Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Предмет экономики, ее функции и задачи.

  • функции: Познавательная функция

  • 2. Методы познания экономических процессов и явлений. Предмет науки раскрывает то, что исследуется. Как

  • Анализ

  • Индукция

  • Метод единства исторического и логического

  • Системный подход

  • Метод научной абстракции

  • 3. Основные этапы развития экономической мысли

  • Лекции экономика Б. Тема Экономическая теория как наука


    НазваниеТема Экономическая теория как наука
    АнкорЛекции экономика Б.doc
    Дата12.12.2017
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции экономика Б.doc
    ТипДокументы
    #6620
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Тема 1. Экономическая теория как наука

    1. Предмет экономики, ее функции и задачи

    2. Методы познания экономических процессов и явлений

    3. Основные этапы развития экономической мысли
    1. Предмет экономики, ее функции и задачи.

    На всех этапах развития общественного производства несоответствие между потребностями и благами для их удовлетворения предопределяет необходимость поиска экономической наукой ответов на следующие основные экономические вопросы (экономические проблемы) общества:

    1) что производить (какие блага и в каком количестве);

    2) как производить (какие выбрать ресурсы, какие использовать технологии);

    3) для кого производить (кому достанутся произведенные блага).

    Таким образом, предметом экономики являются экономические отношения между людьми, закономерности их развития, поведение хозяйствующих субъектов в процессе выбора способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей индивидов и общества.

    Экономические процессы и явления могут рассматриваться как на уровне отдельных субъектов экономических отношений, так и на уровне национальной экономики в целом. Соответственно уровням анализа в экономической теории выделяются микро- и макроэкономика. Микроэкономика – это часть экономической теории, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, функционирование отдельных рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Микроэкономика объясняет, каким образом фирмы планируют объемы производства, как на решения потребителей влияют изменения цен товаров и их доходов, чем определяется взаимодействие предприятий различных отраслей и др.

    Макроэкономика - часть экономической теории, которая изучает функционирование экономики как целого с помощью совокупных величин. Макроэкономика направлена на объяснение установления общего равновесия, то есть достигаемого на всех рынках одновременно – товарном, ресурсном, денежном. Она исследует возможности влияния государства посредством определенных инструментов (денежно-кредитной политики, налоговой политики и пр.) на основные макроэкономические параметры - национальный объем производства, общий уровень цен, общий уровень занятости, процентную ставку.

    Экономика как наука выполняет следующие функции:

    Познавательная функция экономической теории состоит в изучении общественного производства, сущности экономических явлений и процессов. Теоретическая функция состоит в выявлении общих принципов и законов экономического поведения субъектов, раскрытии тенденций экономического прогресса. Выполняя методологическую функцию, экономическая теория выступает исходной фундаментальной базой для конкретных экономических дисциплин. Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики, разработке принципов и методов рационального хозяйствования. Поскольку у различных людей как представителей определенных социальных групп имеется разное представление о сущности экономических процессов, то экономическая теория несет также ту или иную мировоззренческую функцию.

    К элементам экономики, позволяющим характеризовать процесс формирования ее струк­туры, относятся: производство, распределение, обмен, потребление.

    Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворе­ние их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства, а его результатом является создание товаров и услуг.

    Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то нече­го распределять, обменивать и потреблять.

    Созданный в процессе производства продукт поступает в сферу реализации, где осущест­вляется его распределение и обмен. Распределение выявляет долю каждого человека в соз­данном богатстве. Такая доля зависит, в первую очередь, от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. В процессе распределения произведенный продукт направляется в производственное и непроизводственное использование. Полученные при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, когда люди нуждаются в совершенно иных благах. Тогда происходит обмен - процесс, во время которого одни продук­ты обмениваются на другие.

    Потребление означает использование людьми материальных благ и услуг для удовлетво­рения своих потребностей. Производственное и непроизводственное потребление.

    Эти 4 стадии находятся во взаимосвязях, взаимообуславливают и дополняют друг друга (примеры - распределение и производство).
    2. Методы познания экономических процессов и явлений.

    Предмет науки раскрывает то, что исследуется. Как исследуется проблема, показывает метод.

