Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»

  • Дошкольной педагогики и психологии «__» ________ 2011 г. Протокол № ___ Зав. кафедрой _____________ В.П. Анисимов

  • Уровень начальной подготовки

  • Трудоемкость

  • IV. Учебная программа по дисциплине Раздел 1. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности Тема 1.

  • Тема 4. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

  • Профессиональное становление

  • Тема 2. Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

  • Тема 3. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

  • Тема 4. Профессиональная деятельность психолога

  • Тема 5. Профессиональная компетентность и профессиональная культура специалиста

  • V. Рабочая учебная программа

  • Всего Аудиторные занятия Са-мост. работа Лек-ции

  • Раздел 2. Профессиональное становление Тема 1.

  • организация проф деятельности. Учебнометодический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности психологопедагогического направления для подготовки магистров 2 курса очной формы обучения


    Скачать 247.5 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности психологопедагогического направления для подготовки магистров 2 курса очной формы обучения
    Анкорорганизация проф деятельности.doc
    Дата14.08.2018
    Размер247.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаорганизация проф деятельности.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #21617
    страница1 из 3
      1   2   3

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «Тверской государственный университет»
    УТВЕРЖДАЮ

    Декан педагогического факультета

    _____________________ Т.В. Бабушкина

    «___» ____________ 2011г.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    по дисциплине

    Организация профессиональной деятельности

    психолого-педагогического направления
    для подготовки магистров 2 курса очной формы обучения

    специальность 050400 «психолого-педагогическое образование»

    Обсуждено на заседании кафедры


    Дошкольной педагогики и психологии

    «__» ________ 2011 г. Протокол № ___

    Зав. кафедрой

    _____________ В.П. Анисимов

    Составитель:

    канд. психол. наук
    ______________ Т.А.Голубева


    Тверь, 2012


    II. Пояснительная записка

    Дисциплина «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» относится к базовой части общепрофессионального цикла в системе подготовки магистров (М.2Б.05). Курс «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» направлен на интеграцию теоретических знаний магистров об изучении и проектировании профессиональной деятельности.

    Содержание курса «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» способствует овладению магистрами основными видами будущей профессиональной деятельности.

    Дисциплина читается в 1-ом семестре и закладывает знания об основных психологических характеристиках профессиональной деятельности, а также о психологических закономерностях продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности.

    Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины предполагает наличие представления об основах педагогики и психологии, полученных в системе общего среднего, специального среднего профессионального, начального высшего профессионального (бакалавр педагогики) образования.

    Трудоемкость дисциплины составляет - 2 зачетные единицы (72 часа).
    Цель дисциплины - формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

    - способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

    - способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

    - умение использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

    - умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

    - владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

    - способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

    - способность определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе школьного и дополнительного образования (ПКПП-10);

    - способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях (ПКСПП-9).
    В результате изучения дисциплины магистрант должен:

    Знать

    • состав, структуру и виды профессиональной деятельности;

    • классификацию профессий;

    • понятия: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение.

    • феноменологию и закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения;

    • показатели профессионального становления человека.

    Уметь

    • определять профессионально важные качества
      и составлять психологический портрет профессионала;

    • изучать профессиональную деятельность человека как условие реализации его основных жизненных ориентаций;

    • выявлять особенности индивидуального стиля профессиональной деятельности;

    • управлять своими праксическими состояниями в ходе освоения профессиональной деятельности;

    • осуществлять профессиональную деятельность психолога;

    • исследовать уровень развития профессиональной компетентности и профессиональной культуры специалиста.

    • апробировать и применять научно обоснованные методы и техники психологических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.);

    • организовать коллективную деятельность участников образовательного процесса.

    Владеть

    • методами составления профессиограмм и психограмм и использования их в ходе изучения и проектирования профессиональной деятельности.

    • средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

    • методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

    • принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;

    • современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;

    • современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок


    В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

    проблемные технологии обучения, модульная технология обучения, диалог, дискуссия, элементы тренинга, работа в малых группах, обсуждение и другие активные методы обучения.

    Форма отчетности -зачет

    Составитель Голубева Т.А.., к.психол.н.

    IV. Учебная программа по дисциплине

    Раздел 1. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

    Тема 1. Состав, структура и виды профессиональной деятельности;
    классификация профессий


    Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности. Классификация и особенности применения методов психологии профессиональной деятельности. Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий.
    Тема 2. Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

    Профессиограмма: сущность, содержание, основные разделы профессиограммы; типы профессиограмм; методологические принципы разработки профессиограмм; основные требования к профессиограмме по Е.М. Ивановой и А.К. Марковой; методологическая схема составления профессиограммы. Психограмма: психограмма как типовой портрет успешного профессионала; профессиографирование как процесс составления психограммы. Профориентация в современных условиях.

    Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Психологический портрет профессионала. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме. Схема описания профессии.

    Тема 3. Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности

    Понятия «профессия», «профессионал» и «профессиональная деятельность». Психология профессионального самоопределения. Жизненная перспектива. Выбор профессии. Профессиональные и жизненные притязания. Профессиональные намерения. Ценностно-ориентационный подход к профессиональной информации и пропаганде. Операциональная модель жизненных ориентаций работника. Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих. Оценка организационной среды рабочих и служащих. Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций.

    Понятие «мотив» в психологической литературе. Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.
    Тема 4. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

    Понятие индивидуального стиля профессиональной деятельности. Характеристика педагогической деятельности. Стили педагогического руководства. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности: формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову; основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину; обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.

    Раздел 2. Профессиональное становление

    Тема 1. Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

    Праксические состояния. Профессионализация как процесс овладения моделями профессии и профессиональной деятельности. Особенности педагогической деятельности. Понятие «синдром эмоционального выгорания». Причины и профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.

    Тема 2. Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

    Понятие профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация, выбор профессии или ориентация на профессию. Психологическая диагностика. Профессиональный отбор и подбор. Профессиональное обучение. Профессиональная адаптация
    Тема 3. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

    Профессиональная деятельность. Основные формы профессионального становления личности. Этапы профессионального становления. Модели становления профессиональной деятельности. Кризисы профессионального становления.
    Тема 4. Профессиональная деятельность психолога

    Основные направления деятельности практического психолога. Основные задачи и разделы практической психологии. Психопрофилактика и психогигиена. Психодиагностика и психокоррекция. Психологическое консультирование и психотерапия. Особенности построения психологического контакта.

    Тема 5. Профессиональная компетентность и профессиональная культура специалиста

    Компетенция и компетентность. Компетентностный подход как принцип образования. Ключевые образовательные компетенции. Квалифицированность в практической работе психолога. Модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой. Уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой. Профессиональная культура специалиста.
    V. Рабочая учебная программа


    Наименование разделов и тем

    Всего

    Аудиторные занятия
    Са-мост. работа

    Лек-ции

    Практзанят. семин

    1.

    Раздел 1. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

    Тема 1. Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий


    6





    2


    4

    2.

    Тема 2. Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

    7




    2

    5

    3.

    Тема 3. Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности

    9




    4

    5

    4.

    Тема 4. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

    9




    4

    5

    5

    Раздел 2. Профессиональное становление

    Тема 1. Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога



    9






    4



    5

    6.

    Тема 2. Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

    9




    4

    5

    7.

    Тема 3. Профессиональная деятельность. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

    9




    4

    5

    8.

    Тема 4. Профессиональная деятельность психолога

    9




    4

    5

    9.

    Тема 5. Профессиональная компетентность и профессиональная культура специалиста

    7




    2

    5




    Итого:

    72




    30

    44



      1   2   3
    написать администратору сайта