Главная страница
Навигация по странице:

  • УДК 159.9.019.43(075.8) ББК 88.362я73

  • С О Д Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ

  • Планы семинарских занятий

  • Самостоятельная контролируемая работа студентов

  • Тематика контрольных и курсовых работ

  • Проверочные тесты по курсу «Психология активности и поведения»

  • Хрестоматийные материалы

  • ЛИТЕРАТУРА

  • Задачами курса являются

  • КУРС ЛЕКЦИЙ Лекция 1ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

  • Произвольной активностью

  • Учебнометодический комплекс 2009 удк 159 019. 43(075. 8) Ббк 88. 362я73 П86


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс 2009 удк 159 019. 43(075. 8) Ббк 88. 362я73 П86
    АнкорPsikhologia_aktivnosti_i_povedenia.doc
    Дата04.03.2018
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPsikhologia_aktivnosti_i_povedenia.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #13562
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    ПСИХОЛОГИЯ
    АКТИВНОСТИ
    И ПОВЕДЕНИЯ

    Учебно-методический комплекс

    2009

    УДК 159.9.019.43(075.8)

    ББК 88.362я73

    П86


    Автор-составитель: заведующий кафедрой прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат психологических наук, доцент О.Е. Антипенко


    Р е ц е н з е н т ы:

    доцент кафедры прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,

    кандидат психологических наук А.А. Стреленко; заведующий кафедрой психологии

    УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат психологических наук, доцент С.Л. Богомаз





    В учебно-методический комплекс включены: содержание курса, основные понятия курса, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы, проверочные тесты.

    Учебно-методический комплекс может быть использован студентами заочного отделения, обучающимися по специальности «Психология» и изучающими данную дисциплину.



    УДК 159.9.019.43(075.8)

    ББК 88.362я73






    © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009

    С О Д Е Р Ж А Н И Е



    ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….

    4







    РАЗДЕЛ I. Курс лекций ………………………………………….

    6

    Лекция 1. Проблема активности и поведения в психологии

    6

    Лекция 2. Бихевиоризм и проблема поведения ……………..

    13

    Лекция 3. Проблема поведения в психоанализе …………….

    16

    Лекция 4. Проблема поведения в гуманистической психологии ………………………………………………...

    20

    Лекция 5. Проблема поведения в теории поля Курта Левина

    24

    Лекция 6. Проблемы поведения в социально-когнитивной теории ……….............................................................

    28

    Лекция 7. Роль новых технологий в формировании активности и поведения человека ……………………….

    35







    РАЗДЕЛ II. Планы семинарских занятий ……………………..

    44

    Занятие 1. Проблема активности в психологии ……………..

    44

    Занятие 2. Проблема поведения в психоанализе ……………

    44

    Занятие 3. Проблема поведения в теории поля ……………...

    44

    Занятие 4. Проблема поведения в теориях научения ……….

    45

    Занятие 5. Проблема поведения в социально-когнитивной теории ……..………………………………………...

    45







    РАЗДЕЛ III. Самостоятельная контролируемая работа студентов ……………………………………………….

    46







    РАЗДЕЛ IV. Тематика контрольных и курсовых работ …….

    48







    РАЗДЕЛ V. Вопросы к экзамену ………………………………..

    51







    РАЗДЕЛ VI. Проверочные тесты по курсу «Психология активности и поведения» …………………………...

    53

    Ключ к тестам ……………………………………………………..

    66







    РАЗДЕЛ VII. Хрестоматийные материалы …………………...

    67







    ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………

    143


    В В Е Д Е Н И Е

    Взгляды на то, чем должна заниматься наука психология, неоднократно менялись на протяжении веков. Последние 80 лет принято считать, что психология изучает поведение. Наиболее последовательно этого мнения придерживаются бихевиористы (сторонники психологической школы, которую основали Джон Уотсон и другие американские психологи в начале XX века). Их главным аргументом было то, что поведение наблюдаемо и измеряемо, поэтому научная психология должна сосредоточиться на нем.

    До появления бихевиоризма большинство психологов считали, что главный материал для изучения у психологии – мысли и чувства, о которых психолог узнает со слов тех, кто их испытывает. Этот подход получил название интроспективного, а от бихевиористов – ярлык «ненаучного», так как мысли и чувства нельзя ни пронаблюдать, ни измерить.

    Но и метод, принятый бихевиористами, небезупречен и имеет ряд ограничений. Дело в том, что большинству психологов интересно не столько само поведение людей, сколько внутренние процессы, которые им движут. Например, психологу, который изучает реакции людей с повышенной тревожностью на стрессогенные ситуации, мало знать, каковы эти реакции. Он хочет понять, почему его испытуемые ведут себя так, а не иначе. Следовательно, современная психология – это дисциплина, которая стремится выяснить, почему люди и животные ведут себя так, как они себя ведут.

    Если исходить из этого, то перед исследователями человеческого поведения встает масса вопросов. Например: по каким основаниям можно вычленять в потоке активности отдельные единицы и относить их к определенным классам? Как внутренне структурирована каждая единица? Какие процессы лежат в основе той или иной их организации? и т.д.

    Понять причины поведения непросто, и непросто в первую очередь потому, что оно обычно определяется не одним, а несколькими факторами, а именно:

    • стимулом, воздействующим на человека в определенной ситуации;

    • генетическим багажом: тем, что человек унаследовал от родителей;

    • физиологическими процессами;

    • когнитивными процессами (восприятием, мышлением, памятью);

    • социальным окружением;

    • культурой;

    • предшествующим жизненным опытом (включая события раннего детства);

    • личностными особенностями (особенностями интеллекта, личности, состоянием душевного здоровья).

    Представители различных направлений психологии по разному трактуют эти причины в связи с чем и была сформулирована цель курса, которая заключается в формировании систематизированных представлений о поведении как о сложно детерминированном и объективно регистрируемом феномене, в котором выражаются и через который реализуются психологические потенциалы личности.

    Задачами курса являются:

    • усвоение принципов эволюционного подхода к анализу и диагностике психологических оснований тех или иных стратегий поведения;

    • формирование представлений о роли взаимодействия подсознания и сознательной части «Я» в управлении поведением;

    • получение опыта экспертного оценивания различных типов поведения по наблюдаемым проявлениям.

    Место курса в профессиональной подготовке студента. Данный курс ориентирован на предоставление студентам основных универсальных принципов организации поведения, а также опыта психологической оценки на основании регистрации поведенческих проявлений, необходимых для более конкретного усвоения студентами курсов теоретической направленности.

    Требования к уровню усвоения содержания курса. По завершении данного курса студенты должны знать основные его понятия (поведение, эволюционный подход, подсознание, стратегии поведения, структуры поведенческих проявлений), а также соотносить поведенческие проявления с их психологическими детерминантами.

    Р А З Д Е Л I

    КУРС ЛЕКЦИЙ

    Лекция 1
    ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ
    В ПСИХОЛОГИИ

    Виды активности можно различать не только по тому, исчерпываются ли они переживанием или включают также поведение (поведение без элемента переживания представить трудно). В психологии мотивации различают произвольную и непроизвольную активность в зависимости от их соответствия интенции переживающего или действующего субъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такой коррекции).

    Произвольной активностью можно назвать поведение человека, когда известно, что отдельные ее стадии согласуются с меняющимися условиями ситуации и продолжаются ровно столько, сколько необходимо для достижения определенного результата.

    Непроизвольными (или, по меньшей мере, промежуточными) являются единицы активности, связанные с переживаниями типа сна или грезы, когда человек предается размышлениям. К непроизвольному поведению относятся как чисто рефлекторные ответы (например, мигательный рефлекс и ориентировочная реакция), так и условные сигнальные реакции. Следует также выделить единицы поведения, нежданно, наподобие инородного тела, вклинивающиеся в упорядоченную последовательность действия и иногда даже разрушающие ее.

    Среди единиц произвольного поведения следует различать действия и навыки.

    В действиях находит выражение не только присущая поведению животных целенаправленность, но еще и нечто характеризующее исключительно человека. Речь идет о так называемой рефлексивности действия. Рефлексивность означает, что действие сопровождается особого рода «обратной связью» – субъект осознает свое действие.

    Напротив, устоявшиеся способы действия (привычки, навыки), как, например, фиксированные в субкультуре процедуры приветствия или, скажем, навыки вождения автомобиля, есть активность, ставшая настолько заученной, что превратились в автоматизмы. Навыки лишены рефлексивности, которая, однако, восстанавливается при нарушении протекания деятельности. Действия, как правило, включают в себя отдельные сегменты в форме навыков.

    Активность еще можно различать и по тому, насколько она нормативна или индивидуальна, т.е. отклоняется от правил, от привычного.

    Нормативность. Почти к любым жизненным ситуациям применимы правила поведения, обязательные в данной субкультуре и восходящие к ее традициям. Люди определенным способом утоляют голод и жажду, вступают в союз с партнером противоположного пола, воспитывают детей, приобретают друзей, пытаются улучшить для себя (иногда и для других) социальные и экономические условия, стремятся побольше узнать и понять, а также делают многое другое.

    Индивидуальность. Действие становится индивидуальным, когда его нельзя отнести к конвенциональным ни на стадии целеполагания, ни на стадии его осуществления. Заметим, что иногда такое действие требует от человека и оправдания своего поступка. Так, в случае преступления ищут его мотив, а преступнику приходится отвечать за содеянное.

    Индивидуальным действие делает то, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Такое впечатление часто возникает, когда психологу приходится обращать внимание на различия между людьми, действующими в одинаковых условиях. По-видимому, нечто находящееся у людей где-то «внутри» побуждает, толкает или заставляет их в данной ситуации поступать так, а не иначе.

    Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека.

    Традиционным этот вопрос является и в общей биологии. Однако лишь сравнительно недавно физиологические науки начали рассматривать его применительно к человеку, что не обошлось без определенного идеологического противостояния и обусловило известную противоречивость позиций, которая существует в науках по данному вопросу.

    Поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.

    Нетрудно заметить, что рассматриваемое понятие по своей сущности близко к понятию инстинкт (от лат. instinctus – побуждение),
    который в физиологии определяют как жизненно важную целенаправленную адаптивную форму поведения, обусловленную врожденными механизмами, реализующуюся в ходе онтогенетического развития, характеризующуюся строгим постоянством (стереотипностью) своего внешнего проявления у данного вида организмов и возникающую на специфические раздражители внешней и внутренней среды.

    Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что у всех представителей животного мира, кроме человека, инстинктивная активность генетически детерминирована как по вызывающей ее причине, так и самой форме этой активности. На современном уровне наших знаний мы просто не можем судить, осознается ли эта активность и может ли произвольно корректироваться. Вряд ли можно сомневаться, что у человека многие виды поведения вначале проявляются как инстинкт, но уже на ранней стадии (у психически здоровых людей) они осознаются и могут произвольно корректироваться и даже полностью затормаживаться.

    В поведении как целостном акте можно выделить следующие взаимосвязанные этапы. Во-первых, формирование потребности. Во-вторых, развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении. В-третьих, развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности, а также субъективных переживаний (эмоций) соответствующей модельности и негативных по знаку. В-четвертых, принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации. В-пятых, поиск или формирование программы для реализации принятого решения. В-шестых, осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций типа специфического по модальности удовлетворения, удовольствия или даже экстаза.

    Рассмотрим эти этапы поведенческого акта. Какое содержание вкладывается в понятие потребности? Потребность в психологии принято определять как состояние индивида, создаваемое испытываемой (но нередко и подсознательной) им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

    Как было отмечено выше, потребности по своему генезу и значимости предлагается разделить на биологические, физиологические, психологические и социальные. Между ними существует эволюционно-иерархическая взаимосвязь. Первичными являются биологические потребности, на основе которых в процессе эволюции человека вообще и его психики в частности возникают все последующие. Это обстоятельство обусловливает тот факт, что всякая последующая в этом ряду потребность обладает способностью подавлять все предшествующие.

    Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в интересах сохранения вида. По своему генезу это врожденные, передаваемые по наследству потребности. К их числу принято относить репродуктивные (половые), родительские, оборонительные, территориальные, исследовательские (в том числе ориентировочные), стадные и ряд других, аналогичных им. Нередко к этой категории потребностей относят и агрессивные. Однако по этому поводу следует заметить, что необходимо различать агрессию как форму поведения, обусловленную конкуренцией за полового партнера, еду, территорию и т.п., и агрессию как потребность борьбы за существование вида, против представителей других видов. В биологии принято считать, что внутривидовой агрессии как потребности не существует, во всяком случае это в полной мере применимо к виду Homo sapiens, у которого агрессия появляется на более высоком уровне потребностей и достаточно часто проявляется как форма поведения, направленного на удовлетворение других потребностей.

    Физиологические потребности связаны с существованием индивида на протяжении его реальной жизни. По своему происхождению часть из них являются врожденными, другие же – приобретаемыми в процессе индивидуального обучения. К первым относятся прежде всего потребности, связанные с поддержанием гомеостаза, в частности потребности в пище, воде, минеральных веществах, а также связанные с мочевыведением, дефекацией, сном и аналогичные им. К ним также причисляют стремление к комфорту в расширительном понимании этого термина, т.е. к минимизации отрицательных и максимализации положительных ощущений и переживаний. К числу физиологических потребностей относятся сформированные в процессе онтогенеза стереотипные действия очень высокой степени прочности и автоматизмы – привычки. Отсюда «привычка – вторая натура». В процессе онтогенеза может сформироваться и физическая зависимость, т.е. потребность в употреблении психоактивных веществ, что нередко является уже признаком девиантного поведения (например, никотинизм, алкоголизм, наркомания и т.п.).

    Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и полноценности человека. Формируются такого рода потребности главным образом в процессе развития личностной структуры и непосредственно не связаны с генетическими механизмами. Это религиозные, эстетические, учебно-познавательные потребности, альтруизм, эгоцентризм. Как психологическая потребность может выступать агрессивность, а также психическая зависимость, т.е. стремление к употреблению психоактивных веществ с целью получения приятных ощущений.

    Социальные потребности связаны с интересами общества.
    В определенных условиях они становятся определяющими и подавляют все другие потребности. К ним относят патриотические, общественно-политические, деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др.

    Нетрудно заметить, что у человека в каждый конкретный момент могут возникать биосоциальные предпосылки для развития потребностей нескольких, порой весьма различных видов, но при этом в реализации поведенческого акта удовлетворяется только одна из них. Это объясняется тем, что на таком фоне формируется мотивация, дающая выход только одной из них.

    Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; или (на это хотелось бы обратить особое внимание) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Есть основания полагать, что в этом осознании, а следовательно, и произвольной коррекции лежит принципиальное отличие поведения человека от других представителей животного мира. И это необходимо как-то совместить с неосознаваемыми психическими процессами у человека.

    К настоящему времени пока еще не сформировались общепринятые представления о физиологических механизмах поведенческого акта. Нам представляется, что наиболее обоснованной является концепция отечественного физиолога академика К.В. Судакова, сформированная на основе представлений А.А. Ухтомского о доминанте и
    П.К. Анохина о функциональной системе.

    Согласно этой точке зрения в основе всякого поведенческого акта (в том числе психологического и социального) лежат глубинные биологические процессы. Изменение параметров внутренней среды (осмотическое давление, концентрация глюкозы, концентрация водородных ионов, температура и многие другие) являются первоосновой, пусковым механизмом, стимулом, возбуждающим активность мотивационных центров промежуточного мозга (гипоталамуса), способствующим формированию специфического (т.е. определенной биологической модальности) мотивационного возбуждения, которое охватывает формирование адекватных по своей физиологической значимости реакций со стороны физиологических вегетативных систем, а также отрицательного эмоционального фона в связи с развившейся, но пока еще неудовлетворенной потребностью.

    На силу и дальнейшую динамику мотивационного возбуждения очень значимое влияние оказывает наличие (и его сила) или отсутствие релизера (от англ. release – освобождение, облегчение), т.е. внешнего фактора, способствующего развитию мотивации на фоне той или иной потребности (например, буфет на фоне пищевой потребности) или угнетению ее (например, неприятная информация на фоне пищевой потребности).

    Мотивационное возбуждение, достигая фронтальной коры, трансформируется в осознаваемую цель деятельности (принятие решения в связи с проблемной ситуацией, обусловленной первоначальной потребностью). Программа реализации принятого решения выбирается из числа уже апробированных на основании жизненного опыта или формируется ее новый вариант.

    Конкретное претворение в жизнь этой программы начинается с моторной коры, функционирование которой приводит в действие соответствующие двигательные акты (вспомним часто приводимую цитату из статьи И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга»), направленные на непосредственное удовлетворение потребности. Как пример, в случае пищевой потребности – это поиск пищи, захват ее тем или иным способом и последующий акт ее потребления и переваривания.

    Эта деятельность является основой для возбуждения специфического центра удовлетворения, который не только обеспечивает формирование положительных эмоций в связи с удовлетворением потребности, но и фиксирует в памяти способ достижения цели, что значительно облегчит поведенческую активность в последующей жизни.

    Эта специфическая целенаправленная деятельность нормализует состояние внутренней среды, по крайней мере в отношении того ее параметра, который привел к развитию специфического мотивационного возбуждения, первоначально инициировал эту деятельность, открывая тем самым возможность для приведения в исполнение поведенческих актов иной модальности, связанных с иными потребностями.

    Предлагаемая схема рассматривается ее авторами как универсальная, позволяющая объяснять поведенческую активность в связи не только с биологическими, но и социальными потребностями. В последнем случае, по всей видимости, инициирующими моментами служат не факторы внутренней среды (но они все-таки выступают конкурентами), а идеи, мысли, суждения, формирующиеся на основе аналитико-синтетической деятельности в лобно-теменной части коры головного мозга в связи с поступающей туда информацией на базе второй сигнальной системы.

    Очевидно, что не всегда оказывается возможным удовлетворить ту или иную потребность по причинам чисто физическим (отсутствие необходимого объекта), моральным, этическим и т.п. Такую ситуацию и развивающееся вследствие этого состояние называют депривацией (от англ. deprivation – лишение, утрата). Даже в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с такой ситуацией довольно часто. Достаточно упомянуть следующие виды депривации: сенсорная – полное или частичное лишение внешних раздражителей, половая – невозможность удовлетворить сексуальные потребности, социальная – ограничение или лишение общения с другими людьми и очень много аналогичных примеров. В большинстве случаев привыкание, адаптация к такому ограничению не развиваются, а наоборот, происходит возрастание мотивационного возбуждения, возрастание негативности соответствующих эмоций с возможным переходом во фрустрацию (от лат. frustatio – обман, расстройство, разрушение планов), которую часто рассматривают как одну из форм психологического стресса.

    Однако у сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая защита путем произвольного, а иногда и подсознательного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность и связанные с этим негативные эмоции.

    В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, когда удовлетворение той или иной потребности приносит вред другим людям, а иногда и самому себе. Возникающую в таких условиях форму поведения обозначают как девиантное (от лат. deviatio – отклонение), или отклоняющееся, поведение.

    Причины девиантного поведения достаточно разнообразны. Среди них можно выделить следующие:

    1. врожденные или приобретенные повреждения головного мозга, особенно тех его структур, которые имеют отношение к реализации поведенческого акта;

    2. выработанные в процессе психического и физического развития программы действий, по форме неадекватные или нецелесообразные;

    3. неестественное возбуждение центра удовлетворения с прочным закреплением функциональной, детерминирующей связи с этими обстоятельствами;

    1. длительная депривация при сформировавшемся очень сильном мотивационном возбуждении и наличии сильнодействующего релизера;

    2. чрезвычайная сила релизера.

    С точки зрения психофизиологической организации резкой границы между нормальным и девиантным поведением нет. Как правило, отношение к нему определяется с социологических позиций. Соответственно с учетом степени вменяемости определяется его оценка – то ли это уголовно наказуемое деяние с принудительным лечением, то ли только адекватное лечение вплоть до такого мягкого, как психокоррекция или психотерапия.

    Мерами предотвращения случаев отклоняющегося поведения могут служить:

    1. смягчение в рамках допустимого депривации;

    2. устранение релизеров, связанных с депривационной потребностью;

    3. формирование иной мотивации, по механизму доминанты
      вытесняющей и заменяющей неудовлетворенную потребность;

    4. отрицательное подкрепление, т.е. в той или иной форме наказание за проступки, связанные с девиантным поведением.

    На сегодняшний день девиантное поведение – это еще не до конца понятная и не всегда успешно решаемая проблема.

    Лекция 2
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    написать администратору сайта