Главная страница
Навигация по странице:

  • «Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского» Факультет культуры и искусств Кафедра режиссуры Павлов А.Ю. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

  • Рецензенты: Васильева Э.В.

  • Теоретический курс»

  • «Темы рефератов»

  • I.Теоретический курс Тема 1. История искусств как учебная дисциплина

  • Тема 2. Первобытное искусство

  • Эпипалеолит

  • ЭлектрПособПоИстории_ИЗО_Павлов. Учебнометодическое пособие по курсу История искусств (изо) для специальностей Народное художественное творчество


    Скачать 47.26 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие по курсу История искусств (изо) для специальностей Народное художественное творчество
    АнкорЭлектрПособПоИстории_ИЗО_Павлов.doc
    Дата08.05.2017
    Размер47.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭлектрПособПоИстории_ИЗО_Павлов.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #3041
    страница1 из 25
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    Павлов А.Ю.
    ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

    от первобытности до наших дней


    Учебно-методическое пособие

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского»

    Факультет культуры и искусств
    Кафедра режиссуры

    Павлов А.Ю.
    ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

    от первобытности до наших дней


    Учебно-методическое пособие

    по курсу «История искусств (ИЗО)» для специальностей «Народное художественное творчество», «Социально-культурная деятельность», «Связи с общественностью»

    Омск, 2009

    Автор: Павлов Андрей Юрьевич, ст. преподаватель кафедры режиссуры ОмГУ им. Ф.М.Достоевского
    Рецензенты:


    Васильева Э.В. – Проректор по ВР Омского государственного института сервиса, доцент кафедры дизайна костюма, член Союза дизайнеров РФ
    Фаттахова Л.Р. – Доцент кафедры ТИМ факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, кандидат искусствоведения
    Павлов А.Ю. История искусств от первобытности до наших дней. Учебно-методическое пособие. 2009.

    В учебно-методическом пособии в краткой, тезисной форме рассматриваются важнейшие этапы развития изобразительного искусства, представлены темы семинарских занятий, достаточно подробно освещается самостоятельная работа студентов, правила оформления рефератов, предлагается список литературы, рекомендуемый для самостоятельного изучения. В Приложении публикуется словарь специальных терминов по данному курсу и иллюстрации по основным темам и разделам.

    Пособие с учебным и методическим материалом по основным разделам курса «История искусств (ИЗО)» предназначено для студентов вузов культуры и искусств (специальности «Народное художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность»), а также для студентов гуманитарных кафедр и факультетов технических институтов и университетов (специальность «Связи с общественностью»).

    Публикуется по решению № 3 от 02 ноября 2009г. УМК кафедры режиссуры факультета культуры и искусств ГОУ ВПО «Омский Государственный университет им. Ф.М.Достоевского»

    Предисловие

    «Я знаю только то… что искусство страшно меняется в своем проявлении и слишком часто принимает жалкую, ничтожную форму.… Но хватит ныть, крикнем: да здравствует солнце, источник этого чудесного света!»

    (из письма Сезанна Эмилю Золя)

    30-е тысячелетие до рождества Христова…. XXI столетие третьего тысячелетия.… Именно такой период исследуется в процессе изучения истории изобразительного искусства и архитектуре на занятиях по предмету «История искусств (ИЗО)» студентами специальностей «НХТ» и «СКД» вузов культуры и искусств, гуманитарных факультетов и кафедр технических, экономических вузов.

    За этот период искусство действительно менялось неоднократно и кардинально под воздействием как относительно благополучных периодов времени, так и под влиянием страшных катаклизмов, войн, революций, ужасных эпидемий, землетрясений.… От прекрасного к посредственному, от великолепного к ужасному. И наоборот…. Последовательным этот процесс назвать очень трудно! Сколько прекрасных произведений погибло в водовороте времени и известны нам только по описаниям.… И ошибкой можно считать мнение, что поскольку человек является творцом произведения искусства, то только он способен повлиять на его развитие.… Влияние искусства на человека несомненно и настолько велико, что его сложно переоценить!

    Все эти процессы взаимного влияния и пытается выяснить данное небольшое пособие, являющееся как бы отражением основы той дисциплины, которая читается во 2 семестре на 1 курсе специальностей «НХТ» и «СКД» факультета культуры и искусства ОмГУ им. Ф.М.Достоевского.

    Автор вполне отдает себе отчет, что студенту практически невозможно записать все, что рассказывает преподаватель на занятиях (а специализированных учебников для краткого курса по истории ИЗО для данных специальностей нет…), и потому надеется, что «Теоретический курс» пособия и «Словарь терминов» помогут учащемуся напрямую или ассоциативно вспомнить о том, о чем велся разговор на той или иной лекции, натолкнет на размышления частного порядка, возможно даже заставит поискать дополнительную литературу, чтобы более подробно изучить какой-либо жанр, стиль, эпоху, художника; разделы «Темы рефератов» и «Требования к содержанию и оформлению реферата» не дадут «уйти» в сторону от самостоятельно исследуемой темы и т.д. Ведь искусство – всегда индивидуальный процесс. Или результат. Никакая наука, никакой искусствовед не в состоянии объяснить, почему тот или иной раздел живописи, скульптуры, архитектуры, то или иное произведение какого-либо Художника, Мастера заставляет учащенно биться сердце, а иные – не затрагивают ни души, ни сознания.

    Таким образом, данное пособие по истории искусств при желании может стать хоть и кратким, но довольно успешным «путеводителем» по жанрам и эпохам, стилям и направлениям, именам и причинам появления мировых шедевров основных изобразительных видов искусств. Итак, в добрый путь?!


    I.Теоретический курс
    Тема 1. История искусств как учебная дисциплина


    • Поиск начала – самый трудный поиск, в который пускается исследователь. Любое явление когда-то и где-то возникло – это очевидно. Но очевидно и то, что на пути к истокам лежит бесконечная цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Любое начало относительно, оно само – следствие долгого предшествующего развития, звено бесконечной эволюции. Происхождение жизни, человеческого рода, человеческих институтов (семья, собственность, государство) – не единовременный акт «творения» или появления. То же можно сказать и об искусстве. Когда, где и почему оно «началось» - точного и простого ответа нет. Да и не началось оно в строго определенный исторический момент – искусство постепенно вырастало из «неискусства», формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

    • Понятие «искусство» как оппозиция понятию «натура» (природа), родившееся в Древнем Риме. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому» и применялось, прежде всего, для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем слово «искусство» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их надприродный («противоестественный»), характер, их человекотворное, а не божественное происхождение.

    • Часто в определение искусства закладывают категории субъективной красоты: искусство – это то, что можно назвать прекрасным. Это не правда! Или правда только отчасти…. Нередко искусство определяют как что-то, что имеет характеристику экспрессии или эмоционального выражения. И эта характеристика не может быть положена в базовое определение. Выдуманная «идейность» или «концептуальность» вообще не выдерживают никакой критики и никакими необходимыми условиями с искусством не связаны.

    • Нет вообще такой вещи как искусство, есть только художник! И то, что делает художник – это искусство. Процесс творчества не может быть описан или формализирован, но у него есть одна характеристика – у художника есть критерий «правильности». Вот этот самый критерий «правильности» и есть критерий искусства! (Э.Х.Гомбрич)

    • Искусство (от славянского искус, кусить, праславянского kusiti – опыт, проба, попытка) – качественная оценка практической деятельности человека в любой области (сравнительное мастерство). Отсюда – искушение (испытание делом). Искусный – мастерски сделанный; искусство – принадлежность искусного, развитая навыком способность, умение. В связи с дифференциацией трудовой деятельности человека под искусством впоследствии стали понимать только художественный род деятельности, т.е. создание художественных образов определенной, конкретной личностью Художника.

    • Искусство, отличаясь своей спецификой, стоит в одном ряду типологически схожих явлений (философия, наука, право, мораль, религия). Эстетическая функция искусства, или О чем думает собака, глядящая на звезды?

    • Искусство – художественный процесс, его формы исторически изменчивы, каждая художественная эпоха создает свои художественные движения, свои направления и течения: первобытность, Античность, Средние века, Возрождение, Новое Время, Новейшее Время.

