Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория и практика

  • События, методы и свойства

  • 2. Интегрированная среда разработки После запуска VB (Пуск / Программы / VB

  • Toolbars)

  • View / Toolbars / Customize

  • General

  • Project Ex

  • View / Project Explorer

  • Окно свойств .В окне Properties

  • View / Properties Window

  • Property Pages

  • View / Properties Pages

  • View / Object Browser Окно конструктора форм

  • Окно редактирования кода

  • View / Code

  • Object

  • Информатика. Учебнометодическое пособие по информатике длявузов Воронеж 2007 2


    Скачать 0.69 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие по информатике длявузов Воронеж 2007 2
    АнкорИнформатика.pdf
    Дата13.03.2019
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИнформатика.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #24937
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    В.А. ИЩЕНКО, Е.К. НАГИНА
    VISUAL BASIC
    Разработка приложений
    Теория и практика
    Учебно-методическое пособие
    по информатике
    д л я в у з о в
    Воронеж 2007

    2
    Утверждено научно-методическим советом факультета международных отношений
    Воронежского государственного университета
    Протокол № 2 от 7 февраля 2007 г.
    Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре Информа- ционных технологий и математических методов в экономике экономиче- ского факультета Воронежского государственного университета.
    Рекомендуется для студентов 1-го курса, обучающихся по специаль- ности 080102 (060600) “Мировая экономика”.

    3
    Введение
    Создание компьютерных программ в России началось одновременно с производством первых ЭВМ. К середине 60-х годов 20 - го века в стране сложилась своя школа программирования, которую отличали новаторство, изобретательность, поиск нестандартных решений. Техническая база при этом не отличалась качественной микроэлектроникой. В 80 - е годы 20 – го века в России отсутствовало коммерческое программирование: программы создавались по государственному заказу и становились частью ЭВМ или систем, созданных на базе ЭВМ.
    На западе с 1976 г. началось массовое распространение ПК и разра- ботка различных программ: от служебных до игровых. К коммерческим программам предъявлялись совершенно новые требования к оформлению программных продуктов - привлекательность, выразительность, дружест- венность. Именно это отсутствовало в программах, создаваемых россий- скими программистами, которых больше интересовали разработки инте- ресных алгоритмов и приемов программирования, а не скучная оформи- тельская работа.
    Попытки разработать свой национальный язык программирования делались в разных странах. В России такой язык программирования был написан символами русского языка, что создавало проблемы его использо- вания в других странах, а также требовалась специальная программа – компилятор, которая переводит символы русого языка в цифровой код. За- траты на разработку компиляторов превышают в десятки раз затраты на разработку набора символов и правила синтаксиса.
    Разработка наборов операторов и правила синтаксиса называется
    идеей языка программирования.
    Разработка компилятора называется реализацией языка программи-
    рования.
    Опыт показывает, что национальные языки программирования мед- ленно развиваются из-за ограниченности круга потребителей, новые вер- сии языка выходят редко. Такие национальные языки программирования начинают очень сильно отставать от своих англоязычных конкурентов.
    Существуют специальные языки программирования, разработанные для решения специальных задач. К ним относятся: для решения инженер- ных задач – язык ФОРТРАН, для решения банковских задач – язык КО-
    БОЛ, для решения военных задач – язык АДА, для решения архитектурных задач – язык ЛИПС, для решения научных задач – язык ПРОЛОГ, для про- граммирования сайтов для Internet – JAVA.
    Кроме специальных языков есть универсальные языки программиро-
    вания. На сегодняшний день наиболее универсальными языками програм- мирования считаются Бейсик, Паскаль, СИ++. За долгое время развития эти языки превратились в целые системы программирования, первые из которых появились во 2-й половине 90-х годов 20 – го века. Они облегчи- ли процедуры по оформлению программ, а программистам позволили со-

