Главная страница
Навигация по странице:

  • .

  • 7.5. Виды эмоций и чувств

  • Фрустрационная толерантность

  • Тревожность

  • 7.7. Роль эмоций в общении и обучении

  • эмоциональная гибкость

  • Тема 7Эмоции. Тема эмоции и чувства


    НазваниеТема эмоции и чувства
    АнкорТема 7Эмоции.doc
    Дата13.02.2018
    Размер79 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТема 7Эмоции.doc
    ТипДокументы
    #12646

    Тема 7. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА


    7.1. Определение и общая характеристика эмоций и чувств

    В жизни каждого человека огромное место занимает переживание им отношений с окружающей действительностью, с другими людьми, с самим собой. Эти переживания составляют сферу эмоций и чувств.

    Эмоции (франц. – еmotion от лат. emоvеo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

    Эмоции возникают и развиваются как явление в процессе биологической эволюции. Однако человеческие эмоции - это особая, сложно организованная целостность, имеющая новую природу, функционирующая по своим законам, отражающая особенности человека как социального существа. Л.С. Выготский отмечал, что «у людей эмоция изолируется от царства инстинктов и переносится в совершенно новую сферу психического».

    Терминология, используемая в психологии эмоций, исключительно разнообразна. До сих пор нет единого мнения по поводу того, что назвать эмоцией, что чувством, а что аффектом. В широком смысле все эти понятия рассматриваются как синонимы. В узком смысле под эмоцией понимают особую форму отражения действительности, в ходе которого осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.

    По А.Н. Леонтьеву, эмоции носят отчетливо выраженный ситуативный характер и выражают оценочное личное отношение, а также идеаторный характер, т.е. способны предвосхитить ситуацию и события, которые реально еще не наступили. Причем не любые события вызывают эмоции, а лишь те, которые связаны с потребностями и мотивами субъекта. Они являются проявлением того, насколько потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. С.Л. Рубинштейн среди признаков эмоций отмечает то, что они: 1) выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; 2) отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком.

    Более сложное проявление эмоциональной сферы личности, комплекс эмоций, называют чувствами. Чувства – это устойчивые эмоционально окрашенные личностные образования (конструкты), выражающие отношение субъекта к кому или чему-либо. Чувства имеют предметный характер. Они возникают в результате специфического обобщения эмоций, связывающихся с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций – это несовпадение устойчивого отношения к объекту и эмоциональной реакции. Очень часто чувства амбивалентны, т.е. носят двойственный характер. Так, например, любовь порождает радость и страдание, счастье и боль и т.п.

    Таким образом, исследователи единодушно отмечают двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями субъекта, а с другой – особенностями воздействий (ситуаций). Отсюда и две важные характеристики – предметность (направленность на мир) и субъективность (принадлежность субъекту).
    7.2. Характеристика эмоциональных явлений

    При всем многообразии эмоциональных явлений они характеризуются такими свойствами, как качественная окраска, знак, интенсивность, продолжительность.

    Качественная окраска – это характеристика, которая придает своеобразие и неповторимость каждому переживанию.

    Знак эмоции – это показатель субъективной оценки (приятности – неприятности, полезности – вредности и т.п.).

    Интенсивность – количественная характеристика; определяется степенью удовлетворения – неудовлетворения потребностей, а также степенью неожиданности обстоятельств, с ними связанных. Чем более неожиданными и напряженными являются обстоятельства, тем сильнее эмоциональное переживание.

    Длительность – временная характеристика, зависит от продолжительности контакта с эмоциогенной ситуацией (реальной или надуманной), от времени неудовлетворения потребности. Иногда можно преднамеренно изменять продолжительность эмоций, например, частично или полностью выполняя потребность, изменяя характер ситуации. В зависимости от продолжительности бывают кратковременные эмоции (например, легкое волнение, которое быстро проходит), а бывают и сложные длительные состояния, растянутые на недели, месяцы и годы.

    Эмоции имеют внешнее выражение. Наиболее характерными средствами выражения эмоций являются мимика, взгляд, движения, жесты, позы, а также особенности речи (ее тон, темп, интонация и т. п.). Эти проявления составляют эмоциональную экспрессию личности, ее экспрессивное поведение, которое в той или иной степени осознается индивидом, управляется им. Невербальный язык – это язык эмоций. Именно через него мы можем понимать состояние другого человека, более эффективно общаться с ним. В.А. Лабунская рассматривает экспрессию человека как личностное образование, влияющее на ход и характер общения.

    Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания (например, в теории Джеймса и Ланге, однако выразительные движения – это компонент эмоций, внешняя форма их существования и проявления. Внутреннее состояние и выразительное движение находятся в неразрывном единстве.

    7.3. Структура эмоционального явления


    В структуре эмоционального явления выделяют 3 компонента: предмет эмоции, эмоциональное переживание и мотив эмоции.

    Предмет эмоции – это любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым возникает переживание. Например, оценка на экзамене, чьи-то слова, ситуация на работе или дома, художественное произведение, явление природы, собственная мысль и т.п. Такие события называют эмоциогенными. Они определяют содержание эмоциональных переживаний, однако сами могут и не осознаваться как таковые.

    Центральным комплексом выступают эмоциональные переживания, т.е. субъективная реакция, которая непроизвольно возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией. Эмоциональное переживание затрагивает весь внутренний мир человека, такие его сферы, как физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, нервные, пищеварительные и др.); психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение); социальные процессы (поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми). Заметим, что эмоции всегда связаны с общим функционированием организма. Не случайно на эмоциональной основе возникает большинство болезней, преждевременное старение или, напротив, омоложение и оздоровление организма.

    Третьим структурным компонентом эмоционального явления является мотив, в основе которого лежат потребности человека. Значимость той или иной ситуации и эмоции, которые она вызывает, заданы потребностями. Как только потребность удовлетворяется, эмоции стихают. Даже если мотивы не осознаются, они находят психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий, т.е. именно через эмоции мотив деятельности становится осознанным для субъекта и побуждает его к определенному виду активности.

    Исследователь психологии переживания Ф. Е. Василюк показал, что яркие, повторяющиеся эмоциональные переживания осознаются как ценности, и человек начинает испытывать потребность в подобных переживаниях. Причем, такие переживания могут способствовать позитивному развитию личности, но могут действовать и разрушительно. Он приводит в пример гурманов, любителей крепких напитков, острых ощущений. Переживая удовольствие, постепенно люди оказываются в зависимости от сладострастия и того предмета, который вызывает наслаждение. Удовольствие превращается в самоценность, впоследствии подобная эмоция может оказаться для человека роковой.

    7.4. Функции эмоций


    Эмоции играют огромную роль в органической, познавательной и социальной жизни человека. Их функции многообразны, перечислим некоторые из них:

    1. функция оценки – эмоции являются системой сигналов, с помощью которой человек узнает о значимости происходящего. Причем эмоциональные оценки человеку кажутся более значимыми, чем рациональные;

    2. сигнальная функция – эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей, о действиях, необходимых для их удовлетворения;

    3. регулирующая функция – раскрывает способность эмоций регулировать действительность, управлять поведением человека. Причем, как подчеркивает А.Н. Леонтьев, эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем удавшиеся и неудавшиеся действия. Таким образом, мы можем опираться на этот опыт в будущем;

    4. функция предвосхищения - она облегчает человеку поиск правильного выхода из сложной ситуации, опережая развитие событий сигналом о возможном приятном или неприятном исходе. С этой функцией тесно связана эвристическая функция, которая позволяет человеку в трудной, экстремальной ситуации быстро найти единственно правильное решение;

    5. защитная функция – эмоция предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя лучшему продумыванию возникшей ситуации. Так, например, возникший страх защищает человека от неприятных для него последствий;

    6. побуждающая функция – эмоции выступают как мощные источники активности человека. Побудительные возможности эмоций зависят от силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Поэтому переживания направляют наше поведение, заставляя преодолевать преграды, творчески действовать или, напротив, блокируя нашу активность;

    7. подкрепляющая функциядоказывает, что деятельность, сопровождающаяся положительными эмоциями, выполняется лучше, а события, имеющие яркую эмоциональную окраску, дольше сохраняются в памяти;

    8. экспрессивная функция – способность эмоций выступать в качестве дифференцированного языка по обмену информацией в общении через пантомимику, мимику, звуки и другие средства выразительности.