    Явление и сущность. Почему одни называют философию наукой всех паук, а другие -игрой слов? Пример – радуга – это явление, а сущность состоит в преломлении лучей света в капельках воды). Явление богаче сущности. Сущ­ность выражается в явлении нередко в искаженном виде. Например, сущность стоимости товара, представляющая собой совокупность об­щественно необходимого труда, затраченного на его производство, проявляется через цену этого товара, которая обычно не соответствует сущности, не совпадает с ней, а отклоняется в ту или иную сторону.

    То же и в экономике: есть сущность эк.явления или процесса, и есть его проявление, т.е. внешняя, видимая сторона.

    Предмет науки раскрывает то, что исследуется. Как исследуется проблема, показывает метод.

    Анализ - метод познания, состоящий из расчленения целого на составные части, синтез -метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. (Пример - содержание в кни­ге)

    Индукция основана на умозаключениях от особенного к общему; дедукция - метод, ос­нованный на умозаключениях от общего к частному. (Пример - Шерлок Холмс - использовал дедуктивный метод - Посетитель как общее, песок на его ботах-частное, Холмс по песку мог сказать из какой местности в Лондоне прибыл этот человек).

    Аналогия - это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с из­вестного явления на неизвестное. Обычно схема умозаключения по аналогии: объект «В» обла­дает признаками «А», «в», «с», «д»; объект «С» обладает признаками «б», «с», «д», следова­тельно, объект «С», вероятно, обладает признаком «а».

    Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

    Экономическим законом называются наиболее существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы, как и законы природы, объективны, но в отличие от последних осуществляются не сами по себе, а через действия людей. Их познание позволяет управлять экономическими процессами. Многие экономисты считают, что экономические законы должны выражать высокую степень точности и всеобщность применения. Но поскольку реальная экономика слишком сложна, то более правомерным для ее описания является использование экономических моделей.

    Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых сторон или свойств экономической действительности. Экономическая модель состоит из предпосылок, позволяющих установить взаимосвязи между экономическими переменными. Экономические модели могут быть словесными, графическими и символическими (математическими). Поскольку модель отражает экономическую действительность лишь в определенной степени, для правильности результатов важно, чтобы не анализируемые в данный момент характеристики экономической системы оставались неизменными. Данное условие выражается допущением «при прочих равных условиях».

    Метод единства исторического и логического позволяет рассматривать экономические явления, с одной стороны, в том виде, в каком они существовали, то есть исторически; с другой стороны, в виде освобождения от случайностей процесса, то есть логически.

    Системный подход исходит из взаимосвязанности всех процессов в реальном мире круговой причинностью. Статистический метод состоит в сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные закономерности экономических явлений и процессов в связи с их качественным содержанием.

    Метод научной абстракции состоит в очищении исследуемого объекта от случайного, временного и определение постоянных, типичных харак­терных черт.

    Важную роль в экономической теории имеет функциональный анализ. Функции, как знают студенты из соответствующего раздела математики, - это переменные величины, зави­симые от других переменных величин. Изучая функции, мы исследуем конкретные явления, которые они описывают. В экономической жизни мы повсюду наблюдаем явления, органически связанные между собой. Например, величина спроса зависит от цены. Между ними существует функциональная связь. При этом цена является независимой переменной или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Или можно сказать: спрос есть функция цены.

    Если обозначить латинской буквой Р цену товара, d - спрос, то на математическом языке это означает; (d=f(P)). Но для экономического анализа недостаточно показать эту зависимость, надо раскрыть, каким образом они связаны, т. е. как меняется «d» в зависимости от изменений «Р».

    Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ. Позитивный анализ ис­следует взаимосвязи экономических явлений как они есть: например, рост доходов населения ведет к увеличению потребления. В этом утверждении нет оценочных суждений, это просто констатация факта.

    Нормативный подход основан на исследовании того, что должно быть. Поэтому здесь вы­носятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, какие конкретные усло­вия желательны или нежелательны. Например, позитивное утверждение: «Доходы сократились в несколько раз», нормативное утверждение: «Доходы следует повысить».

    3. Основные этапы развития экономической мысли

    Первые экономические воззрения зародились в форме экономической мысли древней Греции, древнего Рима и древневосточных государств и развивались в виде прикладной науки экономия, что буквально означает искусство управления домом (от «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон).