    • Проблемы классификации видов искусств, или Что растет на Древе искусств. Критерии, позволяющие систематизировать знания об эстетическом богатстве и разнообразии художественной деятельности, осуществляемой в разных формах (литература, театр, кино, живопись, графика, скульптура, музыка, хореография, цирк, архитектура, декоративно-прикладное искусство, ораторское искусство, фотография). Массовое и элитарное искусство. Пространственные или пластические (живопись, графика, скульптура, ДПИ, архитектура, фотография), временные или динамические (литература, музыка, ораторское искусство), пространственно-временные, зрелищные или синтетические (театр, цирк, хореография, кино) виды искусства.

    • Флорентиец Джорджо Вазари (1511–1574), архитектор и искусствовед при дворе герцога Козимо Медичи как первый, но далекий от идеала историк искусство, чьи «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» наполнены «глупостями и небылицами». Но он первый попытался ввести периодизацию в историю искусства, ввел термин «готика» и описывал искусство «древних мастеров», творивших за 500–600 лет до его родного XVI века («романское искусство»). По мнению Вазари, готическая архитектура предшествовала памятникам, связанным с именем короля вестготов Теодориха….

    • Искусство развивается последовательно и непрерывно, несмотря на войны, как и положено естественному процессу…. Так ли это на самом деле?

    • Маленькие «следственные» эксперименты: книга со стихами А.С.Пушкина, морская раковина, золотой «Паркер», туесок из бересты ручной работы, полиграфическая копия «Джоконды» Леонардо да Винчи – являются ли они произведениями искусства?

    • Наука как специфическая форма организации духовного опыта. История искусства – наука, рассматривающая художественные произведения как факты и явления, характерные черты которых должны сообщить причины их появления. История искусства не прощает и не осуждает, она указывает и объясняет, предоставляет каждому полную свободу следовать своим симпатиям, предпочитать то, что согласуется с его темпераментом, изучать более глубоко то, что соответствует развитию собственного духа.

    • История искусства как дисциплина, пытающаяся раскрыть коллективную ментальность, то есть передать исходные типы мышления, господствующие в конкретном обществе, особенности душевного склада людей, психологические черты эпохи.

    • Историк искусства не может рассматривать историю искусства Древней Греции, не принимая во внимание физической географии Древней Греции, не может изучать ее архитектуру без учета строительных материалов.

    • Факт как значимая величина в процессе изучения культурно-исторических школ, поскольку именно разносторонней фактуры не хватает многим «всеобщим историям искусств». Факты выражают стремление воскресить образ культурной эпохи, передать ее аромат и неповторимость. Мозаика фактов, наблюдений и выводов позволяют воссоздать силуэты эпох развития культуры. Факты и иллюстрации из литературы, театра, живописи, скульптуры, архитектуры вводят нас в мир культурных феноменов разного ранга и разного смысла.

    • Мир – пучина зла и греха. Мир – водоворот любви и гармонии…. Два полярных утверждения – кредо художника. Особенности мировосприятия разными людьми. Понятия «конфликт» и «композиция».

    • Произведение искусства не есть нечто единичное, отдельное, особняком стоящее явление (картина, трагедия, статуя – непременная часть целого), и отыскание того целого, которым оно обуславливается и объясняется – главнейшая задача предмета. Речь идет не только о творчестве Художника, которое выражает единство стиля, воссоздает акустику времени. Рельефной, исторически конкретной оказывается общественная обстановка.

    • Закономерности, влияющие на возникновение художественного произведения:

    1.Стиль, складывающийся: из колорита («роскошного или тусклого»), типов и образов («благородных или площадных»), позы, грунтовки, накладки красок, манеры письма и отделки – если это художник; героев («пылких или нежных») и композиции (трагические или комические завязки и развязки), запутанных интриг и перипетий, любимых словечек и выражений – если это писатель.

    2.Школа или «семья художников» той страны и того времени, к которым он принадлежит (например художники эпохи Рубенса – Сегерс, Крейер, Ван Тульден, Йорданс, Ван Дейк – подобно Питеру Паулю, помимо личных особенностей, предпочитали изображение цветущего, здорового тела, роскошного, кипящего жизнью движения, резкого, яркого румянца как признака жизни, порыва и увлечения прихотливой страсти, пышных и пестреющих тканей, блеска пурпура и шелка, волнующейся драпировки).

    3.Окружающий Художника мир, нравственное и умственное состояние которого неотделимо от его личности и вкуса (Иктин, Калликрат и Фидий, люди создавшие Парфенон и Зевса Олимпийского, были подобно другим афинянам, свободные граждане и язычники, воспитанные в палестре, которые боролись и упражнялись в гимнасиях, раздевшись донага, были знатоки в решении дел и голосовании на общественной площади, имели одни и те же привычки, интересы, идеи, верования – люди одного и того же племени, одинакового воспитания, говорившие одним языком, совершенно схожие со своими зрителями).

    4.Климатические и географические особенности местности, где работает художник, как способ формирования физиологического и нравственного микроклимата.

    • Сущность художественного произведения:

    1.Подражание природе, но не слепое, а преломленное через призму индивидуального восприятия художником окружающего мира.

    2.Единичность, наличие уникальности в одном экземпляре.

    3.Физиологическая бесполезность для земного существования человека.

    4.Искусственность, т.е. создание человеком, а не природой.

    5.Принесение эстетического удовольствия человеку.

    6.Потребность Художника в самовыражении, необходимость «высказаться» («Можешь не писать – не пиши…»).
    Тема 2. Первобытное искусство


    • Период «творческого взрыва», или Почему человек стал рисовать? По данным современной науки, человек палеолита по своей физической конституции был вполне подобен современному человеку, владел членораздельной речью, умел обрабатывать камень для получения довольно сложных орудий, жил охотой на крупного зверя, в пределах своего кругозора был великим мастером (некоторые способности, необходимые в борьбе за жизнь, были развиты до изощренного умения) – иначе как бы человек смог выстоять в условиях жесточайшей борьбы за существование? Основные теории происхождения искусства как одного из самых древних атрибутов человеческого существования. Искусство старше, чем государство и собственность, старше земледелия, скотоводства и обработки металлов, старше чувств личности и индивидуальности.… Почему же оно должно быть обязательно примитивным в рассматриваемый нами период?

    • 1859 год – рождение науки о «доисторическом человечестве». Труды по эволюционной теории человека палеонтолога Буше де Перта, биолога Ч.Дарвина, геолога Ч.Лайеля. В биологической форме, но не в исторической или социальной…Homo neandertalis эпохи верхнего палеолита как тупое и примитивное существо, «животное» в глазах «натуралистов»-геологов. Резьба по кости («искусство малых форм») как «вульгарная фальсификация» по мнению исследователей. Каменные скульптурки животных («мобильное искусство») – факт, пройти мимо которого уже невозможно. Доктрина о «чистом» искусстве первобытности (Э.Ларте и Д.Лебокк), якобы не обладавшем ни особым историческим становлением, ни значимостью, ни существенным общественным смыслом.

    • Палеонтолог Ф.Гарригу – «первооткрыватель пещерных картин» в 1864 году о монументальных росписях и гравюрах на стенах «Черного салона» пещеры Нио (Франция): «На скальных стенах есть рисунки, кто бы это мог их сделать?»…

    • История о девочке Маше, ее отце археологе-любителе Марселино де Саутуола и «первобытной сикстинской капелле» (пещера Альтамира, Кантабрия, Испания), открытой семейством де Саутуола в 1879 году. Росписи пещеры (изображения животных) – первая галерея доисторических рисунков подобного масштаба. Г. де Мортилье о потрясающих цветных росписях Альтамиры: «Это фальсификация!». Обвинение Саутуолы в подлоге и в фальсификации находки, травля в научной среде и прессе, приведшие к скорой смерти археолога от унижения и разочарования…

    • Открытие «запечатанных» пещерных росписей в гроте Ла Мут, в Дордони (1895), признание и подтверждение аутентичности палеолитического искусства. Э.Картальяк и его статья «Покаяние одного скептика».

    • «Культурный круг», или Тезис о превосходстве европейского «древнего художника». Теория о западных «художественных» и восточных «нехудожественных» расах. Семантические двойники пещерных росписей и резных гравировок в Португалии и Турции, Грузии и на Урале, на Кубани и в Австрии, Афганистане и Монголии как доказательство единства исторического процесса по всей Евразии.

    • Палеолитическое искусство: «подражание тем или иным образцам при полном отсутствии школы». «Нулевой уровень» художественного развития первобытного человека. «Оглянувшийся бизон», «Голова лошади» как яркие образцы мобильного искусства и поразительного мастерства древних художников.

    • «Первобытные Венеры» («Палеолитические Венеры», «Виллендорфские Венеры»): эффект привлекательности, запрограммированный самой природой, первобытный инстинкт выбора лучшей самки или воплощение мечты древнего человека об идеале женщины?

    • Животные как основные объекты изображения. Экспрессивность поз и динамика движения как свидетельство высокого мастерства. Дикая лошадь, бизон, тур, зубр, олень в изобразительном искусстве первобытности. Изображения человека в первобытном искусстве. «Экономика выживания» как антитеза доктрины «чистого» искусства. Практические функции первобытного искусства.

    • Экспонирование и групповые пантомимы как опыт творческой деятельности и предпосылки появления зачатков театрального искусства. «Другая ценность» экспоната. «Натуральный макет». О соотношение творчества, зачатков религии и органическом синкретизме этих начал. Культовое значение первобытного искусства. Тотемизм, симпатическая (охотничья) магия и теория символизма в искусстве первобытного человека.

    • Эволюция первобытного рисунка: схематический контур, обобщенный контур, детализированный контур, прозрачные и наложенные изображения, покрывная монохромная и полихромная живопись. Техника исполнения первобытных художников: краски, резьба, рельеф. Вспоминая Египет: «искривленная перспектива».

    • Наскальная живопись: «галереи искусства» или святилища? Наскальные комплексы знаков и рисунков в Ласко, Куняке, Эль-кастильо как признаки информационного сообщения. Но о чем?

    • Абстракция в первобытной живописи как отдельная дополнительная форма фигурного символизма изображения. Ряды точек, вертикальные и наклонные линии, прямоугольники, разлинованные на квадраты, закрытые и открытые овалы, цветные отпечатки ладоней как система ритуально-магических символов или зашифрованные послания?

    • Хронология и эволюция наскального искусства эпохи верхнего палеолита. Ориньяк-перигор (30000 – 25000 лет до н.э.): момент наибольшего распространения палеолитического искусства – от самых восточных районов Сибири до Средиземноморья. Самые типичные и выразительные примеры живописи данного периода сосредоточены в пещере Ласко (Дордонь, Франция).

    • Солютре (25000 – 15000 лет до н.э.). Период господства высокого рельефа, выполненного в технике углубления окружающей поверхности. Наиболее характерные произведения искусства, относящиеся к этому периоду, найдены на стоянке Ле Фурне дю Дьябль (Франция).

    • Мадлен (15000 – 10000 лет до н.э.). Период создания изображений, отличающихся наивысшим реализмом. Образцы мадленского искусства встречаются по всей Европе. Самый значительный памятник искусства – ансамбль пещеры Альтамира (Испания).

    • Эпипалеолит и мезолит (10000 – 8000 лет до н.э.). Периоды, в которые художественное творчество практически не получило дальнейшего развития. Результаты ограничиваются предметами мобильного искусства. Исключение составляет левантийское искусство, живопись севера Африки.

    • Неолит, который начинается за 8000 – 7000 лет до н.э. и продолжается до предысторической и даже исторической фазы развития (середина IV тысячелетия до н.э.). Эпоха керамики, изменения художественных ориентиров, попытка передать иллюзорный облик окружающего мира средствами искусства. Иберийское, левантийское, тассильское искусство, главный герой которого – человек общественный, включенный в социальные отношения, член определенной группы, занятый охотой, участвующий в битвах, обрядах и ритуалах. Геометрическая стилизация и условность в изображении как отличительная черта искусства неолита. Неолитическая скульптура. Ранняя керамика. Гончарное ремесло: глина, ставшая искусством.

    • Менгиры (камни) и мегалиты (группы камней) как самые ранние архитектурные памятники прошлого. Европейские мегалитические комплексы (Карнак, Стоунхендж). Дольмены – первые коллективные погребения с каменным сводом и курганом.

    • Предпосылки для успеха цивилизованного прогресса:

    1.Переход от «добывания» пищи (охоты и собирательства) к оседлому земледелию и скотоводству;

    2.Изобретение письменности (пиктографической и клинописи);

    3.Разделение труда и появление ремесел;

    4.Принятие религии как идеологии духовной общности и единства людей;

    5.Создание определенных форм государственности;

    6.Изобретение колеса, ткацкого станка, начальные этапы обработки металлов;

    7.Создание средств и способов коммуникаций (дорог), обмен товарами.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    написать администратору сайта