    Таким образом, эмоции и чувства – это и наш компас в окружающем мире, и аккомпанемент нашей деятельности.

    7.5. Виды эмоций и чувств

    Существует несколько оснований для классификации эмоций, что обусловлено многогранностью этого явления.

    1. Классификация эмоций по модальности. Когда говорят об эмоции, всегда предполагают существование оценочного мнения, поэтому большинство исследователей считают необходимым подразделять эмоции на положительные и отрицательные. Наряду с «полярными» выделяется особая группа «нейтральных» или «неопределенных» эмоций. Безусловно, есть эмоции, которые невозможно отнести только к одному полюсу. Например, гнев, спокойствие, стыд и т.п. Физиологи для различения эмоций используют поведенческий критерий. Под положительной эмоцией понимается такое состояние, которое организм стремиться продлить или повторить; отрицательная эмоция проявляется в стремлении избежать контакта с каким–либо раздражителем, уйти от него или ликвидировать его.

    В русском языке есть большое количество слов для выражения эмоций. Причем замечено, что положительный спектр менее богат оттенками эмотивно-оценочного отношения, чем отрицательный, поскольку воспринимается как норма и потому не нуждается в такой детальной дифференциации, как отклонения от нее.

    1. Функциональная классификация эмоций. С точки зрения влияния эмоций на деятельность различают эмоции стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию, напряжение сил человека, побуждают его к поступкам (радость, влюбленность и т.п.). Напротив, астенические ведут к скованности, пассивности (страх, отчаяние).

    2. Феноменологическая классификация эмоций И. Изарда. Ученый выделяет десять фундаментальных (базовых или первичных) эмоций, связанных с ведущими потребностями и образующих основную мотивационную систему человека: 1) интерес – возбуждение; 2) удовольствие – радость; 3) удивление; 4) горе – страдание; 5) гнев – ярость; 6) отвращение – омерзение; 7) презрение – пренебрежение; 8) страх – ужас; 9) стыд – застенчивость; 10) вина – раскаяние. Эти эмоции, как правило, протекают очень интенсивно и приводят к различным внутренним переживаниям. Взаимодействуя между собой, они активизируют или, напротив, ослабляют действие друг друга.

    3. Классификация эмоций Б.И. Додонова. В ее основу положен принцип «ценных» переживаний, связанных с потребностями человека в разных сферах жизни, с его ценностными позициями: 1) альтруистические эмоции – переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям; 2) коммуникативные эмоции – возникают на основе потребности в общении; 3) глорические эмоции (от лат. gloria – слава) – эмоции, связанные с потребностью в самоутверждении, славе (например, воображаемое или реальное «пожинание лавров»); 4) праксические эмоции – переживания, связанные с деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее выполнения; 5) пугнические эмоции – происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе; 6) романтические эмоции – понимаются как стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному; 7) гностические эмоции (от греч. gnosis – знание) – эмоции, связанные с познавательными процессами, открытием нового, решение трудных проблем и задач; 8) эстетические эмоции – эмоции, связанные с красотой природы, произведений искусства; 9) гедонистические эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте; 10) акизитивные эмоции – (от фр. асqusistion) – эмоции, возникающие в связи и интересом к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужны в них. Свою классификацию автор называет «открытой», подразумевая, что ее можно дополнять, не нарушая при этом положенного в ее основу принципа.
    7.6. Формы проявления эмоциональной сферы личности

    Эмоциональный мир человека чрезвычайно многообразен, формы его проявления различны.

    Настроение – это общее устойчивое эмоциональное состояние. Настроение всегда имеет причины, однако они могут и не осознаваться субъектом. В русском языке есть выражения «тоска напала», «грусть сжимает», «радость охватила», что показывает некую предрешенность данного феномена. По мнению С.Л. Рубинштейна, настроение в отличие от других эмоциональных состояний характеризуют две черты: во-первых, настроения не предметны, а личностны; во-вторых, настроение – это не специальное переживание по частному случаю, а разлитое общее состояние человека. Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, всем его проявлениям. Когда у человека хорошее настроение, он позитивно воспринимает себя и окружающих, готов полноценно трудиться, у него повышается активность. Если же настроение плохое, то весь мир окрашивается в темные тона, люди кажутся недобрыми, работа неинтересной, человек становится пассивным. Этот аспект настроения человека в теории Г.Боуэра и Г. Айзенка назван принципом «конгруэнтности настроения»: когда у человека хорошее настроение, он более эффективно воспринимает и воспроизводит позитивную информацию, а в плохом настроении отдает предпочтение переработке негативной информации.

    Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на экстремальную ситуацию, когда человек не может справиться с ней. Аффект целиком захватывает человека. Его движения носят импульсивный характер, человек становится практически неуправляемым, не подчиняется волевому контролю.

    Я.М. Калашник рассматривает патологический аффект и выделяет в его развитии три фазы: 1) подготовительная фаза – сохраняется сознание, но появляется напряжение эмоций, нарушается способность к рефлексии, человеком движет цель – осуществить намерение; 2) фаза взрыва – характерна беспорядочная смена представлений, сознание нарушается, утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог, происходят агрессивные действия, разрушение, нападение, борьба. Иногда, напротив, человек впадает в ступор либо наблюдается бессмысленная хлопотливость, растерянность; 3) заключительная фаза – характеризуется истощением физических и психических сил, равнодушием, безучастием, сонливостью.

    Страсти – это сильное, стойкое, длительное состояние, которое захватывает человека и владеет им. По силе оно ближе к аффекту, а по длительности ближе к чувствам. С.Л. Рубинштейн отмечал, что страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления, поэтому страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых компонентов.

    Стресс – это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения (Г. Селье). К стрессорным факторам относят различные эмоциональные состояния (гнев, страх, растерянность), а также внешние стрессоры: освещение, шум, запахи и т.п. Стрессы постоянно сопровождают нашу жизнь, избежать их невозможно. Сам Селье называл их «острой и необходимой приправой к жизни». Небольшой стресс и напряженный ритм работы выступают своеобразными стимуляторами. Однако систематическое превышение эмоциональных возможностей организма снижает работоспособность и опасно для здоровья. Доказано, что стресс приводит к серьезным заболеваниям, такие болезни, как инфаркт, инсульт, гипертония – результат послестрессовых нарушений.

    В классификации стресса выделяют физиологический и психологический стресс. Психологический стресс подразделяется на информационный, вызванный информационными перегрузками, когда существует высокая ответственность принятия решения, а человек не в силах справиться с задачей своевременно, и эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях, психологически травмирующих человека (угрозы, опасности, обиды и т.п.)

    Фрустрация (от лат. Frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или так субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, переживание неудачи. Фрустрация сопровождается разнообразными отрицательными эмоциями (раздражением на окружающих людей, озлобленностью, подавленностью, безразличием и т.п.)

    Это состояние вызывает фрустратор – причина фрустрации, которая вызывает фрустрационную ситуацию. Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение. Уровень фрустрации зависит от силы фрустратора, внутренней готовности человека воспринимать и переживать трудности, способов реагирования на них. Эмоционально незрелые, малокультурные люди это состояние переживают чаще.

    Фрустрационная толерантность- это способность человека противостоять жизненным трудностям на основе адекватной оценки фрустрационной ситуации, а также предвидения выхода из нее.

    Тревожность – устойчивое состояние, которое определяется склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. Его характеризует: неопределенность предмета переживаний, негативный эмоциональный отклик, ощущение реальной угрозы, а также направленность в будущее, опасение того, что будет, а не того, что есть. Часто возникает немотивированная тревожность – непроизвольные переживания по поводу личностно значимых маловероятных событий, беспричинные ожидания неприятностей, предчувствие беды, утрат. Такое явление вызывает эмоциональный стереотип реагирования, который может прогрессировать с возрастом.

    Причины появления тревожности разнообразны: это и соматические нарушения, и психологический дискомфорт, и восприятие некоторых сторон действительности, и жизненная позиция, в результате чего человек чем-то обеспокоен, не удовлетворен. В русском языке его обозначали словом «хандра», а в английском «сплин», что означало необъяснимую тягость чувств и мироощущения.