    Первым течением экономической мысли стал меркантилизм. Меркантилизм (от итальянского «мерканте» - торговец, купец) представлял экономическую философию торгового капитала, господствовавшую с 16 века до первой половины 18 века. Представители - А. Сера, Т. Мен, А Монкретьен, В Стаффорд и др. Меркантилисты отождествляли богатство с благородными металлами, источником богатства считали внешнюю торговлю и предполагали широкое регулирование процесса накопления богатства со стороны государства. Меркантилисты исследовали только сферу обращения.

    С начала 17 в. экономическая теория стала развиваться под названием политическая экономия. В дословном переводе - наука государственного управления экономикой. В широком плане политическая экономия это есть наука о богатстве народов; термин впервые введен в научный оборот французским меркантилистом А. Монкретьеном.

    В 17-18 вв. во Франции появляется школа физиократов (от греческих слов «физио» - природа и «кратос» - власть, основатель школы – Ф. Кенэ). Физиократы источником богатства считали производство, однако ограничивали его только сферой сельского хозяйства; физиократы выступали за невмешательство государства в экономику.

    Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы – в чем состоит богатство общества и где его источник - дала классическая политическая экономия (классическая школа) в лице английских экономистов 18 - первой половины 19 веков А. Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэйя, Дж. Милля и др. Классики установили, что источником богатства является труд во всех отраслях материального производства, а универсальной формой богатства - стоимость товаров; существуют объективные экономические законы, которым необходимо предоставить простор для функционирования. Положения классической школы стали основой всех последующих течений и школ. А. Смит был сторонником невмешательства государства в экономику, рынок сам все отрегулирует (невидимая рука Адама Смита).

    В 40-х гг. 19 века на основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксизм (основоположники – К. Маркс, Ф. Энгельс), в рамках которого было продолжено исследование трудовой теории стоимости, создана концепция прибавочной стоимости, учение о закономерностях перехода от одной общественно-экономической формации к другой. В марксизме все противоречия и закономерности общественного производства рассматриваются с позиций классовых интересов пролетариата, а политическая экономия исследуется как наука о производственных отношениях в их историческом развитии.

    Формирование и эволюция современной экономической мысли начинается с маржиналистской революции, совершенной во второй половине 19 века. Основоположники маржинализма - экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер и Е. Бем-Баверк - в центр экономического анализа поставили точку зрения психологии отдельного человека, вовлеченного в хозяйственные отношения и стремящегося максимизировать полезность в условиях ограниченности ресурсов. Главной категорией маржинализма является понятие предельной полезности (от фр. marginal - предельный) – дополнительной полезности, получаемой от каждой последующей единицы потребляемого блага.

    С конца 19-го и вплоть до 30-х годов 20 века в экономической теории господствующее положение занимают идеи так называемого неоклассического направления. Используя предельный анализ и функциональный подход к оценке экономических явлений (функциональный подход состоит в выделении в исследуемом явлении определенной характерной черты, нахождении влияющих на нее сил-факторов и установлении их взаимосвязи - функции), неоклассики исследовали ценообразование на товары, услуги и факторы производства на конкурентных рынках. Центральной идеей неоклассической теории является рассмотрение экономики совершенной конкуренции как находящейся в равновесии. Наибольший вклад в развитие неоклассического направления внесли А. Маршалл, Ф. Эджуорт, А. Пигу (теоретики кембриджской школы), Дж. Б. Кларк (основатель американской школы), Л. Вальрас, В. Парето (экономисты математической школы). По инициативе Маршалла в 1907 году политическая экономия была переименована в «экономикс».

    Сегодня ведущими направлениями экономической теории являются кейнсианство (30-е гг. 20 в.), монетаризм (60-70-е гг. 20 в.) и институционализм (конец 19 – начале 20 вв.).

    Кейнсианство (основатель Дж. М. Кейнс) – это теория макроэкономического регулирования, в которой обосновывается необходимость государственного вмешательства в экономику в целях стимулирования общего спроса и предложения. Монетаризм (основатель М. Фридмен) – школа экономической теории, исходящая из определяющей роли денежной массы в экономическом развитии и стабильности частной (рыночной) экономики по своей природе. Монетаризм глубоко исследует механизм обратного воздействия денежного мира на развитие экономики.

    И кейнсианство, и монетаризм абстрагируются от неэкономической среды, в которой индивиды принимают решения. Институционализм (Б. Веблен, Дж. Р. Коммонс, У. Митчелл и др.) – это теория, рассматривающая экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социальных и других общественных институтов.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта