Главная страница
Навигация по странице:

  • I. 1. Образование и система образования.

  • I. 2. Понятие «образовательное право»

  • курс ЛЕКЦИЙ. Тема I. Общая характеристика образовательного права


    Скачать 1.41 Mb.
    НазваниеТема I. Общая характеристика образовательного права
    Анкоркурс ЛЕКЦИЙ.doc
    Дата20.03.2019
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурс ЛЕКЦИЙ.doc
    ТипДокументы
    #25416
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ
    ТЕМА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА
    I. 1. Образование и система образования.

    Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью; между государством и образовательными учреждениями; между педагогами и обучающимися и др. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики. Правовое и нравственное регулирование образовательных отношений взаимодействуют между собой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулированию, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной сфере. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается, в том числе, посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности). 

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержит следующее определение понятию «образование» - образование – общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ст.1, п. 1)1. Таким образом, образование является одним из важнейших социальных институтов. Образование, рассмат­риваемое как социальный институт, обладает своеобразием, единство организаци­онных и регулятивных начал которого позволяют выде­лить следующие его характерные черты.

    Первая. Образование есть специфическая область об­щественных отношений, в которой люди и их объединения целенаправленно реализуют свои жизненно важные инте­ресы, обусловленные потребностью обеспечить единство и целостность своей этнонациональной, культурной, ре­лигиозной, экономической, в целом цивилизационной са­мости (самоидентичности) конкретного общества.

    Вторая. Сфера образования (образовательное простран­ство) объективно относится к числу ведущих организаци­онных социальных институтов уже только по той причине, что общественные отношения в сфере образования, как и во всякой другой, не могут не быть институциализированными. В литературе по проблемам образования представлены различные точки зрения на характеристику образования как социального института (Г.Е. Зборовский, Е.А. Недзвецкая, В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев и др.). Обобщение этих мнений дает основания представить образование как соци­альный институт, как систему определенного рода и спе­цифическим образом организованных, управляемых и вза­имосвязанных социальных структур (учреждений, орга­низаций, объединений) и индивидов, обеспечивающих удов­летворение людьми и общественными институтами их образовательных потребностей и интересов.

    Третья. Для всякого социального института одной из наиболее важных его особенностей выступают его функ­ции, т.е. основные направления осуществления его целей и задач, в которых наиболее отчетливо выражается сущность той сферы жизнедеятельности, которую этот институт пред­ставляет2.

    Образование является элементом правового пространства. Образованию, как и всем другим социальным институтам, принадлежит свое место в правовом пространстве. Это вы­ражается в ряде моментов.

    Первый момент. В сфере образования, главным обра­зом, юридического, осуществляется подготовка специали­стов для научной и профессиональной деятельности в обла­сти научной и прикладной юриспруденции. Тем самым, и сама юридическая наука, и практическая юридическая де­ятельность, и система научно-исследовательских учрежде­ний и организаций (например, Институт государства и права Российской Академии наук, Всероссийский институт зако­нодательства и сравнительного правоведения при Прави­тельстве Российской Федерации, Центр образовательного законодательства Минобрнауки Российской Федерации и т.д.), образовательных учреждений, осуществляющих как базовую подготовку по юридическим направлениям и спе­циальностям, так и повышение квалификации и переподго­товку, выступают важным элементом правового простран­ства российского общества. Важнейшим элементом право­вого пространства является, безусловно, и сама система действующего законодательства об образовании (образовательное законодательство). С образовательным законодательством связано понятие «образовательно-правовой» юрисдикции, которое отражает особенно в условиях федеративного государства (к таковым относится РФ) специфику нормотворческой, контрольно-над­зорной деятельности и деятельности по разрешению обра­зовательно-правовых споров различными уполномоченными органами управления образованием — федеральными, ре­гиональными (органами субъектов РФ), муниципальными, а также самими образовательными учреждениями.

    Второй момент. У участников образовательных отно­шений (речь идет в данном случае об индивидах и различ­ных категориях и объединениях — обучающихся, педаго­гических работниках, профессиональных и общественных объединений работников образования и т.п.), подпадаю­щих под образовательно-правовую юрисдикцию своего го­сударства, формируется специфическое «образовательно-правовое» сознание (индивидуальное или групповое), кото­рое во многом обусловливает их правовое поведение в сфере образования. Особенности по­нимания своих юридических образовательных прав и обя­занностей, толкования и применения соответствующих пра­вовых норм, отношения к ним в целом, а также к стратегии и тактике образовательной политики и образовательного законодательства государства или законодательства субъекта РФ в сфере образования, может приводить к раз­личным вариантам образовательно-правового поведения, вплоть до явных нарушений требований федерального или регионального образовательного законодательства.

    Третий момент. Под действием образовательного за­конодательства у всех без исключения участников образо­вательных отношений возникают, изменяются либо пре­кращаются правовые связи (правоотношения), обусловли­вающие особенности их «образовательного» поведения. Эти образовательные правоотношения возникают: а) между уче­ником (обучающимся) и учителем (обучающим); б) между педагогическим работником и образовательным учреждени­ем; в) между учителем и родителями учеников; г) между образовательным учреждением и родителями; д) между об­разовательным учреждением и соответствующим органом управления образования и т.д.

    Особенности этих правоотношений в определяющей степе­ни обусловливаются их юридическим содержанием (юри­дическими правами и обязанностями), хотя в неменьшей сте­пени на это влияют психологические, педагогические, нрав­ственные, организационные и иные неправовые факторы3.

    Одновременно образование можно рассматривать как некоторую систему с присущими системе характеристиками и структурой.

    Образование есть сложная система, исходными эле­ментами которой выступают педагог и учащийся как орга­нично взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаи­модействующие фундаментальные и смыслообразующие составляющие всего образования как социального ин­ститута. Помимо этих элементов, сложность которых уже сама по себе обусловливает сложность и всей систе­мы, выделяются и иные элементы, о которых речь пой­дет ниже.

    Образование есть система открытая, что выражается в ее взаимодействии, взаимообмене материальными, информационными, человеческими и иного рода ресурса­ми с другими социальными подсистемами, в целом с соци­альной средой. Сфера образования воспринимает, интер­претирует, моделирует и экстраполирует в свои элементы и ячейки процессы, происходящие во всем обществе и природе, возвращая им те же человеческие ресурсы и ин­формацию, уже опосредованные его (образования), воз­действием.

    Образование как неравновесная система. Эта сторона характеризует то, что в образовании постоянно и объектив­но происходит увеличение многообразия и изменчивости содержания и характера образующих его элементов. В то же время для образования свойственна и определенная сте­пень статичности, стабильности, консерватизма, противо­стоящих инновационным процессам.

    Образование есть система нелинейная. Эта грань образо­вания проявляется в ее неоднозначности, несмотря на свою известную стабильность и устойчивость. Нелинейность об­разования как система проявляется, в частности, в том, что отдельные ее компоненты могут функционировать и развиваться иными темпами, в иных направлениях, чем вся система в целом4.

    К структурным элементам системы образования следует отнести:

    Институциональный (субъектный) элемент, вклю­чающий в себя все основные субъекты образова­тельной деятельности, понимаемой в самом широком смысле, — обучающихся (воспитанников), педагоги­ческих работников, образовательные учреждения, органы управления образованием, субъекты нормотворчества и правоприменения по вопросам, относящимся к сфе­ре образования и др.

    Нормативный элемент, в состав которого входят, преж­де всего, международные и национальные нормативно-правовые акты, акты нормотворчества органов местно­го самоуправления по вопросам образования, локаль­ные нормативные акты образовательных учреждений, а также социально-нормативные регуляторы неправового характера, сложившиеся и применяемые в сфере образования (обычаи, ритуалы, традиции и т.п.).

    Политико-идеологический элемент, выражающий со­бой стратегию и тактику образовательной политики и идеологии общества и государства на данном этапе их исторического развития, а также отражение этой по­литики и идеологии в сознании участников образо­вательных отношений.

    Информационно-коммуникативный элемент, харак­теризующий, во-первых, особенности содержания и процессов внутреннего (между субъектами системы об­разования) и внешнего (между системой образования и другими социальными подсистемами (экономической, политической и др.) взаимообмена информацией как основного научного информационного источника, и, во-вторых, отражающий специфику коммуникативных связей между субъектами образовательной системы.

    Экономический элемент, выражающий собой эконо­мический (трудовой, имущественный, финансовый, налоговый и т.д.) фундамент функционирования сис­темы образования как и всякой другой социальной подсистемы.

    Эти элементы по определению Д. А. Ягофарова составляют группу статических элементов. Им также выделяются динамические элементы состава системы образования:

    педагогческий элемент, т.е. деятельность по обучению и воспитанию;

    организационный и управленческий элементы, обеспечивающий реализацию всех остальных элементов5.

    Таким образом, Д. А. Ягофаров рассматривает образовательную систему как сложную, открытую, неравновесную, нелинейную социальную систему, статистические и динамические элементы которой обеспечивают процесс и результат образования как социального института6.

    О. Е. Лебедев отмечает, что образовательные системы должны быть ориентированы на создание целеноправленно выстраиваемых совокупностей условий, способствующих развитию человека. Это составляет суть образовательных услуг, предоставляемых обучающемуся образовательной системой. Оказание этих услуг является предметом профессиональной деятельности учителей, педагогических работников, руководителей образования7.

