Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

конспект. Тема роль и место макроэкономического планирования в регулировании национальной экономики


Скачать 66.05 Kb.
НазваниеТема роль и место макроэкономического планирования в регулировании национальной экономики
Анкорконспект.docx
Дата27.04.2017
Размер66.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконспект.docx
ТипДокументы
#107

ТЕМА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Предмет и задачи курса. Базовые понятия. Типология планов-прогнозов (схема документов планирования). Система показателей (внешние, индикаторы, регуляторы, отражающие уровень развития экономики и т.д.)

2. Экономические основы индикативного и стратегического планирования. Отечественный и зарубежный опыт (прогнозы развития мировой экономики)

3. Система планирования социально-экономического развития Республики Беларусь (госорганы, процедура разработки ежегодных планов-прогнозов и бюджета, 9 важнейших параметров прогноза)
1 вопрос.

Планирование является важнейшим инструментом регулирования национальной экономики, в том числе её направлений: темпов экономического роста, структурных пропорций, инвестиций, инфляции, финансовой сферы, социального развития, промышленности, инновационной, внешнеэкономической деятельности и др.

Планирование – процесс научного или эмпирического обоснования целей и приоритетов социально-экономического развития с определением путей и средств их достижения. План – документ, содержащий систему показателей и набор различных мероприятий по решению социально-экономических задач. Например, финансовый план – это государственный бюджет.

Прогноз в отличие от плана в большей степени носит вероятностный и предсказательной характер (план определенный и предуказательный, прогнозы бывают не только целевыми, но и поисковыми). Прогноз – это система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Как правило, прогноз предшествует плану.

Национальное программирование – процесс формирования программ социально-экономического развития страны (комплексные программы, национальные программы и проекты по приоритетам, целевые программы по решению конкретных проблем, осуществлению прорывов).

Программа – план документ, содержащий перечень (комплекс) мероприятий для решения поставленной цели с учётом ресурсов, исполнителей и сроков. Мероприятие – конкретная мера воздействия для решения какой-либо задачи. Носит локальный, определенный характер, входит в состав программы. Концепция – система взглядов, общий замысел, руководящая идея для достижения поставленной глобальной цели.

Типология планов-прогнозов:

- по масштабу объекта (макро, отраслевые и региональные, микро);

- по периоду;

- по направлениям экономики (технологический прогноз, инновации и пр.).

Формы планирования: см. схему
Индикативное планирование представлено в 3-х формах (по степени зрелости):

- конъюнктурная. Главное требование – относительно сбалансированное развитие путем использования бюджетно-финансовых макрорегуляторов (союзы: ЕС, Беларусь);

- структурная. Целенаправленные структурные изменения, включая планирование территориального размещения производства, путем тщательного согласования действий и интересов предприятий и государства. С помощью мер господдержки экономические агенты привлекаются для реализации территориального разреза общего плана (активно применяли Япония и Франция);

- стратегическая. Расширение временного горизонта, наличие конкретной глобальной цели и определенных приоритетов, которые могут получить статус целевой государственной программы (впервые была воплощена во Франции в 90-е гг. 20 века).


Директивное


Стратегическое

Директивное планирование – обязательное, жёсткое, подлежащее исполнению с помощью командно-административных методов. Доводится до всех уровней власти и экономики. Цели и задачи соответствуют и согласуются с политической волей руководства страны и поэтому решаются через указы, законы, приказы. Работает в условиях стихийных бедствий, военных действий.

Директивность также связана с жестким контролем использования бюджетных средств.

Стратегическое планирование на 10 и более лет. Определяются долгосрочные цели и приоритеты с учётом внешних факторов: экономических, технологических, социальных, рыночных, международных и политических. Стратегическое планирование подлежит ежегодной корректировке (либо каждые 5 лет как в Японии) на основе воздействия этих факторов. Применяется на верхних уровнях управления экономикой.

Индикативное

Индикативное планирование – основной рабочий инструмент по реализации целей и задач стратегического плана исходя из конкретной экономической ситуации. Оно дополняет стратегическое планирование в рамках среднесрочной перспективы. Предполагает сочетание интересов государства и бизнеса, содержание программ (индикаторы) и методов косвенного регулирования носит рекомендательный характер.

Система показателей планов – прогнозов:

В зависимости от уровня управления экономикой различают:

  • макроэкономические показатели (ВВП, темпы инфляции, продолжительность жизни и т.д.);

  • отраслевые показатели (производительность труда, средняя заработная плата, текучесть кадров и т.д.);

  • региональные (ВРП, уровень обеспеченности собственными ресурсами, миграция рабочей силы, производственная база и т.д.).

Кроме того, выделяют следующие виды показателей:

Натуральные показатели – устанавливаются в физических или условных единицах измерения (тоннах, метрах, штуках, м2, тысячах условных банок, тоннах условного топлива, чел.-час., тонно-километрах и т.д.), стоимостные показатели – показатели, установленные в денежном выражении, расчетные показатели – носят вспомогательный характер (средняя заработная плата, средняя выработка и т.д.).

Утверждаемые показатели – утверждаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих (объемы производства, экспорта, производительность труда, энергоемкость, материалоемкость, рентабельность, минимальная заработная плата и т.д.). Индикативные показатели – носят информационный характер. С их помощью государство информирует субъекты хозяйствования о путях развития, предпочтительных направлениях в экономике (рост производительности труда, рост заработной платы, пенсий, пособий и т.д.).

Внешние (отражающие влияние факторов внешней среды) и внутренние (целевые параметры экономического развития или индикаторы, а также регуляторы или параметры экономической политики – ставка рефинансирования, госзаказ, налоги).

Показатели экономического развития.

- экономического роста и структуры экономики;

- эффективности и стабильности;

- ресурсная база (инвестиции, занятость, НТП и пр.);

- финансовая база;

- ВЭД.
2 вопрос.

Еще со времен Великой депрессии по мере усиления роли государства макропланирование стало неотъемлемым инструментом государственного регулирования экономики. В кризисный период при ухудшении социально-экономической ситуации масштабы влияния государства возрастают, соответственно повышается роль директивного и индикативного планирования. Во времена стабильности и благополучия государство, как и другие субъекты, действует в рамках долгосрочных программ, т.е. стратегического плана.

В странах бывшего СССР, наоборот, в кризисные 90-е годы планирование оказалось невостребованным, спустя некоторое время стали предприниматься попытки реанимировать прошлые достижения в этой области, но с западным уклоном, поэтому стало модным прогнозирование. Тем более что во всем мире прогностическая активность только растет в связи с обострением энергетических, экологических и демографических проблем, наличием кризисных явлений.

Отечественный опыт: 1920 – план ГОЭЛРО (государственный план электрофикации России, стратегия на 10 лет). Т.е. производство электроэнергии и её потребление в основных отраслях экономики в восьми экономических районах России.

План ГОЭЛРО дал первый методологической и практический опыт с использованием методов экспертных оценок, экстраполяции, балансового метода.

С 1931 – разрабатывались годовые планы с определением «контрольных цифр», носили директивный характер и соответствовали командно-административным методам управления страной с использованием балансового метода. 1923 – 24 – В.В. Леонтьев, книга «Баланс народного хозяйства СССР», модель «затраты – выпуск». СССР – родина теории оптимального планирования (Немчинов В.С., Конторович Л.В.)

С 1928 года начали разрабатывать пятилетние планы, которые имели целевую направленность. Например, 1933 – 37 – план развития народного хозяйства, окончательная ликвидация капиталистических элементов, создание технической базы. 1938 – 42 – повышение индустриализации, укрепление колхозного строя, обороноспособности.

С 1965 – совершенствовалось планирование с переходом на экономические методы управления (материальное стимулирование) и товарно-денежные отношения.

В современной Беларуси: Закон «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития РБ» (№153 – 3, 5 мая 1998).

Кратко о методах.

Прогнозирование и планирование в зарубежных странах:

США – стратегическое планирование.

В области прогнозирования работают государственные и частные организации, в которых работают десятки тысяч специалистов. Большинство макроэкономических прогнозов базируются на 5-ти методах: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование и «Затраты - выпуск».

Прогнозирование охватывает 3 уровня:

  • прогнозирование в системе государственного регулирования (федеральные, штатов и местные органы власти);

  • внутрифирменное прогнозирование;

  • коммерческое прогнозирование.

В стратегическом планировании используются факторы внешней среды:

Технологические факторы: изменение технологий, достижение науки и техники, ноу-хау.

Экономические: занятость, инфляция, налогообложение, доходы населения, стабильность доллара.

Политические: тарифы на торговлю, санкции, использование сырьевых баз других государств, нормативные акты на федеральном уровне и штатов, ограничение по найму рабочей силы и др.

Международные: изменения курсов валют, решения других государств.

Франция – стратегическое планирование.

С 1995 года отказ от 5-летних планов и выработка согласованных концептуальных подходов к определению и решению актуальных социально-экономических проблем. Сохранение регионального планирования: реализуется на принципах контракта, который заключается между центральным правительством и региональными властями. Генеральный комиссариат планирования разрабатывает и уточняет национальную стратегию развития (3 направления: место и роль Франции в мировой экономике и ЕС, социальная стабильность, модернизация инструментов государственной политики)

Во Франции высока роль госсектора, осуществляется государственное управление ценами (энергоносители, общественный транспорт, телефон, тарифы на проезд по автодорогам, на продукцию и услуги монополистов, на продукты питания, жилье, мед. помощь).

Япония – индикативное планирование.

Генеральный план (долгосрочная программа) содержит 5 категорий структурных реформ по решению проблем структурного и психологического характера. В Японии разрабатываются 5-летние планы, которые носят стимулирующий характер. Информационно-ориентирующая функция планирования. В годовых бюджетных планах во главу угла поставлены интересы частного сектора и регионов.

Китай – индикативное планирование. Постоянные целенаправленные изменения в системе планирования (от директивного к стратегическому) в связи с переходом к рыночной экономике, вступлением в ВТО. Схема документов планирования как в Беларуси. Общее число традиционных количественных показателей уменьшается, тем не менее, госсектор продолжает занимать существенную долю в экономике Китая, а партия влиять на процессы в стране.

Глобальные долгосрочные прогнозы:

- Мировой экономики в целом

- Демографический прогноз

- Технологический прогноз

- Энергоэкологический

- Экономической стратификации

Субъекты: США, ЕС, ООН, МВФ.

Корорация «РЭНД» - в 2006 году выпустила прогноз «Глобальная технологическая революция 2020», 16 технологических направлений.

Прогноз компании Голдман Сакс.

Международное энергетическое агентство (ЕС) публикует фундаментальные прогнозы энергетической ситуации до 20130 года. 2 сценария.

Национальный научный фонд США оценивает технологический потенциал стран на 15 –летнюю перспективу.

Национальный разведовательный совет США «Контуры мирового будущего».

Далее распечатка.
3 вопрос.

В Республике Беларусь действует следующая система государственных программных документов:

  1. Национальная стратегия устойчивого развития на 15 лет и основные направления социально-экономического развития на 10 лет. Разрабатывается 1 раз в 5 лет за 2,5 года до начала прогнозируемого периода;

  2. Программа социально-экономического развития на 5 лет. Разрабатывается за 1 год до начала прогнозируемого периода. В ней отражены: оценка итогов за предыдущий период и текущее положение, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, инвестиционная политика, ВЭД, развитие реального сектора экономики, социальные вопросы и проблемы экологии. Утверждается Президентом;

  3. Годовой прогноз социально-экономического развития. В него включается перечень основных показателей социально-экономического развития (в том числе 9 важнейших параметров прогноза, являющихся ориентирами при разработке отраслевых и региональных планов), перечень целевых программ, финансируемых из госбюджета, перечень республиканских государственных нужд и госзаказчиков по поставкам, инвестиционная программа. Этот прогноз является исходной базой для составления проектов республиканского и местного бюджетов, направлений денежно-кредитной политики. Утверждается Президентом.

Участниками процесса макропланирования являются: Президент, Совмин, КГК, Совбез, министерства, исполкомы, научные и общественные организации (распечатка). Разработка государственных прогнозов обеспечивается Советом Министров.

Министерство экономики

Министерство финансов

Минтруда и социальной защиты

Белстат

  • планирующий и координирующий центр;

  • оценка соц.-эконом. состояния страны

  • разработка и реализация государственных прогнозов

  • разработка концепций, основных направлений развития

  • концентрация денежных средств и планирование их эффективного использования;

  • разработка проекта бюджета;

  • рассмотр. фин. планов и смет министерств;

  • установление правил бух. учета, отчетности

  • формирует тарифную систему;

  • разрабатывает и утверждает миним. потр. бюджет;

  • вопросы занятости населения;

  • совершенствование форм орг. труда;

  • прогноз зарплаты

  • обеспечивает плановые органы стат. данными;

  • оценка соц.-экон. процессов;

  • конъюнктура рынка;

  • уровень жизни народа;

  • достоверность стат. информации




Отраслевое планирование (мезоуровень)

Министерство промышленности;


Министерство архитектуры и строительства;

Министерство энергетики;

Министерство с/х и продовольствия;

Министерство транспорта и коммуникаций;

Министерство связи;

Министерство торговли;

Министерство жилкомхоз;

Министерство лесного хозяйства;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и др.

Планово-экономические управления

-разработка планов-прогнозов развития отрасли

-определение приоритетов и мер по их реализации

-регулирование процессов производства

-разработка целевых программ

-разработка методических рекомендаций

-разработка инновационной и научно-технической политики

-снижение энергоёмкости производства
Государственный

Комитет по науке и технологиям

-прогнозирует развитие науки и техники

-определяет приоритеты инновационной деятельности

-разрабатывает научно-технические программы

Региональные органы планирования и управления

(областные, районные, городские, поселковые)
Плановые органы хозяйствующих субъектов, микроуровень
-решают проблемы социально-экономического развития региона

-максимально задействовать потенциала региона

-сокращение (снижение) безработицы

-развитие различных форм собственности

-обеспечение жильём, продовольствием, транспортом, здравоохранение

-определяют стратегию субъекта хозяйствования

-разрабатывают прогнозы и планы производственно-хозяйственной деятельности

-изучение рынка и прогнозирование спроса

-разработка бизнес-планов

-повышение рентабельности и др.

Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экономического и социального развития определяются правительством (СМ РБ).
Процедура разработки государственных планов-прогнозов социально-экономического развития

1ый этап

2ой этап

3ий этап

4ый этап

- работа по изучению экономической ситуации, анализ состояния экономики, уровня развития;

- поиск прогрессивных методов и инструментов прогнозирования;

- формирование системы макроэконом. показателей

- Минэкономики и др. органы госуправления разрабатывают концепцию прогноза соц.-экон. развития (содержит: оценка соц.-экон. ситуации, определение основных целей и задач, представляются сценарии развития, важнейшие макропоказатели)

- разработка проекта плана-прогноза на соответствующий период (Минэкономики РБ);

- определяются прогнозные индексы цен, обменного курса, показатели платежного баланса, ВВП и его структуры, а также другие показатели, необходимые для разработки бюджета;

- проект плана-прогноза, разработанный Минэкономики, представляется в Совмин для рассмотрения, а после уточнения направляется Президенту и Национальному собранию;

- одновременно рассматриваетс.я бюджет, после утверждения плана - прогноза и бюджета целевые ориентиры доводятся до исполнителей;

9 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития (Указ Президента Республики Беларусь № 550)

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Экономические теории государственного регулирования в условиях новой экономики (теории, основные законы экономики, механизмы)

2. Классификация методов и моделей планирования и прогнозирования

3. Этапы прогнозирования. Элементы планирования.
1 вопрос.

Экономические законы:

-закон спроса и предложения;

-закон возвышения потребностей (увеличение количества видов и изменение структуры потребительских товаров и услуг);

-закон возрастания дополнительных затрат (характеризует соотношение между накоплением и потреблением, например, при том же уровне потребления накопление уменьшилось, значит увеличились затраты);

-закон убывающей доходности (на получение каждой последующей единицы эффективности, в частности инвестиций, требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей. Т.е. нужно искать другие направления вложений: повышение качества продукции, внедрение новой технологии, освоение нового рынка);

-закон взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления (в последней в 5-25 раз выше затрат в сфере производства);

-закон эффекта масштаба производства (косвенные расходы на ед. продукции уменьшаются) и закон эффекта опыта;

-закон экономии времени (экономия суммы прошлого и живого труда на ед. продукции или снижение себестоимости продукции на ед. потребительской стоимости, даже в ущерб качеству и через повышение затрат у потребителя);

-закон конкуренции.

Черты новой экономики: глобальная конкуренция на всех рынках, ключевая роль сферы услуг, повышение расходов на образование, НИОКР, повышение инновационной активности и сокращение жизненного цикла продукции. Законы начинают действовать по-другому: конкуренция по качеству и времени обслуживания.

Методология макропланирования социально-экономического развития определяет основные принципы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов.

Принципы макропланирования:

  • системности – качественные и количественные закономерности рассматриваются как система достижения цели, которая делится на подсистемы, комплексы, подкомплексы и т.д.;

  • оптимальность, т.е. расход ресурсов или времени min, а результат - лучший;

  • определённость и адекватность – результаты выполнения плана имеют конкретный, определённый вид, обоснованные, реальные по срокам. Используемые модели прогнозирования должны отражать реальные процессы в экономике;

  • преемственность (во времени). Корректировка и продление планов-прогнозов на очередные временные периоды;

  • альтернативность – обязательная многовариантная прогнозная разработка, которая дает возможность выбора из различных, альтернативных вариантов;

  • приоритетность и комплексность – в плане мероприятия взаимоувязаны по целям, ресурсам и срокам, не нарушают общеэкономических пропорций и направлены на реализацию какого-либо приоритета (концентрация сил и средств на решении важнейших задач). Например: программа развития села, в которой взаимоувязаны цели обеспечения сельского хозяйства техникой, удобрениями, жилищный вопрос и т.д.;

  • сочетание отраслевого и регионального аспекта планирования – рациональное размещение производства, сбалансированное развитие регионов, решение социальных и экономических проблем.


ВАЖНЕЙШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

КЕЙНСИАНСКАЯ


Кейнс Джон Мейнард

Основополагающее уравнение

C + G + I + (EM) = Y

C – внутреннее потребление в частном секторе;

G – государственные расходы;

I – инвестиции;

E – экспорт товаров и услуг;

M – импорт товаров и услуг;

Y – объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления.

Состояние равновесия: левая часть (совокупные расходы) и правая часть (объем производства в стране) равны. Здесь велика роль спроса, которая обеспечивает сбалансированный рост.
+распечатка

МОНЕТАРНАЯ


Фридман Милтон

Mд x V = P x Q

Мд – предложение денег

V – скорость обращения денег;

Р – уровень цен;

Q – физический объем произведенных товаров и услуг.

Объясняет возникновение инфляции. Монетарная политика – главный макроэкономический инструмент влияния денежно-кредитной системы на денежное предложение и на ставку процента.

МАРКСИСТСКАЯ


Необходимо отметить:

  • деление общественного производства на две сферы: сфера материального производства и сфера непроизводственная (нематериальные услуги).

  • производство средств производства;

  • производство предметов потребления;

  • стоимость израсходованных средств производства и вновь созданную стоимость;

  • положение о прибавочном продукте (как источнике накопления) и накоплении (как источнике расширенного воспроизводства).




2 вопрос.

По степени формализации методы прогнозирования и планирования делятся на интуитивные и формализованные,качественные и количественные. Во многих случаях ни один из методов сам по себе не может обеспечить требуемую степень достоверности и точности прогнозов. Поэтому они используются в определенных сочетаниях, чтобы недостатки одного компенсировать достоинствами другого.

Интуитивныеметоды (лат.- пристально, чутьё, загадка) базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они наиболее присущи методам экспертных оценок.

Формализованные методы(лат.- внешнее очертание, контуры и т.д.) – методы экстраполяции и моделирования. Все они базируются на логике и математике.

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что основу прогноза составляет мнение экспертов (одного или группы), основанном на профессиональном, научном и практическом опыте.

Метод “интервью” – беседа с экспертом по схеме “вопрос-ответ”. Прогнозист по разработанной программе задаёт вопросы. Успех такого метода зависит от подготовленности эксперта.

Аналитический метод– тщательная кропотливая работа эксперта над анализом тенденций и путей развития прогнозируемого объекта. Выводы эксперт оформляет в виде докладной записки.

Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки, когда согласуются многочисленные мнения и принимается оптимальный вариант.

Метод мозговой атаки (используется в телеигре “Что? Где? Когда?”) вначале набрасываются идеи, которые затем критикуются с целью выработки согласованной точки зрения. Метод “635”– одна из разновидностей мозговой атаки. 6 – количество участников, 3 – три идеи которые должен записать каждый участник в течение 5 минут.

Метод “комиссий” – эксперты участвуют в обсуждении проблемы “ за круглым столом” с целью выработки единого мнения.

Метод “Дельфи”– многотуровые индивидуальные опросы экспертов (анонимно в форме анкет-опросов) с последующей компьютерной обработкой.

Метод морфологического анализа заключается в систематизированном рассмотрении всевозможных характеристик объекта и их различных комбинаций.

Дерево целей”– это граф, имеющий иерархическую структуру. Последовательное соединение параметров (вершин) первого уровня с одним из параметров последующих уровней представляет собой возможное решение генеральной цели.

Метод написания сценария – основан на определении логики прогресса во времени при различных условиях, носит многовариантный характер: оптимистический, пессимистический, инерционный.

Нормативный и индексный методы. Сущность нормативного метода заключается в обосновании прогнозов и планов с использованием норм и нормативов.

Норма (лат.- мера) – характеризует научно-обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работ, услуг):

  • расход цемента на 1 м. куб. раствора, бетона;

  • расход муки на 1 т хлебобулочных изделий;

  • расход бензина на 100 км пробега;

  • норма потребления мяса/год на человека;

  • норма общей площади на 1 чел. (10 м квадр.);

  • потребление воды на 1чел./сутки (350 л/сутки).

Нормативы–показатели в относительных единицах:

  • размеры процентных ставок по кредитам и депозитам;

  • нормативы рентабельности, ставки налогов (налог на прибыль – 18%).

Все нормы и нормативы подразделяются на текущие и перспективные. Первые применяются на текущий период (месяц, год), вторые на перспективу (5 лет, 10 лет, 15 лет). В связи с инфляцией предпочтение отдаётся нормам и нормативам в натуральном и относительном исчислении, условно абсолютном (без денежной составляющей).

Этот метод нуждается в широком обеспечении нормативной базы, составленной на основе технико-экономических расчётов. Широко применяется в разработке прогнозных балансов.

Методы экстраполяции.

Методы адаптивного и экспоненциального сглаживания позволяет получить оценку параметров регулируемого тренда динамического ряда, исключающую проблему «старения» данных, поскольку более поздним наблюдениям придаются большие «веса».

Моделирование – построение модели (упрощенного описания объекта или процесса) на основе его предварительного изучения и с учетом его существенных характеристик или признаков.

Матричные модели – модели межотраслевого баланса (МОБ) и международной торговли: статистические и динамические. Статистические матричные модели предназначены для проведения прогнозных макроэкономических расчётов на краткосрочные периоды (год, квартал, месяц), динамические – для прогнозирования на средне- и долгосрочную перспективу.

Модели принятия решений основываются на теории игр и применяются в условиях неопределённости или в ситуациях, когда интересы сторон не совпадают. Каждая из сторон выбирает такую стратегию действий, которая с их точки зрения обеспечивает выигрыш.

Модели сетевого планирования представляют комплекс взаимосвязанных и последовательно составленных работ (процессов) для достижения генеральной цели (например, строительство гостиницы в кратчайшие сроки и с минимальными затратами). Изображают в виде сетевого графика.

Сущность балансового метода заключается в сбалансированности и пропорциональности потребностей страны в различных видах продукции, в материальных, трудовых и финансовых ресурсах с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.
3 вопрос.

Этапы прогнозирования:

  1. Анализ экономической ситуации (комплексный с определением проблем и перспектив развития), обоснование выбора объекта прогнозирования.

  2. Выявление, обоснование и определение целей и задач прогноза. Определение показателей, характеризующих поставленные цели с учетом обеспеченности ресурсами и политиками (индикаторы – прогнозные показатели, регуляторы). Построение дерева целей.

  3. Выбор подходящих методов и инструментов прогнозирования, разработка прогнозной модели и сценариев в соответствии с поставленными целями и характеризующими их показателями.

  4. Проведение прогнозных расчетов по каждому из сценариев, получение количественных оценок выбранных показателей.

  5. Анализ полученных результатов, их обсуждение, оценка достоверности и точности, последствий реализации, корректировка с учетом поступившей информации и рекомендации по осуществлению планирования.

Элементы планирования:

Ключевые проблемы и перспективы. Оценка текущего состояния

Цели, задачи и приоритеты развития. Ожидаемые результаты

Средства и политики (инструменты и механизмы реализации целей и задач, например, институциональные преобразования или организационно-структурные)

Ресурсы (кадровые, научные, информационные, нормативная правовая база), в том числе финансовое обеспечение (например, для промышленного комплекса – порядка 70 млрд. долл.) с определением их количества, источников, направлений распределения. Сроки реализации бизнес-проектов

Управление. Построение процедур принятия решения, их организация для выполнения плана (например, взаимодействие госорганов)

Мониторинг и контроль. Обнаружение ошибок плана и срывов мероприятий, корректировка на непрерывной основе. Оценка эффективности реализации плана.

ТЕМА 4. АССОЦИАТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ И СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЕ МЕТОДЫ

  1. Деревья и их применение в планировании

  2. Морфологический анализ в прогнозировании сложных объектов

  3. Написание сценариев развития. Формирование сценарных условий (предсценарный этап) и имитация сценариев

1 вопрос.

Дерево – это конечный неориентированный связный граф без циклов. При этом все множество вершин дерева можно разбить на подмножества, соответствующие уровням. Дерево имеет иерархическую структуру. С его помощью решаются различные задачи классификации. Есть дерево целей (сложная генеральная цель – корень, расположенный на нулевом уровне, не должно быть маловажных целей, завершаем ветвление, когда число подцелей будет максимально большим, пример – НАСА), дерево проблем (решается сложная проблема на основе ее декомпозиции, дерево может служить инструментом поиска набора средств решения проблемы, либо для распределения ресурсов) и дерево свойств (иерархическая структура или декомпозиция свойств, формирующих качество объекта, применяется в управлении качеством). Дерево целей также может рассматриваться как дерево средств, обеспечивающих достижение главной цели. Оно на последнем уровне может дополняться деревом мероприятий, т.е. превращаться в дерево «цели – средства», применяется, например, в планировании при распределении бюджетных средств.

3 вопрос.

Написание сценария – это метод, с помощью которого устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующей ситуации, будет развертываться будущее состояние объекта. Сценарий – это не просто прогноз, а модель будущего. Этот метод предполагает определение траектории развития с учетом имеющихся ресурсов, но при различных сочетаниях факторов, как позитивных, так и негативных. Сценарии разрабатываются на альтернативной основе, используются в средне- и долгосрочном планировании, когда высока степень неопределенности будущего, недостаточно четко сформулированы цели и задачи, не определены механизмы регулирования социально-экономических процессов. Сценарные прогнозы носят преимущественно качественный характер, однако содержат количественные оценки важнейших макропараметров.

  1. Предсценарный этап:

оценка ситуации (состояние, проблемы, перспективы), описание и структурирование объекта (выявление функциональных элементов);

анализ сценарных условий (показателей внешней среды, экономической политики – налоги, госрасходы – и целевых параметров экономического развития, например, инфляция, энергоемкость, рентабельность);

определение причинно-следственных взаимосвязей, в частности влияющих факторов, выявление индикаторов состояния – сальдо, внешний госдолг, цены на энергоресурсы, выбросы),

построение матрицы состояний.

Матрица состояний, ее элементы аi,j – состояние объекта под воздействием фактора j (i – состояние).

  1. Сценарный этап: уточнение показателей (распечатка – требования к ним), разработка моделей и выполнение расчетов, написание сценариев будущего развития с учетом сочетания факторов.

Виды сценариев.

ТЕМА 5. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ И ЭКСТРАПОЛЯЦИОННЫЙ МЕТОДЫ

  1. Прогнозные индексы и коэффициенты (индексный метод)

  2. Структура ряда динамики (тренд, цикличность, сезонность). Типология и аналитическое обоснование кривых роста. Адаптивные модели

  3. Применение эконометрических моделей в прогнозировании (гравитационные модели, прогнозирование валютных кризисов)


3 вопрос.

