРФ)

    8. принцип разделения властей (ст.10 КРФ)

    9. принцип разграничения предметов введенья (ст.11 КРФ)

    10. принцип местного самоуправления (ст.12 КРФ)

    11. принцип идеологического разнообразия (ст.13 КРФ)

    12. принцип светскости (ст.14 КРФ)

    13. принцип гластности

Тема: Система органов государственного управления

Органы государственного управления – это система образующая элемент структуры государственного управления.

Органы государственного управления - это созданное государством организационно оформленная структура наделенная компетенцией и необходимыми средствами

Способы классификации:

  1. по территориальному масштабу компетенции:

  1. федеральные органы

  2. региональные органы

  1. по сопатчиненности органов:

  1. вышестоящие органы

  2. нижестоящие органы

  1. по способу формирования

  1. избираемые органы (народом)

  2. образуемые органы (вышестоящие органы)

  1. по содержанию компетенцию

  1. органы общей компетенции

  2. органы отраслевой компетенции

  3. органы межотраслевой компетенции

  1. по порядку решению вопросу:

  1. органы решающие вопросы коллегиального…

  2. органы решающие вопросу на основе единоначалие

Структура органов власти на федеральном уровне:

  1. президент РФ

  2. федеральное собрание

  3. система исполнительных органов федерального уровня: правительства РФ, федеральные министерства, службы, агентства

  1. Президент РФ (его статус закреплен в КРФ ст.80)

  1. является главой государства

  2. является гарантом конституционных прав и свобод граждан

  3. определяет основные направления внутренней и внешней политики государства

  4. является …

  5. является субъектом законодательного процесса

Компетенция президента в основных сферах:

  1. руководство органами исполнительной власти

  1. назначает с согласием государственной думы председателя правителя государства

  2. имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ

  3. принимает решения об отставке правительства РФ

  1. организация и деятельность законодательной власти (ст. 84):

  1. назначает выборы в государственную думу

  2. распускает государственную думу РФ

  3. вносит законопроекты в государственную думу

  4. подписывает и обнародует федеральные законы

  5. обращается к федеральному собранию в ежегодном послании

  1. обеспечение обороны и государственной безопасности (ст.85):

  1. формирует и возглавляет совет безопасности

  2. утверждает военную доктрину РФ

  3. назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил РФ

  4. назначает и отзывает дипломатические представители РФ и иностранных государств

  5. осуществляет руководство внешней политики РФ

  6. ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ

  7. подписывает радиофикационные грамоты

  8. по ФЗ «об оборе» утверждает программы ядерных испытаний

  1. отношение судебной власти и прокуратуры:

  1. представляет совету федерации кандидатуру для назначения на должности судей: Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда, ….



  1. Федеральное собрание – статус закреплен в КРФ (ст.94)

Федеральное собрание – это парламент РФ

Является представительным и законодательным органным РФ

Состоит из двух палат:

  1. совет федерации – его статус закреплен в КРФ (ст.102). Формируется следующим образом … (одним от законодательной власти, один от исполнительной власти). В него входят ….

  2. государственная дума



  1. Правительство РФ – его статус закреплен в КРФ (ст. ).



Компетенция Правительства закреплена в (ст. 114):

  1. разрабатывает и представляет проект федерального бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнение федерального бюджета



  2. Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политике в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экономики, социального обеспечения

  3. Осуществляет управления федеральной собственности

  4. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны

  5. Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан.. и общественного порядка, в борьбе с преступности

  6. Иные полномочия

Федеральные минестерства – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политике государственной политике и нормативно правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Например: МВД, МЧС, МИД и т.д. – министерства подведомственные президенту РФ

Министерства подведомственные правительству РФ: Министерства здравоохранения, экономического развития, образования, сельского хозяйства и продовольства



Федеральные службы – это федеральные органы осуществляющие

написать администратору сайта