    Тревожность проявляется как личностное образование, связанное с восприятием личностью широкого круга объективно безопасных обстоятельств как угрожающих (личностная тревожность). Однако тревожность может вызываться и определенными ситуациями, например, выделяется экзаменационная тревожность в ситуации экзаменов, контроля (ситуативная тревожность). Она зависит от самооценки личности, угнетающих мыслей и переживаний в ситуации экзамена, когда способности оцениваются со стороны. Закономерна связь между уровнем притязаний и тревожностью: чем выше притязания, тем выше тревожность.

    7.7. Роль эмоций в общении и обучении

    Эмоции играют огромную роль в развитии межличностных контактов людей, оптимизации их деятельности и общения. Эмоции влияют на выбор партнеров по общению, определяют способы взаимодействия с ними. Роль эмоционального предвосхищения может быть решающей в развитии симпатии, любви, дружбы. Эмоции позволяют сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе.

    Эмоции – это и способы воздействия на личность партнера. С их помощью можно манипулировать другими людьми, подчинять своим целям. Например, ребенок громким плачем добивается от родителей своего; учитель, желая казаться строгим, «надевает» непроницаемую маску и мрачно смотрит на детей и т.п. Подобные способы использования эмоций для человека вполне осознаваемы и выбираются им в той или иной ситуации. Однако часто в общении человек эмоционально реагирует по выработанному в течение жизни стереотипу, осознать который он не всегда может.

    Стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых, свойственных данному человеку, характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми он чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия. Негативным проявлением эмоционального реагирования личности в общении является эмоциональная ригидность, которая выражается в том, что личность слабо, очень избирательно, негибко и в ограниченном диапазоне реагирует эмоциями на различные воздействия.

    Эмоциональная недостаточность значительно обедняет личность, лишает ее богатства эмоционального реагирования. Причем, замечает В.В. Бойко, что чаще бывает так: если эмоциональный репертуар у индивида ограничен, то в нем преобладают отрицательные эмоции. Особенно важно это в работе учителя. В исследованиях А.О. Прохорова доказано, что частые отрицательные эмоции педагога снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность, а также деформируют его собственную личность, приводят к эмоциональному выгоранию в профессии, разрушают здоровье. У школьников в этой ситуации повышается тревожность, развивается состояние эмоционального дискомфорта, снижается мотивация учения. В ходе постоянных негативных оценок формируется синдром выученной беспомощности – признание себя несостоятельным.

    Важно научиться осознавать свои стереотипы и изменять их в соответствие с ситуацией, характером взаимоотношений с окружающими, эмоциональным состоянием партнера по общению. Широта эмоционального репертуара личности в общении – показатель многообразия ее интересов, деятельной жизненной позиции.

    Непременным условием успешности профессиональной деятельности учителя является эмоциональная гибкость - оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости личности. Эмоциональная гибкость учителя определяется в способности учителя «оживлять» подлинные эмоции в учебном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

    Важное качество в общении – эмоциональная отзывчивость, которое трактуется как устойчивое свойство индивида легко и быстро, в широком диапазоне эмоционально реагировать на различные воздействия. Она свидетельствует о полноценности восприятия окружающей действительности, активном выражении эмоций.

    Специфическая система отражения партнеров по общению, позволяющая проникнуть в эмоциональное состояние другого человека, называется эмпатией. Аффективный компонент этого многогранного явления составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, эмоциональное понимание и соучастие в переживаниях других людей, эмоциональный отклик на их переживания, поэтому одной из важных составляющих эффективного общения является эмпатическое слушание другого человека.

    В гуманистической традиции эмоциональная составляющая общения рассматривается как: 1) открытость партнеров по общению, 2) психологический настрой на актуальное состояние друг друга; 3) безоценочность и доверительность, искренность в выражении чувств.

    Очень важной является проблема эмоциональной саморегуляции учителя. В этой связи используется термин «эмоциональная устойчивость» деятельности учителя как совокупность свойств и качеств его личности, позволяющих в различных условиях выполнять профессиональную деятельность (Митина Л.М.). Ее характеризует: уверенность учителя в себе; отсутствие страха перед детьми; умение владеть собой; отсутствие эмоциональной напряженности, раздражительности, неуравновешенности; удовлетворенность своей деятельностью и др. Для начинающего педагога развитие этих характеристик позволит легче освоить профессию, быть эффективным в ней и получать от нее удовлетворение.
    написать администратору сайта