Гравитационные модели для регионального планирования. Базируются на предположении, что сила взаимодействия между странами (городами, районами) пропорциональна численности населения и обратно пропорциональна расстоянию между ними.

Mi,j=k*pipj/di,j2

Mi,j – например, количество поездок, товарооборот и пр.

Развитие простейшей модели происходило в нескольких направлениях:

- включались другие факторы (отношение приростов инвестиций, доля безработных) для описания миграционных взаимодействий и демографического потенциала;

- показателям численности населения придавались различные веса (например, среднедушевые доходы в штатах США).

Гравитационные модели также используются в логистике для поиска места размещения центрального склада, из которого снабжается несколько складов розничной торговли. Еще одно направление территориального планирования – модели расселения в городе (Форрестера и Тинбергена). Последняя, в частности, пытается ответить на вопрос: каково будет оптимальное (с мин. транспортными издержками) размещение промышленных предприятий в стране, если с/х и население распределены равномерно. Выводы из моделей: размещение крупномасштабных, специализированных производств и таких как строительство, пищевая промышленность привязано к городам разного уровня. Последние более тесно связаны с потребительским рынком, чем с другими отраслями промышленности. Не будет существенной экономии при их концентрации в близко расположенных городах (т.е. они должны быть разбросаны). Сосредоточение промышленности в небольшом числе крупных центров будет оптимально для крупных производств. По мере увеличение размеров городов роль добывающей промышленности падает, в средних городах растет значение обрабатывающей промышленности, в крупных – сферы услуг.

Применимы только для замкнутой экономики (либо в условиях регионализации). Не рассматривалось: транснационализация и формирование международных районов с диверсифицированной промышленностью, размещение в СЭЗ.

Внешнеторговые гравитационные модели.

К вопросу о прогнозных балансах:

Материальные балансы занимают центральное место в планировании производства и потреблении конкретных видов продукции. Они состоят из двух частей: ресурсов и распределения.


Ресурсы

Распределение

1.Производство

2.Импорт

3.Прочие поступления

4.Остатки на начале прогнозируемого (планового) периода

1.Производственно-эксплутационные нужды

2.Капитальное строительство

3.Экспорт

4.Рыночный фонд

5.Прочие расходы (пополнение госрезервов и др.)

6.Остатки на конец прогнозируемого (планового) периода

Итого

Итого


ТЕМА 8. СОВРЕМЕННЫЕ МАКРОМОДЕЛИ АНАЛИЗА, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

  1. Производственные функции и их роль в стратегическом планировании экономического роста

  2. Балансовые макромодели в средне- и долгосрочном прогнозировании (на примере мировой модели Леонтьева)

  3. Макроэконометрические модели (на примере первой модели Клейна). Белорусский опыт

Вступление:

Базовые задачи макрорегулирования: 1) экономический рост – неоклассики (Солоу), в моделях используется аппарат производственных функций, можно спрогнозировать равновесный ВВП, 2) планирование структурных сдвигов в экономике (особое внимание обращается на отраслевую, территориальную и воспроизводственную структуры), для решения этой задачи может применяться динамическая МОБ. В Беларуси главная цель макрорегулирования на современном этапе – обеспечение стабильности (в связи с высокой инфляцией используются монетарные методы).

В макромоделях анализа и прогнозирования экономического развития доминирует кейнсианский подход (+монетарная и волновые теории, марксизм), в качестве математического инструментария используются МОБ и эконометрические методы, позволяющие установить и оценить взаимозависимости в различных сферах экономики (денежно-кредитная сфера, внешняя торговля, инвестиции и т.д.) на определенных стадиях воспроизводственного процесса.

ТЕМА 9. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА МЕЗОУРОВНЕ (ОТРАСЛЕВОЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)

  1. Прогнозирование и стратегическое планирование научно-технической и инновационной деятельности (виды исследований, показатели плана-прогноза, методы технологического предвидения, приоритеты НТД)

  2. Планы-прогнозы на уровне отраслей и комплексов (цели и задачи, система показателей и т.д.)

  3. Планирование территориального развития


написать администратору сайта