    4
    средоточиться на логике работы программ. Система программирования
    отличается от языка программирования тем, что она имеет не только ком- пилятор, но содержит еще несколько дополнительных программ для уп- рощения программирования. С помощью системы программирования можно не писать программы, а составлять их из готовых компонентов.
    Таким образом, язык программирования Бейсик превратился в сис- тему программирования Visual Basic, язык Паскаль – в систему Delphi, а язык СИ++ реализовался в нескольких системах – Borland C++ и Microsoft
    Visual C++.
    Объектно-ориентированное программирование (ООП) завоевывает положение доминирующей парадигмы. ООП быстро заменяет методы структурного программирования.
    ООП основывается на следующих правилах:
    Прикладная программа строится из объектов, обладающих неко- торыми свойствами, и некоторых методов, которые эти объекты могут выполнять.
    Текущее состояние объекта может изменяться, но программа все- гда зависит от объектов, причем объекты не могут взаимодейст- вовать друг с другом произвольно.
    Программист при разработке программы сам решает вопрос, формировать ли оригинальный объект или применять уже имею- щийся.
    Visual Basic (VB) – это язык программирования, основанный на ма- нипулировании объектами и их атрибутами.
    1.
    Основные понятия объектно - ориентированного
    программирования
    Объекты.В VB каждый объект системы от базы данных до интер- фейса пользователя – это объект, который можно идентифицировать (дать имя) и управлять им, используя унифицированные технологии. Всем объ- ектам, независимо от их типа, присущи стандартные свойства (характери- стики, управляющие поведением объекта) и в большинстве случаев стан- дартные или пользовательские методы (программное описание действий объекта).
    Объекты приложения VB могут быть “осязаемы” для пользователя
    (окна диалога, командные кнопки, текстовые поля и т.д.). Объекты могут представлять собой некоторые категории, которые непосредственно не яв- ляются частью пользовательского интерфейса и некоторые из них нельзя
    “потрогать” курсором мыши (рабочие области, наборы записей). При раз- работке приложения программируются действия объектов или задается ре- акция этих объектов на некоторые события или состояния среды или при- ложения.
    В VB объект – это комбинация программного кода и данных, вос- принимаемая как единица, которой можно каким-либо образом манипули-

    5
    ровать. Например: манипулирование объектом “текстовое поле” – это ввод в него данных, изменение цветового оформления, установка шрифтов и их размеров и т.д. Программно каждый объект определяется как класс.
    Создаваемые объекты в VB могут управляться только изменением
    свойств и вызовом методов. В программной реализации внутри создавае- мых объектов-элементов управления не должно быть никаких переменных
    public.
    Для упрощения процедур разработки и отладки программ рекомен- дуется создавать небольшие объекты, которые выполняют несколько задач вместо чрезмерно сложных объектов с большим количеством внутренних данных и связей, требующихся для управления, или сотен свойств и мето- дов.
    События, методы и свойства.В Visual Basic манипулировать объ- ектами можно двумя способами:

    изменяя свойства объекта;

    заставляя объект выполнять специфические задания путем акти- визации метода (методов), ассоциированных с этим объектом.
    Оба эти способа ассоциируются с наступлением некоторого пользо- вательского или системного события.
    Событие– это действие или ситуация, связанная с объектом (щел- чок кнопки мыши или нажатие клавиши). События также могут иницииро- ваться в программном коде приложения (загрузка формы в память) или непосредственно в системной среде. Для обработки события можно соз- дать свой программный код в процедурах обработки событий, которые вы- зываются автоматически.
    Свойстваопределяют представление, поведение и другие черты объекта. Цвет фона и заголовок формы, таблица БД (источник записей для формы) являются свойствами тех или иных объектов.
    Методы – это программные процедуры, которые выполняют неко- торую обработку, связанную с объектом. Например, если щелчком на про- граммной кнопке требуется открыть форму, необходимо соответствую- щий программный код добавить к телу процедуры Click () командной кнопки.
    Свойства и методы называются также интерфейсом объекта.
    Стандартные методы VB подразделяются на две категории:
    1.
    Процедуры, реагирующие на стандартные события – это набор событий, автоматически обрабатываемых для каждого объекта.
    Например, загрузка формы и вывод ее на экран.
    2.
    Стандартные методы, вызываемые явно в программном коде раз- работчика.
    Классы. Важнейшее понятие ООП – класс. Класс обычно описыва- ется как шаблон, проект, из которого впоследствии будет создан объект.
    Каждый объект в этом случае является экземпляром класса. Если объекты существуют в приложениях, то класс это абстракция, объединяющая объ- екты в одну группу согласно их свойствам и поведению в среде окруже-

