Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языкознание
Языки
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Связь
Электротехника
Автоматика
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Экология
Культура
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Обществознание
Социальному педагогу
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Темы устных высказываний. Третий этап республиканской олимпиады по русскому языку и литературе темы устных высказываний


НазваниеТретий этап республиканской олимпиады по русскому языку и литературе темы устных высказываний
АнкорТемы устных высказываний.doc
Дата27.04.2017
Размер60 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТемы устных высказываний.doc
ТипДокументы
#71

ТРЕТИЙ ЭТАП РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМЫ УСТНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Билет № 1

  1. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком.

  2. «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля». Согласны ли вы с этим определением Д. Свифта?

  3. Из всех наук, которые должен знать человек, есть одна обязательная – как жить, делая как можно меньше зла (Л. И. Толстой).


Билет № 2

  1. Новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.

  2. Сопоставьте две точки зрения.

А. «Критик - читатель, который причиняет неприятности» (Ж. Ренар).

Б. «Критик - это человек, который умеет читать и учит этому других» (Сент-Бев).

3. Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга (Вольтер).
Билет № 3

1. Согласны ли вы с мнением Эразма Роттердамского, что «язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»?

2. «Воображение - первичная ступенька и база всякой поэзии» (Г. Лорка). Согласны ли вы с этим мнением?

3. Как вы понимаете высказывание Монтескье «Надо много учиться, чтобы знать хоть немного»?
Билет № 4

1. Язык — это самое человечное, что есть на свете.

2. Согласны ли вы с мнением французского историка литературы Э.Фаге «Читать - значит мыслить с другим, продумать мысль другого, продумать мысль сходную или противоположную нашей»?

3. Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться (Б. Окуджава).
Билет № 5

1. Как вы понимаете выражение Вольтера «Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли»?

2. «Хорошо написанные исторические романы стоят лучших курсов истории». Согласны ли вы с мнением О. Бальзака?

3. Отчизна - это край, где пленница душа (Вольтер).
Билет № 6

  1. «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе»
    (Д. С. Лихачев).

  2. «Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание». Прокомментируйте высказывание Ч. Диккенса.

3. Как вы понимаете высказывание Матери Терезы «Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо»?
Билет № 7

  1. Как вы понимаете совет Н. А. Некрасова «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно»?

  2. «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть» (К. Паустовский).

  3. Прав ли А. Дистервег, утверждая, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?


Билет № 8

1. «Что в имени тебе моем?»

2. «С великими писателями не спорят, к ним испытывают признательность за то, что они нам дают». Разделяете ли вы мнение французского литературного критика Алена?

3. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес).
Билет № 9

  1. «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает» (Д. С. Лихачев).

  2. «Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только увеселителем публики». Согласны ли вы с мнением О. Бальзака?

3. Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы (Ларошфуко).
Билет № 10

  1. Как вы понимаете выражение «экология языка»?

  1. «Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом». Прокомментируйте высказывание И. Гете.

3. Мужественный человек не стерпит оскорбления, а благородный человек не нанесет его (Публий Сир).

Билет № 11

1. Как вы понимаете высказывание Сократа «Заговори, чтоб я тебя увидел»?

  1. «Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда ни потратил». Разделяете ли вы мнение Валерия Брюсова?

  1. От удара не так больно, как от слова (Януш Корчак).


Билет № 12

1. Как вы понимаете высказывание Вольтера «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку»?

2. «Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать». Прокомментируйте высказывание Александра Блока.

3. Самое великое, самое божественное в человеке — способность жалеть и прощать (А. Дюма-сын). Согласны ли вы с мнением писателя?
Билет № 13

  1. Академик Д. С. Лихачев в одном из интервью сказал, что русский язык чрезвычайно приспособлен для поэзии. Согласны ли вы с этой мыслью?

  2. «Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека». Разделяете ли вы мнение К. Г. Паустовского?

  3. Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности
    Лабрюйер).


Билет № 14

  1. Словари в моей жизни.

  2. «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Как вы понимаете высказывание К. Г. Паустовского?

  3. «Молчание — верный друг, который никогда не изменит». В каких ситуациях справедливо высказывание Конфуция?


Билет № 15

  1. Порассуждайте на тему: «Вредят ли заимствования самобытности языка?»

  2. «Дело художника - рождать радость» (К. Г. Паустовский). А как вы понимаете предназначение художника?

  3. «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым». Прав ли Р. Эмерсон?


Билет № 16

1. «Диалог – поддакивание другим; монолог – поддакивание себе самому» (А.Сток). Дайте лингвистический комментарий этому определению.

  1. Как вы понимаете высказывание поэта Александра Кушнера «Время – кожа, а не платье. Глубока его печать»?

  2. Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага (Аристотель).


Билет № 17

  1. Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно (Ф. Ларошфуко).

  2. «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие» (Л. Леонов).

  3. «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу». Докажите справедливость высказывания А. С. Грибоедова.


Билет № 18

  1. Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить
    (П. Буаст).

  2. Кого из писателей-классиков вы считаете самым современным и почему?

  3. Как вы понимаете высказывание Г. Бокля «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом»?


Билет № 19

1. Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями
(А. Моруа).

  1. Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой (Вольтер).

  2. Знание без нравственной основы - ничего не значит (Л. И. Толстой).


Билет № 20

  1. Язык - это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ (И. Мележ).

  2. Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон).

  3. «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника». Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского?


Билет № 21

  1. «Дискуссия — это обмен знаниями, спор — обмен невежеством» (Р.Куиллен). Дайте лингвистический комментарий этому определению.

  2. Как вы понимаете слова В. Г. Белинского: «У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец»?

  3. «Воспитание развивает способности, но не создает их». Разделяете ли вы мнение Вольтера?


Билет № 22

1. «Если есть в мире вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л. Успенский).

2. «Поэт - это философ конкретного и живописец абстрактного». Как вы понимаете высказывание В. Гюго?

3. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Справедливо ли, на ваш взгляд, замечание Л. Н. Толстого?

Билет № 23

  1. «Метафора или поясняет мысль, или затемняет ее. В первом случае метафора — поэзия, во втором — риторика». Прокомментируйте мысль В.Ключевского.

  2. «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество». Как вы понимаете это высказывание Гельвеция?

  3. Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть — из воли (К. Досси). Согласны ли вы с этим утверждением?


Билет № 24

  1. Каким быть уроку русского языка?

  2. «Только человек, по-настоящему любящий поэзию, может оценить прозу». Согласны ли вы с мнением Е. Евтушенко?

  3. Как вы понимаете слова В. Г. Белинского «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения не бывает»?


Билет № 25

  1. «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и гражданской ценности» (К. Г. Паустовский).

  2. Настоящие писатели — совесть человечества (Л. Фейербах).

3. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше». Согласны ли вы с мнением Э.Золя?
Билет № 26

1. Знание истории языка - ключ к пониманию его богатства.

  1. «Проза - это архитектура, а не искусство декоратора». Как вы понимаете высказывание Э. Хемингуэя?

  2. «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем». Разделяете ли вы мнение О. Уайльда?


Билет № 27

1. Мой любимый раздел науки о языке.

2. «Поэты - непризнанные законодатели мира». Согласны ли вы с утверждением П. Шелли?

3. «Сознаться в своей неправоте - это быть умнее, чем были». Прав ли, по-вашему, П. Буаст?
Билет № 28

1. Русский речевой этикет.

2. «Одного вдохновения для поэта недостаточно – требуется вдохновение развитого ума». Разделяете ли вы мнение Ф. Шиллера?

3. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей (Д. Дидро).
Билет № 29

  1. «Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно» (Н. В. Гоголь).

  2. Как вы понимаете высказывание Б. Шоу «Стиль что нос: двух одинаковых не бывает»?

  3. «Быть добрым совсем нетрудно - трудно быть справедливым». Подтвердите мысль В. Гюго или опровергните ее.


Билет № 30

1. «Жесты человека, подобно его зубной щетке, должны быть сугубо индивидуальными». Воспользуетесь ли вы советом американского психолога Дейла Карнеги?

2. Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Цени Дидро).

3. «Исключительное счастье человека - быть при своем постоянном любимом деле». Согласны ли вы с мнением В. И. Немировича-Данченко?
написать администратору сайта