    Примерами образовательных систем являются:

    - системы образования Российской Федерации, системы образования регионов, муниципальные системы образования;

    - собственно образовательное учреждение;

    - образовательная программа, программа учебно-воспитательного процесса и т. д.

    Согласно ст. 8 Закона Рф «Об образовании» компонентами образовательной системы являются взаимодействующие:

    - преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

    - сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы, типов и видов;

    - органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

    Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2, ст. 11) предусматривает расширение числа структурных компонентов, включенных в систему образования:

    1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты; образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители);

    3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования8.

    Такие тенденции изменения законодательства отвечают современным требованиям повышения вариативности образовательного пространства с целью наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов граждан.


    I. 2. Понятие «образовательное право»

    В.И. Шкатулла, определяя образовательное право как «совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений», полагает, что понятие образовательного права проявляется в нескольких формах. Он выделяет восемь наиболее важных «явлений бытия (форм существования)» образовательного права:
    1. Образовательное законодательство (совокупность нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения);
    2. Отрасль образовательного права (совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в этих нормативных актах);
    3. Система правоотношений в сфере образования (реальные отношения людей, урегулированные нормами права);
    4. Правосознание (представления людей об образовательном праве);
    5. Представления людей о справедливости общественных отношений в сфере образования;
    6. Состояние свободы человека в системе образования;
    7. Учебная дисциплина;
    8. Субъективное право человека на образование9.

    По мнению Д. А. Ягофарова
    «образовательное право» — термин, обозначающий не­сколько одноименных понятий:

    - под образовательным правом понимается комплексная отрасль права, предметом регулирования кото­рой являются образовательные отношения; - в понятии «образовательное право» отра­жается совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов (прежде всего, актов федераль­ных органов государственной власти и актов органов госу­дарственной власти субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления, локальных актов), регулирующих отношения в сфере образования. В этом контексте понятие «образовательное право» является равнозначащим понятию «образовательное законодательство», толкуемому в широ­ком смысле термина «законодательство»;

    - понятие «образовательное право» может ха­рактеризовать право того или иного субъекта образова­тельного правоотношения, предоставляемого и гарантиру­емого действующим образовательным законодательством;

    - термином (и одноименным понятием) «об­разовательное право» обозначается наименование учебной дисциплины, входящей в блок дисциплин предметной под­готовки;

    - образовательное право в последнее время обо­снованно рассматривается как одно из актуальных и перс­пективных научных направлений, находящееся на стыке целого ряда научных дисциплин — педагогики, правоведе­ния, философии образования и права, теории обучения, общей теории права и ряда отраслевых юридических и социолого-правовых наук — гражданского права, админист­ративного права, социологии права и др10.

    Нетрудно заметить, что подходы авторов в данном случае во многом пересекаются.

    Рассмотрим некоторые черты, отраженные в приведенных значениях термина «образовательное право».

    Образовательное право как комплексная отрасль пра­ва.

    Среди ученых-юристов сегодня ведутся весьма острые дискуссии по вопросу выделения образовательного права как самостоятельной отрасли в современной юридической классификации. Представители граждан­ского права и теории права, например, Е.А. Суханов, В.Н. Синюков и др. считают, что у образовательного права отсутству­ют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений — главные критерии деления права на отрасли (отраслевой дифференциации). Другие представители юридической науки (В.М. Сырых, В.И. Шкатулла, А.Я. Капустин, В.В. Насонкин, Ю.А. Куд­рявцев, М.Ю. Федорова и др.) говорят о возможности и необходимости, выделения образо­вательного права в качестве отрасли права, причем не са­мостоятельной, а комплексной правовой отрасли, полага­я, что уже сама природа и специфика отношений, склады­вающихся в сфере образования, обусловливающих и метод правового регулирования этих отношений, дают все необ­ходимые и достаточные основания для выделения обра­зовательного права как уже вполне сложившейся право­вой отрасли, имеющей комплексный характер.

      Действительно, складывающиеся в этой сфере общественные отношения сложны и многообразны, поэтому должны регулироваться правовыми нормами, различными по отраслевой принадлежности, по функциям. Поэтому правомерна постановка вопроса о возможности признания совокупности норм, регулирующих отношения в области образования, комплексной отраслью права. 

    Интерес представляют рассуждения по этому вопросу В.И. Шкатуллы, который называет образовательное право комплексной отраслью права, включающей в себя в качестве важнейшего института «педагогическое право, которое имеет тенденцию к развитию в самостоятельную отрасль права»11. Такой вывод делается на основе признания специфики так называемых педагогических отношений, которые включают в себя (по авторской терминологии) договор на образование, определение содержательного момента, процесс обучения, организацию учебной работы и т. д. Эти отношения признаются центральными в системе образования. Все остальные отношения (имущественные, финансовые, управленческие и пр.) выполняют обслуживающую, вспомогательную функцию. С этим можно согласиться. Именно педагогические отношения составляют ядро предмета регулирования образовательного права. Но для их эффективного регулирования недостаточно только норм так называемого образовательного законодательства. Подлежат применению также нормы таких отраслей права, как конституционное, гражданское, административное, финансовое, трудовое и др.

    С. В. Поленина обращает внимание на то, что образовательное право формируется на пересечении частного и публичного права, объединяя в регулировании соответствующих отношений способы и приемы, характерные для указанных систем. Она отмечает, что соединение частноправовых и публично-правовых методов имеет место при реализации многих конституционных прав граждан, в том числе – права на образование, на охрану здоровья и др. «Их осуществление, – пишет она, – предполагает не только участие всех форм собственности, но и активный государственный контроль за претворением этих прав в жизнь»12. 

    Ряд авторов (Ю. А. Тихомиров, А. В. Мицкевич) делают вывод о том, что образовательное право входит в крупный межотраслевой массив, который следует именовать гуманитарным или социальным правом, «для которого характерно обеспечение интересов человека и социальных общностей как за счет их собственной правореализации, так и путем обеспечивающей деятельности государства и общественных институтов»13. Выделяют три основных предпосылки формирования гуманитарного права, которые в полной мере отражают и специфику возникновения и развития права образовательного.

    Первая из них заключается в том, что «признание человека высшей ценностью означает существенную переориентацию законодательства» с целью обеспечения регламентации как общего, так и специального статуса граждан, усиления гарантированности и охрану их прав и свобод, стимулирование участия граждан в государственной и общественной жизни.

    Вторая причина отражает усиливающееся взаимодействие национального и международного права, прежде всего в гуманитарной сфере. Внутригосударственное право испытывает сильное влияние международного гуманитарного права, в сферу действия которого многие специалисты теперь включают не только защиту жертв вооруженных конфликтов, но и средства международно-правовой защиты прав человека. Третья причина связана с потребностью комплексного правового регулирования данной сферы государственной и общественной жизни. 

    Под таким углом зрения можно говорить, что предмет образовательного права представляет собой особое строе­ние и содержание общественных отношений, складываю­щихся в сфере образования. Эти отношения, имея немало общего с другими видами отношений как объекта правово­го воздействия, обладают, тем не менее, такими чертами, которые отсутствуют в других сферах жизнедеятельности14.

    Термин «образовательное право», употребляемый в ином значении, чем обозначение комплексной отрасли права, чаще всего выступает синонимом термина «образовательное законодательство» именно в широком его толковании.

    Можно ли рассматривать образовательное право как отрасль законодательства? Отрасли законодательства, в отличие от отраслей права, не характеризуются однородным предметом правового регулирования, поскольку формируются из правовых норм различных отраслей права. Отрасли законодательства и отрасли права не обязательно совпадают. Согласно традиционной точке зрения, законодательство является формой выражения и существования правовых норм, поэтому систему законодательства нельзя противопоставлять системе права. 

    Некоторые авторы полагают, что нормы, регулирующие образовательные отношения, образуют определенное единство лишь в системе законодательства. Высказывается точка зрения о существовании образовательного законодательства. В Классификаторе правовых актов, который был одобрен Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г.15, в систему отрасли образовательного законодательства включают общие положения, а также нормативные акты об управлении системой образования, государственных образовательных стандартах, образовательных программах и образовательном процессе, об образовательных учреждениях, формах получения образования, документах об образовании, гарантиях реализации прав граждан в области образования, оказании платных образовательных услуг и об индивидуальной педагогической деятельности. Это подтверждает ранее высказанную мысль о комплексном характере образовательного права и законодательства об образовании. 

    Применительно к Российской Федерации как федера­тивному государству можно говорит о нескольких крите­риях дифференциации образовательного законодательства.

    По юридической силе, характеризующей место и роль нормативно-правового акта в иерархии отраслевого зако­нодательства, выделяются:

    а) федеральные законы;

    б) законы субъектов Российской Федерации;

    в) подзаконные акты федеральных органов исполни­тельной власти;

    г) подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    д) нормативные правовые акты органов местного само­управления по вопросам образования.

    Нижнюю ступень в этой пирамиде занимают локальные акты образовательных учреждений, входящие, как уже говори­лось, в общий нормативно-правовой образовательный массив.

    По критерию образовательно-правовой компетен­ции выделяются несколько уровней такой компетенции, отражающейся в соответствующих нормативно-право­вых актах:

    а) конституционная компетенция;

    б) федеральная компетенция;

    в) региональная компетенция (включающая компетенцию субъектов РФ и органов местного самоуправления);

    д) компетенция образовательных учреждений.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    написать администратору сайта