    6
    ния, в которой они существуют и взаимодействуют. Например, командная кнопка в форме со всеми своими конкретными свойствами и действием яв- ляется объектом класса CommandButton.
    Класс характеризуется следующими основополагающими понятия-
    ми ООП:

    Инкапсуляция – это объединение данных и черт поведения объекта в одном пакете и сокрытие подробностей их реализации от пользователя.
    Объект, который является экземпляром класса, должен иметь некото- рые значения переменных экземпляра. Эти значения определяют теку- щее состояние объекта.

    Наследование. Объект класса обладает всеми свойствами, методами и событиями класса. Процедура создания класса в ООП может быть уп- рощена, если их создавать на базе имеющихся классов. Класс, созда- ваемый из другого класса, расширяет его. Общая концепция расшире- ния базового класса называется наследованием.

    Полиморфизмозначает, что порожденные объекты “знают”, какие методы они должны использовать в зависимости от того, где они нахо- дятся в цепочке наследования.

    Иерархия. Иерархическая структура включения предполагает вклю- чение других объектов в некоторые классы объектов. Например, ко- мандная кнопка внутри формы.

    Модульность. Модульность предполагает, что объект должен заклю- чать в себе полное определение его характеристик. Никакие определе- ния процедур и свойств объекта не должны располагаться где-либо вне данного объекта.
    2. Интегрированная среда разработки
    После запуска VB (Пуск / Программы / VB) на экране можно уви- деть стартовый интерфейс интегрированной среды разработки (IDE). Эта среда предназначена для простого, логичного представления на экране объектов, используемых при разработке приложения. Через ряд окон ин- терфейса можно выполнять следующие процедуры разработки:

    Добавлять, изменять, удалять объекты;

    Редактировать методы и свойства объектов;

    Устанавливать соединения между объектами приложений и объ- ектами БД;

    Просматривать и выбирать компоненты текущих проектов и биб- лиотек;

    Отлаживать код программных процедур;

    Тестировать объекты приложений, определять их вид и поведение во время выполнения кода.
    Интегрированная среда VB состоит из следующих элементов:
    Главное меню;
    Контекстное меню;

    7
    Панели инструментов (Toolbars);
    Панель элементов (Toolbox);
    Окно проводника проекта (Project Explorer);
    Окно свойств (Properties Window);
    Страницы свойств (Properties Pages);
    Окно конструктора форм;
    Окно макета форм;
    Окно просмотра объектов (Object Browser);
    Окно редактирования кода.
    Рассмотрим некоторые элементы среды IDE.
    Главное меню.
    С
    одержит следующие основные команды:
    File (Файл), Edit (Правка), View (Вид), Project (Проект), Format
    (Формат), Debug (Отладка), Run (Запуск), Query (Запрос), Diagram (Диа- грамма), Tools (Сервис), Add-Ins (Надстройки), Window (Окно), Help
    (Справка).
    Панели инструментов.
    По умолчанию при запуске VB выводится стандартная панель инструментов. Дополнительные панели инструментов для редактирования кода, отладки кода и разработки форм могут подклю- чаться командой меню View / Toolbars. Для создания пользовательских панелей инструментов и редактирования уже существующих используется окно диалога Customize, вызываемое командой View / Toolbars / Customize.
    Панель элементов.
    Панель элементов (Toolbox) представляет собой набор инструментальных элементов управления и конструкторов, которые можно использовать во время разработки, размещая их на форме. При за- пуске VB панель элементов содержит стандартный набор элементов управления (он называется General), но этот набор можно редактировать, добавляя дополнительные элементы управления, например, командой ме- ню Project / Components.
    Окно проводника проектов.
    Окно проводника проекта (Project Ex-
    plorer) позволяет легко и быстро просматривать состав и свойства выбран- ного проекта, перемещаться между проектами и, если их открыто сразу не- сколько, копировать необходимые объекты из окна одного проекта в дру- гой, как это осуществляется в проводнике системы Windows.
    Проводник проекта можно вызвать командой View / Project Explorer
    или комбинацией клавиш + . В окне представлена иерархиче- ская структура файлов форм и модулей текущего проекта. По мере созда- ния, добавления или удаления файлов из проекта VB отображает измене- ния в окне Project Explorer.
    Окно свойств.
    В окне Properties (Свойства) перечислены установки свойств текущей формы или элемента управления.
    Диалоговое окно Properties можно вызвать следующими способами:
    командой View / Properties Window; кнопкой Properties Window на стандартной панели инструментов; командой Propertiesконтекстного меню выбранного объекта.

    8
    При выборе объекта содержимое окна свойств изменяется, отобра- жая свойства вновь выбранного объекта.
    Порядок просмотра окна свойств объекта:
    1.
    Выбрать объект, свойства которого нужно просмотреть.
    2.
    Выполнить команду меню View / Properties Window или нажать клавишу F4.
    Страницы свойств.
    Кроме окна свойств, со свойствами объектов можно работать через окно страниц свойств.
    Окно диалога Property Pages можно открыть следующими способами:

    В окне свойств выбрать строку Custom и щелкнуть стрелку вниз.

    Выбрать объект и выполнить команду View / Properties Pages.
    Окно просмотра объектов.
    Для просмотра всех элементов, входя- щих в состав проекта, Visual Basic предоставляет очень удобную возмож- ность – окно просмотра объектов Object Browser. В окне перечислены объ- екты, доступные для использования в проекте. В нем можно просматри- вать объекты, методы и свойства, доступные для этих объектов.
    Object Browser выводит на экран информацию в виде трехуровневой иерархии: библиотека, приложение или проект-объект (класс) – члены класса. В качестве членов класса в окне Members представлены свойства, методы, обрабатываемые события, константы, элементы управления, а также другие включаемые объекты класса.
    Окно просмотра проектов можно вызвать командой
    View / Object Browser
    Окно конструктора форм.
    Окно конструктора форм является ос- новным рабочим окном, в котором выполняется визуальное проектирова- ние приложения. Вызвать это окно можно из главного меню командой
    View / Object. Окно конструктора форм служит для проектирования и на- стройки интерфейса приложения. В VB формы – это базовые строительные блоки приложения, через окна которых пользователь взаимодействует с логикой приложения, обращается к базе данных, взаимодействует с други- ми пользователями и получает информацию по сети. На форме можно рас- полагать элементы управления, графические объекты и конструктивы. С формами связаны специфические события, они имеют свойства и методы, посредством которых разработчик может управлять их обликом и поведе- нием. Каждая форма в приложении имеет свое собственное окно дизайнера формы.
    Окно редактирования кода.
    Редактор кода – это мощный встроен- ный редактор с удобными средствами ввода исходного кода программы.
    Это окно служит в качестве редактора для ввода кода процедур приложе- ния. Для каждой формы или модуля создается отдельное окно редактиро- вания кода. Его можно рассматривать как специализированный интеллек- туальный текстовый процессор, существенно облегчающий написание ко- да VB.

    9
    Окно редактирования кода можно вызвать командой из главного ме- ню View / Code.
    Так как программный код приложения VB компонуется из модулей, отдельное окно редактора открывается для каждого модуля, который мож- но выбрать из Project Explorer. Код внутри каждого модуля организован в отдельные разделы для каждого объекта, содержащегося в модуле. Пере- ключение между разделами производится выбором соответствующего объекта в списке Object в левом верхнем углу окна редактора. В модуле формы список включает общий раздел General, раздел для формы и для каждого объекта формы.
    Для модуля класса список включает раздел General и раздел Class.
    Для стандартного модуля имеется только раздел Procedure.
    Каждый раздел кода может содержать несколько различных про- цедур, к которым можно обратиться через список Procedure в правом верх- нем углу окна редактирования кода. Список процедур для модуля формы содержит отдельный раздел для каждой процедуры обработки стандартно- го события для формы и всех ее элементов управления. Список модулей классов содержит только процедуры событий непосредственно класса Ini-
    tialize и Terminal.Стандартные модули не имеют никаких процедур обра- ботки событий, так как они не поддерживают события. Список Procedure
    для раздела модуля
      1   2   3   4   5   6   7   8   9
    написать администратору сайта